Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
учебно-методический материал по обж (7 класс) по теме

Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chs_7_klass.doc100.5 КБ
Файл Самоанализ открытого урока23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели  урока:

  • В предметном направлении:
  • дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.      
  • В метапредметном направлении:
  • научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.    
  • В направлении личностного развития:
  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
  • формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Задачи:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «ЧС природного характера».
  2.  Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  3.  Плакаты и стенды «ЧС природного характера и действия при ЧС природного характера»

  1. Набор фильмов с ЧС природного характера
  2. Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников


Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие с учащимися.

Психологический настрой учащихся на урок

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

Беседует с учащимися об оболочках или сферах Земли.

Рассказывают о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.

Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель предлагает посмотреть отрывки учебных фильмов по ЧС природного характера и проводит штурм – опрос по названиям стихийных бедствий.

После опроса,  учащиеся называют тему урока

Учащиеся смотрят фильм, анализируют увиденное, обобщают, сравнивают,  выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека

Изучение нового материала

Работа в парах по карточкам – заданиям.

Даёт определения (работа с учебником) и презентацией урока.

Знакомит с классификацией ЧС природного характера.

Отвечают по карточке и проверяют работу соседа.

Работают с учебником.

Делают записи в рабочей тетради- определения и классификация.

Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель вместе с учащимися делает вывод и оценивает деятельность учеников на уроке. Выставляет оценки в журнал.

Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат своей деятельности.

Домашнее задание

Учитель просит подготовиться к ответу по определениям и классификации ЧС

Учащиеся записывают задание в дневник


Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

  • словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;
  • инновационные методы – синектика (коллективная творческая деятельность);
  • метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – конспектирование;
  • метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.

Формы организации работы на уроке:  коллективная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:

  • материальные – учебная литература, плакаты, учебное оборудование, технические средства обучения;
  • идеальные – вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Текст методической разработки

1.Организационный момент.

Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

2.Проверка Домашнего Задания  беседа с учащимися

Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля – это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?

Учащиеся отвечают:

  • литосфера  земная кора и верхняя часть мантии;
  • атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками; гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;
  • биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:

в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

Наша Земля прекрасна не только в летний солнечный день, но и в снежный зимний, и в весеннюю грозу, и в осенний дождь. «У природы нет плохой погоды, каждая погода — благодать...». Изумительны, по-своему, и тропический ливень, и северное сияние, и грохочущие лавины, извержения вулканов, огромные морские волны и барханы в пустыне.

Какие же природные явления происходят на территории нашей страны и в других странах мира?

Штурм-опрос по названиям стихийных бедствий (ураган, буря, ветер, смерч, вихрь, землетрясение, лесной пожар, торфяной пожар, наводнение, затопление, оползни, сели, обвалы, циклон, вулкан). Записать на доске.

Но почти все природные явления в определенных условиях и масштабах могут приобрести такую силу, что становятся опасными для человека и его близких.

И если ты и другие люди не готовы, не знаете, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, может возникнуть опасная и даже чрезвычайная ситуация, реально угрожающая жизни многих людей, их интересам и даже безопасности страны.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.

Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.

Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.

Изучение нового материала

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) природного происхождения в соответствии с текстом Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» можно сформулировать как неблагоприятную обстановку на определенной территории сложившуюся в результате опасного природного явления стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей окружающей среде, значительные материальные потери, нарушения жизнедеятельности людей.

Таким образом, ЧС природного характера складывается под воздействием опасных природных явлений (стихийных бедствий).

Под опасным природным явлением будем понимать стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Ежегодно в России происходит 230 — 250 природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, из них:

35% — приходится на наводнения,

19% — на ураганы, бури, штормы, смерчи,

14% — сильные и особенно длительные дож- ди,

8% — на землетрясения,

21% — на оползни, обвалы, сели и сильные снегопады.

За последние 15 лет от опасных природных явлений в России погибло 3,5 тыс., пострадали свыше 270 тыс. человек. Общий ущерб составил 6— 7% от валового национального продукта.

2. Работа в парах по карточке-заданию «Найди правильный ответ».

1. Землетрясение

1. Сползание со склонов большого пласта земли под действием воды

2. Атмосфера

2. Огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве состоящий из горных пород и т.д.

3. Вулкан

3. Снежные глыбы или обломки скал, обрушившиеся с гор.

4. Оползни

4. Бурный грязекаменный поток, возникающий в горах во время сильных дождей или таяния снегов.

5. Пожар

5. Расплавленная минеральная масса, изливающаяся из вулкана при извержении.

6. Сель

6. Место, где сдвигаются горные породы.

7. Сейсмолог

7. Подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности

8. Земля

8. Порывистое круговое движение ветра.

9. Кратер

9. Точка, на поверхности земли, находящаяся прямо над гипоцентром.

10. Лава

10. Пламя, широко охватившее и уничтожившее что-нибудь.

11. Обвал

11. Вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду

12. Ураган

12. Газовая среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею

13. Смерч

13. Коническая гора с кратером на вершине, через который из недр Земли время от времени извергается огонь.

14. Буря

14. Ветер, скорость которого составляет более 115 км/час.

15. Гипоцентр

15. Чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана.

16. Наводнение

16. Ветер, скорость которого достигает от 62 до 105 км/час.

17. Эпицентр

17. Человек, изучающий землетрясения.

18. Вихрь

18. Заполнение суши водой, выступившей из берегов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

7

12

13

1

10

4

15

2

16

5

3

14

11

17

6

18

9

8

Работа с учебником – учащиеся выписывают определения.

Опасная ситуация  это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью, если не предпринимать соответствующих ситуации мер безопасности. (Слайд 2)

Стихийные бедствия – это опасные природные  или природно-антропогенные явления или процессы , в результате которых может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей. (слайд 3)

Чрезвычайная ситуация природного характера - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертв, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера: . (слайд 4)

Геофизические - землетрясения, извержения вулканов. . (слайд 5,6)

Гидрологические – высокие уровни воды (наводнения), половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранние ледоставы. . (слайд 7, 8)

Геологические – оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадки лёссовых пород, просадки (провалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури. (слайд  9, 10)

Метеорологические и агрометеорологические - бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), сильные снегопады, сильный гололёд , сильные морозы, сильные метели, сильная жара, сильные туманы, засухи, суховеи, заморозки. . (слайд 11, 12)

Морские гидрологические – тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5баллов и более), сильные колебания уровня моря, ранний ледяной покров и прилипай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимые (труднопроходимые) льды.

Гидрогеологические – низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары – лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.  (слайд 15, 16) Так, в засуху 1571 года летописец записал: «По всему Новугороду ставили на избах бочки с водой у дымниц да веники на шестах». Подобные и другие меры, например, строительство жилья из камня, кирпича, устройство громоотводов, пожарных разрывов, уменьшили риск загорания жилищ от природных пожаров, ударов молний.

Инфекционная заболеваемость людей – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний,  эпидемические вспышки опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии. . (слайд 17, 18)

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных – единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями – прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.

Учащиеся производят запись в тетради.

Анализ и самоанализ урока. подведение итогов урока. рефлексия.

Мы познакомились с классификацией чрезвычайных ситуаций и должны понять, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле в её географической оболочке. Опасность же природных явлений для жизнедеятельности человека зависит от интенсивности их проявления и мощности в каждом конкретном случае, а также от готовности человека обеспечить свою безопасность в опасных природных ситуациях.

Затем идёт оценка и взаимооценка деятельности учащихся на уроке (отвечают видом смайлика).

  • На уроке я работал активно/пассивно
  • Своей работой на уроке доволен/ не доволен
  • Урок был интересным/не интересным
  • Мое настроение улучшилось/ухудшилось
  • Материал урока был понятен/не понятен

полезен/бесполезен

7.Вы хорошо потрудились. Спасибо за урок. Учитель просит учащихся записать в дневник домашнее задание: подготовится к опросу по классификации ЧС и определениям.

Домашнее задание

Учитель просит учащихся записать в дневник домашнее задание: подготовится к опросу по классификации ЧС и определениям.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по ОБЖ.

  1. ФИО: Гочияев Марат Исламович
  2. Место работы МКОУ СОШ № 7 г Кисловодск
  3. Должность:учитель  ОБЖ
  4. Предмет основы безопасности жизнедеятельности
  5. Класс 7
  6. Тема раздела: Основы комплексной безопасности
  7. Тема модуля: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера– 3 часа.
  8. Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.
  9. Межпредметные связи: история, география, русский язык.
  10. Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
  11. Цели  урока:
  • В предметном направлении:
  • дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.      
  • В метапредметном направлении:
  • научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.    
  • В направлении личностного развития:
  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
  • формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
  1. Задачи:
  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
  • Потребность в самовыражении.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • Осуществлять поиск информации
  • Давать определение понятиям

Регулятивные:

  • Устанавливать целевые приоритеты ( знаю, хочу знать, узнал)
  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели
  • Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные:

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
  • Умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Предметные результаты

  • Знать очрезвычайной ситуаций природного характера, ее последствия для личности, общества и государства.
  • Знать и уметь применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
  • Уметь предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам ее проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.

11.Тип урока: урок открытия новых знаний

15. Оборудование: компьютер, проектор, экран,  технологическая карта урока, карточки – задания.

В 7 классе обучается 20 учеников. 7 учеников стабильно занимаются по предмету, стремятся получать новые знания, регулярно выполняют домашнее задание. Они имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, на уроках стараются работать в полную меру своих возможностей. 4 ученика имеют низкую мотивацию не только к изучению ОБЖ, но и ко всей учебной деятельности.  Но в целом учащиеся активны, любознательны, мальчики стремятся быть лидерами, участвуют в спортивных соревнованиях, стремятся к победе, ребята творческие, но имеются неуверенные в себе, не способные самостоятельно принимать решения.

При подготовке к уроку я старался учесть вышесказанное и создать равные условия для реализации и проявления своих возможностей каждым подростком, чтобы психологически они чувствовали себя комфортно. Использовалмежпредметные связи ( опирался на знания полученные на уроках географии), дополнительный материал с целью расширения кругозора обучающихся, развития познавательного интереса. По ходу урока менял виды деятельности .Это способствовало поддерживать работоспособность школьников в течение урока . Слайды презентации были предназначены для актуализации знаний, для изучения нового материала,  для создания наглядно- образного представления об изучаемых явлениях.

Если говорить о планируемых результатах, то они способствовали формированию у школьников различных видов УУД. Я считаю, что материал урока усвоен. Планируемые результаты достигнуты.

Для достижения планируемых результатов были использованы различные методы и приемы:

- словесные: речь и комментарии учителя, диалог между самими учащимися, между учителем и обучающимися, ответы детей;

- наглядные: раздаточный материал, презентация;

- постановка проблемных вопросов;

-устный и письменный контроль, взаимоконтроль.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Структура урока: 1) Организация начала урока.2) Актуализация знаний 3) Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Постановка целей и задач урока 5) Применение и добывание знаний (проблемные задания) 6 ) закрепление изученного материала 7) Домашнее задание 8)Рефлексия. Все структурные элементы урока были выдержаны. Целью первого этапа было быстро включить учащихся в рабочий ритм. На втором этапе был проведен фронтальный и индивидуальный опрос с целью актуализации знаний обучающихся по изученной теме. С помощью просмотра отрывков учебных фильмов и штурм-опроса осуществлен мотивационный этап, определена тема урока. Изучение нового материала проходило по блокам. Первоначальное закрепление изученного материала осуществлялось при выполнении заданий из технологической карты. Результат усвоения материала урока был проведен в форме устного опроса.

Была проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока.

Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.

Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое.

В течение всего урока использовал диалоговую форму общения с обучающимися, что способствовало осуществлению обратной связи ученик – учитель. Предложенные задания способствовали активизации мыслительной деятельности детей, расширяли общий кругозор. В соответствии с темой и этапами обучения я считаю, что целесообразно использовал средства обучения, к которым относились компьютер, проектор, экран, электронная презентация, раздаточный материал, « живое слово учителя» наглядный материал был уместен и в достаточном количестве. Мною на уроке формировались навыки самоконтроля. Старался развивать такие качества как: восприятие, внимание, мышление, память, устную и письменную речь. Чередовал материал разной степени сложности, использовала разнообразные виды деятельности.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок  проводится   с использованием  презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...

Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Открытый урок "Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера"

Каждый ученик должен знать правила  действий в  чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, уметь применять средства самозащиты....

Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса

Учитывая государственную важность данной  проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хара...

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Урок изучение нового материала. Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся ...

Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера".

Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"....

разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"

разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации  природного характера».Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.Оборудование: учебник, р...