Рабочая программа по ОБЖ 5-7 классы ФГОС на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по обж по теме

Дубовцева Татьяна Сергеевна

пояснительная записка и КТП по ОБЖ 5-7 классы по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание  учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3.  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2016 г.

   За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

  Модульный принцип позволяет:

 ·     эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

 ·     структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

  Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

5 класс( 35 часов, 1 час в неделю)

Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

 Город как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: с взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Безопасность в повседневной жизни. Общие понятия об опасных и ЧС. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. ПБ, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера

Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Безопасность на водоемах. Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. ЧС техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в ЧС техногенного характера. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС.

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ.

Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.

Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно УК РФ. Статьи УК РФ, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4. ОЗОЖ

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

 Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье человека

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.  Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел 5. Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи

Глава 9. Первая помощь и правила ее оказания

Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.

Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы организации учебной деятельности формы  обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;

При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:

1. Учебно-познавательную, включающую:

• изучение нового учебного материала на уроках;

• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

4. Поисково-исследовательскую, включающую:

• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.

5. Творческую, включающую:

• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.

Планируемые результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

       На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Календарно - тематическое планирование

Дата проведения урока

Наименование разделов и тем.

Корректи-ровка

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

1

Цели и задачи курса ОБЖ. Город – как среда обитания. Повторение.

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Повторение

3

 Особенности природных условий в городе.

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

Опасные ситуации техногенного характера.

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

7

Пешеход. Безопасность пешехода.

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

9

Водитель

10

Безопасность велосипедиста.

11

Пожарная безопасность. Практическая часть.

12

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Опасные ситуации природного характера.

13

Погодные условия и безопасность человека.

14

Безопасность на водоемах.

15

Контрольная  работа за первое полугодие.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

16

Анализ работы. Чрезвычайные ситуации природного характера.

17

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

18

Общие правила поведения при возникновении ЧС природного  и техногенного характера..

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

19

Антиобщественное поведение и его опасность

20

Обеспечение личной безопасности дома.

21

Обеспечение личной безопасности на улице

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства.

22

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

23

Виды экстремистской и террористической деятельности.

24

Виды террористических актов и их последствия.

25

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

26

О здоровом образе жизни.

27

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

28

Рациональное питание. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье.

29

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

30

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

Первая медицинская помощь и правила её оказания.

31

Первая медицинская помощь при различных повреждений.

Практическая работа.

32

Оказание мед. помощи при ушибах, ссадинах, кровотечениях. Практическая работа.

33

Первая медицинская  помощь при отравлениях.

34

Итоговая контрольная работа

35

Анализ контрольной работы. Итоговый урок по курсу ОБЖ  «Безопасность и защита человека в опасных ЧС».



Предварительный просмотр:

.Содержание учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья 7)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;

3.  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2016 г.

   За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

  Модульный принцип позволяет:

 ·     эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

 ·     структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 6 классе.

  Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества, государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Особенности природной среды. Необходимость сохранения окружающей природной среды.

Ориентирование на местности. Понятие ориентирования на местности.  Способы определения сторон горизонта в дневное и ночное время.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение своего местонахождения  с помощью карты. Способы ориентирования карты : по компасу, по линиям местности, по направлениям на местные предметы. Движение по маршрутам по азимуту.

Подготовка к выходу на природу. Порядок и содержание предварительной подготовки к выходу на природу.  Распределение обязанностей между участниками похода. Требования к определению района похода и к маршруту движения. Режим похода.

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Понятие «бивак». Выбор места для бивака. Организация основных бивачных работ: заготовка топлива, разведение костра, приготовление пищи.

Определение необходимого снаряжения для похода. Особенности подбора и подготовки к походу туристского снаряжения в зависимости от условий похода .Одежда туриста, требования к ней. Комплект аптечки первой помощи.

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.  Особенности пешеходного туризма. Порядок движения туристов по равнинной и горной местности. Обеспечение безопасности туриста в пешем походе по равнинной и горной местности.

Подготовка и проведение лыжных походов. Особенности подготовки и проведения лыжных походов. Особенности экипировки и снаряжения  туриста-лыжника. Режим движения лыжника. Обеспечение безопасности туриста-лыжника в походе.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Особенности водного туризма. Требования к уровню подготовки туриста-водника. Этапы подготовки к водному походу. Правила безопасного поведения на воде во время похода.

Велосипедные походы и безопасность туристов. Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам. Мероприятия, проводимые при подготовке к велосипедному походу. Обеспечение безопасности, в том числе личной,  участников велосипедного похода.

Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Общие представления о дальнем и выездном туризме. Влияние дальних поездок на здоровье человека. Общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму. Личная безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация- неизбежный процесс, происходящий в организме человека, связанный с приспособлением организма к новым климатическим условиям. Факторы, влияющие на акклиматизацию человека. Особенности акклиматизации к условиям холодного климата, жаркого климата. Общие правила поведения человека в новых климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.

Акклиматизация в горной местности. Особенности  климатических условий в горах. Влияние высоты на организм человека. Горная болезнь. Особенности акклиматизации в горах. Обеспечение личной безопасности с учетом колебаний температуры воздуха, солнечной радиации и влажности воздуха в горах.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными  видами транспорта. Общие меры по обеспечению безопасности пассажиров при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Правила по обеспечению личной безопасности при поездке к месту отдыха в автомобиле, в железнодорожном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Способы и средства по обеспечению безопасности пассажиров на водном транспорте.  Общие правила безопасного поведения пассажиров на корабле.  Рекомендации по обеспечению личной безопасности пассажира при кораблекрушении.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Обеспечение безопасности пассажиров на воздушном транспорте.  Правила поведения пассажира после посадки в самолет. Рекомендации по безопасному поведению пассажира при возникновении аварийной ситуации в полете.

Глава 4.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в  природной среде

Автономное существование человека в природе. Понятие об автономном существовании человека в природной среде. Добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде. Умения и качества человека, необходимые для успешного автономного существования в природе.

Добровольная  автономия человека в природной среде. Содержание  добровольной  автономии человека (группы людей) в природной среде, основные цели добровольной автономии. Характерные примеры добровольного существования человека (группы людей) в природной среде. Предварительная всесторонняя подготовка к добровольной автономии, ее значение.

Вынужденная автономия человека в природной среде. Влияние вынужденной автономии на состояние человека. Задачи, которые приходится решать человеку в условиях вынужденной автономии. Правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии.

  Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Умения, которыми должен овладеть человек для безопасного существования в природной среде: сооружение временного укрытия из подручных средств; способы добывания огня; способы обеспечения питьевой водой.

Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные явления. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Характерные признаки ухудшения погоды. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными  в природных условиях. Опасности, возникающие при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Меры безопасности при встрече со змеей.

Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Лесные клещи, места их обитания, опасность их укуса.

Клещевой энцефалит и его профилактика. Опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом. Пути заражения клещевым энцефалитом. Меры профилактики клещевого энцефалита.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях

 Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Умение оказать первую помощь (самопомощь и взаимопомощь) и обеспечить безопасность туриста. Индивидуальная аптечка, ее  предназначение и содержание.

Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. Оказание первой помощи при ушибах и вывихах. Оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге. Причины, способствующие возникновению в походных условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога. Внешние проявления и состояния человека при возникновении условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и  термического ожога.

 Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и  термическом ожоге.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Рекомендации по правилам оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Последовательность и правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.

Раздел 4. ОЗОЖ.

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье. Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние производственной деятельности человека на загрязнение окружающей природной среды. Пути повышения устойчивости организма человека к неблагоприятному воздействию на него внешней среды.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Сущность и значение социального развития человека. Формирование социальной зрелости учащегося.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.  Психоактивные вещества и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основные причины распространения наркомании.

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Наркомания и ее распространение. Первая проба наркотиков – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы организации учебной деятельности

формы  обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;

При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:

1. Учебно-познавательную, включающую:

• изучение нового учебного материала на уроках;

• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

4. Поисково-исследовательскую, включающую:

• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.

5. Творческую, включающую:

• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.

Планируемые результаты освоения  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

     

  На конец 6 класса ученик научится и получит возможность научиться.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
  • использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
  •  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Календарно - тематическое планирование

Дата

Проведения урока

Наименование раздела, темы

Корректировка

Подготовка к активному отдыху на природе.

1

Природа и человек. Повторение изученного в 5 классе.

2

Ориентирование на местности 

3

Контрольная работа по итогам повторения по темам изученных в 5 классе

4

Анализ работы. Определение своего местонахождения  и направления движения на местности.

5

Подготовка  к выходу на природу.

6

Определение места для бивака и  организация бивачных работ.

7

Определение необходимого снаряжения для похода.

Активный отдых на природе и безопасность.

8

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

9

Подготовка и проведение пеших походов на равнинах и горной местности.

10

Подготовка и проведение лыжных походов

11

Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Практическая часть.

12

Велосипедные походы и безопасность туристов

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

13

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

14

Контрольная работа за первое полугодие.

15

Анализ работы. Акклиматизации человека в различных климатических условиях

16

Акклиматизация человека в горной местности.

17

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

18

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

19

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

20

Автономное пребывании человека  в природной среде

21

Добровольная и вынужденная автономия  человека в природной среде.

22

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Опасные ситуации в природных условиях.

23

Опасные погодные явления

24

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

25

Укусы насекомых, клещевой энцефалит. Защита от них

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

26

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.

27

Оказание первой  медицинской помощи при травмах

28

Оказание ПМП при тепловом и солнечном  ударах, отморожении и ожоге. Практическая часть.

29

Оказание ПМП при укусах змей  и насекомых

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

30

ЗОЖ и профилактика утомления

31

Компьютер и его влияние на здоровье

32

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

33

Итоговая контрольная работа

34

Анализ аботы. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека

35

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Итоговый урок



Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности»

Программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов составлена на основе нормативных документов:

- федеральный  государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897);

- годового календарного учебного графика;

- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1067),

и учебно – методических документов:

- авторская рабочая программа курса  основы безопасности жизнедеятельности  основного общего образования. 7 класс. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2016.

          За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы ЗОЖ  и антитеррористического поведения.

  Модульный принцип позволяет:

 ·     эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

 ·     структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 7классе.

  Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

 ( 35 часов, 1 час в неделю)

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от ЧС.

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения.

Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического происхождения. Природные явления метеорологического происхождения. Природные явления биологического происхождения. Основные причины их возникновения.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. ЧС природного характера. Разница между опасной и ЧС.

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Землетрясение и причины  его возникновения. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. Сейсмически опасные районы на Земле.

Защита населения от последствий землетрясения. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Прогноз землетрясений. Организация защиты населения от последствий землетрясений.  Обучение и оповещение населения. Организация аварийно-спасательных работ.

 Рекомендации специалистов МЧС России о том, как подготовиться к землетрясению. Как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Опасные явления, возникающие во время извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

 Вулканы, извержение вулканов. Типы вулканов. Где встречаются вулканы.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. Оползни и обвалы, причины их возникновения. Последствия оползня и обвалов. Защита населения от последствий оползней и обвалов.                                                                                                                                                              

Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, последствия. Защита. Ураганы и бури, причины их возникновения. Последствия ураганов и бурь. Определение силы ветра у поверхности Земли.

Защита населения от последствий ураганов и бурь. Опасность ураганов и бурь  для жизнедеятельности человека. Организация защиты населения от ураганов и бурь. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время ураганов и бурь.

Смерчи. Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения. Шкала разрушений, вызываемых смерчем. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения.

Защита населения от последствий наводнений. Общие профилактические мероприятия  по защите населения от наводнения. Оперативные мероприятия по проведению спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Сели, снежные лавины и их характеристика. Характеристика селя, снежной лавины, причины их возникновения. Опасность селевых потоков и снежных лавин  для жизнедеятельности человека. Возможные последствия селя и снежных лавин.

Защита населения от последствий селевых потоков. Общие мероприятия  по защите населения от последствий селевых потоков. Профилактические мероприятия по защите населения, проживающего в селеопасных районах. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению в селеопасных районах.

Цунами и их характеристика. Характеристика цунами и причины его возникновения. Оценка интенсивности цунами по результатам воздействия на побережье. Последствия цунами.

Защита населения от цунами. Основные мероприятия по защите населения от цунами. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению во время и после цунами.

Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре в лесу.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Эпизоотии и эпифитотии.  Определение понятий «Эпизоотия»  и «эпифитотия». Инфекционные болезни животных и пути передачи инфекции. Инфекционные заболевания растений, пути передачи инфекций. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм – преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России. Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование  антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Модуль II. Основы  медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления

 воспитания психологической уравновешенности.

Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в  подростковом возрасте.

Раздел 5. Основы  медицинских знаний и оказание первой помощи

Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой помощи. ПП и ее назначение. Общий порядок в оказании ПП. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь».

Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание ПП при незначительных ранах. Оказание ПП при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи».

Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение  поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины.

Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы организации учебной деятельности

формы  обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;

При изучении тематики ОБЖ можно выделить пять основных видов учебной деятельности обучающихся:

1. Учебно-познавательную, включающую:

• изучение нового учебного материала на уроках;

• выполнение домашней работы с использованием учебной литературы и ресурсов сети Интернет для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о ЗОЖ  и его составляющих.

2. Аналитическую, включающую:

• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;

• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы ЗОЖ; воспитание антитеррористического поведения.

4. Поисково-исследовательскую, включающую:

• наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных методов и приемов.

5. Творческую, включающую:

• самостоятельное раскрытие новых сторон изучаемых явлений, приобретения знаний о новых фактах, умения видеть новое в уже известных фактах.

  Планируемые  результаты освоения предмета «Основ  безопасности жизнедеятельности»

На конец 7 класса ученик научится и получит возможность научиться.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Календарно - тематическое планирование

Дата проведения урока

Наименование раздела, темы

корректировка

Глава 1.  Общие понятия об опасных и ЧС природного характера.

1

Различные природные явления и причины их возникновения. Повторение изученного за 6 класс.

2

Общая характеристика природных явлений.

3

Контрольная работа по итогам повторения за 6 класс. 

4

Анализ работы.  Опасные и ЧС природного характера

Глава 2.  ЧС геологического происхождения.

5

Землетрясение. Причины и его возможные последствия.

6

Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

7

Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.

8

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

9

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Глава 3.  ЧС метеорологического происхождения.

10

Ураганы, бури, причины их возникновения, возможные последствия.

11

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

12

Смерчи.

Глава 4. ЧС гидрологического происхождения

13

Наводнения, виды наводнений и их причины.

14

Контрольная  работа за первое полугодие по теме «Безопасность и защита человека в ЧС».

15

Защита населения от последствий наводнений и рекомендации населению.

16

Анализ работы. Сели и их последствия. Защита населения.

17

Цунами и их характеристика. Защита населения.

18

Снежные лавины.

Глава 5. Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения

19

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

20

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

21

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

22

Эпизоотии и эпифитотии.

23

Обобщающий урок по ЧС природного характера.

Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

24

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

25

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.

Глава 7. ЗОЖ и его значение для гармоничного развития человека.

26

Психологическая уравновешенность.

27

Стресс и его влияния на человека.

28

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях.

29

Общие правила оказания первой помощи

30

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

31

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

32

Общие правила транспортировки пострадавшего.

33

Итоговая контрольная  работа 

34

Анализ работы.  Обобщающий урок по основам медицинских знаний и оказание первой помощи.

35

Итоговый урок по основам безопасности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 5 класс ФГОС на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 – 9 классов, под общей редакцией А.П. Матвеева Москва «Просвещение» 2012г....

Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса  общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по географии в 5 классе (ФГОС) на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка  Рабочая программа по географии для 5 «а» разработана на основе авторской программы по географии (5-9классы) под редакцией Е.М.Домогацких .М.: «Русско...

Рабочая программа по географии в 6 классе (ФГОС) на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.  Рабочая программа по географии для 6 «а» класса разработана на основе авторской программы по географии (5-9классы) под редакцией Е.М.Домогацких .М.: &laqu...

Рабочая программа по географии в 7 классе (ФГОС) на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка  Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе авторской программы по географии (5-9классы) под редакцией Е. М. Домогацких. - 2-е изд.-М. «Русское ...

Рабочая программа по биологии 6-9 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по биологии 6-9 класс 8 вид...

Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.

Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....