технологическая карта
материал по обж (7 класс) на тему

Кривцова Ирина Павловна

Профилактика пожаров в повседневной жизни и обеспечение личной безопасности при пожаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА            

  На уроке используются технологии игровой деятельности, технологии сотрудничества, здоровье сберегающие технологии.

   

Тема учебного занятия, класс  7

Профилактика пожаров в повседневной жизни и обеспечение личной безопасности при пожаре

Форма учебного занятия

Способ организации учебной деятельности: практическое занятие

Цели занятия

личностные

метапредметные

предметные

Овладеть умениями оценивать ситуации, действовать в чрезвычайной ситуации. Развить интересы и способности учащихся

Формирование у учащихся первичных навыков   правил поведения в случае возникновения пожара

Отработка последовательности действий при пожаре (эвакуации из здания).

Задачи занятия

личностные

метапредметные

предметные

Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении правил пожарной безопасности.

Провести рефлексию деятельности после изучения материала и проведение практического действия

Систематизировать знания учащихся об основных правилах поведения при эвакуации из здания Организовать работу в группах. Выслушать устные ответы учащихся на заданные загадки.

Организовать практическое действие, закрепление правил поведения при эвакуации из класа и здания школы до уровня первичных практических навыков по сигналу ГО и ЧС «Пожарная тревога»

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Мотивация образовательной деятельности.

Осваивать новые правила и роли, учиться осмысливать чужое и свое поведение

Формирование умений работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять свои взгляды. Признавать право другого человека на иное мнение. Предоставить информацию в разных формах (план, схема)

Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованное решение и вырабатывать план действий при пожаре (эвакуации)

Основные понятия

сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога»,

план эвакуации,

«Пожарная тревога» (эвакуации из здания);

Организация пространства- кабинет ОБЖ или спортзал

Межпредметные связи

Формы работы              

Ресурсы

Физика. Развитие речи, валеология, музыка, физическая подготовка, медицина ,рисование.

Работа в группах.

Необходимое оборудование для урока:

1.Фломастеры,   бумага А4;2.Огнетушитель, (инструкция для огнетушителя); 3.Барьеры;4.Противогазы;5.Обручи;6.Медикаменты для оказания 1МП;7.Бутылочки с водой, банки, стаканы;8.Перчатки, обмундирование для роли пожарных;9. Задания противопожарную ему «Есть проблема »,10. Звуковая запись сигнала ГО и ЧС «Пожарная тревога»,11. Карточка «План эвакуации из кабинета;12.Проектор;13.Компьютер ;14. Презентация;15.Видеоролик

Этапы урока

(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)

Деятельность учителя / Используемые технологии

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационно-мотивационный

Организует проявление интереса.

Задает загадки по противопожарной тематике. Выслушивает ответы, организует обсуждение. Корректирует,  поправляет варианты ответов. Организует деятельность по целеполаганию (фиксирует понимание цели и задачи урока)

Добрый день, ребята.

Для того чтобы узнать тему урока, я предлагаю  вам отгадать  загадки.

Включает презентацию  слайд № 1

 Вот так мошка-

Осиновая ножка! На стог села-

Все сено съела. (Спичка

)

 Шипит и злится,

Воды боится, С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (Огонь)

Черный дым валит в окно-

Очень страшное оно,

От неправильного действия

Случается это бедствие. (Пожар)

- Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. 

- Мала, да зла  и чуть свечу,

А как упаду – много горя принесу

- Пламя здесь стеной стоит

Очень страшное на вид.

Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай...

Молодцы! О чем будет наш урок? Актуализация темы

Слушают (записывают). Задают вопросы на уточнение на понимание , обсуждают варианты ответов , представляют и оргаментируют их. защищают свою точку зрения (варианты). Предлагают свои варианты темы урока.

Записывают тему урока

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Обобщают.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слушать собеседника ,отвечать  на загадки строить высказывания. Излагать свое мнение

Принимают решения и осуществляют выбор в учебной  и познавательной

деятельности.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания Самостоятельно исправлять ошибки

2-й этап  Творческое применение и добывание знаний

Организует деятельность в группах. Поясняет основные цели и задачи, правила работы,  используя раздаточный материал. Задает вопросы на уточнение и  понимание. Согласовывает регламент работы. Осуществляет  корректировку деятельности групп. Осуществляет хронометраж. Организует представление результатов и их защиту.

В экстремальной ситуации человек, тем более ребенок, может запаниковать, потерять способность логически мыслить. Он начинает допускать ошибки, поступает не так, как надо,  и в итоге подвергает свою жизнь дополнительному риску. Что необходимо делать в такой ситуации? Сейчас вам предстоит работа в тех группах, в которых вы находитесь. Выберите лидера группы, который будет руководить вашей деятельностью.  

Учитель раздает материал (карточки с  ситуациями, в которых нарушены правила пожарной безопасности).

- группы должны дать оценку поступкам героев и спрогнозировать возможное развитие событий.  Составьте по этим карточкам алгоритм действий, которые выражают ваше поведение, при возникновении  чрезвычайной ситуации алгоритм действий по сигналу «Пожарная тревога».

Слушают,  записывают. Знакомятся с заданием. Для групп  задают вопросы  на уточнение  и понимание.

Группе выдается задание и  они должны выложить алгоритм действий. Готовят выступления.

Классифицируют , устанавливают последовательность. Устанавливают причинно- следственные связи

Организует  работу в группах по выполнению заданий.  В группах учащиеся составляют план действий в виде плана- схемы,   выносят его на обсуждение класса.

Понимать позицию другого, излагать свое мнение. Преодолевать конфликты, договариваться. Самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы

Представляют и защищают свою позицию (точку зрения) в том числе проект

Умение планировать алгоритм выполнения задания.

Умение слушать и понимать друг друга, оценивать по критериям.

Высказывать свою точку зрения в ходе социализации.

Умение передавать содержание в виде алгоритма. 

3-й этап Представление результатов работы

Рассказывают правильный алгоритм своей проблемной ситуации. Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.

Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного  ответа.

Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопросы.

3.1. Практическая проба. «Эвакуация из задымленного помещения».

Организует  деятельность  учащихся по сигналу «Пожарная тревога».

Обеспечивает безопасное сопровождение эвакуации. Организует  наблюдение за действием учащихся при эвакуации., корректирует действие, отвечает на вопросы.

Задает вопросы на уточнение и понимание. Организует деятельность учителя по сигналу «Пожарная тревога»

(Звучит сигнал)

Включает презентацию

Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
Всем покинуть здание

Учитель дает команды:

- Сохраняйте спокойствие.  Всем встать. Одеть ватно-марлевую повязку (защитить органы дыхания).

С правого стола по одному выйти из класса .

Построиться в коридоре в колонну по одному у кабинета ОБЖ,  направляющий учащийся ( назыаеися ФИО).  

Я закрою окна, выключу свет, плотно закрою дверь. И выйду к вам.

Учитель с классным журналом следует  за последним эвакуируемым учащимся . Учитель открывает кабинет ОБЖ и дает команду: направляющийся (ФИ) двигается через кабинет ОБЖ. В колонне по одному осуществляем эвакуацию через  дверь в кабинете 3ОБЖ.  На улице построение в колонну по два  по направлению спортивной площадки.

Переход на спортивную площадку,  место построения и проверка учащихся.

После переклички учитель должен сообщить администрации школы о наличии учащихся в классе.

Слушают. Задают  вопросы на уточнение, Смотрят презентацию,  рассказывают свои ошибки в алгоритме и  составляют правильный алгоритм  

Смотрят презентацию,  рассказывают свои ошибки в алгоритме и  раскладывают правильный алгоритм, сравнивают. представляют информацию в виде план- схемы.

проявляют свою позицию в ответах,  обсуждают, анализируют и согласовывают, принимают единый алгоритм деятельности по сигналу «Пожарная безопасность».

Корректируют свое мнение. Вырабатывают  единое решение

Слушают. Рассказывают свои ошибки в алгоритме и  раскладывают правильный алгоритм.

Как осознанную деятельность, обеспечивающая  безопасность коллективного и  индивидуального выживания.

Один учащийся из группы выходит к доске и защищает выполненную работу своей группы.

Остальные группы слушают, сопоставляют со своими работами и задают вопрос

Представляют и обосновывают выбор наиболее правильного  ответа.

Выдвигают версии. С сверяются со своими работами с другими группами. Приходят к единому решению.

Формирование самооценки и взаимооценки через организацию работы в группе, отработки практических действий учащихся при эвакуации.  Анализ, сравнение, обобщение. Выполнение действий по алгоритму. Осознание ответственности за общее дело.

4-й этап Рефлексия

Группам предлагается дружно  исполнить по одному куплету песни о  пожарной безопасности на мотив песни «Улыбка» или частушки . Музыкальный конкурс можно заменить «Пожарной Угадайкой» или «Пожарно-прикладной эстафетой»

Учитель предлагает листы рефлексии /

 Организует  процесс индивидуальной  самооценки прожитого совместной деятельности  на уроке.

 Закончите предложения,  как можно сохранить свою жизнь во время пожара в здании и эвакуации из него по сигналу «Пожарная тревога».

Учитель вывешивает   на доску плакаты с предложениями:

Надо мне уметь…

Надо мне знать…

 Надо мне действовать…

Ученикам выдаются стикеры, где учащиеся должны написать свой ответ и приклеить на выбранный плакат.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выполняют задания на листах и вывешивают их на доске. Задают  вопросы на уточнение, проявляют свою позицию в ответах

Надо мне уметь…

- предвидеть и распознавать пожарную опасность и, по возможности, избегать ее.

Надо мне  знать…

- об окружающих нас пожароопасных ситуациях и собственных возможностях.

Надо мне действовать…

- грамотно, решительно, без паники

Выражение своих мыслей. Формулирование и аргументация своего мнения

Контроль и оценка и результатов деятельности

Заполняют листы рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...