Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».
план-конспект по обж

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности

 

Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».

Для учащихся 8 "б" класса МОУ «Гимназия №2» г. Воркута

Дата проведения: 9.12.2019

Цель: Познакомить учащихся с общими сведениями об авариях на химически опасных объектах, их возможными причинами и последствиями.

Задачи:

- систематизировать знания о возможных местах возникновения аварий с выбросом АХОВ;

- проанализировать последствия аварий, связанных с выбросом АХОВ на химически опасных объектах;

- сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях угрозы совершения террористического акта, с применением АХОВ;

- развить мышление, сформировать умение обобщать и применять полученные знания на практике;

- сформировать способность эмоционально и адекватно реагировать на ЧС.

- воспитать чувство ответственности за свое поведение и поступки.

Время проведения: 45 мин

Место проведения: 46 кабинет

Проводящий: Бабенко Корина Витальевна

Оборудование: компьютер, проектор, учебники

Ход урока:

Подготовительная часть урока.

Организационный момент:

- проверка готовности класса к уроку;

- приветствие. Здравствуйте, сегодня я буду проводить урок по ОБЖ, меня зовут Корина Витальевна.

- проверка отсутствующих учащихся в классе по журналу;

Основная часть урока.

Актуализация ранее изученного материала.

1. Учитель: Ребята, сейчас мы проверим как вы усвоил материал  прошлой темы (Повторение пройденного материала):

Ответьте, пожалуйста на вопросы теста (на интерактивной доске) в рабочей тетради

1. Аварийно химически опасное вещество – это:

а) опасное, химическое вещество, применяемое в промышленности и в сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти загрязнение окруж. среды и поражению людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии.

2. Хлор – это:

а) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта).

3. При аварии с утечкой хлора, вы оказались в своей квартире на 2-ом этаже 9-этажного здания. Как вы поступите?

а) Укроетесь в подвале здания;

б) Подниметесь на верхний этаж;

в) Останетесь в своей квартире

4. Имеет запах нашатырного спирта – это

а) аммиак

б) хлор

в) сероводород

5. Какой газ в 2,5 раза тяжелее воздуха

а) аммиак

б) хлор

в) сероводород

Ученики: Отвечают на вопросы

Учитель: Поменяйтесь рабочими тетрадями, проверьте друг у друга ответы и поставьте оценки.

Ученики: озвучивают количество ошибок.

2. Просмотр видеофрагмента для формирования темы урока

Учитель:  И так, вы посмотрели видеофрагмент, как вы думаете какая тема нашего урока?

Ученики: Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Учитель: Совершенно верно, исходя их этого какая цель нашего сегодня урока?

Ученики: Узнать причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Учитель: Правильно

 Изучение нового материала по теме «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»:

1.Каковы же причины аварий на химически опасных объектах? (Учащиеся выявляют эти причины и записывают в тетрадь.)

Причинами аварии на ХОО чаще всего бывают:

а) высокий уровень износа основных производственных фондов (технологического оборудования);

б) несовершенство технологий производства;

в) халатность промышленного персонала;

г) отсутствие современных систем управления технологическими процессами и противоаварийной защиты.

Кроме того, химическая авария может произойти в результате стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации природного характера).

Большинство опасных химических веществ представляют угрозу для человека и при их вдыхании (ингаляционном воздействии), и при попадании на кожные покровы.

2.Какие последствия для человека могут наступить после таких аварии?

Последствия аварии на ХОО могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовые поражения людей, животных и растений.

Массовое поражение людей может произойти, если при аварийном выбросе опасного химического вещества образуется очаг химического поражения, представляющий опасность для рабочих и служащих производственного участка (на объекте экономики), для населения жилых кварталов (в городе) и рабочих поселков или сельских населенных пунктов (в загородной зоне). Главный поражающий фактор здесь химическое заражение приземного слоя атмосферы. Возможно также заражение водных источников, почвы, растительности и т. д.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс аварийно химически опасных веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода. При таких авариях токсичные продукты выделяются в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространяться на большие расстояния.

3.Что необходимо знать для объективной оценки сложившейся ситуации при возникновении аварии с АХОВ?

1. уровень токсичности АХОВ;

2. форму и размер зоны заражения ;

3. скорость движения зараженного облака;

4. глубину зоны заражения.)

Уровень токсичности АХОВ

Для определения уровня токсичности АХОВ используется такая важная характеристика, как токсодоза.

Токсодоза – количественная характеристика токсичности АХОВ, соответствующая определенному уровню поражения при его воздействии на живой организм.

Форма и размер зоны заражения

Форма зоны заражения аварийно химически опасным веществом в значительной мере зависит от скорости ветра. Так, например, при скорости ветра 0,5 м/с она обычно напоминает окружность, от 0,6 до 1 м/с — полуокружность, от 1,1 м/с до 2 м/с — сектор с углом в 90°, более 2 м/с сектор с углом в 45°.

Форму и размер зоны заражения необходимо отобразить на доске.

Скорость движения зараженного облака

При скорости ветра 1 м/с облако за один час удалится от места аварии примерно на 3,5 км, при скорости 2 м/с — на 7, а при 3 м/с — на 10—11 км. Значительное увеличение скорости ветра (6—7 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака.

Глубина зоны заражения

На глубину распространения и величину концентрации токсичного вещества в значительной степени влияют и другие погодные условия. Различают три степени вертикальной устойчивости атмосферы:

- инверсия;

- изотермия;

- конвекция.

Инверсия - повышение температуры воздуха по мере увеличения высоты.

Инверсия создает наиболее благоприятные условия для распространения опасных концентраций АХОВ

Изотермияхарактеризуется равновесием воздуха, типично для пасмурной погоды. Способствует застою паров АХОВ в приземном слое.

Конвекцияхарактеризуется вертикальным перемещением воздуха с одних высот на другие, что приводит к рассеиванию зараженного облака, снижает концентрацию АХОВ и препятствует их распространению.

   Заключительная часть урока.

1.Итак, мы с вами прошли новую тему. Остались ли у вас какие-то вопросы?

Давайте перечислим причины и последствия аварии на ХОО

Вывод по изученному материалу.

2. Спасибо за урок, сейчас я объявлю оценки. Выставление оценок.

3.Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Спасибо за урок, до свидания!

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Тема урока: «Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС».

Для учащихся 10  класса МОУ «Гимназия №2» г. Воркута

Дата проведения: 9.12.2019

Цель: Формирование знаний об основных принципах и значении организации и ведения аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

-продолжить работу по формированию понятий «гражданская оборона», «чрезвычайные ситуации», «аварийно-спасательные работы»;

-познакомиться с целью, мероприятиями  проведения аварийно-спасательных и неотложных работ при ЧС;

-научить действовать в чрезвычайных ситуациях;

-развивать самостоятельность, умение обобщать, делать выводы, анализировать, работать в малых группах.

Время проведения: 45 мин

Место проведения: 46 кабинет

Проводящий: Бабенко Корина Витальевна

Оборудование: компьютер, проектор, учебники

Ход урока:

Подготовительная часть урока.

Организационный момент:

- проверка готовности класса к уроку;

- приветствие. Здравствуйте, сегодня я буду проводить урок по ОБЖ, меня зовут Корина Витальевна.

- проверка отсутствующих учащихся в классе по журналу;

Изучение нового материала.

Постановка темы

Учитель: А сейчас внимательно посмотрите на экран, где вы увидите несколько фотографий и скажите, что их объединяет?

Слайд №1

(АСР в зоне ЧС)

Слайд №2

Учитель:Совершенно верно, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций, это и будет являться темой  сегодняшнего урока.

 Постановка целей

Слайд №3

Учитель:Сегодня мы узнаем, что такое аварийно-спасательные работы, с какой целью и как они проводятся , что включают в себя аварийно-спасательные и другие неотложные работы,  познакомимся с мероприятиями медицинской защиты в зонах ЧС.

Актуализация ранее изученного материала :

Учитель: Для начала, давайте вспомним, а что же такое ЧС?

Какого характера бывают ЧС?

Перечислите источники ЧС

Объяснение нового материала

Учитель:Чрезвычайные ситуации техногенного, природного и другого   характера продолжают приносить множество бед, уносят человеческие жизни.  

Слайд №4

Только в первом квартале 2013 г. зарегистрировано 53 чрезвычайные ситуации. От них пострадало свыше 2 тыс. человек, погибло около 160 человек.

В данную статистику не входят дорожно-транспортные происшествия, аварии на рабочих местах, пожары, не отнесенные к разряду крупных, и ряд других подобных происшествий.

И хотя общее количество чрезвычайных ситуаций в 2013 г. несколько снизилось по отдельным видам, тем не менее, отмечается их рост. Например на системах тепло и энергоснабжения они увеличились в 1,5 раза, на магистральных трубопроводах — в 1,4 раза.

Обстановка заставляет быть в напряжении и постоянной готовности, без промедления, активно реагировать на события.  Все чаще взрываются и рушатся жилые дома.

Слайд №5

Пожары стали обыденным явлением, спутниками нашей жизни.

Слайд №6

 А в этом году ещё и крупнейшее за последние годы наводнение, которое охватило значительную часть регионов РФ.

Слайд №7

Активизация познавательной деятельности.

Учитель: Что вы о нём знаете?

Слайд №8

Учитель: Принимали ли участие в  ликвидации последствий наводнения спасатели?

Слайд №9

- Силы МЧС России — поисково-спасательная служба и ее подразделения, части ГО и различные другие формирования все чаще выезжают по тревоге в районы ЧС и в срочном порядке проводят аварийно-спасательные работы. Время в этих условиях приобретает решающее значение. Каждый час промедления — это новые жертвы, потери, боль утрат.

В таких ситуациях все больше и больше возрастает значение территориальных подсистем РСЧС и их звеньев. Ведь основная часть ЧС должна ликвидироваться силами предприятий, аварийно-спасательных подразделений и формирований  городов, районов, поселков.

- А теперь давайте сформулируем определение АСР.

Слайд № 10

 В соответствии со ст.1 Федерального  закона от 22 августа 1995 г. N151-ФЗ  "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

 аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

 Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. 

Слайд № 11

Аварийно-спасательные  работы проводятся формированиями гражданской обороны с целью:

-спасения людей и оказания помощи  пораженным,

-локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,

-создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

Для организации более эффективного управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ, учитывая особенности территории объекта, характер планировки и застройки, расположение защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

Слайд № 12

К аварийно-спасательным работам относятся:

- разведка маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;

- локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ;

- розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

- подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся там людей;

- оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

- вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

- санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные работы.

Слайд № 13

 К ним относятся:

-прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

-локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;

-укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

Слайд № 14

Одновременно могут проводиться и такие работы, как

-обеззараживание очагов поражения;

-сбор материальных ценностей;

-обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

-утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

 Работа с учебником

Учитель: А сейчас откройте учебник на стр.68    и найдите, с какой целью проводятся в зонах ЧС мероприятия медицинской защиты?

(Мероприятия медицинской защиты в зонах ЧС мирного и военного времени проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий производственных аварий и катастроф. )

- Эти цели достигаются применением профилактических  медицинских препаратов и с помощью оказания медицинской помощи поражённым.

Таким образом, можно сказать, что спасатель является главной фигурой, и в большинстве случаев все остальные работают на него, помогают ему, ибо он, и только он находит людей из завалов, из разрушенных помещений, подвалов, высвобождает придавленных и прижатых конструкциями, оборудованием. В необходимых случаях он должен уметь первым оказать медицинскую помощь. В то же время медицинские формирования всегда обязаны быть рядом, действовать совместно, следую шаг за шагом за спасателями.

Закрепление нового материала

Работа в малых группах

В течение жизни каждый из нас может оказаться в условиях ЧС. От того насколько правильно и грамотно мы будем вести себя в этих условиях , будет зависеть  жизнь и здоровье наше и наших близких.  Сейчас вы будите работать в группах.

Слайд №15

Первая группа: разработать общие правила поведения в ЧС

Вторая группа: составить правила, которые необходимо соблюдать при эвакуации.

Выступление представителей групп.

 Заключительная часть урока.

1.Итак, мы с вами прошли новую тему. Остались ли у вас какие-то вопросы?

- Что нового вы узнали для себя на этом уроке?

- Какие практические умения получили?

2. Спасибо за урок, сейчас я объявлю оценки. Выставление оценок.

3.Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Профессия Спасатель»

Спасибо за урок, до свидания!

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Тема урока: «Защита населения при авариях с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ».

Для учащихся 8 "б" класса МОУ «Гимназия №2» г. Воркута

Дата проведения: 16.12.2019

Цель: сформировать у учащихся знания о способах защиты населения при авариях с выбросом АХОВ.

Задачи:

- рассмотреть самые распространенные АХОВ: аммиак и хлор, их воздействие на человека, способы защиты

- выработать алгоритм действий при угрозе заражения АХОВти за свое поведение и поступки.

- Развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации, развивать внимание, воображение

- выработать алгоритм действий при угрозе заражения АХОВ

Время проведения: 45 мин

Место проведения: 46 кабинет

Проводящий: Бабенко Корина Витальевна

Оборудование: компьютер, проектор, учебники

Ход урока:

Подготовительная часть урока.

Организационный момент:

- проверка готовности класса к уроку;

- приветствие. Здравствуйте, сегодня я буду проводить урок по ОБЖ, меня зовут Корина Витальевна.

- проверка отсутствующих учащихся в классе по журналу;

Основная часть урока.

Актуализация пройденного материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Аварии с выбросом опасных химических веществ».  

Давайте вспомним с вами некоторые понятия

1.  Что такое АХОВ?

2.  Какие АХОВ вы знаете?

3.   Я называю признаки, вы должны догадаться, что это за вещество. Подсказки

будут сначала тяжелые, потом легкие.  

4.    Почему при авариях с выбросом аммиака следует укрываться в нижних

этажах здания или подвалах, а при аварии с выбросом хлора – на верхних

этажах?

5.  Дайте определение химической аварии.

6.  Что такое химически опасный объект?

7.  Назовите причины аварий на химически опасных объектах.  

8.  К каким последствиям могут привести химические аварии?

9.  Что такое очаг химического поражения?

Учитель: хорошо, молодцы, давайте посмотрим небольшое видео, вещей задачей будет определить тему нашего сегодняшнего урока.

 Ученики: пытаются ответить

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме АХОВ и рассмотрим способы защиты населения от АХОВ и правила безопасного поведения  при химических авариях.  

Для того, что бы химические вещества не попали в организм человека одним из приведенных вами способов  в случае аварии  предпринимаются различные способы защиты населения.  

 Они могут быть  заблаговременные. Как вы считаете, что  предполагают такие  меры защиты населения?

 Заблаговременные меры защиты  организованы до того как возникнет авария, то есть в процессе своей повседневной деятельности.  

К ним относятся:

1.  создают систему оповещения об авариях на химически опасных объектах;  

2.  накапливают средства защиты населения;  

3.  подготавливают укрытия для  защиты от аварийно химически опасных веществ;  

4.  определяют районы эвакуации (временного отселения) людей;  

5.  подготовка органов управления и сил, предназначенных для ликвидации аварий на химически опасных объектах,  

6.   подготовка населения к защите от аварийно химически опасных веществ и к действиям в условиях химического заражения.  

Вторая группа мер – это  оперативные меры защиты населения.  Что

предполагает такие меры защиты населения?

То есть такие меры, которые требуют принятие быстрого решения в связи со случившейся ситуацией.  Такие меры еще можно назвать основные. Что к ним относится?    

1.  использование средств индивидуальной защиты органов дыхания;  

2.  использование защитных сооружений (убежищ);  

3.  временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;  

4.  эвакуация населения из зон возможного заражения.  

Каждый из перечисленных способов можно использовать в конкретной

обстановке либо самостоятельно, либо в сочетании с другими способами.  Организация защиты населения возложена на органы управления ГОЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям города  или области, края, республики.  

1.Оповещение населения  

Для  своевременного принятия мер по защите населения используют системы оповещения. Представим ситуацию, что произошла утечка хлора на промышленном предприятии в городе.  Необходимо предупредить население об опасности. Как же  население оповестят об этом и кто?  

В первую очередь население оповещают об аварии на ХОО.

Происходит это следующим образом.  

Оперативный дежурный органа управления ГОЧС получает сведения об аварии на химически опасном объекте от диспетчера предприятия и дает указание об оповещении населения.  

Для оповещения населения об авариях на химически опасных объектах

гудками, сиренами и другими сигнальными средствами передают сигнал который называется «Внимание всем!».  (включить)!!!!

Услышав этот сигнал, надо сразу же включить радио- и телевизионные

приемники и прослушать информацию о случившемся и порядке действий населения.  

Вы сейчас услышали сигнал «внимание всем!». Знаком ли вам этот сигнал?

Слышали ли вы его в нашем городе? Что вы должны сделать, как только услышите его?

Давайте запишем в тетрадь как называется сигнал и что необходимо

сделать, услышав его.  

2.Укрытие людей  

Такой способ предполагает коллективную защиту населения. Укрытие людей в защитных сооружениях (убежищах) гражданской обороны позволяет обеспечить более высокий уровень их защиты от вредных веществ, теплового воздействия при пожарах, а также от сильнодействующих ядовитых веществ.  

Убежища – это коллективные средства защиты населения.  

Убежища бывают:  

1. встроенные (в подвальных этажах и заглубленных помещениях

производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий, общественных и жилых зданий)  

2.  отдельно стоящие, расположенные вне зданий.  

Предположим ситуацию, что произошла химическая авария в пределах поселка.

Время на укрытие людей в убежищах нет. Где может население укрыться от АХОВ?  жилые и производственные здания могут обеспечивать защиту людей от зараженного воздуха. Поэтому при невозможности применения других способов защиты их можно использовать для временного укрытия людей.  

Единственное, в целях уменьшения поражающего действия сильнодействующих ядовитых веществ на людей, находящихся в зданиях и сооружениях, целесообразно использовать имеющиеся бытовые и подручные средства для дополнительной герметизации помещений. Этим достигается уменьшение проникновения в них наружного воздуха.  

Герметизацию помещений надо проводить в такой последовательности:

•    закрыть входные двери, окна (в первую очередь с наветренной стороны);

•    заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;

•    уплотнить двери влажными материалами (мокрой простыней, одеялом);

• неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем), бумагой или уплотнить подручными материалами (ватой, поролоном, мягким шнуром).  

Посмотрим, как это делается. Видео.  

Итак, скажите мне, что необходимо сделать после оповещения населения об химической аварии?

3.Эвакуация населения (вывоз населения в безопасные районы)

Эвакуацию населения организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Ее могут проводить с использованием автомобильного транспорта и пешим порядком.

Маршруты для эвакуации выбирают с учетом метеорологических условий, особенностей местности и других факторов. Наибольшей эффективности в защите населения достигают лишь в том случае, если эвакуацию удается провести до подхода облака зараженного воздуха.

 

4.Использование средств индивидуальной защиты.  

Когда мы с вами говорили об укрытиях, мы предполагали, что одно укрытие, а людей много. То, под индивидуальной защитой подразумевается 1 защитное средство – 1 человек.  

Какие средства индивидуальной защиты вы можете назвать?

Для защит населения можно использовать специальные средства – это

противогазы, респираторы. А так же подручные средства – шарфы, тряпки, ВМП и т.д.  

Давайте рассмотрим, что из себя представляет ВМП. Ее изготавливают из куска марли. В центре между слоями марли прокладывают вату. Затем концы марли с обеих сторон разрезают посередине и обшивают.  Противогаз — средство защиты органов дыхания. Кстати,  Гражданскому  

противогазу скоро исполнится всего 100 лет. Он был изобретен русским химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским в 1915 году.

Он может быть изолирующий и фильтрующий. В чем разница?

Мы с вами сегодня будем практиковаться одевать изолирующий противогаз.

Дома вы должны были измерить объем своей головы. Сейчас мы подберем

противогаз для каждого и будем учиться его надевать.  

Правильная очередность одевания противогаза.  

По команде «Газы»

•  Задержать дыхание и закрыть глаза

•  взять противогаз  обеими руками за утолщенные края нижней части так, чтобы большие пальцы были с наружной стороны, а остальные внутри. Одеть противогаз  так, чтобы вверху не было складок

•  Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание  

  Заключительная часть урока.

1.Учитель: Итак, сегодня на уроке, мы узнали о том, какие  меры по защите населения бывают, назовите их? (заблаговременные и оперативные, т.е. основные. )

Ученики: отвечают

Учитель: хорошо, что к ним относится?

Ученики: отвечают

Учитель: остались ли у вас какие-то вопросы по данной теме?

2.Домашнее задание: нарисовать противогаз и схематично обозначить его части. Выучить записи в тетради.

Спасибо за урок, до свидания!

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их

возможные последствия».

Для учащихся 8 "в" класса МОУ «Гимназия №2» г. Воркута

Дата проведения: 23.12.2019

Цель: познакомить учащихся с основными причинами аварий на радиационно опасных объектах и их последствиями, действием радиации на организм человека.

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды»

- дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.

- способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности

- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми

Время проведения: 45 мин

Место проведения: 46 кабинет

Проводящий: Бабенко Корина Витальевна

Оборудование: компьютер, проектор, учебники

Ход урока:

Подготовительная часть урока.

Организационный момент:

- проверка готовности класса к уроку;

- приветствие. Здравствуйте, сегодня я буду проводить урок по ОБЖ, меня зовут Корина Витальевна.

- проверка отсутствующих учащихся в классе по журналу;

Основная часть урока

Постановка темы и цели урока

Учитель: Ребята, знаете ли вы,что такое радиация?

Ученики: отвечают

Учитель: а знаете ли вы в чем его опасность?

Ученики: отвечают

Учитель: А где может находится большое количество радиации?

Ученики: отвечают

Учитель: И так, тема нашего сегодняшнего урока Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Исходя из этого, как вы думаете какова цель нашего урока?

Ученики: отвечают

Изучение нового материала

Учитель: В настоящее время в нашей стране на многих объектах экономики, военных объектах, в научных центрах и на других предприятиях используются радиоактивные вещества. Отдельные системы, блоки и

устройства этих объектов преобразуют энергию, получаемую в результате деления ядер урана и некоторых других тяжѐлых элементов, в электрическую и другие виды энергии (тепловую, механическую). Ряд предприятий используют радиоактивные вещества в технологических процессах или хранят их на своей территории.

В России в настоящее время имеется 10 атомных электростанций (30

энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Все эти предприятия относятся к объектам с ядерными компонентами, но радиационно опасными из них являются не все.

Запомните!

Ионизирующее излучение создаѐтся при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят,

перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Под радиоактивным загрязнением окружающей среды понимается

присутствие радиоактивных веществ на поверхности местности, в воздухе, в теле человека в количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

Это должен знать каждый

К радиационно опасным объектам относятся:

– предприятия ядерного топливного цикла (предприятия урановой и

радиохимической промышленности, места переработки и захоронения радиоактивных отходов);

– атомные станции (атомные электрические станции (АЭС), атомные

теплоэлектроцентрали (АТЭЦ), атомные станции теплоснабжения (АТС));

– объекты с ядерными энергетическими установками (корабельными,

космическими и войсковыми атомными электростанциями); ядерные

боеприпасы и склады для их хранения.

Предприятия ядерного топливного цикла осуществляют добычу

урановой руды, еѐ обогащение, изготовление топливных элементов для

ядерных энергетических реакторов, переработку радиоактивных отходов, их хранение и окончательное размещение (захоронение).

Наиболее характерным последствием аварий на предприятиях ядерного

топливного цикла (возгорание горючих компонентов и радиоактивных

материалов, появление течей и разрывов в резервуарах-хранилищах и др.) является выброс радиоактивных веществ в окружающую среду, который приведѐт к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Атомная электростанция (АЭС) – это электростанция, на которой

ядерная энергия преобразуется в электрическую. На АЭС тепло,

выделяющееся в ядерном реакторе, используется для получения водяного пара, вращающего турбогенератор. Основными причинами аварий на АЭС могут быть нарушение технологической дисциплины оперативным персоналом станции и недостатки в его профессиональной подготовке, т. е.

«человеческий фактор».

Объекты с ядерными энергетическими установками делятся на

корабельные объекты, войсковые атомные электростанции, космические ядерные электроустановки. Причинами аварий на этих установках могут служить разгерметизация первого контура реактора (первый контур находится внутри корпуса реактора) или механические повреждения реактора.

Ядерные боеприпасы и взрывное устройство к ним в мирное время

хранятся на складах в готовности к выдаче и боевому применению.

Причинами возникновения аварийной ситуации с ядерными боеприпасами могут быть столкновение и опрокидывание транспортных средств при их транспортировке, пожары в сборочных помещениях и хранилищах.

Максимальную опасность для населения и окружающей среды

представляют аварии на атомных станциях.

Статистика

В Российской Федерации восемь из десяти действующих АЭС -

Обнинская (Калужская область), Ленинградская, Курская, Смоленская,

Калининская, Нововоронежская, Балаклавская (Саратовская область),

Ростовская – расположены в густонаселѐнной европейской части страны. В 30-километровых зонах АЭС проживает более 4 млн человек.

За время развития ядерной энергетики (в период с 1957 г. по настоящее

время) в мире произошли три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в

Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. – в США (Три-Майл-Айленд) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль). Причѐм чернобыльской аварии присвоена

высшая, 7-я категория.

Исторические факты

Коротко приведѐм анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошѐл

взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате  радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств.

В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из

работников станции, пожарных и других ликвидаторов получили дозу

облучению от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались.

Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30-километровой зоны большие уровни радиации, жители из этих районов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр. В целом до конца 1986 г. из 188 населѐнных пунктов, включая г. Припять (город чернобыльских энергетиков), было отселено 116 тыс. человек.

Заключительная часть урока.

1.Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее облучение», узнали о последствиях аварий на радиационно опасных объектах, пополнили свои знания о радиации.

Есть ли у вас какие-то вопросы?

2.Домашнее задание: Вам необходимо разделиться на группы по 2 человека и подготовить презентацию на тему « Крупнейшие радиационные аварии» и аварии не должны повторяться

Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах" для 8 класса.

Данный материал является методическим пособием не только в период подготовки к уроку, но и при его проведении....

План открытого урока по ОБЖ по теме: "Причины и последствия аварий на химически опасных объектах".

На этом уроке выполняются основные задачи:- проанализировать основные причины аварий и выбросов АХОВ;- проанализировать последствия аварий, связанных с выбросом АХОВ на химически опасных объектах;- сф...

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)

Технологическая карта с дидактической структурой урока «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах» ( 8 класс)...

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту».

Конспект фрагмента урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Прохождение военной службы по контракту»....

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах...