«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ»
статья по обж на тему

Шишенина Татьяна Александровна

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы в дальнейшем. Эта цель в сегодняшней школе может быть достигнута с помощью здоровьесберегающих образовательных технологий, рассматриваемых как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorove.docx20.69 КБ
Файл doklad_zdorove.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ»

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»  

В.А.Сухомлинский

Важнейшим   фактором   сохранения   и   укрепления   здоровья  

 обучающихя  является   внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Во-первых, рассмотрим, что такое «технология»:

«технология» – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения процесса преподавания  и усвоения  знаний  с  учетом технических и  человеческих ресурсов взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«здоровьесберегающая   технология»-это    система    мер,    включающая взаимосвязь, взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка» на всех этапах его обучения и развития.

«здоровье физическое» – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

«здоровье психическое» – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренне моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«здоровье социальное» – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я-самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, образовательном учреждении: социальной группе).

«здоровье  нравственное» - это   комплекс   характеристик  мотивационной   и   потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты

К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальны на современном этапе.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В   создавшейся   обстановке   естественным   стало   активное   использование  педагогических технологий,    нацеленных    на    охрану    здоровья.    По    словам    профессора   Н.    К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный      на     стремлении      педагога      не     нанести      ущерб     здоровью      обучающемуся.  Понятие   «здоровьесберегающая   технология»   относится   к   качественной   характеристике образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Данные    технологии    должны    удовлетворять    принципам    здоровьесбережения   и сформулировал Н. К. Смирнов:  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

 Приоритет заботы о здоровье преподавателя и обучающегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном аспекте, и в процессуальном.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся –объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье – у каждого обучающегося надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов.

В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что данные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;

3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в образовательном учреждении, для оздоровления контингента можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, во многом снимающие негативные факторы. Так личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед преподавателем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающихся.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех Обучающихся в ходе урока;

2. Использование проблемных творческих заданий;

3 .Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5. Рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор обучающимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение с обучающимися.



Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ»

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»  

В.А.Сухомлинский

Важнейшим   фактором   сохранения   и   укрепления   здоровья  

 обучающихя  является   внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Во-первых, рассмотрим, что такое «технология»:

«технология» – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения процесса преподавания  и усвоения  знаний  с  учетом технических и  человеческих ресурсов взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«здоровьесберегающая   технология»-это    система    мер,    включающая взаимосвязь, взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка» на всех этапах его обучения и развития.

«здоровье физическое» – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

«здоровье психическое» – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренне моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«здоровье социальное» – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я-самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, образовательном учреждении: социальной группе).

«здоровье  нравственное» - это   комплекс   характеристик  мотивационной   и   потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты

К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальны на современном этапе.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В   создавшейся   обстановке   естественным   стало   активное   использование  педагогических технологий,    нацеленных    на    охрану    здоровья.    По    словам    профессора   Н.    К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный      на     стремлении      педагога      не     нанести      ущерб     здоровью      обучающемуся.  Понятие   «здоровьесберегающая   технология»   относится   к   качественной   характеристике образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Данные    технологии    должны    удовлетворять    принципам    здоровьесбережения   и сформулировал Н. К. Смирнов:  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

 Приоритет заботы о здоровье преподавателя и обучающегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном аспекте, и в процессуальном.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся –объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье – у каждого обучающегося надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов.

В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что данные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;

3.Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в образовательном учреждении, для оздоровления контингента можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, во многом снимающие негативные факторы. Так личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед преподавателем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающихся.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех Обучающихся в ходе урока;

2. Использование проблемных творческих заданий;

3 .Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5. Рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор обучающимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение с обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Доклад: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и вне урока»

Основная мысль доклада - обеспечить информированность учителей о состоянии качества и результативности преподавания физической культуры, о принимаемых мерах по сохранению и укрепления здоровья учащихс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности.  В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья п...