Диагностика обученности учащихся
статья по обж на тему

Иост Татьяна Николаевна

Использование дидактического материала для диагностирования обученности учащихся на уроках ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_obzh.docx385.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по ОБЖ

Для диагностирования обученности учащихся преподаватель может использовать  готовые сборники тестов по предмету ОБЖ или разработать их самостоятельно. При этом необходимо применять различные варианты построения тестов (заданий).

  1. Задания, в которых необходимо правильно завершить то или иное предложение. Пример: После остановки кровотечения кожу вокруг раны обрабатывают раствором ___________________________.
  2. Задания с выборочными вариантами ответов. Пример: При вынужденной автономии в природных условиях что из нижеперечисленного наиболее опасно? (Выбрать правильный ответ:1.Растерянность и страх, 2.Усталость, 3.Одиночество, 4.Холод, 5. Жажда, 6.Голод).
  3. Задания, состоящие из вопроса и выборочных ответов в виде Иллюстрационного материала. Пример: На рисунке изображены предметы, которые могут понадобиться, если ты окажешься наедине с природой. Расставь их по важности для выживания. На первом месте должен быть предмет, без которого по-твоему, совершенно нельзя обойтись в трудной ситуации. Потом – второй, третий и т.д.

C:\Users\biblioteka\Desktop\с\2015-01-26 с1\Image.jpg

Правильная постановка вопросов в процессе работы учащихся с иллюстративным учебным материалом имеет большое дидактическое значение. Задача преподавателя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке.

  1. Задания, содержащие определенное число названий, рисунков, способов выполнения приемов (действий) и несколько вопросов к ним. Пример. Что означают эти сигналы международного кода?

C:\Users\biblioteka\Desktop\с\2015-01-26 с2\Image.jpg

Чем можно выложить (изобразить) эти сигналы?

1)___________________________________________

2)___________________________________________

3)___________________________________________

4)____________________________________________

5.Задания, с выбором неправильного выполнения приема (действия) из ряда правильных.

Пример 1. На каждом из рисунков показан неправильный пример подготовки (рубки) для костра в условиях туристического похода?

C:\Users\biblioteka\Desktop\с\2015-01-26 с3\Image.jpg

Пример 2. На каждом из рисунков изображен неправильный выбор места для наблюдения за полем боя?

C:\Users\biblioteka\Desktop\с\2015-01-26 с4\Image.jpg

Иллюстрированный материал, содержащий в тестах (в вопросах и выборочных вариантах ответов), обогащает круг представлений учащихся, способствует организации их внимания, содействует развитию мышления, наблюдательности, обеспечивает его запоминание и способствует умению применять теоретические знания в практической деятельности.

При разработке выборочных вариантов ответов необходимо придерживаться следующих правил:

  1. избегать маловероятных ответов, которые не имеют существенной связи с контролирующей ситуацией, заложенной в вопросе;
  2. ответы на вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие;
  3. ответы должны быть близкими по достоверности;
  4. число выборочных ответов более 5-6 нецелесообразно потому, что оперативная память человека имеет ограниченные возможности.

Применение мультимедийного оборудования позволяет применить вариант, когда тесты выводятся на экран. Учащиеся выполняют задания на листах через  копировальную бумагу. Один экземпляр сдают на проверку, затем на экране демонстрируется правильные ответы. Такая оперативная информация помогает учащимся объективно оценивать свою деятельность, внести в урок соревновательный момент.

Для диагностирования обученности учащихся применяются различные ситуационные задачи по основам безопасности жизнедеятельности. Их достоинство заключается в том, что, анализируя конкретную ситуацию, учащиеся проверяют свой опыт и синтезируют его с теорией. Решение ситуационных задач способствует развитию умений анализировать ситуацию, принимать правильное решение, быть психологически готовым к ней.

Способы задания и решения ситуационных задач могут быть различными. Например, предлагается проблемная ситуация и несколько правильных действий решения данной ситуации. Учащемуся необходимо выстроить эти действия по порядку очередности и важности (прокомментировать ответы). И предлагается проблемная ситуация и несколько вариантов ответов: ученик должен выбрать из них один правильный. Предлагается проблемная ситуация без вариантов ответов: учащийся сам определяет выход из сложившейся ситуации.

Пример 1. Вы возвратились домой и обнаружили, что дверь приоткрыта и из квартиры слышны незнакомые голоса. Что вы будете делать?

Пример 2. Заполните таблицу.

Выживание в природной среде при автономном существовании

Вы заблудились в лесу

Как себя вести:

Чем питаться:

Чего опасаться:

Как продержаться:

При разработке заданий для педагогической диагностики и контроля заданий учащихся необходимо учитывать следующие требования:

  • важность тематики (задания должны быть направленны на получение наиболее важных знаний);
  • способность заданий охватить основное содержание изучаемого материала;
  • достаточная трудность задания и его посильность (только такие задания вызывают серьезное напряжение ума и хорошо развивают мышление);
  • интересный характер заданий для учащихся;
  • удачное формулирование задания – доступное и обеспечивающее однозначное понимание предстоящей работы.

Знания учащихся по предмету ОБЖ можно проверить и с помощью тематических кроссвордов.

Пример: разгадайте кроссворд о лекарственных растениях (С. Данченко, 2007).

C:\Users\biblioteka\Desktop\с\2015-01-26 с5\Image.jpg

По горизонтали:

  1. Листья этого куста использовали в русской народной медицине для лечения долго не заживающих ран. 2. Если посадить это дерево под окнами, в комнату не залетит ни одна муха и в воздухе останется меньше микробов. 3. Любимые  русского писателя И.С. Тургенева и отличное средство от кашля. 4.В немецкой Богемии его зовут «цавка» - «булочка», потому что ряд его висячих цветочков напоминает булочки-розанчики. Соком этого корня девушки в старину натирали щеки, чтобы они были румянее.

По вертикали:

5.  Название этого растения стало именем героини одной из повестей о Незнайке, имеющей отношение к медицине. 6. У этой травы несколько названий – волошка, лоскутница, синовник, синька, бабочки, камчуг, ранник. В медицине отвар цветков этого растения принимают как мочегонное, желчегонное и противомикробное средство. 7. Семенами этого водного цветка в старину пользовались певцы для укрепления голоса, наши предки называли его одолень-травой и брали с собой в путешествия, чтобы отгонять нечистую силу. 8. Во Франции это дерево называют «деревом мудрости», в лечебных целях используют  молодые листья, сок, почки и корень. В России без веников , сделанных из веток этого дерева, не обходилась ни одна баня.

Практические умения и навыки учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» проверяются и оцениваются:

  • в форме выполнения нормативов на практических занятиях;
  • при проведении различных соревнований конкурсов: «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!», «Первая медицинская помощь в экстремальных ситуациях»; военно-спортивных игр («Орленок», «Зарница»), комбинированного марш-броска «Вперед, юнармейцы», комбинированных военизированных эстафет;
  • при проведении спортивно-массовых мероприятий военно-прикладной направленности: «День защиты детей», День защитника Отечества», «Сыны Отечества», «Школа безопасности» и др.

Использованная литература:

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный анализ результатов диагностики обучения математике (способностей к усвоению математики) среди учащихся 7-х классов

Принятая сегодня пятибалльная система оценки знаний учащегося не в полной мере раскрывает уровень его математических способностей и уровень успеваемости по математике.Согласно программе для школ...

«Диагностика уровня обученности учащихся как фактор оценки и самооценки продуктивности труда учителя»

      Диагностика уровня обученности учащихся становится неотъемлемой частью деятельности учителя, фактором оценки и самооценки продуктивности учительского труда, показател...

Диагностика обученности курса "Полимерная глина" 1 год обучения.

Данная диагностика прилагается к открытому занятию "Создание украшений из полимерной глины"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТА

Организовать диагностику обученности учащихся по математике просто и удобно для всех участников процесса, можно с помощью специального сервиса в интернете – Сервиса проверки знаний учащихся. Использов...

Использование технологии Moodle для обучения и сетевой диагностики знаний учащихся

«Цель обучения ребенка состоит и в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи  учителя» Элберт Грин Хаббард...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....