Кабинет ОБЖ
учебно-методический материал по обж на тему

Котова Татьяна Андреевна

1. Требования к оснащению кабинета ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //

О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 01.04.05 Г.   N03-417

      Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.


     Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
      Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
  • К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
  • Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
  • П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

        Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

        Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.

Директор

И.И.Калина


ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ К ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ  

ОТ 01.04.05 Г.  N03-417

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по ОБЖ

Д

Стандарт по ОБЖ, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ОБЖ

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ (профильный уровень)

Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по ОБЖ

Д

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по ОБЖ

Д

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по ОБЖ

Д

1.7

Авторские рабочие программы по ОБЖ

Д

Д

Д

1.8

Учебник по ОБЖ для 8 класса

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете ОБЖ, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу ОБЖ. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.9

Учебник по ОБЖ для 10 класса (базовый уровень)

К

1.10

Учебник по ОБЖ для 10 класса (профильный уровень)

К

1.11

Учебник по ОБЖ для 11 класса (профильный уровень)

К

1.12

Учебник «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для обучающихся–девушек 10-11 классов

К

1.13

Учебник «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов (профильный уровень)

К

1.14

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

К

1.15

Наставление по стрелковому делу:

Основы стрельбы из стрелкового оружия

К

1.16

Наставление по стрелковому делу: 7,6 2-мм модернизированный автомат Калашникова

К

1.17

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»

К

К

1.18

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне»

К

К

1.19

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

К

К

1.20

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

К

К

1.21

Дидактические материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

Ф

Ф

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение знаний по ОБЖ как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

1.22

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам ОБЖ

Ф

Ф

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.23

Хрестоматия по ОБЖ

К

1.24

Практикумы по ОБЖ

Ф/П

Ф/П

Ф/П

1.25

Научная, научно-популярная литература

П

П

Литература для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.

1.26

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари)

П

П

П

1.27

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2.

 ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Д

Д

2.2

Ордена России

Д

Д

2.3

Текст Военной присяги

Д

Д

2.5

Воинские звания и знаки

Различия

Д /Ф

Д /Ф

2.6

 Военная форма одежды

Д /Ф

Д /Ф

2.7

Мероприятия обязательной подготовки

граждан к военной службе

Д

Д

2..8

 Военно-прикладные виды спорта

Д

Д

2.9

Военно-учетные специальности РОСТО

Д

Д

2.10

Военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации

Д

Д

2.11

Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке на воинский учет

Д

Д

2.12

Нормативы по прикладной физической подготовке

Д

Д

2.13

Нормативы по радиационной, химической и биологической разведке

Д

2.14

Устройство 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

Д

2.15

Устройство 5,6-мм малокалиберной винтовки

Д

2.16

Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

Д

2.17

Приемы и правила метания ручных гранат

Д

2.18

Мины российской армии

Д

2.19

Фортификационные

сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия, минно-взрывные заграждения)

Д

2.20

Индивидуальные средства защиты

Д

Д

Д

2.21

Приборы радиационной

разведки

Д

Д

2.22

Приборы химической разведки

Д

Д

2.23

Организация и несение внутренней службы

Д

Д

2.24

Строевая подготовка

Д

2.25

Оказание первой медицинской помощи

Д /Ф

Д /Ф

Д /Ф

2.26

Гражданская оборона

2.27

Диаграммы и графики,

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

3.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса ОБЖ

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по тематике курса ОБЖ.

Д/П

Д/П

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов,  объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3

Задачник для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по тематике курса ОБЖ, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

3.4

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе ОБЖ, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Д

Д

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

4.3

Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ

Д

Д

Д

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д

Д

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

Принтер лазерный

Д

Д

Д

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

Слайд-проектор

Д

Д

Д

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

Стол для проектора

Д

Д

Д

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Штатив для карт и таблиц

Д

Д

Д

6.2

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

Д

Д

Д

6.3

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

Д

6.4

Бытовой дозиметр

Д

Д

Д

6.5

Компас

Д

Д

Д

6.6

Визирная линейка

Д

Д

6.7

Транспортир

Д

Д

6.8

Бинт марлевый 10х15

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.9

Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.10

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.11

Воронка стеклянная

6.12

Грелка

6.13

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.14

Индивидуальный перевязочный пакет

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.15

Косынка перевязочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.16

Клеенка компрессорная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.17

Клеенка подкладочная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.18

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.19

Повязка малая стерильная

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.20

6.21

6.22

 Повязка большая

стерильная

Шприц-тюбик

одноразового пользования

Шинный материал

(плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.23

Противогаз

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.24

Общезащитный комплект

Д

Д/Ф

6.25

Респиратор

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

6.26

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

Д/Ф

Д/Ф

6.27

Противохимический пакет

Д/Ф

Д/Ф

6.28

Носилки санитарные

Д

Д

Д

6.29

Противопыльные

тканевые маски

Д

Д

Д

6.30

Ватно-марлевая повязка

Д

Д

Д

7. МОДЕЛИ

7.1

Макет простейшего укрытия в разрезе

Д

Д

Д

7.2

Макет убежища в разрезе

Д

Д

7.3

Тренажер для оказания первой помощи

Д

Д

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кабинета к конкурсу "Лучший кабинет русского языка -2012"

Презентация состоит из 7 слайдов, отражающих основные направления деятельсноти кабинета....

Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год

Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...

Паспорта кабинета биологии, кабинета химии

паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...

Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы. Модель предметного кабинета.

Презентация "Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы". Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместн...

Наш кабинет - самый лучший кабинет России!

Презентация содержит информацию о кабинете №4 нашей школы. О тех преимуществах, которые мы создали для наших ребят. Мы продумали все, но, как говорится, предела прекрасному НЕТ! МЫ ВЫИГРАЛИ ВСЕРОССИЙС...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Создание кабинета ОПК, совмещенного с кабинетом искусства»

Цель проекта: создание  оптимальных условий для учителя и учащихся,для повышения качества учебно-воспитательного процесса по предмету. Кроме того кабинет должен:•    спо...