Статья "Военно-патриотическое воспитание в школе"
статья по обж на тему

Статья посвящена всей моей работе по военно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое воспитание в школе

Сегодня как никогда встает вопрос о воспитании у молодежи высокого чувства патриотизма. Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.

Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество человека.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду,   социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести:

Во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга.

Во-вторых, это функция формирования готовности молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.

В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.  

В-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.

Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.

Исходя из   воспитательных функций рассматриваемой   системы, можно выделить следующие подсистемы:

  • военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;
  • массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
  • деятельность средств массовой информации и творческих союзов, направленная на военно-патриотическое воспитание населения.

Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудно уловимые процессы, например спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.

В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, присоединение Крыма к Российской Федерации, сопровождалось повышением патриотических и интернациональных чувств россиян.   

Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает преподавателей общими методологическими принципами оценки его результативности, способствует выработке единых, конкретных показателей, по которым можно с наибольшей степенью вероятности судить об оптимальности функционирования рассматриваемой системы.  

Зачастую эффективность военно-патриотического воспитания определяется только по результатам занятия призовых мест в тех или иных соревнованиях, что в значительной степени искажает общую картину, деформирует ее, ибо из «зоны эффективности» исключается такой важный элемент как воинская служба. Часто результативность воздействия на формирование оборонного, героико-патриотического сознания юношества, привитие ему необходимых качеств вооруженного защитника Отечества устанавливается по ведомственному признаку, то есть определяется результативность усилий какого-либо одного субъекта воспитания. Более того, во многих случаях об эффективности системы судят по успешно проведенным, хотя важным, но эпизодическим мероприятиям или масштабным военно-патриотическим компаниям. Такое смещение или подмена одного понятия другим отнюдь не способствует улучшению воспитательного процесса, в значительной мере затрудняет оценку результативности, а, следовательно, и совершенствование в перспективе.

Рассматривая содержательную сторону эффективности военно-патриотического воспитания, важно иметь в виду, что все слагаемые системы находятся в диалектическом единстве, дополняют друг друга. Как и в любом виде деятельности, эффективность каждой подсистемы военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Правильно сформулированная цель способствует исключению стихийности и волевых решений в системе военно-патриотического воспитания. Она рождает перспективу, придает воспитательному процессу планомерный, осознанный характер. И наоборот, неправильно поставленная цель обрекает различные органы воспитания на топтание на месте, слепой подбор эпизодических, стихийных мероприятий, выработку решений «пожарного» порядка, бессистемность, а в итоге приводит к нежелательным результатам.

Повседневная воспитательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы каждый раз достигалась конкретная цель - получение молодыми людьми определенной социальной информации, на основе которой формировались бы необходимые качества (умения) для защиты Родины. При этом воспитание должно быть таковым, чтобы можно было обеспечить переход на более высокие ступени совершенствования личности. Если будет достигаться каждый раз эта цель, то будет решаться шаг за шагом и более сложная задача - достижение общих социальных целей.

Отдельное военно-патриотическое мероприятие само по себе не может сразу же, сиюминутно сформировать у личности нужные для вооруженного защитника своей страны качества. Его цель заключается, главным образом, в создании платформы для зарождения или дальнейшего совершенствования этих качеств. Поэтому, оценивая эффективность отдельных мероприятий, надо подходить к ним именно с этих позиций. Здесь непосредственный результат может быть выражен в интересе молодых людей к той или иной информации военно-патриотического характера, тем или иным навыкам и умениям, которые они получают на данном конкретном мероприятии, в положительных или, наоборот отрицательных суждениях и высказываниях о нем, в проявлении инициативы в предстоящей деятельности.

Таким образом, эффективность данной конкретной подсистемы военно-патриотического воспитания заключается в достижении главенствующих, определяющих целей, стоящих перед ней, выраженных в формировании определенных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества как у отдельного индивида, так социальной группы, в проявлении этих качеств в социальном поведении.

При определении эффективности управления системой и ее составными частями следует учитывать, что главной целью управления процессом военно-патриотического воспитания является обеспечение ритмичного, непрерывного функционирования всей системы в целом, согласованности и взаимосвязи всех ее компонентов, направлений и организационных звеньев, постоянное влияние на формирование у молодежи качеств, необходимых для защиты своей Родины. Это достигается напряженной организаторской работой всех субъектов управления, высоким уровнем координации их усилий, формированием у руководителей и организаторов военно-патриотического воспитания молодежи умения вести дело, которое им поручено, организованно. Важным параметром эффективности управленческой деятельности является сознательный, научно обоснованный выбор средств и форм воспитательной работы с молодежью, правильное применение их. А одним из главных факторов эффективности выступает время, определение реальных сроков выполнения той или иной работы, задач военно-патриотического воспитания. Всякая система тем эффективнее, чем плотнее единица времени.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что эффективность управления системой военно-патриотического воспитания - это рациональная, оптимальная организация всех звеньев руководства воспитательным процессом в строгом соответствии с целями, стоящими перед ним, закономерностями, тенденциями, явлениями, происходящими в среде молодежи, обеспечивающая ритмичное, непрерывное и действенное функционирование всей системы в целом.

Эффективность системы военно-патриотического воспитания заключается в полной реализации социальной цели - содействия дальнейшему укреплению обороноспособности страны, выражающемуся в формировании у различных социальных групп трудящихся, и особенно молодого поколения, всей совокупности высоких мировоззренческих, морально-психологических, героико-нравственных, физических и военно-профессиональных качеств, необходимых для выполнения своего патриотического воинского долга. Это дает возможность перейти к поиску конкретных показателей, критериев воспитательного процесса.

Итак, в самом общем виде под системой критериев эффективности военно-патриотического воспитания следует понимать совокупность конкретных показателей, выражающих меру достижения тех или иных воспитательных целей, неразрывно связанных с формированием оборонного, героико-патриотического сознания молодежи, других социальных групп. Данная система должна ориентировать деятельность того или иного субъекта воспитания, строго совпадающую с общегосударственными интересами, вызывать у него (а также у каждого человека) живой интерес к действительным, а не мнимым результатам своего труда, использованию резервов и возможностей творчества, в одинаковой степени отвечать требованиям общества, коллектива и личности.

К числу других требований, относящихся к системе критериев, о которых идет речь, следует отнести требование объективности.

Важнейшим требованием к системе рассматриваемых критериев является требование сравнимости. Это означает, что набор определяемых нами показателей должен быть сопоставим между собой, должен позволять сравнивать результативность воспитательных воздействий в зависимости от временных факторов.

Наконец, настоящая система критериев может быть применима к изменению эффективности воспитательного процесса лишь тогда, когда она будет отличаться рациональностью (доступностью) в смысле возможностей ее использования различными субъектами управлении (руководства).

Исходя из логики данного рассуждения, мы можем говорить о частных показателях эффективности усилий, характеризующих:

  • уровень мировоззренческих, военно-политических и военно-профессиональных знаний молодежи;
  • уровень военно-профессиональных навыков и умений;
  • уровень военно-профессиональных действий;
  • уровень убеждений личности, ее героико-патриотического сознания.

При этом важно отметить, что каждый из этих показателей должен рассматриваться в следующих конкретных условиях:

  • в период до службы в Вооруженных Силах России;
  • в период службы в армии и на флоте;
  • в период после   военной  службы.

Значительно труднее дать оценку уровня убеждений, оборонного, патриотического сознания юношества. Проникновение в их глубину затруднено в силу изменчивости, динамичности, мобильности сознания, влияния на него многих разных внутренних и внешних факторов и связей. В то же время убеждения отнюдь не абстрактная категория. Они представляют собой совокупность конкретных отношений, социальных ориентаций, установок в сфере деятельности молодых людей по выполнению своего конституционного долга. Оценивая уровень убеждений, важно обращать внимание на взаимосвязь их со знаниями, ибо знания, слитые с определенным отношением к ним, составляют убеждения. Истинная убежденность человека в корне отличается от слепой веры, фанатизма. Она базируется на рациональной основе.

Определяющим, главным критерием результативности системы военно-патриотического воспитания является уровень социального поведения молодежи в армейской обстановке, в том числе и в боевой.

Перед практическими работниками - организаторами процесса военно-патриотического воспитания, как впрочем, и перед всеми идеологическими кадрами неизменно встает вопрос о том, как с наибольшей достоверностью измерить результативность воспитательных усилий, какими приемами, способами и методами пользоваться при этом?

 Важно   выстроить и общую картину воздействия на тот или иной процесс объективных и субъективных факторов, отражающих социальные условия, в которых он функционирует и развивается, диалектику их взаимосвязи как между собой, так и с изучаемыми явлениями.

Среди последующих операций методического плана следует выделить разработку рабочих гипотез в отношении эффективности того или иного компонента системы, обусловленных исследовательской задачей. Гипотезы рождаются как из имеющегося старого, так и могут возникнуть в процессе самого исследования.

 Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеурочное время

   Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается в настоящее время как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся  в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. 

Первая и главная среди задач патриотическое воспитание - это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма.

Цель воспитания, по Луговинову В.И., - это вопрос социально-педагогический, мировоззренческий (духовно-нравственный), который определяет основы деятельности по развитию гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодёжи. Цель патриотического воспитания должна быть социально значимой и в тоже время достаточно определённой. Это исключительно важно сегодня, когда в связи с продолжающимися социально-экономическим, культурно-образовательным, духовным и этническим расслоением общества и молодёжи возникло многообразие представлений о конституционном и воинском долге столкнулись различные групповые, классовые и личные интересы.

 Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.  Организация внеурочной деятельности отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательная организация.  

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.  Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В образовательной организации, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Ведь освоение штатной боевой техники в войсках пойдет успешнее, если молодой человек до призыва на службу в ряды Российской армии уже ознакомился с устройством и эксплуатацией мотоцикла, автомобиля, трактора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....

Роль эстетического воспитания в школе

Методическая разработка системы эстетического воспитания...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих ...

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Проект "Антикоррупционное воспитание воспитание в школе"

В российском обществе сегодня остро стоят  проблемы борьбы с коррупцией, которые тесно связаны с эффективностью органов  местного самоуправления, электоральной активностью, формированием зре...