Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Кречкин Сергей Викторович

Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh2.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов

Продолжительность 45 минут.

Урок №15

Тема: Средства индивидуальной защиты.  

Цели: Приобретение навыков и умений пользования средствами индивидуальной защиты, умение оказать помощь пострадавшему. 

Задачи урока: Изучение назначения, устройства и правил применения индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи. Воспитание внимания, взаимопомощи, быстроты, ловкости расчетливости. 


Тип урока: Комбинированный.


Методы работы: Лекция-тренировка. 

Формы работы на уроке:

-фронтально – коллективная;

-групповая.

Средства защиты кожи- 2-й час. (45 минут)

Ожидаемые результаты:

- учащиеся должны знать устройство и правила применения индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи;

-учащиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

Учебные вопросы: 

1.Простейшие средства защиты кожи. 

2.Легкий защитный костюм Л-1. 

З.Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). 

В качестве простейших средств защиты кожи может быть использована, прежде всего производственная одежда (спецовка) - куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшоном, сшитые из грубой ткани. Они способны защитить от попадания на кожу радиоактивных веществ и бактериальных средств, но и не пропускать в течение некоторого времени капельно-жидкие ОВ. Брезентовые изделия, например, защищают от капельно-жидких ОВ зимой до 1ч., 
летом- до 30 мин. 
Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для этого плащи и накидки из прорезиненной ткани или покрытой хлорвиниловой пленкой, зимние вещи- пальто из грубого сукна или драпа, ватники. Пальто из сукна или драпа вместе с другой одеждой от капельно-жидких ОВ защищают зимой до 1 час, летом- до 20 мин., ватник- до 2 час. 

Для защиты ног надо применять резиновые сапоги, боты, галоши. Можно воспользоваться обувью из кожи но тогда с галошами. Резиновые изделия способны не пропускать капельно-жидкие ОВ до 3-6 ч. 
На руки надо одевать резиновые или кожаные перчатки, рукавицы. Шерстяные, трикотажные, хлопчатобумажные перчатки защищают только от радиоактивных веществ и бактериальных средств, но не от ОВ. 
Обычную одежду можно пропитать специальным раствором, что не позволит проникать парам и аэрозолям ОВ. Для пропитки одного комплекта достаточно 2.5 л. раствора, который готовят на основе водных синтетических моющих средств, применяемых для стирки белья, или минеральных или растительных масел. Для чего берут 500 г. моющего средства и растворяют в 2.5 л. подогретой до 40-50 градусов воды. Смесь перемешивается в течении 2-3 мин. до получения однородного раствора светло-желтого цвета. 
Можно также взять 250-300 г. мыльной стружки или измельченного хозяйственного мыла, растворить в 2 л. нагретой до 60-70 градусов воды. Когда мыло полностью растворится, добавляют 0.5 л. минерального (растительного) масла; полученную смесь ' перемешивают в течении 5 мин. до получении эмульсии. 
Комплект одежды помещают в ведро, таз или корыто и заливают горячим пропиточным раствором. После того как одежда пропитается, ее выворачивают наизнанку. Затем слегка отжимают и высушивают на воздухе. 
(Законспектировать состав раствора в тетрадях). 

Л-1.Легкий защитный костюм - изготавливается из легкой прорезиненной ткани, состоит их рубахи с капюшоном, брюк, сшитых вместе с чулками, двупалых перчаток и подшлемника. 
Выпускают костюм трех размеров: первый для роста до 165 см., второй от 165 до 172 см., третий свыше 172 см. 

ОЗК. Общевойсковой защитный комплект. 

Применяется для защиты от отравляющих веществ, а также от предохранения кожных 
покровов, обмундирования, обуви и снаряжения от заражения радиоактивными 
веществами и биологическими средствами. 

В состав ОЗК входят 
защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки. 
В «походном положении» защитный плащ переносят на спине в чехле поверхснаряжения. 
При отсутствии чехла защитный плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными за поясной ремень тесемками. 
При снаряжении с полной выкладкой защитный плащ, хранится в вещевом мешке. Защитные чулки и защитные перчатки, уложенные в специальный чехол, носятся на поясном ремне, на правом боку. 
При действиях и передвижениях на закрытых машинах и танках полностью комплектный ОЗК, укладывается каждым военнослужащим рядом с собой, под сиденьями или другие места указанные командиром. 
В положении «наготове» при отсутствии чехлов плащ можно носить за спиной в развернутом виде. 
В «боевом» положении защитный плащ ОЗК может быть использован 
в виде накидки, 
плащ в рукава, 
или в виде комбинезона. 
Последовательность надевания ОЗК по команде «Защитный комплект одеть»: 
-оружие положить на землю или прислонить к какому-либо предмету; 
-снять сумку с противогазом, снаряжение и головной убор и положить рядом;
-заправить китель в брюки;
-надеть защитные чулки;
-освободить концы тесемок из полуколец на чехле, продеть их в полукольца по низу спинки плаща и закрепить; 
-застегнуть центральный шпенек держатели шпеньков сначала правой, а затем левой полы плаща и закрепить их закрепкой; 
-застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую, держатели закрепить застежкою;
-застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями; 
-застегнуть борта плаща, оставив не застегнутыми два верхних держателя;
-надеть поверх плаща снаряжение и противогаз; 
-привести противогаз в «боевое» положение; 
-надеть головной убор, а затем капюшон, застегнуть остальные держатели плаща и хлястик капюшона;
-надеть перчатки; 
-взять оружие; 
Время одевания защитного плаща в рукава и противогаза на открытой 

местности не должно превышать- 4 мин., 
в укрытиях или на машинах- 6 мин., 
а комбинезона - соответственно 6 и 12 мин. 
Приемы снятия ОЗК: 
-снять снаряжение; 
-отстегнуть закрепки, расстегнуть полы плаща и хлястики защитных чулок, -расстегнуть боковые хлястики, -расстегнуть бора плаща; 
-расстегнуть хлястик капюшона и стянуть капюшон назад, за спину, -расстегнуть хлястики рукавов; 
-вытягивая руки из рукавов, одновременно снять перчатки; 
-развязать тесемки у плаща;
сбросить плащ назад наружной стороной вниз;
-отвязать тесемки защитных чулок от поясного ремня и снять защитные чулки, -отойти в наветренную сторону и снять противогаз. 
Провести тренировку одевания ОЗК в виде комбинезона по отделениям. 
В виде накидки защитный плащ по команде «Газы, накидки» используется при внезапном применении противником ОВ и биологических средств или при выпадении радиоактивных осадков. Снятие средств защиты производится по распоряжению командиров подразделений, если по показаниям приборов радиационной и химической разведки не установлено опасности поражения военнослужащих. ОЗК в виде плаща одевается по команде «Газы, чулки, плащ в рукава надеть». Надевают защитный плащ, защитные чулки, защитные перчатки, плащ при этом застегивается до пояса и. 

Предельно допустимыми сроками пребывания военнослужащих в герметичных средствах защиты кожи при воздействии солнечных лучей и слабом ветре могут быть: 
при температуре 30 градусов и выше- 15-20 мин; 
от 25 до 29 градусов- 30 мин.; 
от 20 до 24 градусов - 40-45 мин; 
от 15 до 19 градусов- 1.5-2 часа; 
при температуре ниже 15 градусов - более 3 час. 
Провести тренировку одевания ОЗК на время согласно нормативам: в виде накидки, плаща, комбинезона. 
Заключительная часть. 
Подведение итогов урока. Контрольные вопросы: 
-назвать средства защиты кожи; 
-состав специального раствора для пропитки одежды;
-что входит в комплект Л-1; 
-что входит в комплект общевойскового защитного комплекта; 
-виды использования ОЗК. 
Отметить положительные моменты урока, ответы учащихся. Указать на недостатки. Домашнее задание: гл.8 стр. 279 
Преподаватель-организатор ОБЖ: Кречкин С.В. 
Самоанализ урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".

Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.Задачи урок...

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...