программа по ОБЖ
рабочая программа по обж на тему

программа для портных СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_pt-17.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «Красноярский техникум социальных технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2017г.


РАССМОТРЕНО

Цикловая методическая комиссия

Протокол № ______

от «__» ________ 2016г.

Председатель ЦМК

________________ (Ф.И.О.)

ПРОВЕРИЛ

Зав. отделением

______________

______________ 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

______________

______________ 2017г

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"  разработана на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012г.

2.  Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров № 06 - 1225 от 19.12.2014г.

3. Разъяснения по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе ФГОС от 27.08.2009г.

4. Письма Минобрнауки РФ «О разъяснении по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО» № 12 - 696 от 20.10.2010г.

5. Примерной программы общеобразовательной дисциплины для профессиональных образовательных организаций от 23.07.2015г.

По профессии среднего профессионального образования 29.01.07 «Портной», относящейся к укрупненной группе 29.00.00 «Технологии легкой промышленности».

Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский техникум социальных технологий».

Разработчик: Тарасов Александр Сергеевич


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2

Структура и содержание учебной дисциплины

6

2.1

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2

2.3

 Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебных занятий

7

11

2.4

2.5

Тематический план и содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

Характеристика основных видов учебной деятельности

17

20

3

Условия реализации программы учебной дисциплины

24

3.1

3.2

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение обучения

24

24

4

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

26

4.1

Контроль и оценка

26

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС специальности (профессии) «Портной», входящей в укрупненную группу Технологии легкой промышленности. 

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при очной и заочной форме обучения.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:  дисциплина относиться в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента_____108____часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - ______72_____ часов;

- самостоятельной работы студента - _____36______ часа.

Дисциплина изучается на протяжении _____2______ семестра.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количест во часов

п/п

1 курс

1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

17

Здоровье и здоровый образ жизни

Вредные привычки

Основные инфекционные болезни

Оказание первой медицинской помощи

2.

Государственная система обеспечения безопасности населения

25

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

3

Организм женщины, здоровье женщины, беременность

18

4

Основы обороны государства и воинская обязанность

12

История создания Вооруженных Сил России

Символы воинской чести

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

ВСЕГО:

72

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ

ЗДОРОВЬЯ

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

3 ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИНЫ, ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ, БЕРЕМЕННОСТЬ.

Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие

Женская половая система и ее функционирование

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Ранние половые связи и их последствия для здоровья

Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья

Режим дня, труда и отдыха

Рациональное питание и его значение для здоровья

Закаливание и его влияние на здоровье.

Правила личной гигиены и здоровье человека

Социальная роль женщины в современном обществе

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Брак и семья. Культура брачных отношений

Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации

Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка»

Беременность и гигиена беременности

Уход за младенцем

Демографическая безопасность государства

4. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4

  1. Тема 1

Содержание учебного материала

  1. 17

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье.

Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Самостоятельная работа

Выполнение реферата по темам:

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

 2. Способы закаливания организма.

3. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.

4. Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека

Выполнение докладов по темам:

1. Что мы знаем о табачном дыме.

2. Можно ли побороть вредные привычки.

3. Алкоголь – причина многих бед.

 4. Вредные привычки в моей семье.

 5. Вредные привычки и наше будущее.

6. Детство и алкоголь.

7. Последствия наркомании.

8. Наркомания – привычка или болезнь?

9. Как противостоять среде?

  1. Тема 2

Содержание учебного материала

  1. 9

Государственная система обеспечения безопасности населения

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

 Мероприятия по защите населения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

.

Самостоятельная работа

Тема 3

Содержание учебного материала

  1. 5

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России.

Международный терроризм как социальное явление.

Ядерное оружие и его поражающие факторы.

Биологическое оружие .

Химическое оружие.

Самостоятельная работа

 Подготовка докладов по темам:

1. Правила поведения при наводнении.

 2. Правила поведения при ДТП.

3. Правила поведения при пожаре и обрушении здания.

4. Правила поведения при землетрясении.

 5. Правила поведения при химической аварии.

 6. Правила поведения при радиационной аварии.

 7. Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.

Тема 4

Содержание учебного материала

Организм женщины, здоровье женщины, беременность.

Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие

Женская половая система и ее функционирование

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Ранние половые связи и их последствия для здоровья

Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья

Режим дня, труда и отдыха

Рациональное питание и его значение для здоровья

Закаливание и его влияние на здоровье.

Правила личной гигиены и здоровье человека

Социальная роль женщины в современном обществе

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Брак и семья. Культура брачных отношений

Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации

Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка»

Беременность и гигиена беременности

Уход за младенцем

Демографическая безопасность государства

Самостоятельная работа обучающихся-

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Подготовка докладов на темы:

  • Подготовка докладов на темы: Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет.Первая медицинская помощь при травмах.ПМП при ОСН.
  • Основные инфекционные болезни,их профилактика.

Тема 5

Содержание учебного материала

Основы обороны государства и воинская обязанность.

История создания Вооруженных Сил России.

Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Прохождение военной службы по контракту.

Основные условия прохождения военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.

Памяти поколений — дни воинской славы России.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов по темам:

1. Вооруженные силы Московского государства в XIV—XV веках.

 2. Военная реформа Ивана Грозного.

3. Военные реформы в России во второй половине XIX века

4. Создание советских Вооруженных Сил.

5. Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности.

 6. Обязанности и права призывников.

 7. Право на отсрочку.

 8. Правовое положение военнообязанных.

9 Пребывание в запасе.

 10. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации.

 11 Служба по контракту.

 12. Назначение и особенности альтернативной гражданской службы. Преимущество и недостатки гражданской службы.

13. Преступления против военной службы


2.3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Кол-во часов

Здоровье и здоровый образ жизни..  Общие понятия о здоровье

1

Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.

1

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

1

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

1

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

1

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

1

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.

1

Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему.

1

Пассивное курение и его влияние на здоровье.

1

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

1

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

1

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

1

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

1

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

1

. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

1

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

1

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

1

Структура и органы управления гражданской обороной.

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

1

Мероприятия по защите населения.

1

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

1

Защитные сооружения гражданской обороны.

1

Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.

1

Виды защитных сооружений.

1

Правила поведения в защитных сооружениях

1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.

1

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.

1

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России.

1

 Международный терроризм как социальное явление

1

2 курс

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

1

полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

1

Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности

1

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

1

Ядерное оружие и его поражающие факторы

1

Биологическое оружие

1

Химическое оружие

1

Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие

1

Женская половая система и ее функционирование

1

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка

1

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

Ранние половые связи и их последствия для здоровья

1

Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика

1

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья

1

Режим дня, труда и отдыха

1

Рациональное питание и его значение для здоровья

1

Закаливание и его влияние на здоровье.

1

Правила личной гигиены и здоровье человека

1

Социальная роль женщины в современном обществе

1

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

1

Брак и семья. Культура брачных отношений

1

Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации

1

Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка»

1

Беременность и гигиена беременности

1

Уход за младенцем

1

Демографическая безопасность государства

1

История создания Вооруженных Сил России.

1

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России

1

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.

1

 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

1

Прохождение военной службы по контракту.

1

Общие права и обязанности военнослужащих.

1

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

1

Воинская дисциплина, ее сущность и значение.

1

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

1

Памяти поколений — дни воинской славы России.

1

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

2.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Различение основных понятий и теоретических положений

основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности.

Анализ влияния современного человека на окружающую среду,

оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от

состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите

1. Обеспечение личной

безопасности и сохранение здоровья населения

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе

жизни.

Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха.

Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека,

определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье

человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье

человека и социальных последствий употребления алкоголя.

Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам.

Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения.

Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и

укрепления здоровья

2. Государственная

система обеспечения

безопасности населения

Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС

различного происхождения.

Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения

жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС.

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС.

Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя

дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных

функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС);

объяснение основных правил эвакуации населения в условиях

чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при

угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника.

Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Характеристика предназначения и основных функций полиции,

службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других

государственных служб в области безопасности

3. Основы обороны государства и воинская обязанность

Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных

Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика

основных этапов создания Вооруженных Сил России. Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих,

должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы.

Анализ качеств личности военнослужащего как защитника

Отечества.

Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика

понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение

основ строевой подготовки.

Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести

4. Основы медицинских знаний

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию

первой помощи при несчастных случаях.

Характеристика основных признаков жизни.

Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.

Определение основных средств планирования семьи.

Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

     Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

безопасность жизнедеятельности.

     Оборудование учебного кабинета:

- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- средства оказания первой медицинской помощи;

- учебно-техническое оборудование для военной подготовки;

- экранно-звуковые пособия.

- Комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;

- Комплект учебно-наглядных пособий, плакатов, планшетов.

                                 

     Технические средства обучения:

- телевизор

- DVD

- экран

- мультимедиа - проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

     Основные источники:

- Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.

- Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. проф. образования /  Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

- Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Ю. Г. Сапронов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.

- Смирнов А. Т. Мишин П. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.

- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 153 с.

- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 234 с.

- Топоров Н. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы:

Учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. –М. : Просвещение, 2010. – 178 с.

     Дополнительные источники:

     1. Научно-методический и информационный журнал: ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). БЖД (Безопасность жизнедеятельность);

     2. интернет-сайты:

  1.       www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
  2.  www.obzh.ru - Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности 
  3. www.go-oborona.narod.ru – Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО
  4. www.mchs.gov.ru – Официальный         сайт МЧС
  5. www.amchs.ru – Портал Академии гражданской защиты МЧС России
  6. http://government.ru – Портал Правительства России
  7. http://www.kremlin.ru – Портал Президента России
  8. http://www.rhbz.ru/ - Портал «Радиационная химическая и биологическая защита»
  9. http://novtex.ru/bjd/ - Научно – практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности»
  10. http://www.law.edu.ru/ - Юридическая Россия: информационный портал
  11. http://www.school-obz.org/ - Информационно-методическое издание для преподавателей журнал  «Основы безопасности жизнедеятельности»
  12. https://www.book.ru – Электронно - Библиотечная система
  13. http://www.bezopasnost.edu66.ru – Безопасность. Образование. Человек.
  14. http://mil.ru/ - Официальный сайт министерства обороны  России
  15. https://mvd.ru – Официальный сайт министерства внутренних дел России

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

     Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ведения здорового образа жизни

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

оказания первой медицинской помощи

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

Знания:

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него

Тестирование. Оценка рефератов, докладов

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания

Устный опрос. Оценка рефератов, докладов

основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Тестирование

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан

Устный опрос. Оценка рефератов, докладов

порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации

Тестирование. Оценка рефератов, докладов

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе

Тестирование

основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы

Тестирование. Оценка рефератов, докладов

требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника

Устный опрос. Оценка рефератов, докладов

предназначение, структуру и задачи РСЧС

Устный опрос. Оценка рефератов, докладов

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны

Тестирование. Оценка рефератов, докладов

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль качества осуществляется в форме

  • текущего контроля;
  • промежуточного контроля.

При оценке устных ответов учитывается: полнота    знаний    (количество    воспроизведенных существенных признаков изученного);

системность (осознание связей между элементами знаний); обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний); прочность (сохранение в памяти полученных знаний);

При оценке практических работ учитывается полнота    знаний    (количество    воспроизведенных существенных признаков изученного);

системность (осознание связей между элементами знаний); обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний); действенность (применение знаний в конкретных условиях); прочность (сохранение в памяти полученных знаний);

Тесты для контроля качества усвоения знаний и умений разрабатываются на 2 уровня, в соответствии с выделенным уровнем усвоения учебного материала.

Тестовые задания 1-го уровня дают возможность проверить умение учащихся выполнять деятельность по узнаванию ранее изученных учебных элементов.

Главной особенностью тестовых заданий 1-го уровня является наличие набора ответов, среди которых есть правильный (несколько правильных). Различают несколько разновидностей таких заданий (на опознание, различение, соотношение).

Тестовые задания II уровня_дают возможность выявлять наличие у учащихся знаний - копий; умение воспроизводить информацию, применять ранее усвоенную в алгоритмической форме деятельность, решать типовые, Т.е. отработанные с учащимися задачи при наличии у учащихся справочного материала с алгоритмами их решении.

Оценка

Косвенные

Основные показатели оценки

показатели,

влияющие на

оценку

Проявление

Полнота, системность, прочность знаний

Обобщенность знаний

познавательного

интереса, познавательной

активности

1

2

3

5

5

Изложение

Выделение

Проявление

полученных знаний

существенных

познавательной

в форме полное,

в

признаков

активности,

системе,

в

изученного

с

познавательно-

соответствии

с

помощью операций

творческого интереса

требованиями

анализа и синтеза;

к изучаемому

учебной программы;

выявление

предмету, новой

допускаются

причинно-

технике, технологии;

единичные

следственных

постоянное

несущественные

связей;

стремление

ошибки1^

формулировка

выполнить более

самостоятельно

выводов

и

сложное задание

исправляемые

обобщений;

учащимися

свободное оперирование

известными фактами

и сведениями

с

использованием

сведений из других

предметов

4

Изложение

Выделение

Проявление

полученных знаний

существенных

познавательной

в форме полное,

в

признаков

активности,

системе,

в

изученного

с

познавательно-

соответствии

с

помощью операций

творческого интереса

требованиями

анализа  и синтеза;

к изучаемому

учебной программы;

выявление

предмету, новой

допускаются

причинно-

технике, технологии;

единичные

следственных

эпизодическое

несущественные

связей;

желание выполнить

ошибки1^,

формулировка

более сложное

исправляемые

выводов

и

задание

учащимися

по

обобщений;

в

указанию

которых могут быть

преподавателя

на

отдельные

ошибку

несущественные

ошибки;

подтверждение

изученного известными фактами и сведениями

3

Изложение

полученных знаний

неполное, однако

это не препятствует

усвоению

последующего

программного

материала;

допускаются

существенные

ошибки2^

исправляемые с

помощью

преподавателя

Затруднения при выделении существенных признаков

изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов

Пассивность, созерцательный познавательный интерес к изучаемому предмету, новой технике, технологии, отсутствие стремления выполнить более сложное задание

2

Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя

Бессистемное

выделение

существенных

признаков

изученного;

неумение

производить

простейшие

операции анализа и

синтеза, делать

обобщение, вывод

Отсутствие внимания на уроке, интереса к избранной профессии

1

Полное незнание и непонимание учебного материала (учащийся не может ответить ни на один поставленный вопрос)

1)К несущественным ошибкам относятся ошибки, не ведущие к искажению содержания.

2) К существенным ошибкам относятся ошибки, ведущие к искажению содержания

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вариант 1.

1.        Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города:

  1. милиция, служба городского пассажирского транспорта, служба газа;
  2. «скорая помощь», служба спасения, милиция;
  3. пожарная охрана, служба связи, городская справочная служба.

2.        Затопление в жилища может произойти в результате:

  1. засорения системы канализации;
  2. неисправности запорных устройств (кранов);
  3. неисправности электропроводки и освещения;
  4. сквозных трещин в перегородках.

3.        Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и, закрыв
дверь на кухню, пошли смотреть телевизор. Вдруг почувствовали запах газа.
На улице сумерки. Какова очередность ваших дальнейших действий:

  1. включить свет и посмотреть, в чем причина утечки газа, открыть окно, пойти к соседям и позвонить в аварийную службу;
  2. выключить телевизор, перекрыть газовый кран, открыть окно, плотно закрыть дверь в кухню;
  3. зайти на кухню, перекрыть газовый кран, открыть окно, плотно закрыть дверь в кухню, пойти к соседям и позвонить в аварийную службу.

4.        Какова правильная последовательность действий при пожаре:

1)        попытаться потушить огонь, используя первичные средства
пожаротушения, открыть окно для удаления дыма, позвонить в пожарную
охрану и сообщить о пожаре;

  1. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых, если их нет, то позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;
  2. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.

5.        Зонами опасности в метро являются:

  1. турникеты на входе, эскалатор, перрон, вагон поезда;
  2. вход и выход в (из) метро, площадка перед эскалатором;
  3. вагон поезда, эскалатор, переходы с одной станции на другую.

6.        При движении в вашем вагоне поезда появился сильный запах гари и
дыма. Как вы будете действовать:

  1. дернете за рукоятку стоп-крана;
  2. сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
  3. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
  4. пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.

7.        Вы заходите в свой подъезд, слышите громкие крики, смех, шум и
понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная
компания. Как вы поступите:

  1. будете спокойно подниматься домой;
  2. будете ждать, пока они уйдут;

3)   будете дожидаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросите проводить вас до квартиры.

8.        Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (распахнута
дверь, выбито окно и т. п.). Ваши действия:

  1. войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите об этом в милицию;
  2. не будете входить в квартиру, а вызовете милицию по телефону от соседей;
  3. войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию по телефону 02.

9.        Наиболее удобной обувью в походе считаются:

  1. туристические ботинки, кеды, кроссовки;
  2. сапоги резиновые или хромовые, легкие спортивные тапочки;
  3. полуботинки, сапоги, туфли.

10.        Приметами хоженой тропы могут быть:

  1. высокая трава, наличие следов птиц и зверей;
  2. примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;
  3. растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

11.        Как развести костер:

  1. поджечь ветки в костре двумя-тремя спичками, а затем сверху положить дрова;
  2. положить на почву растопку, поджечь ее, а сверху положить ветки и затем дрова;
  3. приготовить растопку и дрова, сверху веток положить поленья и соблюдать правила пожарной безопасности.

12.        Что можно использовать, чтобы заварить чай:

  1. листья березы;
  2. волчьи ягоды;
  3. бузину;
  4. иван-чай;
  5. полынь.

13.        Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет
возможности:

  1. с шестом, держа его горизонтально на уровне груди;
  2. ползком;
  3. обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

14.        Что такое землетрясение:

  1. область возникновения подземного удара;
  1. проекция центра очага землетрясения на земную поверхность; подземные удары и колебания поверхности Земли.

15.        Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок
начали падать посуда и книги. Вы срочно:

  1. займете место в дверном проеме;
  2. позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи;
  3. закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.

Вариант 2

1.        Основной способ спасения людей при извержении вулканов:
эвакуация;

  1. укрытие в специально оборудованных убежищах;
  2. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

2.        Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

  1. лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;
  2. извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
  3. перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.

3.        Ветер скоростью до 5 м/с называется:

  1. шторм;
  2. бриз;
  3. циклон.

4.        Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в
котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, называется:

  1. ураган;
  2. смерч;
  3. буря;
  4. циклон.

5.        Лучшая защита от смерча:

  1. мосты, большие деревья;
  2. будки на автобусных остановках;
  3. подвальные помещения, подземные сооружения.

6.        При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

  1. открыть окна и двери нижних этажей;
  2. включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
  3. перенести на нижние этажи ценные вещи.

7.        Одним из признаков приближения цунами является:

  1. поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенности;
  2. неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
  3. резкое понижение или повышение температуры воздуха, сопровождающееся обильным таянием ледников в горных районах или сходом лавин.

8.        Неконтролируемое горение растительности, стихийно
распространяющееся по лесной территории, - это:

  1. стихийный пожар;
  2. природный пожар;
  3. лесной пожар.

9.        Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на
котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных

и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется:

  1. аварийный объект;
  2. потенциально опасный объект;
  3. катастрофически опасный объект.

10.        Процесс горения протекает при наличии:

  1. возможности для теплообмена;
  2. горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;
  3. горючего вещества и восстановителя.

11.        Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ - это:

  1. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
  1. проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
  2. лучистый поток энергии;
  3. выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

12.        Хлор - это:

  1. бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
  1. парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;
  2. зеленовато-желтый газ с резким запахом.

13.        Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с
выбросом АХОВ, необходимо:

  1. немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;
  2. снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;
  3. помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо физические нагрузки и лечь отдыхать.

14.        Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо
или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и
транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник
ионизирующего излучения, при аварии на котором или при разрушении
которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также
радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, - это:

  1. радиационноопасный объект;
  2. объект экономики особой опасности;
  3. экологически опасный объект;
  4. объект повышенной опасности.

15.        При оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте
необходимо действовать в указанной последовательности:

  1. включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт;
  2. включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в

печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;

3)    включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.

Вариант 3

1.        К поражающим факторам волны прорыва относятся:

  1. электромагнитное и акустическое излучение, гидродинамическое давление и смыв плодородных почв;
  2. поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение, непосредственное динамическое воздействие на тело человека и травмирующее действие обломков сооружений;
  3. ударная волна, пониженная концентрация кислорода в воздухе и повышенная температура окружающей среды.

2.        Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с
влагой, могут образовать кислотные осадки:

  1. диоксид серы и оксиды азота;
  2. свинец и его соединения;
  3. ртуть и ее соединения;
  4. бензин и машинные масла.

3.        РСЧС создана с целью:

  1. прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  2. объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  3. обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

4.        Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям
соответствующих органов государственной власти и местного
самоуправления являются:

  1. органы управления по делам ГОЧС;
  2. специально создаваемые штабы;
  3. эвакуационные комиссии.

5.        Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств
означают сигнал оповещения:

  1. «Внимание! Опасность!»;
  2. «Внимание всем!»;
  3. «Тревога».

6.        При каких условиях противогаз носится в положении «наготове»:

1)   по сигналу «Воздушная тревога!»;

  1. при условии, когда обнаружены признаки применения отравляющих веществ;
  2. при угрозе заражения, после информации по радио или по команде «Противогазы готовь!».

7.        К коллективным средствам защиты относятся:

  1. убежища и противорадиационные укрытия;
  2. противогазы и респираторы;
  3. средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия.

8.        Международное гуманитарное право - это:

  1. совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное время;
  2. совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны;
  3. совокупность норм, направленных на защиту жертв стихийных бедствий.

9.        Повреждение целостности тканей и нарушение функций,
сопровождающиеся местной или общей реакцией организма, вызванное
воздействием на человека факторов внешней среды, - это:

  1. рана;
  2. ушиб;
  3. травма.

10.        Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние
органы, полости и ткани, то оно называется:

  1. полостным;
  2. внутренним;
  3. закрытым.

11.        Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

  1. обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;
  2. промыть рану водой и обработать ее зеленкой;
  3. обработать рану йодом.

12.        Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:

  1. на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
  2. на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
  3. на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.

13.        Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры
свыше 50 °С, - это:

  1. тепловой удар;
  2. солнечный удар;
  3. ожог.

14.        Не существует бинтовых повязок типа:

  1. пращевидные;
  2. колосовидные;
  1. спиральные;
  2. обезболивающие;
  3. сходящиеся или расходящиеся. 15. Признаками перелома являются:

  1. нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;
  2. тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация подвижность;
  3. временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...