«Ориентирование на местности. Приемы и способы»
проект по обж (7 класс) на тему

Андрей Владимирович Харинов
  1. Актуальность выбранной темы.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что всякий выезд или выход на природу полон трудностей и риска, поэтому каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу и без него.

 

  1. Цель: изучить способы и приемы ориентирования на местности.

 

  1.  Задачи, поставленные для реализации проекта:   
  • познакомить обучающихся с историей создания компаса;
  • рассмотреть способы ориентирования на местности при помощи компаса и без него;
  • научить определять стороны горизонта используя различные способы;
  • закрепить полученные знания на практике.

 

  1. Практическая значимость: полученные знания, умения и навыки можно будет использовать в повседневной жизни.

 

 

  1. Методы исследования:
    • Изучение литературы
    • Практический эксперимент
    • Обработка информации

 

  1. Гипотеза: если подробно изучить приемы и способы ориентирования на местности, то это даст возможность определить стороны горизонта без компаса.

 

  1. Проблема:  Попадя в трудную жизненную ситуацию и не найдя компаса в кармане, обучающие легко потеряются и не смогут вернуться в исходную точку.

 

 

  1. Объект исследования: ориентирование на местности.

 

  1. Предмет исследования: приемы и способы ориентирования на местности.

 

 

  1. Планируемый результат: Приобретение знаний, умений  и навыков о приемах и способах ориентирования на местности.

 

  1. Риск проекта: не все способы и приемы могут быть достоверны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_proekt_18.docx575.03 КБ

Предварительный просмотр:

Своё исследование мы начали с проведения анкетирования среди учащихся 8-х классов МКОУ «Клетская СШ», чтобы выяснить, как хорошо они знают приемы и способы ориентирования и могут ли они применить свои знания на практике. А так же, знают ли они о возможности и способах создания компаса из подручных средств самостоятельно.

 Актуальность исследовательской работы заключается в том, что всякий выезд или выход на природу полон трудностей и риска, поэтому каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу и без него.

Проблема:  Попадя в трудную жизненную ситуацию и не найдя компаса в кармане, обучающие легко потеряются и не смогут вернуться в исходную точку.

 Гипотеза: если подробно изучить приемы и способы ориентирования на местности, то это даст возможность определить стороны горизонта без компаса.

Цель: изучить способы и приемы ориентирования на местности.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с историей создания компаса;
  2. рассмотреть способы ориентирования на местности при помощи компаса и без него;
  3. научить определять стороны горизонта используя различные способы;
  4. закрепить полученные знания на практике.

Методы:

  1. Изучение литературы
  2. Практический эксперимент
  3. Обработка информации

Объект исследования: ориентирование на местности.

Предмет исследования: приемы и способы ориентирования на местности.

 Этапы реализации проекта 2017-2018 года. Проект «Ориентирование на местности.
Приемы и способы
» проходил в 4 этапа.

 Организационный этап с 01.11.2017 по 01.12.2017 год:

- создание активной группы из 9 человек и распределение обязанностей в группе (последовательность работы над проектом); - выявление знаний и умений у  детей с помощью анкетирования; - формулировка проблемы.

 Подготовительный этап с 01.12.2017 по 13.01.2018 года:

- написание плана работы группы (см. Приложение№2);

- анализ справочной литературы по данному вопросу;

- установление сроков выполнения проекта;

 - подбор информационных ресурсов. 

Этап реализации проекта с 14.01.2018 по 15.02.2018 год: 

- самостоятельная работа в группах по сбору информации по теме для решения поставленных задач;

 - систематизация собранного материала;

 - анализ полученных результатов анкетирования;

- составление таблиц, графиков, диаграмм;

- подготовка и оформление результатов в виде  презентации;

 - обработка и описание полученных результатов и оформление. 

Заключительный этап с 16.02.2018 по 31.03.2018 год: 

- оформление портфолио проекта;

 -рефлексия всех участников (письменные рассуждения участников проекта по заранее заданному плану);

 - выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта (продолжить работу дальше в 9 классах);

- выполнение проекта;

- ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта.

Планируемый результат: Приобретение знаний, умений  и навыков о приемах и способах ориентирования на местности.

Новизна исследования состоит в том, что впервые данная работа выполняется на базе МКОУ «Клетская СШ» среди учеников 8 классов.

Практическая значимость полученные знания, умения и навыки можно будет использовать в повседневной жизни.

Риск: не все способы и приемы могут быть достоверны.

  1. Основная часть

Ориентироваться на местности — значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Ориентирование при передвижении в незнакомой местности состоит в определении расстояний и выдерживании нужного направления маршрута. Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. 

  1. История компаса и его значение

Компас – это устройство, облегчающее ориентирование на местности путем указания на магнитные полюса Земли и стороны света. При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток.

Честь изобретения компаса оспаривают китайцы и индийцы, арабы и итальянцы, французы и англичане. Много исследований посвящено истории этого прибора, но в результатах и выводах их нет мнения. Встречающиеся противоречия и неточности во многом можно объяснить тем, что документы и свидетельства далекого прошлого не дошли до нас. Многие выводы сделаны лишь на предположениях, так как исследователями были историки, археологи, геологи, физики, писатели и, к сожалению, значительно реже моряки, что не могло не отложить свой отпечаток на взгляды и оценку открытий о компасе. 

Существуют различные версии об истоках изобретения компаса. Наиболее распространенная из них — компас изобретен в Китае в 3000—2500 гг. до н. э. и оттуда он попал в Европу.
Принцип действия современного компаса

Кто не видел компас? Небольшая такая вещица, похожая на часы с одной стрелкой. Крутишь ее, вертишь, а стрелка упрямо разворачивается в одну сторону. Стрелка компаса представляет собой магнит, свободно вращающийся на игле. Принцип действия магнитного компаса основан на притяжении-отталкивании двух магнитов. Что бы стрелка компаса не болталась, а четко показывала направление вне зависимости от тряски, она должна быть достаточно сильно намагничена.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_4.jpeg 

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Ориентирование по местным предметам

Некоторые местные предметы и признаки также могут служить простейшим, хотя и не очень точным «компасом» для туриста.

Известно, например, что мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней, смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный, алтарь у православных церквей находится на востоке н т. п.

Не рекомендуется ориентироваться по таким; неверным, хотя и всем известным признакам, как густота и пышность кроны с той или иной стороны у отдельно стоящего или находящегося в гуще леса дерева, по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. И густота кроны, и ширина годичных колец зависят от целого ряда факторов, среди которых освещенность солнцем может быть не главным.

Ориентирование по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом. Через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, точно указывающая (ошибки менее 2°) на север.

Ориентирование по луне. Для приблизительного ориентирования полезно знать, что летом в первую четверть луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи — на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи — на востоке, в восемь утра — на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяют так же, как по солнцу и часам, причем луна принимается за солнце.

По Солнцу и часам. При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня.

Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (см. рисунок); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам и будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.

Ориентирование на местности по постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви. Алтари и часовни христианских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Способы изготовления компаса в домашних условиях.

Способ №1

Для изготовления компаса нам понадобятся: ножницы, швейная игла, миска, лист бумаги.

При помощи ножниц намагничиваем швейную иголку и опускаем ее на листке бумаге в миску с водой. Игла начинает вращаться и останавливается в определенном положении, в котором её концы указывают на стороны света. ( север и юг )

Способ №2

Для изготовления компаса нам понадобятся: зажигалка или спички, швейная игла, миска, лист бумаги.

При помощи огня размагничиваем один конец швейной иглы и опускаем ее на листке бумаге в миску с водой. Игла начинает вращаться и останавливается в определенном положении, в котором её концы указывают на стороны света. ( север и юг )

Способ №3

Для изготовления компаса нам понадобится: кусочек пенопласта (размер спичечного коробка), иголка, магнит, спички, миска.

При помощи магнита намагничиваем иголку с одной стороны и размагничиваем с другой при помощи огня. Помещаем кусочек пенопласта с иглой в тарелку с водой. Иголка повернется таким образом, что один ее намагниченный конец будет смотреть на Север, а другой на Юг.

Практическая часть работы.

Существует множество способов изготовления простейшего компаса из подручных средств, в домашних условиях. Рассмотрим подробно два таких способа.

СПОСОБ № 1

1) Возьмем ножницы. Делаем ими несколько режущих движений, так ножницы намагничиваются.

C:\Users\Алёна\Desktop\проекты\обж\IMG_20170421_115759.jpg

2) Трем о лезвия ножниц обычную швейную иголку, тем самым намагничивая и её.

C:\Users\Алёна\Desktop\проекты\обж\IMG_20170421_115828 — копия.jpg

3) прокалываем нашей иголкой заранее приготовленный кусочек бумажки и опускаем его в миску с водой.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_8.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_9.jpeg

4) Через некоторое время иголка останавливается в определенном положении, в котором её концы указывают на стороны света ( север и юг )

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_10.jpeg

Любые попытки изменить положение иглы заканчиваются тем,

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_11.jpeg

что игла останавливается в первоначальном положении.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_9.jpeg

Способ №2

1) Размагничиваем один конец иголки, обжигая его, в нашем случае с помощью зажигалки. А второй конец слегка натираем пальцами.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5705bda716090/issliedovatielskaiarabotakompasimaghnitnoiepolieziemli_13.jpeg

2) Иголку кладем на бумажку в чашку с водой. Игла останавливается.

C:\Users\Алёна\Desktop\проекты\обж\IMG_20170421_120045 — копия.jpg

В положении, при котором размагниченный конец иглы указывает на север, а другой, соответственно, на юг. Пытаемся изменить положение иглы,

 C:\Users\Алёна\Desktop\проекты\обж\IMG_20170421_120045 — копия.jpgC:\Users\Алёна\Desktop\проекты\обж\IMG_20170421_120041 — копия.jpg

но результат такой же, как и в первом случае. Иголка возвращается в исходное положение.

Выводы и заключения

После проведения исследования мы сделали для себя массу очень полезных выводов:

Независимо от времени использования мы поняли, что значимость компаса в жизни людей составляла и составляет важную роль в ориентировании, а главное, мы научились пользоваться этим сложным для нас прибором.

Так же изучив приемы и способы ориентирования на местности мы можем найти стороны света не используя компас.

Теперь мы с полной уверенностью можем определить стороны света в любом месте, независимо от погодных условий и времени суток.


Пора начинать путешествовать!!!


Список литературы.

  1. Борис Каштымов "Почему Земля - магнит?" (Росмэн, 2014)
  2. ВяткинЛ.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» - М., 2001 г.   
  3. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Автор-составитель: В.А.Маркин
  4.  http://schustriki.narod.ru/kraeved-ugra2002.htm

                


Приложение 1


ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

           Уважаемые участники анкеты, просим Вас ответить на вопросы. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов ответа и дописать свой в тех вопросах, где отсутствует ответ. Надеемся на Вашу искренность при ответах на вопросы.

1.Считаете ли Вы важным умение ориентироваться в пространстве на незнакомой местности?

А) да                                         Б) нет                           В) не знаю

2. Умеете ли Вы определять стороны горизонта по компасу?

А) да                                         Б) нет                          

2. Умеете ли Вы определять стороны горизонта без компаса?

А) да                                         Б) нет                          

3. Можете ли Вы изготовить компас самостоятельно?

А) да                                         Б) нет

Приложение 2

Анализ анкетирования

Опрошено 45 учащихся нашей школы

43 учащихся (96%) ответили – да

2 учащихся (4%) ответили – не знаю

           

          43 учащихся (96%) ответили – да

2 учащихся (4%) ответили – нет

               12 учащихся (27%) ответили – да
                         33 учащихся (73%) ответили – нет

          45 учащихся (100%) ответили – нет

0 учащихся (0%) ответили – да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"

Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....

«Ориентирование на местности. Приемы и способы»

Актуальность выбранной темы.Актуальность исследовательской работы заключается в том, что всякий выезд или выход на природу полон трудностей и риска, поэтому каждый человек должен уметь ориентироваться...

«Ориентирование на местности. Приемы и способы»

Актуальность выбранной темы.Актуальность исследовательской работы заключается в том, что всякий выезд или выход на природу полон трудностей и риска, поэтому каждый человек должен уметь ориентироваться...

Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"

Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса....

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...