Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_d_5kl_fgos_2018-2019.docx | 92.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
«Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «Устьянская СОШ» Олешко А.М.___________ «___»___________2018 год | «Утверждаю» Директор МБОУ «Устьянская СОШ» Демченко И.И.___________ «___»____________2018 год Приказ №___ от______2018г. |
Рабочая программа
по технологии для 5 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Образовательная область: «Технология» (ФГОС)
Составитель: Бурмистрова Н.В.
с. Устьянка
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработан документ:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)с изменениями от 29 декабря 2014 № 1644; 2. Примерная программа по технологии для 5-9 классов. –2-е издание - М.: Просвещение, 2011 г. (стандарты второго поколения).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказы Министерства образования и науки РФ от 26.01.2017 г., от 05.06.2017г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Устьянская средняя общеобразовательная школа» (ФГОС или ФК ГОС).
6. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в МБОУ «Устьянская СОШ» Бурлинского района Алтайского края утвержденное приказом директора школы №58/1 от 29.07.2015г.
7.Программа «Технология» 5-8 классы; А.Т. Тищенко, Н.В. Синица - М.: «Вентана-Граф», 2016г.
8.Учебный план школы на 2018-2019 учебный год.
9.Учебный календарный график на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. – Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Программа «Технология» (5-8 классы; А.Т. Тищенко, Н.В. Синица - М.: «Вентана-Граф», 2016 г.)
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс / методическое пособие/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф. 2015
Выбор данной примерной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и дают
возможность раскрывать содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Цели и задачи учебного предмета:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»:
В результате обучения учащиеся овладеют:
Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:
С основными технологическими понятиями и характеристиками;
С назначением и технологическими свойствами материалов;
С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рационально организовывать свое рабочее место;
Находить необходимую информацию в различных источниках;
Применять конструкторскую и технологическую документацию;
Составлять последовательность выполнения технологической операции;
Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием
Научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
Формирования эстетической среды обитания;
Развития творческих способностей;
Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
Изготовления или ремонта изделий;
Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.
Место учебного предмета в учебном плане
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом строится с учетом:
интересов обучающихся,
возможностей ОУ и материально-технической базы,
наличия методического и дидактического обеспечения,
особенностей местных социально-экономических условий
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:
В связи с особенностями преподавания предмета в 2017-2018 учебном году и учетом новых тенденций в обновлении содержания образования национально-региональный компонент реализуется в рамках разделов «Рукоделие», «Материаловедение», «Технология обработки ткани», «Кулинария»
Межпредметные связи, преемственность.
Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:
основы здорового образа жизни:
- Санитария и гигиена. Здоровое питание.
- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.
- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.
А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:
- Бытовые электроприборы на кухне.
- Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом.
- Изготовления и оформление карманов
- Соединение карманов с нижней частью фартука.
- Обработка верхнего среза фартука.
- Обработка пояса.
биология:
- Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.
- Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
география:
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
история:
- Культура поведения за столом.
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
- Бытовая швейная машина.
- История создания изделий из лоскута.
физика:
- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани.
- Бытовая швейная машина.
- Влажно – тепловая обработка ткани.
изобразительное искусство:
- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции
- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
- Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»
математика:
- Изготовление выкройки шаблонов.
- практическая работа «Построение чертежа фартука»
экология:
- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.
- Эстетика и экология жилища
черчение:
- Изготовление выкроек.
Используемые технологии, методы, формы работы
Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы .
Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
урок «открытия» нового знания;
урок отработки умений и рефлексии;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок – исследование (урок творчества);
лабораторная работа;
практическая работа;
творческая работа;
урок – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная (занятия со слабоуспевающими).
Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования ключевых компетенций.
Планируемые результаты изучения курса «Технология» в 5 классе
По завершении учебного года обучающийся:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Предметные
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса и процесса труда;
Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда;
Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии.
Метапредметные
Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;
Соблюдение норм и правил культуры труда;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Личностные
Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
Самооценка умственных и физических способностей;
Осознание необходимости общественного полезного труда;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Ученик научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Кулинария
Ученик научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Ученик научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональ-ных народных промыслов;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Ученик научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
На переходном этапе (5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших подростков (5-6 классы) будут сформированы способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки.
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание программы
Технологии ведения дома
Интерьер кухни и столовой. (2 часа).
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.
Практические работы: Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение поделки декоративного оформления окна кухни, столовой.
Объект труда. Интерьер кухни.
Электротехника. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Общие сведения о видах, принципах действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: холодильника, микроволновой печи.
Практические работы
Изучение потребности бытовых электроприборов на кухне. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи.
Объект труда.
Микроволновая печь.
Кулинария (14 час).
Физиология питания. Санитария и гигиена на кухне (2 часа).
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Объекты труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (12 час):
Бутерброды, горячие напитки (2 часа)
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Объекты труда.
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Блюда из круп и макаронных изделий (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных, рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий.
Практические работы
Приготовление и оформление блюд из круп (гречневая каша)
Объекты труда.
Гречневая крупа, таблица.
Блюда из овощей и фруктов (4 часа)
Основные теоретические сведения
Пищевая ценность овощей и фруктов. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей и фруктов. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Практические работы
Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей и фруктов. Фигурная нарезка овощей и фруктов для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Объекты труда.
Фигурная нарезка овощей и фруктов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.
Блюда из яиц (2 часа)
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Крашение и роспись яиц.
Объекты труда.
Омлет, яичница, вареные яйца.
Приготовление завтрака (2 часа)
Основные теоретические сведения
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Практические работы
Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Объекты труда.
Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (22 час).
Свойства текстильных материалов (4 часа)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эстетические, технологические.
Практические работы
Изучение свойств ткани из хлопка и льна. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Объекты труда.
Образцы ткани из натуральных волокон, таблица.
Конструирование швейных изделий (4 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Определение размеров швейного изделия. Снятие мерок. Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы
Снятие мерок и изготовление выкройки.
Объекты труда.
Сантиметровая лента, лекала.
Швейная машина (4 часа)
Основные теоретические сведения
Современная бытовая швейная машина с электроприводом. Основные узлы и детали швейной машины. Приемы работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.
Практические работы
Заправка верхней и нижней ниток. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек.
Объекты труда.
Образцы ткани. Бытовая швейная машина.
Технология изготовления швейных изделий (10 часов)
Основные теоретические сведения
Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления для раскроя. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Основные операции ручных работ. Основные операции машинных работ. Правила выполнения ВТО. Последовательность изготовления швейных изделий.
Практические работы
Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных швов. Проведение влажно-тепловых работ.
Объекты труда.
Швейная машина, утюг, лекала, линейка.
Художественные ремесла (8 часов).
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы
Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве народов Сибири. Организация рабочего места для занятий ДПИ.
Объектов труда.
Образцы ДПИ. Ткани. Нитки.
Технология творческой и опытнической деятельности (20 часов)
Основные теоретические сведения
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Этапы выполнения проекта. Поисковый этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы. Заключительный этап: окончательный контроль готового изделия. Защита проекта.
Практические работы
Творческий проект по разделам: «Технология домашнего хозяйства», «Кулинария»,
«Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла». Презентация и защита творческих проектов.
Варианты творческих проектов.
1. Планирование кухни-столовой.
2. Приготовление воскресного завтрака для всей семьи.
3. Фартук для работы на кухне.
4. Лоскутное изделие для кухни.
5. Лоскутная мозаика.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | № | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Технология творческой и опытнической деятельности | 1.1 | Творческая проектная деятельность | 1 | |
2 | Технологии ведения дома 2ч | 2.1 | Интерьер кухни, столовой. Зачет | 2 | |
3 | Электротехника 1ч | 3.1 | Бытовые электроприборы. | 1 | |
4 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 4.1 | Выполнение индивидуального проекта | 3 | |
5 | Кулинария 14ч | 5.1 | Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания. Зачет | 2 | |
5.2 | Бутерброды и горячие напитки Приготовление бутербродов и горячих напитков. | 2 | |||
5.3 | Блюда из круп и макаронных изделий. Приготовление блюд из круп и макаронных изделий. | 2 | |||
5.4 | Блюда из овощей и фруктов. Приготовление блюда из овощей. Пр.р.№3 | 2 | |||
5.5 | Блюда из овощей и фруктов. Приготовление блюда из фруктов. | 2 | |||
5.6 | Блюда из яиц. Приготовление блюда из яиц. | 2 | |||
5.7 | Приготовление завтрака. Приготовление завтрака для семьи из четырех человек | 2 | |||
6 | Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака» | 6.1 | Выполнение индивидуального проекта | 2 | |
7 | Создание изделий из текстильных материалов 22ч | 7.1 | Производство текстильных материалов. Натуральные растительные волокна. | 2 | |
7.2 | Свойства текстильных материалов. Свойства ткани из натуральных волокон. | 2 | |||
7.3 | Конструирование швейных изделий. Снятие мерок. Изготовление лекала. | 2 | |||
7.4 | Раскрой швейного изделия.. Подготовка ткани к раскрою. | 2 | |||
7.5 | Швейные и ручные работы. | 2 | |||
7.6 | Подготовка швейной машины к работе. | 2 | |||
7.7 | Приемы работы на швейной машине. | 2 | |||
7.8 | Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка. | 2 | |||
7.9 | Технология изготовления швейных изделий. Проведение влажно-тепловых работ. | 2 | |||
7.10 | Технология изготовления швейных изделий. | 2 | |||
7.11 | Технология изготовления швейных изделий. Изготовление салфетки. | 2 | |||
8 | Творческий проект «Наряд для завтрака» 6ч. | 8.1 | Выполнение индивидуального проекта | 6 | |
9 | Художественные ремесла 8ч | 9.1 | Декоративно-прикладное искусство. | 2 | |
9.2 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 | |||
9.3 | Лоскутное шитье | 4 | |||
10 | Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни столовой» | 10.1 | Выполнение индивидуального проекта | 3 | |
11 | Технология творческой и опытнической деятельности | 11.1 | Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации. | 2 | |
11.2 | Защита проекта. | 2 | |||
Итого | 68 |
Пятнадцать часов из раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» перенесены в разделы «Технология ведения дома», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла» для выполнения тематических проектов.
Контроль уровня обученности
№ | Перечень контрольных и тестовых работ | Кол.часов | Дата проведения |
1 | Зачет «Интерьер кухни, столовой» | 0,5 | |
2 | Защита учебного проекта «Бытовые электроприборы» | 0,5 | |
3 | Тестовая работа ««Физиология питания» | 1 | |
4 | Практический тест «Материаловедение» | 1 | |
5 | Тестовая работа «Машиноведение» | 1 | |
6 | Защита учебного проекта | 1 | |
7 | Зачет по теме «Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитье» | 1 | |
8 | Защита творческого проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой» | 1 | |
9 | Итоговые тестовые задания «Обслуживающий труд» | 1 |
Календарно-тематическое планирование Разделы «Технология ведения дома» -2 часа, «Технология творческой и опытнической деятельности» - 1 час. Основная цель: Ознакомить с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся научатся: ∙ Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Обучающиеся получат возможность: ∙ Приобрести опыт выполнения проектных работ по теме: «Современные стили в интерьере», «Интерьер жилых помещений и их комфортность» Метапредметные Регулятивные. Обучающиеся научатся: ∙ Понятию о композиции в интерьере. ∙ Сравнивать интерьеры различных эпох. Обучающиеся получат возможность научиться ∙ Концентрировать волю и формировать то, что усвоено и нужно усваивать ∙ Определить качество и уровень усвоения. Познавательные. Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель. ∙ Понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни. ∙ Устанавливать причину, следствие, связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать учебное сотрудничество ∙ Взаимодействовать и находить общие решения Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к труду ∙ Аккуратность и терпеливость при выполнении эскизов | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Творческая проектная деятельность | 1 | Знакомиться с содержанием и последовательностью изучения предмета в 5 классе. Определить цели и задачи проектной деятельности. ТБ | |||||||||||||||||||
2 | Интерьер кухни, столовой. | 2 | Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно- гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой. Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой. | Зачет | Интернет-ресурсы | |||||||||||||||||
Разделы «Электротехника» -2 часа, «Технология творческой и опытнической деятельности» - 3 часа. Основная цель: Ознакомить с общими понятиями об электрическом токе, напряжении, с правилами безопасной работы с бытовыми электроприборами. Пути экономии электрической энергии. Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся научатся: ∙ Находить и представлять информацию о способах подключения квартирной электропроводки, исследовать соотношение потребляемой мощности и силы света. Обучающиеся получат возможность: ∙ Приобрести опыт выполнения проектных работ по теме: «Эксплуатация микроволновой печи» Метапредметные Регулятивные. Обучающиеся научатся: ∙ Понятию об использовании электроприборов. ∙ Сравнивать электроприборы различных эпох. Обучающиеся получат возможность научиться ∙ Концентрировать волю и формировать то, что усвоено и нужно усваивать ∙ Определить качество и уровень усвоения. Познавательные. Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель. ∙ Понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни. ∙ Устанавливать причину, следствие, связи, выстраивать рассуждения, обобщения. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать учебное сотрудничество ∙ Взаимодействовать и находить общие решения Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к труду ∙ Аккуратность и терпеливость при выполнении проекта | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Бытовые электроприборы. | 2 | Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи | Интернет-ресурсы | ||||||||||||||||||
2 | Творческий проект «Планирование кухни-столовой» | 3 | Изучить этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Выполнять индивидуальные и групповые проекты. | Защита группового проекта | ||||||||||||||||||
Разделы « Кулинария» – 14 часов, «Технология творческой и опытнической деятельности» - 2 часа. Основная цель: Развить представление о физиологии питания. Научить составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Научить приготавливать и оформлять блюдо. Предметные результаты Обучающиеся научатся: ∙ Распознавание видов продуктов, применяемых при приготовлении пищи; ∙ Рационально использовать продукты при приготовлении блюд; ∙ Обрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки Обучающиеся получат возможность научиться: Приобрести опыт в приготовлении блюд, соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Метапредметные результаты Регулятивные: Обучающиеся научатся: ∙ Формулировать проблему ∙ Планировать пути достижения целей. ∙ Органоляптически оценивать готовые блюда. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Концентрировать волю и формировать то, что усвоено и нужно усвоить. ∙ Определять качество и уровень усвоения. Познавательные: Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. ∙ Понимать и использовать средства для аргументации Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную ситуацию в других дисциплинах, в окружающей жизни ∙ Устанавливать связи, выстраивать рассуждения, обобщения Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать учебное сотрудничество ∙ Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к учению и труду ∙ Аккуратность и терпеливость при выполнении заданий; ∙ Культура работы с кухонными принадлежностями; ∙ Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания. | 2 | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах. Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов. Составлять индивидуальный режим питания | Зачет | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
2 | Бутерброды и горячие напитки. | 2 | Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. | Пр.р.№2,3 | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
3 | Блюда из круп и макаронных изделий. | 2 | Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | Пр.р.№4 | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
4 | Блюда из овощей и фруктов. | 2 | Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. | Пр.р.№5 | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
5 | Блюда из овощей и фруктов. | 2 | Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. | Пр.р.№6 | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
6 | Блюда из яиц. | 2 | Определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам. | Пр.р.№7 | Инструкционная карта | |||||||||||||||||
7 | Приготовление завтрака. | 2 | Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом». | Пр.р.№8 | Инструкционная карта. Интернет-ресурсы | |||||||||||||||||
8 | Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака» | 2 | Выполнять проект. Выполнять расчет затрат на проект | Защита проекта | ||||||||||||||||||
Разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» - 22 часа, «Технология творческой и опытнической деятельности» - 6 часов. Основная цель: Развить представление о видах ткани, переплетении, обработки ткани. Ознакомить с устройством швейной машины. Научить определять виды волокон, выполнять машинные швы. Научить технологии изготовления швейного изделия – фартука. Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся научатся: ∙ Различать виды волокон, переплетений ткани, определять левую и изнаночную сторону ткани ∙ Выполнять ручные и машинные стежки и швы. ∙ Снимать мерки с фигуры человека ∙ Моделировать и конструировать швейное изделие – фартук ∙ Технологической последовательности обработки фартука Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Приобрести опыт выполнения проектной работы: «Изготовление швейного изделия –фартука» Метапредметные Регулятивные. Обучающиеся научатся: ∙ Формулировать проблему ∙ Планировать технологический процесс ∙ Соблюдать нормы и правила культуры труда. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов ∙ Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; Познавательные. Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формировать цель. ∙ Понимать и использовать средства наглядности Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать творческое сотрудничество ∙ Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к учению и труду ∙ Самооценка умственных и физических способностей; ∙ Осознание необходимости общественного полезного труда; | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Производство текстильных материалов. | 2 | Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. | демонстрационный образец | ||||||||||||||||||
2 | Свойства текстильных материалов. | 2 | Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. | Лб.р.№ 9 | демонстрационный образец | |||||||||||||||||
3 | Конструирование швейных изделий. | 2 | Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. | Пр.р.№ 9 | ||||||||||||||||||
4 | Раскрой швейного изделия. | 2 | Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий. Определять срезы лекала. | Пр.р.№ 10 | ||||||||||||||||||
5 | Швейные и ручные работы. | 4 | Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок, обметывание косыми стежками, сметывание. | Пр.р.№ 11 | ||||||||||||||||||
6 | Подготовка швейной машины к работе | 2 | Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. | Лб.р.№ 10 | технологическая карта | |||||||||||||||||
7 | Приемы работы на швейной машине | 2 | Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда. | Пр.р.№ 12 | технологическая карта | |||||||||||||||||
8 | Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка. | 2 | Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. | Пр.р.№ 13 | технологическая карта | |||||||||||||||||
9 | Технология изготовления швейных изделий. | 2 | Изучать последовательность изготовления швейных изделий. Обрабатывать изделия по проектному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать и исправлять ошибки. Находить информацию об истории одежды. Знакомиться с профессиями закройщика и портной. | Пр.р.№ 14 | технологическая карта | |||||||||||||||||
10 | Технология изготовления швейных изделий. Изготовление салфетки. | 2 | Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. | технологическая карта | ||||||||||||||||||
11 | Творческий проект «Наряд для завтрака» | 6 | Выполнять индивидуального проекта. Рассчитывать количество необходимых материалов. | Защита проекта | ||||||||||||||||||
Разделы «Художественные ремесла» - 8 часов, «Технология творческой и опытнической деятельности» -3 часа. Основная цель: Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, роспись по ткани. Знакомство с творчеством народных умельцев своего села. Ознакомить с инструментами и приспособлениями, применяемыми в традиционных художественных ремеслах. Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся научатся: ∙ Подбирать инструменты в зависимости от вида изделия и толщины ткани. ∙ Организовать рабочее место для рукоделия. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Выполнять образцы рукоделия: обработка тесьмой, лентами. ∙ Определять соответствие ткани и отделки по волокнистому составу и фактуре. Метапредметные Регулятивные. Обучающиеся научатся: ∙ Формулировать проблему ∙ Планировать технологический процесс ∙ Соблюдать нормы и правила культуры труда. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов ∙ Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; Познавательные. Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формировать цель. ∙ Понимать и использовать средства наглядности Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать творческое сотрудничество ∙ Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к учению и труду ∙ Самооценка умственных и физических способностей; ∙ Осознание необходимости общественного полезного труда; | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Декоративно-прикладное искусство. | 2 | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно- прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину | Наглядный материал | ||||||||||||||||||
2 | Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 | Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. | Пр.р.№ 15 | Наглядный материал | |||||||||||||||||
3 | Лоскутное шитье | 4 | Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья и аппликации. | Пр.р.№ 16 | Наглядный материал | |||||||||||||||||
4 | Творческий проект «Лоскутное шитье для кухни-столовой» | 3 | Выполнять индивидуальный проект | Защита проекта | ||||||||||||||||||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» - 6 часов Основная цель: Научиться планировать и выполнять учебные технологические проекты, представлять результаты выполненного проекта. Соблюдать этапы выполнения проекта: поисковый, технологический, заключительный. Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся научатся: ∙ Выявлять и формулировать проблему. ∙ Обосновывать цель проекта. ∙ Планировать этапы выполнения. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов; ∙ Планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий; ∙ Давать примерную оценку стоимости произведенного продукта. Метапредметные Регулятивные. Обучающиеся научатся: ∙ Формулировать проблему ∙ Планировать технологический процесс ∙ Соблюдать нормы и правила культуры труда. Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Определять способы решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов ∙ Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; Познавательные. Обучающиеся научатся: ∙ Самостоятельно выделять и формировать цель. ∙ Понимать и использовать средства наглядности Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Видеть данную проблему в других дисциплинах, в окружающей жизни. Коммуникативные: Обучающиеся научатся: ∙ Организовывать творческое сотрудничество ∙ Взаимодействовать и находить общие способы решения проблемы Обучающиеся получат возможность научиться: ∙ Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов бригады в сотрудничестве при выборе общего решения и совместной деятельности. Личностные У обучающихся будут сформированы: ∙ Ответственное отношение к учению и труду ∙ Самооценка умственных и физических способностей; ∙ Осознание необходимости общественного полезного труда; | ||||||||||||||||||||||
№ урока п/п | дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | Информационные образовательные ресурсы | ||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||
1 | Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации. | 4 | Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию. Составлять доклад к защите проекта. | |||||||||||||||||||
2 | Защита проекта. | 2 | Защитить индивидуальный проект. | Защита проекта |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Класс | Количество часов | Программное обеспечение | Учебно-дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | |||
В неделю | В год | Учебник | Пособие | КИМы | |||
5 | 2 | 68 | Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. – Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения) Рабочая программа «Технология» (5-8 классы; В.Д. Симоненко, А.Т.Тищенко, Н.В. Синица- М.: «Вентана-Граф», 2015г. | Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. | Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. | Технология. Технология ведения дома: 5 класс / методическое пособие/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. |
Средства обучения:
- учебно-лабораторное оборудование и приборы;
-технические и электронные средства обучения и контроля ;
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
- цифровые образовательные ресурсы; - Интернет-ресурсы;
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- К – для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
- М – для мастерской (использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
- Д- оборудование для демонстраций;
- Ф – для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
- П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Согласно требованиям к оснащению | Необходимо |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Стандарт основного общего образования по технологии | М | - | |
Примерная программа основного общего образования по технологии | М | - | |
Рабочие программы по направлениям технологии | М | - | |
Учебники по технологии для 5 класса | К | - | |
Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся | М | - | |
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. | Д | - | |
Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки | М | - | |
Справочные пособия по разделам и темам программы | М | - | |
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | М | - | |
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских | М | - | |
2. | Печатные пособия | ||
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки | М | - | |
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся | М | - | |
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся | М, К | - | |
Раздаточные контрольные задания | М, К | - | |
Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг. | М | М | |
3. | Информациионно -коммуникационные средства | М | |
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии. | М | - | |
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. | М | М | |
Интернет -ресурсы по основным разделам технологии. | М | - | |
4. | Экранно -звуковые пособия | ||
Видеофильмы по основным разделам и темам программы | М | М | |
Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг. | М | М | |
Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы | М | М | |
5. | Учебно -практическое и учебно -лабораторное оборудование | ||
Аптечка | М | М | |
Халаты | К | К | |
Очки защитные | К | К | |
6. | Раздел: Технологии ведения дома | ||
Комплект инструментов для санитарно - технических работ | П | П | |
Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью | М | М | |
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | |||
Манекен 44 размера (учебный, раздвижной) | М | - | |
Стол рабочий универсальный | К | - | |
Машина швейная бытовая универсальная | К | - | |
Оверлок | М | - | |
Комплект оборудования и приспособлений для влажно -тепловой обработки | М | - | |
Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ | К | - | |
Комплект инструментов и приспособлений для вышивания | К | К | |
Комплект для вязания крючком | К | К | |
Комплект для вязания на спицах | К | К | |
Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования | П | П | |
Набор приспособлений для раскроя косых беек | М | М | |
Набор санитарно -гигиенического оборудования для швейной мастерской | К | - | |
Шаблоны стилизованной фигуры | П | П | |
Набор измерительных инструментов для работы с тканями | К | К | |
Раздел: Кулинария | |||
Санитарно -гигиеническое оборудование кухни и столовой | М | - | |
Холодильник | М | М | |
Печь СВЧ | М | М | |
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) | П | П | |
Электроплиты | П | П | |
Набор кухонного электрооборудования | П | П | |
Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов | П | П | |
Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов | П | П | |
Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов | П | П | |
Набор инструментов для разделки рыбы | П | П | |
Набор инструментов для разделки мяса | П | П | |
Набор инструментов и приспособлений для разделки теста | П | П | |
Комплект разделочных досок | П | П | |
Набор мисок эмалированных | П | П | |
Набор столовой посуды из нержавеющей стали | К | П | |
Сервиз столовый | М | П | |
Сервиз чайный | М | П | |
Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола | М | П |
Контроль и оценка уровня достижения планируемых результатов
Виды контроля | Формы контроля | Периодичность | Подход | Уровень, оценка | ||||
«1» | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
Предварительный | Стартовая диагностика: тест | Начало учебного года (изучения курса), 1 шт. | Критериально- ориентиро- ванный | Низкий уровень достижений, оценка «плохо» | Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» | «базовый»: демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Данный Уровень является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профиль- ному направлению. Уровень соответствует отметке «удовлетворительно» | Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» | Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» |
Текущий | Индивидуальны е ответы учащихся | Каждый урок, 2 ч. в неделю | Ориентированный на индивидуальные нормы | |||||
Периодический | Тематические проверочные работы (тесты) | По мере изучения тем Разделов, 4 шт | ||||||
Творческие работы учащихся | В течение года (представляются на уроках по мере изучения соответствующих тем, представляются на научных конференциях школьного и районного уровней, происходи т защита оставшихся работ в конце учебного года.) | |||||||
Итоговый | Защита проекта | Конец учебного года (изучения курса), 1 шт. | Критериально-ориентиро- ванный |
В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Оценка тестовых работ
100% - 85% | оценка «5» |
75% - 80% | оценка «4» |
50% - 74% | оценка «3» |
менее 50% | оценка «2» |
менее 30% | оценка «1» |
Критерии оценивания заданий, выполненных учащимися 5 класса
№ п/п | Оценки | Знание учебного материала | Точность обработки изделия | Норма времени выполнения | Правильность выполнения трудовых приемов | Организация рабочего времени | Соблюдение правил дисциплины и т/б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | «5» | Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска | Норма времени меньше или равна установленной | Абсолютная правильность выполнения трудовых операций | Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места | Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не был |
2 | «4» | В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска | Норма времени превышает установленног о на 10-15 % | Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются | Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются |
3 | «3» | В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно- следственные связи, связать его с практикой | Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска | Норма времени превышает установленную на 20% и более | Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова | Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова | Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова |
4 | «2» | Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших | Точность изделия выходит за пределы поля допуска | Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока | Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания | Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места | Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины |
5 | «1» | Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа | Учащийся допустил неисправимы й брак | Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить | Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами | Полное незнание правил организации рабочего места | Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм |
УМК
- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. – Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Программа «Технология» (5-8 классы; А.Т. Тищенко, Н.В. Синица - М.: «Вентана-Граф», 2016 г.
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс / методическое пособие/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. – Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
2. Программа «Технология» (5-8 классы; А.Т. Тищенко, Н.В. Синица - М.: «Вентана-Граф», 2016 г.
3. Технология. Технология ведения дома: 5 класс / методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Литература для учащихся
1. Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Лист корректировки Рабочей программы
№ урока | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Причина внесения изменений* | Корректирующие мероприятия | Подпись внёсшего изменения | Подпись зам. директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочие программы по истории и обществознанию и краеведению 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории России для 11 классов....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год
Программа логопедических занятий адресована обучающимся 2,3,4 классов с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по Обществознанию 10-11 кл (профиль). 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по Обществознанию 10-11 кл (профиль). 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа по технологии для 8 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 8 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №6 «Ежата» Младенческий возраст на 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...