Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»
рабочая программа по теме

Кондратьев Евгений Михайлович

Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юный патриот»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_patriot.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Управление образования Каргатского района

                               Муниципальное казенное

                             образовательное учреждение

                         дополнительного образования детей

                         Каргатский Дом  детского творчества

Рассмотрена и одобрена                                                      «Утверждаю»               на заседании                                                                        директор ДДТ                     педагогического совета                                                 ________С.В.Парамонова

№__от__________

                             Образовательная программа

                  военно-патриотической направленности

                     «Юный патриот»

                                                       Срок реализации программы -1 год

                                                       Возраст обучающихся – 7-11 лет

                                                      Автор: педагог дополнительного

                                                      образования детей

                                                      Кондратьев Евгений Михайлович

                                                      высшей квалификационной

                                                                        категории.

                                                 Каргат

                                                  2015 г.

                                             Содержание

1. Пояснительная записка.                                                              2стр.

2. Технология реализации образовательной программы.        6 стр.

3. Учебный план                                                                                10 стр.

4.  Учебно-тематическое планирование                                       11 стр.

5. Описание базовых тем.                                                                14 стр.  

6. Список литературы.                                                                     15 стр.

Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».  Возраст, 7-11 лет, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

 Актуальность  программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

 Цель и задачи программы

Цель: Формирование у детей начальной школы патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

 Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  4. Преемственность. Патриотическое воспитание обучающихся продолжается в средней школе.
  5. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программа предполагает включение различных форм работы с детьми:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • целевые прогулки,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • развлечения
  • изобразительная деятельность,
  • конкурсы,
  • встречи с интересными людьми,
  • оформление выставок детских работ

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

  • Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
  • Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.  

                         

                             Модель выпускника

Обучающийся должен:

Знать: о своей семье, селе, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края 

Уметь: работать в коллективе, составлять рассказ, выполнять поисковые задания, выполнять рисунки на конкретную тему.

                Характеристика программы

  • по направленности (военно-спортивная)
  • по форме реализации (групповая, индивидуальная, парная)
  • по возрасту (7 – 11 лет) для обучающихся начальной школы
  • по продолжительности реализации - одногодичная
  • по полу - смешанная
  • по способу реализации – военно-спортивная

            Режим работы:

Программа рассчитана на один год обучения для обучающихся 7 – 11 лет.

- группа первого года обучения из расчёта 1 час в неделю всего 34 ч.

- группа первого года обучения из расчёта 1 час в неделю всего 34 ч.

  При разработке  программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ.

Технология реализации образовательной программы:

        При реализации программы используются следующие  методы и формы работы:

  • объяснительно иллюстрированный (при объяснении нового)  
  • творческий;
  • репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений)
  • устного контроля и самоконтроля
  • самостоятельная деятельность.

Методы работы – раскрывают творческие способности ребёнка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы), создают для учащихся ситуацию успеха.

Формы  работы:

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая

     Основополагающими принципами реализации программы являются:

  1. Принцип гармонизации личности и среды -  ориентация на максимальную самореализацию личности.
  2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоение общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
  3. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно образная память, чем словестно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
  4. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
  5. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
  6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связанная со всеми сторонами  воспитательной работы, а овладением новыми знаниями, умениями, и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
  7. Принцип взаимодействия:

               - взаимодействие между взрослыми и детьми;

               -  взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.         

                            Механизмы реализации.

   Программа объединения отражает общий содержательный компонент воспитания – воспитания гражданина и патриота.

                            Материальная база

     Для реализации программы необходимы следующие условия:

  1. Помещение:
  • спортивный зал, оборудованный принудительной вентиляцией (двойного действия);
  • кабинет.

    Дидактические средства:        

  • литература;
  • плакаты;
  • аудиокассеты;

    Технические средства:

  • телевизор;
  • видеоматериалы;
  • фотоаппарат;
  • компьютер.

При соблюдении всех условий, возможна максимальная наполняемость учебного процесса, сделать его живым и действенным.

Методическое обеспечение программы:

1.Учебный класс ОБЖ

2.Спорт.зал и спортивный инвентарь

        Условия эффективной педагогической деятельности

  • создание позитивного психологического климата в коллективе;
  • осознание целесообразности занятий и определение перспектив совместного общения;
  • стимулирование познавательного интереса воспитанников и родителей.       

               Оценка результатов образовательной деятельности.

    Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

   Цель входного контроля диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностики анкетирование, собеседование с обучающимися.

   Цель промежуточного контроля: проверка освоения образовательной программы. Формы оценки текущие тестовые задания, устный и письменный опрос, творческие задания.

  Форма поощрения словесная, знания оцениваются в устной форме по 2- бальной системе: хорошо и отлично.

   Цель итогового контроля: освоения образовательной программы по годам.

   Формы контроля: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование.  По результатам контроля проводится индивидуальная работа с отстающими.

                                    Ожидаемые результаты.

Работа объединения будет способствовать формирование у детей начальной школы патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Результативность работы

  Деятельность объединения постоянно освещается в средствах массовой информации.

                               УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Наименование тем

1 год обучения

т

п

1.

Организационное занятие

1

2.

Село моё родное.

9

6

3.

История моего района и области

1

1

4.

Моя семья

2

2

5

 Природа родного края

3

1

6.

 Знакомство с биографией ветеранов ВОВ нашего села

3

3

Всего

19

13

                                                                                                         32

                         

Учебно-тематический план первого года обучения                        

Тема

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1

Организационное занятие

1

2

Село моё родное.

Село моё родное: история, природа

2

1

Село в годы ВОВ.

1

1

Мои земляки.

1

1

1

1

Улица, на которой я живу. История её названия.

1

1

Быт, традиции

3

1

3

История моего района и области

1

1

4

Моя семья

1

1

Моя семья: традиции и обычаи

1

1

5

Природа родного края

Растительный и животный мир Новосибирскойобласти  Красная книга

0,5

0,5

Домашние и дикие животные

1

0,5

0,5

Зеленая аптека

1

6

Знакомство с биографией ветеранов ВОВ нашего села

1

1

1

1

Земляки, прославившие наше село

1

1

3

1

2

2

3

1

2

2

2

2

3

1

2,5

1,5

2

2

ВСЕГО

       4

                4

    4

      4

        4

      4

     4

    4

                           

         

Прогнозируемый результат  1 года обучения

Знания:   

-  знать историю своего села, района, области

- знать биографию ветеранов ВОВ нашего села

- знать Земляков, прославившие наше село

- знать растительный и животный мир Новосибирской области  

Умения:

-Уметь  составлять родословное,

- Уметь правильно   составлять правильно рассказ.

-Уметь правильно выполнять поисковые задания.

Навыки:

- Иметь навыки   использования для художественного изображения на определённую тему.

- Иметь навыки  общения в коллективе.

- Иметь навыки  установки  палатки и приготовления пищи,

- Иметь  навыки составления рассказа.

- Иметь навыки слушать и слышать.

                                Описание базовых тем

    Организационное занятие 

    Родное село

Село, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится школа. Некоторые достопримечательности села.  Современные и старинные постройки. Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного села.

    Я, моя семья

Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности. Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость»

     Природа родного края.

 Растения сада, огорода, цветника, характерные для Новосибирской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Охрана природы Новосибирской  области.Зеленая аптека (лекарственные растения).

Особенности ландшафта Новосибирской области.

     Быт, традиции

Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники,

особенности их празднования в Новосибирской области, традиционные

 праздничные блюда.

     Земляки, прославившие наше село

Понятие «земляки». Биография земляков, прославивших наше село.  Герои Великой отечественной войны- наши земляки.  Наши современники-земляки, прославившие наше село.

                                 Список литературы

Для родителей:

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
  2. Новоисирская картинная галерея. – Новосибирск, 2006.
  3.  Касаткина С. В. Бредихин Ф.А. / С.В. Касаткина. – М.: ПЛАНЕТА, 2013. – 192с.

Для обучающихся:

  1. Касаткина С. В. Новосибирск: история в фотографиях. Альбом-путеводитель / С.В. Касаткина., 2009.
  2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно – методическое пособие. – 2-е изд., - Спб.: Детство – Пресс, 2000.

Для педагогов:

  1. Рыжова И. А. Мини-музей в детском саду / И.А. Рыжова, Л.В. Логинова. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  2. Сборник работ краеведов Новосибирской области. Выпуск 3, 2014. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"

Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Программа военно-патриотического палаточного лагеря «Растим патриотов» Мензелинского муниципального района РТ

Цель программы:•      Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.•      Подготовка ...

Образовательная программа военно-патриотической направленности «Юнармеец»

Образовательная программа военно-патриотической направленности   «Юнармеец»...