Технология интерактивного обучения.
методическая разработка по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Куприянов Николай Кондратьевич

  Интересно, что интерактивность понимается как непосредственный диалог.

  Интерактивное обучение-это обучение, погруженное в общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_interaktivnogo_obucheniya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  интерактивного обучения

   Интересно,  что  интерактивность,  понимается  как  непосредственный  диалог.

   Интерактивное  обучение – это  обучение,  погруженное  в  общение.  

   Среди  моделей  обучения  выделяют:  пассивную,  активную  и  интерактивную.  Особенностями  ПАССИВНОЙ  МОДЕЛИ    является  то,  что  ученики  усваивают  учебный  материал  со  слов  учителя,  из  текста  учебника,  не  общаются  между   --традиционная  и  довольно  часто  используется,  хотя  современными  требованиями  к  структуре  урока  является  использование  активных методов.  АКТИВНЫЕ  МЕТОДЫ  предполагают  стимулирование  познавательной  деятельности  и  самостоятельности  учеников.  Эта  модель  видит  общение  в  системе  «ученик – учитель»,   наличие  творческих  (часто  домашних)   заданий  как  обязательные.

   В  последнее  время  получил  распространение  термин  «ИНТЕРАКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ» ,  которое  ставит  своей  целью  организацию  комфортных  условий  обучения,  при  которых  все  ученики  активно  взаимодействуют  друг  с  другом.  Интерактивную  работу  можно  применять  и на  уроках  материала  ( после  изложения  нового  материала ),  и  на  уроках  по  применению  знаний,  на  специальных  уроках,  а  также  делать  ее  вместо  опроса  или  обобщения.  Часто  используется  работа  в  парах,  особенно  она  эффективна  на  начальном  этапе  обучеия.   Плюс  этой  работы  заключается  в  том,  что  все  дети  имеют  возможность  высказаться,  обменяться  идеями  со  своим   напарником, а  только  потом  огласить  их  всему  классуу.

   ИНТЕРАКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ  -- это  диалоговое  обучение.

   ИНТЕРАКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ  -- это  обучение  с  хорошо  организованной  обратной  связью  субъектов  и  объектов  обучения,  с  двусторонним  обменом  информации   между  ними.

   ИНТЕРАКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ – это  обучение  погруженное  в  общение.  Интерактивное  обучение  сохраняет  конечную  цель  и  основное  содержательное  образовательного  процесса  оно  видоизменяет  формы  с  транслирующих  на  диалоговые,  т.е.  включающее  в  себя  обмен  информацией,  выработку  совместной  стратегии  взаимодействия,  восприятие  и  понимание  другого  человека.

   Традиционно  выделяют  три  стороны  общения:

  • информативную (обмен  информацией);
  • интерактивную  (выработка  стратегии и координация совместных  действий );
  • перцептивную  ( адекватное  восприятие  и  понимание  друг  друга.

1

   В  процессе  общения  происходит  воспитание  культуры  чувств  и  эмоций,  развитие  способности  к  сочувствию,  сопереживанию,  способностей  управления  своим  поведением,  познать  самого  себя.

   Каким  же  образом  нужно  строить  обучение,  чтобы  процесс  обучения  стал  обоюдно  интересным  и  для  педагога  и  для  учащегося?

    Интерактивное  обучение  основано  на  прямом  взаимодействии  учащихся  с  учебным  окружением.  Педагог  (ведущий)  не  дает  готовых  знаний,  но  побуждает  участников   к  самостоятельному  поиску  (учитель  должен  создать  условия  для  этого  взаимодействия).  Опыт  учащихся  не  менее  важен,  чем  опыт  ведущего.   Дети – соавторы  учителя  в  создании  урока.   Педагог  выступает  в  роли  помощника.  Важным  является  и  тот  факт,  что  в  полноценном  обучении  участники  взаимодействуют  и  с  физическим,  и  с  социальным  окружением,  и  с  изучаемым  окружением.  И  все  три  вида  активности  взаимосвязаны,  разнообразны  и  в  обязательном  порядке  присутствуют  на  уроке:    

   ФИЗИЧЕСКАЯ – меняют  рабочее  место  пересаживаются;

-- говорят  (единство  речевой  и  мыслительной  деятельности,  пишут,  слушают,  рисуют  и  т.д.);

   СОЦИАЛЬНАЯ – задают  вопросы,  отвечают  на  вопросы,  обмениваются  мнениями и т.д.;

   ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – вносят  дополнения  и  поправки  в  изложение  учителя,  сами  находят  решение  проблем,  выступают  как  один  из  источников  профессионального  опыта  и  т.д.

   Традиционный  авторитарный  стиль  преподавания   при  интерактивном  обучении  меняется – учитель  выступает  в  роли  консультанта.  А  его  задача  – создать  условия  для  самореализации  личности,  проявления  инициативы  учащихся,  самостоятельного  решения  проблем,  сбора  новых  данных.

 

   Среди  форм  организации  учебной  работы  преобладает  парная  ( статичные  пары  и  пары  сменного  состава ),  групповая  ( статичные  группы  и  мигрирующие  группы),  коллективное  взаимодействие.  Виды  деятельности  и  формы  работы  на  уроке  по  необходимости  меняются,  так  как  внимание  детей  удерживается  до  тех  пор,   пока   существует  интерес  ( в  течение  7 – 10  минут ),  у  них  сильно  развита  непроизвольная  память.

    Интересно,  что  интерактивность  понимается  как  непосредственный диалог.

    Интерактивное  обучение – это  обучение,  погруженное  в  общение.

 

   В  группе  интерактивного  обучения  должны  осуществляться  две  основные  функции,  необходимые  для  успешной  деятельности:

--- решение  поставленных  задач  ( учебных,  поведенческих  и пр.)  

--- оказание  поддержки  членам  группы  в  ходе  совместной  работы.

Эффективность  обучения  зависит  от  эмоционального  климата  микрогруппы.

   Некоторые  педагоги  предлагают  объединяться  учащимся  в  группы  по  «желанию»:  Плюсы  такого  подхода  заключаются  в  учете  межличностных  связей  

2

школьников.  Но  существуют  и  минусы:  формируются  группы,  не  равные  по  силе,  поэтому  результаты  совместной  деятельности  могут  сильно  различаться.  Поэтому  желательно  объединить  детей  с  учетом  их  личных  склонностей.

   Следующий  этап  интерактивного  обучения --  организация  учебной  деятельности  учащихся  в  группе.  Данный  этап  включает:  усвоение  учебной  задачи,  стоящей  перед  группой;  процесс  поиска  (обсуждения)  лучшего  решения;  стимулирование  мнений  и  подведение  итогов  групповой  работы;  презентацию  группового  решения  поставленных  задач  в  рамках,  определенных  педагогом.

   Функции  в  группе  могут  быть  четко  распределены  на  основе  самоорганизации   участников:   учитель  предлагает  роли,  а участники  определяют,  кто  какую  роль  будет  исполнять.  Важно,  что  роль  лидера  отсутствует,  а  обязанности  распределены  так,  что  ни  один  участник  в  группе  не  доминирует.

   Роль  членов  группы:

инициатор,  разработчик,  координатор,  оценщик,  интерпретатор,  секретарь,  гонец,  докладчик,  хранитель  времени  и  др.

   

   Специалисты  выделяют  следующие  нормы  поведения  в  процессе  интерактивного  обучения:

-- в  совместной  работе  нет  «актеров»  и  «зрителей»,  все – участники;

-- каждый  член  микрогруппы  заслуживает  того,  чтобы  его  выслушали  не  перебивая;

-- критикуются  идеи,  а  не  личности;

-- цель  совместной  деятельности  заключается  не  в  «победе»,  а  в  возможности  найти  лучшее  решение,  узнав  разные  мнения  по  проблеме  и  т.д.

    Процесс  подведения  итогов  показывает,  насколько  удалось  группе  выполнить  поставленную  задачу:  (сформулировать  и  решить  проблему).

   Процесс  подведения  итогов  показывает,  насколько  группе  удалось  выполнить  поставленную  задачу.  Существуют  некоторые  «подводные  камни»,  к  которым  должен  быть  готов  учитель.  Например,  на  представлении  решения  группы   вдруг  выясняется,  что  «рупор  группы»   («спикер»,  «ритор»,  «говорун»  и  пр.)  высказывает  свое  мнение,  а  не  мнение  группы.  Наоборот   в  процессе  защиты  оказывается,  что  далеко  не  каждый  член  группы  в  состоянии  объяснить  и  доказать  решение.  Следовательно,  функция  группового  сплочения  не  была  реализована    в  достаточной  мере.  Для  того  чтобы  преодолеть  негативное  явление  (децентрацию),  мнение  группы  должно  действительно  выражать  совокупное  мнение  всех  членов.  Это  значит,  что  в  процессе  обсуждения  нужно

3

учиться  слушать  друг  друга,  принимать  чужую  точку  зрения,  уступать  или.  Напротив,  находить  такие  аргументы,  которые  не  обижая,  доказывают  правильность  позиции,  мнения  и  т.д.

   Этап  презентации  групповых  решений  определить  как  отличительную  особенность  интерактивного  обучения – рефлексией  прошедшего  занятия.

Эффективность  рефлексивного  этапа  зависит  также  от  готовности  учащихся  к  самоанализу.

   Фокус  внимания  учителя  смещается  от  получения  правильного  ответа  к  пониманию  того,  каким  образом  этот  ответ  получен.  При  оценке  работы  группы  следует  подчеркивать  не  столько  ученические,  сколько  человеческие  добродетели:  терпеливость,  доброжелательность,  дружелюбие,  вежливость,  приветливость.  Оценивать  можно  лишь  общую  работу  группы,  ни  в  коем  случае  не  давать  детям,  работавшим  вместе,  разных  оценок.

   К  методам  интерактивного  обучения  могут  быть  отнесены:

1) эвристическая  беседа,

2) метод  дискуссии,

3) «мозговая  атака»,

4) метод  «круглого  стола»,

5) метод  «деловой  игры».  

         

 

     

       

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Технология интерактивного обучения.

Методическая  тема: « Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития личности». ...

Технология интерактивного обучения

Материал электронного курса "Технология интерактивного обучения". Может быть кому-то будет полезно....

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Технология интерактивного обучения

Аннотация разработки Изучив специальную литературу и применяя  на практике технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что в процессе преподавания она  позволяет оживит...

Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология

В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека  не только приобрести новые знания и умения, но,...