Учебно-методическая разработка к Подготовительному году обучения
методическая разработка по музыке на тему

Рассмотрен процесс занятий в течении подготовительного года обучения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка к Предварительному году обучения

ВВОДНЫЙ КУРС Урок 1.

Задачи:

1. Процедура общего знакомства преподавателя с учащимся, его родителями:

  1. процедура осмотра инструмента, на котором ребёнку предстоит играть
    (размер, механика, чехол на гитаре, нейлоновые струны, правила ухода за
    инструментом);
  2. правила организации рабочего места домашних занятий юного гитариста
    (наличие подставки под левую ногу гитариста; наличие пюпитра для нот;
    наличие средства, препятствующего соскальзыванию инструмента с колен
    играющего юного гитариста);
  3. правила музыкальной школы: правила поведения в школе; правила обращения
    с библиотечными нотами и т.п.;
  4. правила гигиенического ухода за руками (за ногтями) гитариста, режим

домашних занятий юного гитариста и т.п.);

2. Учащийся под руководством преподавателя рассматривает гитару и её части;

Учащийся получает домашнее задание:

  1. рассматривать свою гитару с помощью изображения гитары, на котором указаны
    названия её частей;
  2. знать названия пальцев рук: большой, указательный, средний, безымянный,
    мизинец;
  1. усвоить понятия: левая рука и правая рука;

холга

Урок 2.

Задачи:

1.   Посадка с инструментом.

Первый навык, которым должен «основательно» овладеть начинающий гитарист (вне зависимости от возраста) - навык правильной посадки с инструментом. Учащийся должен на уроке научиться самостоятельно правильно садиться с инструментом в руках. Эффективность обучения ребёнка «посадке гитариста» будет заключаться не только в том, чтобы он понял все её правила, но и в том, чтобы эта «посадка по всем правилам» ощущалась и сохранялась им некоторое время (например: 5-10 секунд). В случае преподавания гитары детям 6-8 лет тему «Посадка с инструментом» методически целесообразно сделать темой отдельного урока, а каждый из элементов «технологии» посадки сделать отдельным упражнением для начинающего гитариста (возможно, отдельным домашним заданием). Например: Упражнение 1: - несколько раз: подойти к стулу, сесть на край стула, а затем встать

и отойти от стула; Упражнение 2: - несколько раз: сидя, поставить стопу левой ноги на специальную

подставку, убрать ногу с подставки;

Упражнение 3: - несколько раз: подойти к стулу, сесть на край стула, правильно поставить стопу левой ноги на подставку, поднять стопу, поставить её на пол, а затем встать и отойти от стула; - правильно (немного отставив в сторону, на полную стопу) поставить

правую ногу;

Упражнение 4:  - постановка гитары: учащийся сидит в позе гитариста, преподаватель правильно (сверху вниз) «ставит» гитару на «колени» учащего ;

учащийся учится самостоятельно правильно ставить инструмент (поднимает гитару вверх - опускает его и правильно ставит); учащийся подправляет позицию ног, которые «держат» гитару; Упражнение 5: - многоразовые упражнения «подойти к стулу с гитарой в руках,

правильно сесть, правильно поставить гитару на позицию ног, встать (гитара в руках) и отойти от места игры»;

ПРИМЕЧАНИЕ: посадка гитариста - статичная поза, которую начинающий гитарист (особенно маленький гитарист) может выдержать весьма недолго (например: Юсек.). Поэтому все дальнейшие начальные упражнения учащегося (постановочные; игровые) должны быть достаточно короткими (неутомительными) для того, чтобы непосильно длительная (вынужденная) неподвижность ребёнка в «позе гитариста» не приводила к его физическому утомлению и такому негативному явлению как «зажатость» исполнительского аппарата.

Учащийся получает домашнее задание:

1. закрепить дома с помощью упражнений (многоразовых в течение дня) посадку с инструментом;

ПОСТАНОВКА ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ.

Урок 3.

Проверка домашней работы учащегося:

1.   умение учащегося самостоятельно сесть с инструментом;

Задачи:

  1. навык слухового внимания учащегося к звучанию гитарной струны (слуховое
    «ощущение» естественного затихающего звучания струны);
  2. навык точной постановки пальца (пальцев) правой руки на струне;
  3. навык игровых движений Пгапс1о;
  4. специальные обозначения пальцев правой руки; специальные обозначения струн.

Учебный план:

1. Учащийся знакомится с «голосом» гитары (активно прослушивает звучание гитарной

струны до полного затухания): -

а)        преподаватель извлекает звук на 6-ой струне гитары, находящейся «в руках
учащегося» (правильное положение гитары для доступного просмотра
учащимся показа техники
игапдо)\

б)        преподаватель подпевает тону струны Шгшпиепйо (на ритмической основе
слогов какой-либо прибаутки), демонстрируя учащемуся особый режим
существования гитарного звука;

в)        учащийся прослушивает звук;

г)        учащийся знакомится с графическим изображением затихающего звука.

2.    Начинающий гитарист неторопливо осваивает   умение точно    «ставить» палец (пальцы) на струне:

а) учащийся под руководством преподавателя (затем - самостоятельно)

«прикладывает» кончик большого пальца (или указательный) к 6-ой струне

(хорошо просматриваемой струне), совершает этим пальцем игровое движение Пгапйо и прослушивает звук (результат своего игрового движения);

б)        во время прослушивания затихающего звучания струны слух учащегося
напрягается, а мышцы правой руки, участвовавшие в звукоизвлечении,
расслабляются;

в)        учащийся знакомится с нотной записью этого упражнения: «Приложение 1» № 1

Проел ушан но

Фия'ин сидит В темном лесу. (прибалтка)

г) учащийся повторяет игровое движение Игапдо на 6-ой струне каждым пальцем правой руки (метод переноса навыка с одного пальца на другой), прослушивая при этом звуки до полного затухания и «расслабляя» во время прослушивания мышцы кисти руки. Учащийся играет упражнения медленно, осознавая технологические подробности игры каждым пальцем, прослушивая качество получаемого звука (без шумовых призвуков, тембровая полнота гитарного звука, длительность звучания гитарной струны, релаксация мышц руки во время прослушивания) и подправляя по мере надобности пальцевое игровое движение, позицию всей правой руки или положение инструмента: «Приложение 1» № 2

Прослушянио. Ровно.

Преподаватель делает (в индивидуальном порядке) словесные пояснения к нотной записи упражнений.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: классическая гитара по природе своей звучит негромко (звук гитары - результат свободных затухающих колебаний синтетической струны). Очень важно, чтобы при игре учащегося на инструменте был всегда активно задействован его слух (слуховое внимание к качеству звука, длительности звука и т.п.).

ПРИМЕЧАНИЕ 2: 6-ая струна для начальных упражнений методически предпочтительна в связи с тем, что начинающий гитарист всегда следит (не может не следить) глазами за первыми игровыми опытами своих пальцев. Правильное положение гитары в силу объективных причин становится помехой для просмотра учащимся игровых пальцевых движений на тонких струнах. Для того чтобы в процессе начальных упражнений сохранялось правильное положение гитары, рекомендуется начинать осваивать 11гапс1о на 6-ой струне, т.к. приложение пальца к 6-ой струне легко контролируется зрением учащегося. В пользу выбора 6-ой струны можно также добавить, что прослушивание звучания басовой струны (тембр, длительность) для начинающего гитариста более комфортно, нежели прослушивание звучания тонкой струны (напряжение слуха).

ПРИМЕЧАНИЕ 3: на этапе начального прослушивания допустимо реально слышимую длительность естественного звучания струны обозначить как целая длительность.

ПРИМЕЧАНИЕ 4: время прослушивания звучания струны является для гитариста моментом осознанной релаксации мышечных напряжений в правой руке («освобождение» правой руки), что можно считать одним из «фундаментальных» технических навыков гитариста.

ПРИМЕЧАНИЕ 5:. игровая работа всех пальцев правой руки в начальный период гармонично развивает мышечную систему кисти руки ребёнка и препятствует возникновению у него статической «зажатости» пальцев. Все пальцы (по своей природе) неодинаково приспособлены к технике 11гапо!о, что отражается на качестве звука в игре ИгапАо большим пальцем («р»), безымянным («а») и мизинцем («е»). Учащийся приспосабливает положение кисти руки для удобства извлечения ^качественного звука этими пальцами. ПРИМЕЧАНИЕ 6: извлечение качественного звука на классической гитаре ((1гапс!о) требует особой точности в работе пальцев гитариста (точность попадания кончика пальца на струну и точность выполнения специального игрового пальцевого движения техники ^апйо). Рекомендуется использовать дополнительные упражнения на понятие точности движения: а) преподаватель слегка «царапает» кончики пальцев учащегося в «точечном» месте, которым учащийся должен прикасаться к струне; б) учащийся точно прикасается кончиками пальцев к кончику своего носа; в) учащийся точно прикасается «умными» кончиками пальцев к 6-ой струне.

ПРИМЕЧАНИЕ 7: элементарная техника правой руки гитариста включает в себя не только пальцевые игровые движения, но также и движения предплечья руки, перемещающие пальцы (позицию руки) с одной струны на другую. Играющий гитарист должен ощущать (различать) функциональную разницу в работе мышц локтевого сустава при подъёме предплечья руки вверх (от 1-ой струны к 6-ой) и опускании предплечья руки вниз (от 6-ой струны к 1-ой): при подъёме руки - мышцы, в основном, напрягаются, при опускании - мышцы, в основном, расслабляются.

ПРИМЕЧАНИЕ 8: методически целесообразно первые упражнения в звукоизвлечении не усложнять какими-либо другими задачами кроме требований «умений» каждого пальца и качества звука . ПРИМЕЧАНИЕ 9: правая рука начинающего гитариста, как показывает педагогическая практика, нуждается в особом (длительном) учительском попечении. Преподаватель длительное время (по индивидуальному плану) подправляет позицию правой руки начинающего гитариста. Преподаватель задаёт учащемуся аппликатурные задачи в зависимости от степени активности его «исполнительского аппарата», пространственной и временной точности его игровых пальцевых движений, навыков релаксации мышц руки и пальцев, навыка «связи пальцев и ушей» и т.п. Методические рекомендация: в игре начальных постановочных упражнений для пальцев правой руки некоторое время не принимает участие левая рука учащегося, что позволит начинающему гитаристу в постановочный период в достаточной мере самостоятельно контролировать правильность действий своей правой (извлекающей звуки) руки, закрепить правильные постановочные навыки.

Учащийся получает домашнее задание:

  1. требования посадки (индивидуальные замечания);
  2. игра упражнений: «Приложение 1» № 1, 2, 3
  3. специальное пособие для постепенного запоминания условных обозначений
    пальцев правой руки и струн.

ОБОЗНАЧЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ

Большой       -  р (ри1§аг, рисе)        / / //  ^

Указательный-   I   (нкНсе, тс!ех)

Средний       -   т (тесНо, та]еиг)

Безымянный -   а   (агш1аг, аппи1аг)

Мизинец      -   е   (ехггето, ехггете)

ОБОЗНАЧЕНИЯ СТРУН

СТРУНЫ

Уроки 4-5.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. извлечение звука каждым пальцем правой руки (на 6-ойструне, на каждой струне);

Задачи:

  1. основные понятия ритма;
  2. элементарные ритмические упражнения.

Учебный план:

1.        Приобщение учащегося к понятию «ритм». Подготовительные упражнения:

а)        подготовительное упражнение «Ровная ходьба на месте на протяжении
некоторого времени» естественным образом даст учащемуся ощущение,
начальное понятие метрической пульсации;

б)        приобщение учащегося к понятию «такт»: учащийся одновременно с «ходьбой на
месте» считает вслух до 2-х, до 3-х, до 4-х ( «раз-и» равно двум ровным
шагам самого учащегося);

в)        учащийся ровно хлопает в ладоши на основе навыка (ощущения)
метрической пульсации (шаги в воображении) и тактовых размеров (счёт вслух);

г)        учащийся на основе ровного счета (ощущение метрической пульсации,
«воображение шагов») извлекает одинаковые по длительности звуки на любой
струне любым пальцем (по выбору преподавателя или самого учащегося);

д)        учащийся знакомится со счётом и нотным написанием восьмых (один шаг),
четвертных (два шага), половинных (четыре шага) и целых (счёт до четырёх)
длительностей.

2.        Игра ритмических упражнений по нотам: «Приложение 1» № 4-19 (по выбору
преподавателя):

а)        словесные пояснения преподавателя к нотному тексту каждого упражнения;

б)        учащийся точно ставит пальцы на струне и старательно выполняет все требования
Пгапдо;

в)        учащийся играет упражнения по нотам, ровно считая вслух доли такта (см.
тактовый размер) на основе метрической пульсации (шаги
в воображении);

г)        учащийся расслабляет мышцы кисти руки во время прослушивания
длительностей звука.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: упражнения - прибаутки рекомендуется играть в двух вариантах:

а)        игра упражнений на ритмической основе ровного счёта долей такта приобщает учащегося к правилам
игры этюдов, пьес «моторного» характера;

б)        игра упражнений на ритмической основе «интонационного» проговаривания слов прибауток
приобщает учащегося к понятиям: «мотив», «фраза»;

ПРИМЕЧАНИЕ 2: игра учащегося на одной струне чередующимися «соседними» пальцами (см. варианты аппликатуры) физически подготавливает пальцы правой руки учащегося к игре с позиционной «расстановкой» пальцев на струнах («растягивает» и «расслабляет» межпальцевые напряжения).

Учащийся получает домашнее задание:

  1. игра упражнений: «Приложение 1» № 4 - 19 (по выбору преподавателя);
  2. требование соблюдения аппликатуры; требования техники и качества Игапдо;
    требование точности и свободы игровых движений; требование точности ритма;
    требования качества посадки с инструментом.

Уроки 6-7.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. техника и качество ПгапЛо;
  1. «зачётная» игра упражнений (качество звука; ритмическая организация игры
    упражнений на основе ровного медленного счёта долей такта; «свобода» руки и
    пальцев).

Задачи:

1. начальная позиционная постановка правой руки (классическая манера игры);

Учебный план:

1. Позиционно-аппликатурное условие постановки правой руки:

Позиционную постановку правой руки   юного гитариста методически целесообразно начинать с освоения классического аппликатурного условия:

-        на 1-ой струне играет безымянный палец: учащийся точно ставит безымянный
палец («а») на 1-ую струну и аккуратно играет
Пгапс1о (одним пальцем «а», несколько
раз, с обязательным расслаблением мышц после каждого звукоизвлечения)  на основе
медленного ровного счёта вслух (метрическая пульсация);

-        на 2-ой струне играет средний палец: постановка среднего пальца («т») на 2-ой
струне; игра постановочного упражнения пальцем «т» (медленная игра на устной
метрической основе);

-        на 3-ей струне - указательный палец: постановка указательного пальца («I») на
3-ей струне; игра постановочного упражнения пальцем «1» (медленная игра на устной
метрической основе);

— на 4-ой струне — большой палец: постановка большого пальца («р») на 4-ой струне; игра постановочного упражнения пальцем «р» (медленная игра на устной метрической основе);

2. Игра упражнений по нотам (см. аппликатуру): «Приложение 1» № 20 - 36

ПРИМЕЧАНИЕ 1: общую позицию правой руки определяет точная постановка безымянного пальца на 1-ой струне и удобство выполнения этим пальцем качественного по звуку ИгапДо. Позицию пальцев правой руки определяет расстояние между струнами.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: ритмичная игра одним пальцем на одной струне естественным образом даёт учащемуся отчётливое ощущение правильного чередования напряжений и расслаблений пальцевых мышц. ПРИМЕЧАНИЕ 3: негативное влияние на позиционную постановку правой руки играющего гитариста оказывает «зажатость» большого пальца (большой палец и указательный прижаты друг к другу, большой палец напряжён и «оттопырен»), а также «зажатость», т. е. «несвобода движений»,  запястного и локтевого суставов руки.

Учащийся получает домашнее задание:

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  2. упражнения: «Приложение 1» № 20-36 (по выбору преподавателя);

3". требования посадки, требования точной постановки пальцев на струнах,

требования качества выполнения Пгапдо, требования точного ритма, требования свободы движений руки и пальцев; навык условия позиционной аппликату

ПОСТАНОВКА ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙРУКИ.

После включения в игровую работу учащегося пальцев его левой руки план каждого урока в методическом отношении делится на две темы: а) начальные постановочные навыки пальцев левой руки (см. «Приложение 2»); б) продолжение учебно-постановочной работы с пальцами правой руки учащегося на основе индивидуального плана (см. упражнения на «открытых» струнах в сборнике «Приложение 1»).

Урок 8.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. техника и качество Игапйо;
  3. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

  1. пальцевая техника левой руки: оснащение элементарными игровыми движениями
    каждого пальца левой руки;
  2. обозначения пальцев левой руки (1-4); обозначения ладов грифа (1-ХП);

Учебный план:

1. Начальные постановочные упражнения пальцев левой руки:

а)        преподаватель «вручную» устанавливает пальцы левой руки учащегося на грифе:
большой палец на середине тыльной стороне грифа и средний (2) палец
«молоточком» на ладу грифа (рекомендуется III лад на 1-ой струне);

б)        специально направленная гимнастика кисти левой руки учащегося:

- учащийся своим средним пальцем («2») прижимает 1 -ую струну к грифу

(напряжение мышц для преодоления сопротивления туго натянутой струны); - средний палец учащегося «отпускает» струну (расслабление мышц);

в)        учащийся извлекает звук на прижатой к грифу струне (палец правой руки по выбору
учащегося) и прослушивает его некоторое время (физическая выносливость мышц);

г)        учащийся играет ровными длительностями и ровного качества звуки поочерёдно на
«закрытой» и «открытой» струне (звучание струны, прижатой к грифу средним
пальцем на ладу III, и звучание «открытой» струны);

д)        учащийся упражняется в постановке указательного «1» пальца (рекомендуется III
лад на 1-ой струне); безымянного «3» пальца (рекомендуется III лад на 1-ой струне);
мизинца «4» (рекомендуется III лад на 1-ой струне);

ПРИМЕЧАНИЕ 1: рекомендуются дополнительные упражнения на понятие точности движения - а)

преподаватель слегка «царапает» кончик среднего пальца учащегося в том месте, которым учащийся

должен прикасаться к струне, прижимая её к грифу; б) учащийся точно прикасается этим кончиком пальца

к кончику своего носа; в) учащийся точно ставит кончик пальца на струну.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: постановка кисти левой руки «в виде арки» исключает случайное касание руки струн

(постановка левой руки, необходимая в будущем для игры арпеджио и аккордов).

ПРИМЕЧАНИЕ 3: преподаватель в деле постановки пальцев учащегося на грифе учитывает природные

особенности безымянного пальца и мизинца (слабость, неточность движений) и «ставит» руку учащегося в

положение, облегчающее работу этих пальцев («арочная» постановка).

Учащийся получает домашнее задание:

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  2. постановочное и укрепляющее упражнение каждого пальца левой руки;
  1. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на
    струнах, требования качества выполнения
    Пгапдо, требования точного ритма,
    требования свободы движений руки и пальцев.
  2. специальное пособие для постепенного запоминания условных обозначений
    пальцев левой руки и ладов грифа;

Урок 9.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  1. качество звучания прижатой к грифу струны (элементарная техника пальцев левой
    руки; навык координации);
  1. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

  1. координационные навыки игры двумя руками;
  2. подбор мелодии «по слуху»;

Игра двумя руками в координационном отношении сложна для начинающего гитариста. Чтение нот во время игры двумя руками увеличивает координационную сложность игры. Методически целесообразно на начальном этапе игры учащегося двумя руками минимизировать роль нотного текста в учебном процессе, больше опирать учащегося на его слуховую память: учащийся заучивает сначала прибаутки, незамысловатые народные мелодии и детские песенки «с голоса преподавателя», а затем «подбирает их по слуху» ;

Учебный план:

1.        Учащийся осваивает «механизм» игры по слуху на основе подбора прибаутки на одном
тоне   (играет   одна   правая  рука   на   «открытой»   струне):      
«Андрей-воробей»,
«Барашеньки-крутороженьки»
(см. «Приложение 2», № 1,2):

а)        учащийся запоминает прибаутку «с голоса преподавателя»;

б)        учащийся подбирает «ритм и мелодию» прибаутки на «открытой» струне
(игра одним «удобным» пальцем; игра чередующимися пальцами «Ь>-«т»);

2.        Учащийся подбирает по слуху детские песенки, состоящие из двух разных тонов: «Два
кота», «Дождичек», «Сорока», «Лепёшки»
(см. «Приложение 2», № 3,4,5,6):

а) учащийся с голоса преподавателя запоминает мелодию, состоящую из дв^ разновысотных тонов (звук «открытой струны и звук струны «прижатой к

б)        преподаватель показывает учащемуся, где нужно играть два разных тона (1-ая
струна; лады: Ш-О-Ш-0, лады: П-0), т.е. один тон
- звучание «закрытой» струны,
другой тон - звучание «открытой струны;

в)        учащийся играет песенки с помощью подбора по слуху (палец левой руки -
удобный: средний «2» или указательный «1»);

ПРИМЕЧАНИЕ 1: рекомендуется использовать нотно-табулатурное письмо как вспомогательное, с помощью которого записывается домашнее задание.

Учащийся получает домашнее задание:

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  1. упражнения на «открытых» струнах для пальцев правой руки («Приложение 1» по
    индивидуальному плану);
  2. упражнения-песенки: «Приложение 2» № 3-6 (игра каждым пальцем левой руки;
    координационные навыки);
  3. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на
    струнах, на грифе; требования качества звука («открытая» струна, прижатая к
    грифу струна), требования точного ритма, требования свободы движений руки и
    пальцев.

Урок 9.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

  1. ознакомление учащегося с техникой перемещения левой руки вдоль струн
    («скачки» на грифе);
  2. ознакомление учащегося с позиционно-аппликатурным условием постановки
    кисти левой руки;

Учебный план:

1.        Учащийся подбирает по слуху песенки, состоящие из трёх разных тонов: «Как у деда
Ермолая», «Зайчик, ты, зайчик» (см. «Приложение 2» № 7,8):

а)        учащийся с голоса преподавателя запоминает мелодию, состоящую из трёх
разновысотных тонов;

б)        преподаватель показывает учащемуся, где и в какой последовательности нужно
играть три разных тона этой песни (1-ая струна: лады У-О-П-О);

в)        учащийся играет песенку (подбирает по слуху с помощью преподавателя) одним
«удобным» пальцем левой руки (палец по выбору) и осваивает в «скачке» технику
перемещения левой руки вдоль грифа (кисть руки перемещается вдоль

грифа во время звучания «открытой» струны; расслабление мышц пальцев руки, «сжимающих» гриф);

2.        Учащийся играет упражнения-песенки «Как у деда Ермолая», «Зайчик, ты, зайчик»

на основе    позиционно- аппликатурного условия, указанного в нотно-табулатурной записи: на ладу V ставить палец «4», на ладу II ставить палец «1» (крайние пальцы в позиционной постановке пальцев левой руки).

Учащийся получает домашнее задание:

1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);

  1. упражнения на «открытых» струнах для пальцев правой руки (по индивидуальному
    плану);
  2. упражнения-песенки в сборнике «Приложение 2»: № 7, 8 (игра одним пальцем
    левой руки; игра с позиционно-аппликатурным условием в партии левой руки);
  3. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на
    струнах, на грифе; требования качества звука («открытая» струна, прижатая к
    грифу струна), требования точного ритма, требования свободы движений руки и
    пальцев.

Уроки 10-13.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

  1. элементы позиционной постановки пальцев левой руки;
  2. ознакомление учащегося с техникой связной игры (легато);

Учебный план:

1.        Учащийся с помощью преподавателя подбирает по слуху мелодии, состоящие из трёх
разновысотных тонов:
«Лужа улыбается», «Валя на проталинке», «Корова», «У Кота-
Воркота», «Петушок», «А мы просо сеяли», «Ходит зайка», «У Кота-Воркота»
(см.
«Приложение 2»):

а)        учащийся запоминает мелодию с голоса преподавателя;

б)        преподаватель указывает лады грифа, на которых можно подобрать мелодию;

в)        учащийся подбирает мелодию одним (по выбору) пальцем левой руки;

г)        учащийся играет подобранную мелодию указанной в нотах аппликатурой;

2.        Учащийся в игре мелодии с элементами позиционной аппликатуры осваивает технику
связной игры (легато).

ПРИМЕЧАНИЕ 1: Техника связной игры пальцами левой руки - сложная техника, т.к. для выполнения этой техники одна группа мышц кисти руки напрягается (удерживание прижатой к грифу струны), а другая группа мышц в это время расслабляется («растяжка» пальцев на ширину ладов для выполнения «легато»). ПРИМЕЧАНИЕ 2: учесть при работе с «трудными руками», что растяжка пальцев в направлении от мизинца к указательному пальцу более удобная для начального освоения навыка расслабления «межпальцевых» мышц, чем наоборот, растяжка пальцев в направлении от указательного пальца к мизинцу.

Учащийся получает домашнее задание:

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  2. упражнения на «открытых» струнах для пальцев правой руки (по индивидуальному
    плану);
  3. упражнения-песенки с позиционно-аппликатурным условием в партии левой руки
    («Приложение 2», № по индивидуальному плану);
  4. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на

-  струнах, на грифе; требования качества звука («открытая» струна, прижатая к грифу струна), требования точного ритма, требования свободы движений руки и пальцев.

Урок 14.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

1. элементы позиционной постановки пальцев левой руки (продолжение);

Учебный план:

1. Учащийся с помощью преподавателя подбирает по слуху мелодии, состоящие из четырёх разновысотных тонов: «Василёк», «Скок-поскок», «Ты не пой, соловей» (см. «Приложение 2»).

Учащийся получает домашнее задание:.

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  2. упражнения на «открытых» струнах для пальцев правой руки (по индивидуальному
    плану);
  3. упражнения-песенки «Приложение 2» (игра с позиционно-аппликатурным
    условием в партии левой руки);
  4. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на
    струнах, на грифе; требования качества звука («открытая» струна, прижатая к
    грифу струна), требования точного ритма, требования свободы движений руки и
    пальцев.

Урок 15.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. «зачётная» игра заданных упражнений;

Задачи:

1. элементы позиционной постановки пальцев левой руки (продолжение);

Учебный план:

1. Учащийся с помощью преподавателя подбирает по слуху мелодии, состоящие из пяти

разновысотных тонов: «На зелёном лугу» (см. «Приложение 2»).

Учащийся получает домашнее задание:

  1. повторение заданий предыдущих уроков (по индивидуальному плану);
  2. упражнения на «открытых» струнах для пальцев правой руки (по индивидуальному
    плану);
  3. упражнения-песенки «Приложение 2» (игра с позиционно-аппликатурным
    условием в партии левой руки);
  4. требования правильной посадки, требования точной постановки пальцев на
    струнах, на грифе; требования качества звука («открытая» струна, прижатая к
    грифу струна), требования точного ритма, требования свободы движений руки и
    пальцев.

Урок 16.

Проверка домашней работы учащегося:

  1. посадка с инструментом;
  2. «зачётная» игра пьес-упражнений;

Задачи:

  1. игра на басовых струнах, дальнейшее физическое укрепление пальцев левой руки;
  2. понятие транспонирования;
  3. ознакомление учащегося с элементами аккордовой техники правой руки (игра
    одной правой рукой на «открытых» струнах);

Учебный план:

  1. Учащийся играет некоторые подобранные по слуху и выученные наизусть мелодии
    с позиционной аппликатурой на каждой струне гитары: на 1-ой, на 2-ой, на 3-ей, на
    4-ой, на 5-ой, на 6-ой;
  2. Учащийся играет упражнения с элементами аккордовой техники: «Приложение 1»
    № 37-40;

ПРИМЕЧАНИЕ 1: игра учащимся усвоенного мелодического упражнения на басовых струнах гармонично развивает мышцы кисти его левой руки;

ПРИМЕЧАНИЕ 2: обратить внимание учащегося на постановку большого пальца правой руки при игре аккордов (в стороне от указательного, во избежание столкновения);

Учащийся получает домашнее задание по индивидуальному плану.

Урок 17 и далее:

Проверка домашней работы учащегося по индивидуальному плану.

Учебные задачи:

Учащийся закрепляет навык самостоятельной работы «по нотам», т.е. навык понимания

нотных   знаков,   навык   понимания   аппликатурных   знаков,   навык   ритмически

организованной игры «по нотам», навык осмысленного выполнения постановочных и

координационных правил.

Учебный план:

Дальнейшее обучение начинающего гитариста опирается на методически составленные

учебные пособия:

  1. «Чтение нот»
  2. Сборник мини-композиций на 1-ой струне
  3. Сборник мини композиций разных композиторов

Домашнее задание по индивидуальному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Учебно-методическое пособие к альбому Времена года

Учебно-методическое пособие к альбому Времена года предназначено для обучающихся коррекционной школы в 5-10 классах....

Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно...

Учебно-методический комплекс "Страницы русской музыки" для второго года обучения по "Слушанию музыки"

«Страницы русской музыки» - учебно-методический комплекс  по дисциплине «Слушание музыки» второго года обучения  знакомит обучающихся с  национальной  культурой, ее истоками, ценно...

Учебно – методическое пособие по диагностике учащихся подготовительного класса школы VIII вида (I вариант обучения)

Данные тесты предназначены для учащихся подготовительного класса, обучающихся по программе VIII вида (I вариант обучения).Тестовые задания составлены на основе  учебной программы «Программы специ...

Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...

Английский язык (Начальная школа, Линия учебно-методических комплексов «Rainbow English» для 2-4 классов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (1—3-ий годы обучения) (РИТМ))

Английский язык (Начальная школа, Линия учебно-методических комплексов «Rainbow English» для 2-4 классов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (1—3-ий годы обучения)(РИТМ)) ссылка для скачивания аудиоприл...