Главные вкладки

    Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
    методическая разработка по обж (8 класс)

    Луценко Татьяна Петровна

    Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.

    Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

       «Черноморская средняя школа № 3»

    муниципального образования Черноморский район Республики Крым

    КОНСПЕКТ УРОКА

    Название учебного предмета____________

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Класс________________________________

    8

    Уровень общего образования____________

    основное общее

    Уровень изучения предмета_____________

    базовый

    Модуль 2____________________________

    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

    Раздел 4_____________________________

    Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

    Тема урока___________________________

    Первая помощь пострадавшим и ее значение

    Ф.И.О. учителя_______________________

    Луценко Татьяна Петровна

    Год составления конспекта урока________

    2018

    ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

    8 КЛАСС

    Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.

    Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим.

    Целевые установки урока

    Предметные результаты:

    • знать общие правила оказания первой помощи пострадавшим и уметь ее оказать;
    • уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации, если жизнь и здоровье пострадавшего находятся в опасности, с учетом реально складывающегося обстановки и индивидуальных возможностей;
    • знать, какие табельные и подручные средства необходимы при оказании первой помощи;

    Метапредметные результаты:

    • понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;
    • выдвигать предположения и доказывать их;
    • уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и электронного приложения;
    • усвоить общие правила оказания первой помощи пострадавшим;
    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    Личностные результаты:

    • понимать ценность навыков оказания первой помощи для здорового и безопасного образа жизни.

    Оборудование

    • ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5 – 11 кл.: Основы медицинских знаний.
    • Мультимедийное оборудование.
    • Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи.
    • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 14 см.
    • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м* 10 см.
    • Вата медицинская компрессная.
    • Косынка медицинская (перевязочная).
    • Повязка медицинская большая стерильная.
    • Повязка медицинская малая стерильная.
    • Булавка безопасная.
    • Шина проволочная (лестничная) для ног.
    • Шина проволочная (лестничная) для рук.
    • Шина фанерная длинной 1 м.
    • Жгут кровоостанавливающий эластичный.
    • Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная).
    • Носилки санитарные.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Изложение учебного материала. Постановка и обсуждение проблемных ситуаций.

    Учитель:

    Первая помощь – это меры, которые необходимо предпринимать на месте происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить степень ущерба его здоровью. Это помощь, которая оказывается до прибытия квалифицированных специалистов, до отправки пострадавшего в медицинское учреждение.

    Травмы, полученные в результате ДТП, сложнейшие и опаснейшие травмы. Как правило, это многочисленные ушибы, переломы, порезы, раны с повреждениями сосудов, разрывы внутренних органов и т.п.

    Даже тогда, когда видимых повреждений нет, когда поначалу все вроде бы хорошо, нужно опасаться худшего. Дорожно – транспортные происшествия сопровождаются обычно сильным ударом. При столкновении на пустяковой, на первый взгляд, скорости 20 км,час сила удара в 6-7 раз превышает силу тяжести, действующую на тело человека. Человек не может своими силами справиться с последствиями такого удара. На месте происшествия обычно мало что можно сделать, поэтому чрезвычайно важно, чтобы то немногое, что предпринимается, было сделано верно. Главное – не навредить пострадавшему.

    Чтобы выполнить эти важнейшие условия, надо иметь определенные знания и, главное, опыт по оказанию первой медицинской помощи. Поэтому очень важно научится понимать, что надо делать в тех или иных случаях, если придется быть участником ДТП или помогать специалистом, которые будут оказывать непосредственную помощь пострадавшим. Ваша задача  - познакомится с необходимыми мерами по оказанию первой медицинской помощи, запомнить их, а на практических занятиях – отработать некоторые доступные для вас действия.

    Вопрос:

    Как вы думаете, почему в результате ДТП так много погибших? (Ответы детей)

    Число погибших на дорогах могло бы быть значительно меньше, если бы при оказании первой помощи на месте происшествия не допускались грубые ошибки и просчеты.

    За частую несчастные случаи в результате ДТП заканчиваются смертью пострадавшего не столько из – за тяжести повреждений, сколько из – за безграмотности действий оказавшихся рядом людей.

    Основные причины смерти на дорогах:

    • несовместимые с жизнью повреждения – 15 %;
    • несвоевременное прибытие «Скорой помощи» - 15%;
    •  безучастность и безграмотность очевидцев – 70%.

    Вопрос:

    На ваших глазах сбили человека. Ваши действия?

    Психология человека в толпе хорошо известна: «Все стоят и ждут – и я жду. Чем это я хуже других? Почему именно я? Ведь есть же полиция и Скорая помощь», которые обязаны этим заниматься». Это страшная психология.

    А ведь те же люди, что побоялись или просто не захотели сделать хоть один шаг к пострадавшему, будут осуждать и оговаривать даже профессиональные действия специалистов. Более того, их нелепые советы очень часто отвлекают медиков и мешают им работать.

    Первыми бросаются на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. Но, к сожалению, у этих людей не всегда оказывается достаточно опыта и знаний, и их действия зачастую приносят больше вреда, чем пользы.

    Важно помнить, если вы стали очевидцем или участником ДТП, необходимо четко соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при ДТП.

    Вернемся к нашему примеру:

    Молодой человек сбит автомобилем, он неподвижно лежит на дороге; его переворачивают на спину, выясняют, что он еще дышит, видят окровавленное лицо…

    Такой информации достаточно для безошибочного вывода: он не пытается подняться и не реагирует на вопросы и реплики окружающих.

    Это дает основания заподозрить черепно – мозговую травму. Как правило, черепно – мозговая травма сопровождается потерей сознания, или так называемой мозговой комой.

    Внешне кома напоминает глубокий сон. Но вот беда – разбудить такого спящего практически невозможно: он не реагирует на сильные звуковые и болевые раздражители. В положении лежа на спине происходит западание языка, который полностью блокирует доступ воздуха в легкие. Наступает механическая асфексия (удушение)ю

    Вывод. В подавляющем большинстве случаев пострадавшие погибают в большинстве случаев; для человека в состоянии комы положение лежа на спине крайне опасно.

    И наконец, о самом досадном. Если бы наш пострадавший остался лежать лицом вниз в дорожной грязи. Даже без всякой помощи, то кровь, мокрота и содержимое желудка, стекая вниз, удалились бы естественным путем. Под собственной тяжестью язык самопроизвольно отошел бы от задней стенки глотки и высвободил просвет дыхательных путей.

    Итак:

    В каких случаях можно предположить состояние комы?

    • при потере сознания более чем на 4 минуты, но сохраненном пульсе на сонной артерии;
    • при появлении захрапывающего дыхания с сипом на вдохе.

    Основные причины смерти в первые минуты комы?

    • удушение собственным языком (западание языка);
    • аспирация (вдыхание) слюны, крови и содержимого желудка.

    Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы:

    • убедиться в наличии пульса на сонной артерии;
    • повернуть пострадавшего на живот.

    Ни в коем случае не следует терять времени ни на вызов «Скорой помощи», ни на выяснение обстоятельств случившегося.

    Пострадавший может погибнуть уже через 1 – 2 минуты, а бригада «Скорой помощи» прибудет на место происшествия в лучшем случае только через 10 – 15 минут, не говоря уже о том, сколько времени уйдет на попытку дозвониться.

    Кстати, дозвониться по номеру экстренного вызова (112) можно по мобильному телефону даже при отрицательном балансе!

    Итак, первое, что следует сделать как можно скорее, - это повернуть пострадавшего на живот.

    Как правильно повернуть пострадавшего на живот:

    • ни в коем случае нельзя поворачивать на бок только голову пострадавшего;
    • взять пострадавшего за дальнее от себя плечо;
    • поворачивать его плечевой пояс.

    Уложи пострадавшего на живот так, чтобы его лицо было повернуто к тебе, руки свободно лежали вдоль туловища, а ноги – параллельно друг другу.  

    Только после того как была обеспечена проходимость дыхательных путей, можно приступить к дальнейшему осмотру и оказанию помощи (более подробно данный материал мы будем изучать в 10 классе).

    Наша сегодняшняя задача – составить схему оказания первой помощи, если пострадавший находится без сознания.

    Алгоритм (используется демонстрационная таблица)

    1. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;
    2. Быстрее повернуть пострадавшего на живот;
    3. Очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;
    4. При кровотечении наложить кровоостанавливающие жгуты;
    5. На раны наложить стерильные повязки;
    6. При подозрении на переломы костей и конечностей наложить шины;
    7. Вызвать скорую помощь.

    Если вы будете придерживаться указанных рекомендаций, вам удастся благополучно доставить пострадавшего в больницу и жизнь человека будет спасена.

    Четыре заповеди «Как сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб»

    Заповедь первая

    Самое главное – не суетись! Вдохни поглубже и вспомни очередность действий (непродуманные и спонтанные поступки ведут к непоправимым ошибкам).

    Заповедь вторая

    Прежде чем начать действовать, обязательно оцени состояние пострадавшего, находящегося без сознания (только при наличии пульса на сонной артерии пострадавшего можно повернуть на живот).

    Заповедь третья

    Только твои уверенные действия и четкие команды помощникам позволят взять ситуацию под контроль (это даст возможность быстро найти помощников и оперативно скоординировать их действия).

    Заповедь четвертая

    Если ты остался один на один с пострадавшим – не отчаивайся! Главное – повернуть его на живот (по крайней мере, в этой ситуации вы сделали самое необходимое)

    Ежегодно на дорогах России ДТП уносят тысячи жизней, большую часть которых можно было бы спасти, окажись на месте происшествия хотя бы один человек, владеющий навыками реанимации.

    Учитель:

    Информация о средствах используемых при оказании первой помощи (показ демонстрационных таблиц для 5 – 11 классов «Основы медицинских знаний»).

    1. Закрепление изученного материала.

    1. Просмотр презентаций «Первая доврачебная помощь при ДТП» http://www.myshared.ru/slide/1004024/ ;
    2. Работа с учебником (параграф 9.1; ответить на вопросы «Проверьте себя»).

    1. Контроль и оценка достижений учащихся.

    Задание 1. Решение ситуационной задачи.

    Ситуационная задача

    На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога и вокруг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным сипом на вдохе. Твои действия?

    Выбери правильные ответы и расположи их в порядке, соответствующем очередности выполнения действий.

    Действия:

    1. Наложить импровизированную шину на правую ногу.
    2. Вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку.
    3. Повернуть пострадавшего на живот.
    4. Очистить ротовую полость от слизи и крови.
    5. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии.
    6. Наложить стерильную повязку на кровоточащую рану.
    7. Оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место
    8. Вызвать скорую помощь.
    9. Оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия скорой помощи.
    10. Наложить кровоостанавливающие жгуты.

    Ответ: 5,3,4,10,1,8,9 (для учителя)

    Задание 2. Ответьте на поставленные вопросы.

    1. Каково основное предназначение первой помощи и кто ее может оказать?
    2. Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой помощи?

    Задание 3. Вставьте пропущенные в тексте слова в предложениях – выводах:

    Первая помощь – это___________, которые необходимо предпринять на ___________ происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить___________ его здоровью.

    Ответ: действия, месте, ущерб (для учителя)

    Для спасения жизни наибольшее значение имеет ______________ оказания помощи, а не степень технического оснащения. Необходимо лишь успеть применить свои _________.

    Ответ: своевременность, знания (для учителя)

    1. Домашнее задание

    1. Изучить параграф;
    2. Ответить на вопросы (стр. 223 - 224) устно;
    3. Выполнить задания «Практикума» письменно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 9 класса

    Данная разработка состоит из 3 уроков по 40 мин, а также:Пояснительная записка к разработке.Ход урока.План - карта обучающего.Презентация к разработке - "Раны".По окончанию изучения темы учащиеся долж...

    Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

    Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

    Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

    Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

    Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая» с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида Учитель: Ефимова Г.Л.

    Методическая разработка конспекта урока по СБО «Напитки. Приготовление чая»с использованием ЭОР для учащихся 5 класса школ VIII вида...

    Методическая разработка - конспект урока по информатике по теме "Хранение данных"

    Урок применим в 11 классе* при изучении темы "Хранение данных".Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.Цель урока: познакомить школьников со структурой рел...

    Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

    Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........

    Методическая разработка - Конспект урока английского языка по теме: «My happy family» Учебник: ‘Spotlight 3’

    Тема урока: «Моя счастливая семья».Цель: закрепить знания учащихся по теме «Семья», навыки употребления форм глагола “tobe” (am, is, are)в насто...