Проект по основам безопасности жизнедеятельности: «Опасность на дороге и как ее избежать»
проект по обж (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Хадаев Сергей Александрович

В учебный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" включен модуль "Дорожная безопасность". Создание на уроках ОБЖ условий для сознательного отношения учащихся к изучению и применению на практике ПДД помогает организация проектной деятельности. Процесс выполнения проекта позволяет учащимся самостоятельно добывать нужные знания, связывать их с реальной жизнью, что способствует снижению уровня ДДТТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.2._statya_po_pdd.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по основам безопасности жизнедеятельности:

«Опасность на дороге и как ее избежать»

Автор: Хадаев Сергей Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ школы № 164

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых            знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.
Дмитрий Иванович Писарев

Используемая технология: метод проектирования.

Вид проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: 4 недели.

Участники проекта: учащиеся 7-9 классов, их родители, преподаватель-организатор ОБЖ и классные руководители.

Цель: Формирование убеждения, что соблюдение правил дорожного движения является надёжной гарантией безопасности.

Задачи:

1. Предупредить наиболее распространённые ошибки поведения детей на дорогах;

2. Воспитать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

3. Организация совместной деятельности родителей, учителей и учащихся в повышении культуры участников дорожного движения.

Актуальность темы.  Резкое   возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов поражает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный   травматизм   всё   больше приобретает характер «национальной катастрофы».(3)  По данным МВД России количество погибших в ДТП детей в России в 2011 года на 19% превышает аналогичный показатель прошлого года.(4) Количество ДТП в Санкт-Петербурге в 2012 году с участием детей резко возросло. (5) На территории Санкт-Петербурга за последние десятилетия число погибших в ДТП детей возросло на 63%, раненых – на 128%.(6)

В условиях Санкт-Петербурга в организации обучения детей правилам и навыкам безопасного поведения на дороге актуальным становится привлечение их родителей.(1)Недаром  В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей» (2)

Предполагаемый результат: Воспитать грамотного пешехода. Полученные  знания  учащиеся смогут  применить в повседневной жизни, что позволит обезопасить их на  проезжей  части  улицы. Создание единого воспитательного пространства «семья-школа». Объединение усилий и координация действий семьи и школы для решения поставленных задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Этапы  работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектной деятельности и мотивирует учащихся

Помогает в определении цели проекта
Наблюдает за работой учащихся

Планирование

Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов
( формы проекта)

Формулируют задачи проекта
Вырабатывают план действия
Определяют способ представления проекта

Предлагает идеи, высказывает предположения


Наблюдает за работой учащихся

Исследование (работа над проектом)

Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, эксперименты)

Выявление и обсуждение вопросов, проблем, возникших в ходе выполнения проекта

Выбор оптимального варианта хода проекта

Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации

Формулирование выводов

Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию

Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта Оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект

Оценивают и анализируют выполненный проект

Слушает, задает вопросы

Направляет процесс анализа

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, самостоятельность, креативность

Выявляет потенциал продолжения проекта

 План реализации проекта включил деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по трём направлениям: работа с учащимися, работа с родителями и преобразование предметной среды.

1. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ при реализации проекта с родителями.

О начале проекта сообщается не только учащимся, но и их родителям.  Это можно сделать на родительском собрании. Для родителей информация о проекте важна потому, что они будут знать, что требуется от детей, представлять себе цели, задачи  актуальность проекта и предполагаемый результат, а также узнают каким образом и в каком объеме смогут оказать помощь. Однако важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Право свободного выбора источника информации предоставляется учащимся!

Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта. На первом этапе проекта каждый ученик получил тему для исследования, при разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в посещении библиотеки, в поиске источников информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом учащимся  может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

2. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ при реализации проекта с учащимися.

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет учеников действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску.

Формулировка проблемной ситуации – важная часть подготовительного этапа.С учащимися проводится беседа, в которой имеет смысл остановиться на рассматриваемой проблеме более подробно: «Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это: переход проезжей части вне установленном месте, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее.  Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке»

Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. В самом начале работы над проектом – на этапе проблематизации  необходимо ознакомить учащихся с критериями оценивания проекта. Изучение критериев оценки результатов, поможет ученикам четче понять, как сформулировать исходную проблему проекта, какой будет его цель (см. Приложение 1).

Подготовительный  этап.Самостоятельно учащиеся не могут овладеть методом проектирования. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. Трудность взаимодействия учителя и ученика на этом этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла как творческую работу учащегося. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка.

На основе цели и задач проекта были сформулированы следующие проблемные вопросы исследования, которые были вынесены на обсуждение в классе:

«Дети на дороге и причины дорожно-транспортного происшествия», «Наиболее опасное время суток и меры безопасности», «Азбука пешеходов», «Кто главный на дороге - пешеход или водитель?», «Запрещающие и предупреждающие знаки», «Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП».

Для работы над указанными проблемными вопросами было создано 6рабочихгрупп учащихся, с составом каждой группе от 3 до 5 человек.

Планирование.У нас есть исходная проблема проекта: Количество ДТП в Санкт-Петербурге в 2012 году с участием детей резко возросло. На территории Санкт-Петербурга за последние десятилетия число погибших в ДТП детей возросло на 63%, раненых – на 128%. Мы видим цель своей работы – способы борьбы с ней. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта.  

Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся – потребуется серьезная помощь учителя, важно только не начать планировать работу вместо ребенка: это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования, задать ученикам следующие вопросы: Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Когда ты будешь это делать? Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать?

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта, который включает в себя: а)определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов на основе критериях оценки.

Исследование.На этапе исследования учащиеся становятся настоящими исследователями. Данная деятельность требует больших затрат времени и выполнять её нужно  дома. Таким образом, появляется хорошая возможность для общения учащихся и родителей, укрепляется их взаимопонимание в таком важном вопросе, как профилактика детского травматизма на дорогах. Иногда родители помогают правильно поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над проектом. Родители могут помочь в поиске необходимой информации в различных Интернет источниках. Учащимся необходимо: осуществить сбор и обработку информации. Учителю необходимо: косвенно руководить деятельностью учащихся.

Создание проектного продукта. Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески, анализируют информацию, формулируют выводы. Каждой группе необходимо: систематизировать полученные данные; подвести итог работы; оформить результаты исследования и сделать выводы.

 Учитель разъясняет ученикам формы представления проектной продукции: плакаты, листовки, памятки, инструкции, рекомендации, компьютерные презентации.

Подготовка к защите проекта. В состав портфолио проекта группы входят: план выполнения проекта, в котором указываются задание группы и каждого участника проектной группы; отчет о проделанной работе; вся собранная информация по теме, результаты исследований и анализа записи всех идей. Помощь в наполнении портфолио оказывают и родители. Записи учащихся должны быть по возможности краткими.

Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Задача учителя – помочь подростку корректно и лаконично описать весь ход работы. Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Письменная часть проекта связана с самооценкой, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировано адекватное представление о себе. Их самооценка находится в стадии формирования, и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который в данном случае представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффективность собственных действий. Это в значительно степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал работы над проектом.

Оценивание проекта во многом опирается на письменную часть – достаточно посмотреть, сколько критериев оценивания касается именно этой его части (см. Приложение). В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Презентация проекта. На внеклассное мероприятие приглашаются родители и учителя. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7 мин. на выступление каждой группе. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая  была связана с обработкой большого массива информации. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.

В ходе презентации проекта участникам каждой группе, может быть, придется отвечать на вопросы одноклассников. К этому им надо быть готовым. Ответ на любой вопрос им лучше начинать с благодарности тому, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе одноклассников к выступлению и дает участникам группы еще один шанс показать свою компетентность).

Учет возрастных возможностей учащихся(См. Таблица 1).Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы. Особенно трудно даются им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть при разработке плана, особенно детального. Это может сказаться на качестве работы. Здесь потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.Академического опыта у учащихся 7–8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта.

Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за плечами значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может не принимать в ней участия: его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных идей. Оценивание проектов и обсуждение результатов.Используя разработанные критерии оценивания проектов учеников, объективно разрешить все споры (если они возникают) относительно полученных отметок. Результаты оценивания проекта по критериям показывают учащемуся не только общий итог – отметку, но и те баллы, которые он получил по каждому критерию. Руководитель проекта должен дать оценку деятельности каждому участнику.

Заключение. Обобщая итоги работы над проектом «Опасность на дороге и как ее избежать» хочется отметить, что цель - формирование убеждения, что соблюдение правил дорожного движения является надёжной гарантией безопасности, достигнута.Работая над проектом, учащиеся получили новые знания. В процессе реализации проекта были изготовлены плакаты, листовки, памятки, инструкции, рекомендации, компьютерные презентации.

      Нельзя не отметить такой важный положительный момент – вовлечение родителей в работу над проектом. Стало очевидно, что совместная работа педагога, учащихся и родителей является ценнейшим инструментом в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, позволяет составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям.

Таблица 1. Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом с учетом возрастных возможностей ребенка

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

5–6е классы

7–8е классы

9–10е классы

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех этапах в форме консультаций, советов, обсуждений по запросу учащегося

Целеполагание

Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях – обучающая помощь

Планирование

Реализация плана

Рефлексия

Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Презентация

Приложение 1. Критерии оценивания проектов

 Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения (максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план ее достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автор; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не с оответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Литература:

  1. Программа совершенствования системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирования у  детей навыков безопасного

поведения на дорогах на 2007-2012 годы. Комитет по образованию Санкт-Петербурга. 2007)

  1. В.А. Сухомлинский Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М. 1981)
  2. Решение общественных слушаний на тему: «Дорожно-транспортный травматизм – национальная программа», от 25 июня 2009 года. Общественная палата Российской Федерации.
  3. «Российская газета» - www.rg.ru. 08.08.2011)
  4. Т.Зыбина, начальник отдела пропаганды БДД Управления Госавтоинспекции по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, "Санкт-Петербург.ру" от 24.03.2012)
  5. Рекомендации для решения задач по повышению безопасности дорожного движения на уровне местного самоуправления. Интегрированный подход. 2010 год. Данные рекомендации являются результатом российско-финляндского сотрудничества в 2009-2010 годах. 191 с.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа пр...

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».

Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России «Основы безопасности жизнедеятельности».Це...

Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...

Итоговый индивидуальный проект по Основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Алкоголь разрушает личность»

Итоговый индивидуальный проект по Основам безопасности жизнедеятельности на тему«Алкоголь разрушает личность»Проект сдал на 5...