Методическая система за три года
учебно-методический материал по обж (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Шоноев Тимур Иванович

В данном материале изложены принципы и методы технологий применяемых мной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Собственная методическая система,

апробированная в профессиональном сообществе

Основы безопасности жизнедеятельности как предмет направлен на формирование компетентной в области безопасности и здорового образа жизни,  готовой защитить Родину, воспитанной в духе уважения к правам и свободам граждан, умеющий спасти себя и других личности. Данная цель определила специфику представленной методической системы «Успешная социализация школьников через формирование ключевых компетенций на занятиях по ОБЖ». Необходимым условием её достижения видим организацию единого образовательного пространства, подразумевающим взаимодействие основного и дополнительного образования, государства, а также институтов гражданского общества и  родителей.  

Задачи:

• выстроить субъектно-субъектные отношения, предоставив ученику возможность самостоятельно получать знания, опираясь на личный опыт;

• активизировать организацию учебного процесса за счёт создания проблемных и игровых ситуаций для развития духовного потенциала ученика и сохранения его физического здоровья;

• развивать навыки совместной деятельности и самоконтроля;

• развивать критическое мышление.

Собственная система обучения опирается на следующие основные методические принципы:

• внедрение в свою деятельность лучших находок современных образовательных технологий, основ компетентностного и деятельностного подхода;

• развитие ключевых компетенций обучающихся в разных направлениях;

• создание условий для приобретения позитивного социального опыта;

• развитие личностных качеств вне урока, в рамках индивидуальной деятельности;

• повышение заинтересованности учеников только при условии собственной заинтересованности.

Механизмом реализации методической системы является активизация познавательной, учебно-исследовательской, проектной, творческой и коммуникативной деятельности обучающихся посредством технологий активизации и интенсификации деятельности обучающихся.  Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

• совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;

• использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

• вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

• раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

• привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

• формировать устойчивый интерес к  ОБЖ через классную, внеклассную деятельность

Предметом изучения на занятиях по Основам Безопасности Жизнедеятельности является обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья

 Поэтому вся работа по ОБЖ направлена  на развитие:

  1. Сознательного стремления к ЗОЖ (здорового образа жизни);
  2. Определения признаков потенциальной опасности и, по возможности их устранения;
  3. Полного представления характера чрезвычайных ситуаций и связанных с ними опасностей, предвидеть возможные пути их развития;
  4. Способности принимать верные решения по спасению себя и оказанию помощи другим;
  5. Уверенным действиям в любых сложных ситуациях.

Собственная методическая система представлена следующими уровнями:

Уровень I – урочная деятельность. Рамка урока включает стадии, соответствующие этапам человеческого восприятия. Как известно, сначала нам нужно настроиться, вспомнить, что уже известно по теме, затем узнать новую информацию и, наконец, подумать, для чего могут пригодиться полученные знания, где их можно применить. Поэтому свой урок я начинаю с создания проблемной ситуации. Начало каждого урока – постановка нового вопроса; ребята, как правило, сами формулируют тему урока. Работая с текстом, выполняя практические задания, ученики находят ответы на вопросы, расширяя границы урока, увеличивая долю самостоятельного исследования.

Уровень II – занятия элективов, кружков, факультативов. Цель – расширение и углубление представлений об изучаемом предмете.

Уровень III – представление результатов учебной деятельности в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках. Они всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Для четкого понимания целей обучения, название компетенции целесообразнее формулировать в деятельностной форме. В этом случае название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций по ОБЖ в деятельностной форме. По ФГОС второго поколения  практические и ценностно-смысловые компетенции на уроках ОБЖ предполагают:

  • Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность;
  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Как преподаватель-организатор ОБЖ, считаю, что задачей моей педагогической деятельности является не только дать определённую сумму знаний (обеспечить специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, умелых действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе и службе в армии), но и, что не менее важно и ценно, сформировать у учащихся гражданско-патриотическую позицию.  

Другими словами, покидая школу, выпускник должен не только уметь спасти себя и других, но и быть патриотом своей Родины, обладать гражданским мировоззрением, быть способным адаптироваться в сложном современном обществе, иметь желание развивать свои творческие способности.

Одним из актуальных направлений школы является формирование личности – психически и физически здоровой, способной спасти себя и окружающих в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,  готовой и умеющей защитить Родину в случае военной опасности. Таким образом, можно считать, что обучение должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию учащегося, обеспечивающую им выстраивание жизненной перспективы и осознание своего потенциала в контексте требований современного общества и культуры, что является основой самоопределения и самоактуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка к Подготовительному году обучения

Рассмотрен процесс занятий в течении подготовительного года обучения...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

Классный час: «Твоё право выбора». Методическая разработка в 2013 году на областном конкурсе «Правовая культура молодежи» заняла призовое место.

В наше время наблюдается тенденция игнорирования своих избирательных прав, как активных, так и пассивных.  В особенности это проявляется среди возрастной категории 18-20 лет. Это приводит к мысли...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...

Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»

Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены   для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюс...