Учебно-методическая разработка "Биоритмы"
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

Биоритмы состоят из трёх ритмов: физиологического, интеллектуального, эмоционального. В работе приводится расчёт ритмов по биологическому году учащегося. Далее заполняется таблица самочувствия по дням недели ( заполняется в течение 2-3 месяцев), что позволит доопределить влияние образа жизни на соответствие состояния организма по индивидуальным биоритмам (по трём).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka_bioritmy.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «БИОРИТМЫ»

Разработала

Учитель ГБОУ СОШ № 612

Центрального района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2017 г.

Все слышали о неких «внутренних часах», по которым живёт наш организм. Они определяют режим сна и бодрствования, отдыха и активности.

Жизнь человека в ритме природных циклов – это не просто смена одежды в соответствии с погодой, а серьёзные изменения в работе всех внутренних органов, тканей и клеток. Это происходит из-за того, что внешние условия настолько сильно меняются, что человек в дикой природе попросту не смог бы выжить. Вот организм и вынужден был приспосабливаться, подстраиваться. Но у каждого человека есть ещё и своя точка отсчёта времени – это день (и час), когда он появился на свет.

С момента, когда ребёнок делает первый в жизни вдох, его организм включает три биологических ритма. С этого момента включаются внутренние биологические часы, и каждый их оборот – ещё один биологический год.

Биологические ритмы различны – одни устойчивы к случайным воздействиям внешней среды, даже независимы от них, а другие – обеспечивают адаптацию организма, подстраиваясь к конкретным условиям среды.

Ритм дыхания: T = 4 сек.

Ритм работы сердечной мышцы: T = 0, 8 сек.

Ритм пищеварения: T = 6 сек.

Ритмы мозга: T = 0, 07 сек. T = 0, 03 сек. T = 0, 3 сек.

Биоритмы описываются sin-ой кривой.

У человека установлено свыше 300 процессов, протекающих в суточном биоритме, и составляют физиологическую основу для рациональной организации режима труда и отдыха.

Суточные биоритмы человека:

Сахар в крови максимален утром, вечером и ночью – минимален.

Гемоглобин максимален с 11 час. до 13 час, вечером и ночью – минимален. Сердце активно с 13 час. до 15 час. Артериальное давление максимально с 16 час. до 20 час.

Какие природные циклы нам знакомы?

Все материальные объекты во Вселенной совершают циклические движения. Луна вращается вокруг Земли за 30 суток. Земля вращается вокруг Солнца за 365 суток. Солнце вращается вокруг Галактического Центра за 200 млн. лет.

Какие суточные биоритмы человека нам известны?

Сахар в крови максимален утром, вечером и ночью – минимален.

Гемоглобин максимален с 11 час. до 13 час, вечером и ночью – минимален. Сердце активно с 13 час. до 15 час. Артериальное давление максимально с 16 час. до 20 час.

В учебно-методической разработке подробно изложены этапы работы по расчёту и построению биоритмов (их три). Дополнительно введена таблица самочувствия на каждый день определённого периода времени, данные которой позволяют учащемуся провести исследовательскую работу по сопряжению данных расчёта биоритмов с реальным самочувствием и задуматься над тем: «А как влияет образ жизни на здоровье человека?».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Определение биоритмов своего биологического года (физического, эмоционального и интеллектуального циклов), их свойств и отличительных признаков. Приобретение навыка построения синусоидальных кривых, которыми описываются биоритмы.

Развитие навыков: - самостоятельной и исследовательской деятельности, - использования знаний межпредметных связей (биология, математика, астрономия, ОБЖ).

НЕОБХОДИМОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Калькулятор, мультимедийное оборудование.
  2. Наглядное пособие – расчёт биоритмов.
  3. Образовательные ресурсы Интернет – картинки биоритмов на Яндекс.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Методика включает в себя несколько этапов: вводная беседа, работа по плану, рефлексия, анализ и подведение итогов, мотивация на исследовательскую работу.

Первый этап. Вводная беседа.

Вводная беседа, включающая ознакомление с природными ритмами, биоритмами организма. Ответы на вопросы.

Учитель задаёт вопросы:

1) «Биологические ритмы зависят от национальности человека?» «Да  или «Нет»?

2) Какие три биоритма вам известны?

3) Что определяет физический цикл?  

4) Как можно использовать биоритмы?

5) Чем отличается один полупериод цикла от другого?

Устный опрос (учащиеся задают друг другу вопросы):

а) На каких уровнях организации живых систем происходят циклические процессы?

б) Биоритмы одинаковы? (Биологические ритмы различны – одни устойчивы к случайным воздействиям внешней среды, а другие – обеспечивают адаптацию организма).

в) Как называют дни перехода (+) фазы в (-)? (Эти дни называют критическими).

г) Что общего и в чём разница между полупериодами? (Первая половина каждого из трёх биоритмов характеризуется нарастанием (+), а вторая – спадом активности (-)).

д) Что такое биоритмы? (Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которых наступают через приблизительно равные промежутки времени (циклы)).

Кто может сказать, над чем мы сегодня будем работать?

Мы будем изучать биоритмы, в которых человек находится с момента своего рождения.

Второй этап. Работа по плану:

А. «Я наблюдаю и исследую» - постановка проблемы и ее анализ совместно учителем с учащимися. Исследование биологического года.

Учитель:

 У вас на столах находятся:

- расчёт биоритмов;

- листы А4, на которые нанесена сетка 1х1 см. 

Вопрос: Достаточно ли будет только одного построения ритмов?

Учащиеся обсуждают достаточность только расчётов и построения графиков.  

Вопрос: Есть ли необходимость каждодневной оценки своего самочувствия? «Да» или «Нет»?

Учитель рассказывает о расчёте биоритмов.

  1. Запишите дату своего рождения. Определите количество дней, прожитых в этом году – сумма 1.
  2. Определите количество прожитых лет на сегодня.
  3. Определите количество прожитых високосных лет. Полученное число умножьте на 366 дней – сумма 2.
  4. Из количества прожитых лет отнимите количество прожитых високосных лет. Полученное число умножьте на 365 дней – сумма 3.
  5. Определите количество дней, прожитых в году на дату расчёта – сумма 4.
  6. Сложите полученные суммы (1 + 2+ 3 + 4) = сумма 5 (количество прожитых дней).
  7. Разделите количество прожитых дней (сумма 5) на 23 (физический цикл) – и получите число с остатком после целого. Это будет n-ый день физического цикла.
  8. Рассчитайте эмоциональный цикл.
  9. Рассчитайте интеллектуальный цикл.
  10. Построение четырёх циклов трёх биоритмов.

Б. «Делаю вывод» - выявление спадов и подъёмов в биологическом году.

В. «Применяю в работе» - правильно рассчитываю свои силы и планирую дела, используя графики биоритмов.

Третий этап. Рефлексия.

Контрольные вопросы рефлексии.

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что научились делать нового?

3) Что такое биоритмы?

4) Совпадают ли начальные фазы циклов?

5) Что общего и в чём разница в самочувствии во 2-ом месяце после рождения и 5-ым?

Четвёртый этап работы. Анализ и подведение итогов.

* На завершающем этапе занятия демонстрируются наиболее удачные работы.

* Предлагается учащимся ответить, чему они научились, и как полученные знания и умения могут быть ими использованы.

Вопросы для закрепления:

1. Как вы полагаете, этот способ целесообразен для оценки самочувствия?

2. Какие ошибки  в действиях были сделаны и найдены ли верные решения?

Пятый этап работы. Мотивация на исследовательскую работу.

Гипотеза: «Предполагаем, что наше каждодневное самочувствие, в том числе образ жизни, влияют на биоритмы».

Для уточнения своего самочувствия учащиеся заполняют таблицу, отмечая в ней своё состояние по 5-ти балльной шкале (в течение 1 -2 месяцев).

Приложения:

  1. Расчёт биоритмов.
  2. Таблица для записи самочувствия.

Приложение 1.

Расчёт биоритмов.

  1. Запишите дату своего рождения. Определите количество дней, прожитых в этом году – сумма 1.
  2. Определите количество прожитых лет на сегодня.
  3. Определите количество прожитых високосных лет. Полученное число умножьте на 366 дней – сумма 2.
  4. Из количества прожитых лет отнимите количество прожитых високосных лет. Полученное число умножьте на 365 дней – сумма 3.
  5. Определите количество дней, прожитых в году на дату расчёта – сумма 4.
  6. Сложите полученные суммы (1 + 2 + 3 + 4) = сумма 5 (количество прожитых дней).
  7. Разделите количество прожитых дней на 23 (физический цикл) – и получите число с остатком после целого. Это будет n-ый день физического цикла.
  8. Рассчитайте эмоциональный цикл.
  9. Рассчитайте интеллектуальный цикл.
  10. Построение четырёх циклов трёх биоритмов.



Приложение 2.

Таблица для записи самочувствия

ПН

ВТ

СР

ЧТ

СБ

ВС

ПН

ВТ

СР

ЧТ

СБ

ВС

ПН

ВТ

СР

ЧТ

СБ

ВС

ПН

ВТ

Физическая

активность

Эмоциональная

активность

Умственная активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...