Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"
план-конспект урока обж (6 класс) по теме

Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Интересен преподавателям, широко практикующим в работе современные интерактивные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_material_bezopasnost_cheloveka_2012.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии интерактивного обучения на уроках ОБЖ.

Технология АМО и модерации

«Опасные ситуации в природных условиях» 6 класс

(Количество часов по данной теме – 5 часов)

Урок 1-й

«Способы ориентирования на местности»

Махова Ирина Юрьевна, преподаватель-организатор ОБЖ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2» города Коврова Владимирской области.

Тезисы к работе

Знакомство с технологией модерации в моей практике только начинается. Однако первый опыт позволяет мне уверенно говорить о высокой эффективности применения модерации в образовательном процессе. При использовании данной технологии я отмечаю стабильное достижение ключевых эффектов успешного обучения.
                 
Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу – это те важные эффекты модерации, которые обеспечивают достижение целей современного образования.
                   
Проведение обучения на основе технологии модерации приводит к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой учащихся оказывают мотивирующее действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.
                   
Эти эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
                   
Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Урок на основе технологии модерации основан на следующих принципах:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся); 
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Ход урока

Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Основы безопасности жизнедеятельности

Продолжительность урока – 45 минут.

Класс

6-а класс

Этап

Время, продолжи

тельность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

5 минут

«Мои возможности»

Цель:

  1. Развитие умения представить свои слабые и сильные стороны характера.
  2. Сплочение детского коллектива.
  3. Установление личностных взаимоотношений.
  4. Формирование групп на основе «близости» качеств характера и стремления найти партнера, с которым легко преодолеть трудности.

Количество участников:

 весь класс – 24 человека.

Технология проведения:

Учитель предложил дома детям составить сигнальные карточки по теме «Мои возможности в условиях вынужденной автономии». Карточка трехцветная: на зеленом фоне автор записывает собственные черты характера, которые, по его мнению, способствуют выживанию в природных условиях; на красном фоне – «слабые» стороны своей личности; а желтый сектор содержит пожелание «Каким должен быть партнер, с которым легко преодолеть трудности».

В результате презентации своих возможностей и симпатий внутри коллектива учащиеся формируют 4 рабочие группы по 6 человек. Каждой группой будет руководить  выбранный учителем «эксперт» (из высоко мотивированных детей).

*Роль «экспертов» определяется заранее. Каждый из них осуществлял отбор информации к уроку по заданной учителем теме с использованием разных ресурсов и готов скоординировать работу своей «творческой лаборатории» на всех этапах урока.

Вхождение или погружение в тему

5 минут

«Спасательный круг»

Цель:

Самостоятельно выделить спектр основных опасных ситуаций, с которыми может столкнуться человек в условиях автономии и определить объем необходимых знаний для их преодоления.

Количество участников:

4 рабочие группы по 6 человек. Каждая команда работает за своим столом.

Технология проведения:

Каждая группа получает рисунок спасательного круга на ватмане. Учащиеся (а их шесть в каждой группе) прикладывают к кругу свою ладонь, обводят ее на рисунке и записывают по очереди по одной опасности, с которой они могут столкнуться в природе. Затем рядом с каждой ладонью на соответствующем секторе круга рабочая группа подписывает, какими знаниями должен обладать человек, чтобы избежать данную опасность, или справиться с ней.

Формирование ожиданий учеников

3 минуты

«SOS»

Цель:

  1. Определить внутри группы, на каком уровне у участников команды сформированы те или иные ключевые знания, которые были обозначены в секторах спасательного круга.
  2. Составить список интересующих вопросов.

Участники:

Все рабочие группы со своими эскизами.

Технология проведения:

Пространство внутри круга делится на шесть секторов.  Теперь эскиз можно представить в виде 6 цепочек:

«проблема – необходимое знание – уровень сформированности данного знания или умения». Тот сектор, который у команды «западает» больше всего помечается надписью «SOS».

Эмоциональная разрядка

2 минуты

«Внимание всем!»

Цель:

  1. Сконцентрировать внимание участников, размяться.
  2. Учиться определять опасные погодные явления.

Участники:

Весь класс.

Технология проведения:

Учитель напоминает ребятам, что в походе они могут столкнуться с различными природными явлениями, в том числе и с опасными.

Инструкция:

Если я называю опасное явление, то вы приседаете. Если природное событие не представляет для нас угрозы, то вы, подняв руки вверх, раскачиваетесь из стороны в сторону, словно деревья. В случае если опасное явление характерно для нашего региона, то вы должны подпрыгивать вверх.

Интерактивная лекция

10 минут

«Бегущие по волнам»

Цель:

  1. Обсуждение темы.
  2. Активная дискуссия и принятие решений по дальнейшей деятельности на данном уроке и следующих уроках по данному разделу.
  3. Представление дополнительной информации.

Технология проведения:

Учитель на доске рисует парусник. Группы учащихся представляют свои эскизы спасательных кругов, приклеивая их скотчем вокруг лодки. Вместе с учителем ребята определяют круг обозначенных ими опасностей в условиях автономии (учитель записывает их на волнах). Намечают пути решения возникших SOS-проблем (знания, которыми нужно овладеть записываются на парусах).

Например:

  1. Уметь ориентироваться различными способами днем и ночью.
  2. Знать признаки ухудшения погоды и уметь защищаться от неблагоприятных факторов окружающей среды.
  3. Знать ядовитые растения и грибы, а также правила сбора, обработки и приготовления съедобных ягод и грибов в условиях вынужденной автономии.
  4. Владеть приемами безопасного поведения при встрече с дикими животными.
  5. Уметь оказывать первую помощь при укусах насекомых и змей.
  6. Знать способы оборудования временных укрытий и т.д.

Далее учитель представляет видеофрагмент «Школа выживания. Способы ориентирования». Объявляет, что на данном уроке учащиеся должны овладеть различными способами ориентирования на местности.

Проработка содержания темы

15 минут

«Коллаж»

Цель:

  1. Развитие навыков коммуникации и совместной творческой деятельности.
  2. Систематизация различных способов ориентирования.

Технология проведения:

Выбранные заранее учащиеся – эксперты (по одному в каждой творческой лаборатории) работают вместе со своей рабочей группой над узкой проблемой. У каждой группы свое направление:

  1. Ориентирование по компасу и карте.
  2. Ориентирование по местным признакам.
  3. Ориентирование по солнцу и часам.
  4. Ориентирование по небесным светилам.

Эксперты знакомят участников групп с различными источниками информации и отобранным материалом. Затем лаборатории выполняют на своих ватманах коллаж в любой технике, раскрывающий алгоритмы ориентирования теми способами, которые обсуждались в группе. Готовые работы размещаются на стене класса. Каждая группа проводит презентацию своей работы.

Подведение итогов

3 минуты

«Ящик достижений»

Цель:

Дать оценку деятельности своей группы и лично каждого.

Участники:

Весь класс.

Технология проведения:

Каждый заполняет двойную карточку оценки. В левой колонке, там, где стоит знак «+» учащиеся отвечают на вопрос «Что понравилось? Что удалось?»; в правой колонке – «Что не понравилось? Чего не достигли?».

Карточки опускают в ящик. Учитель анализирует ответы детей.

Домашнее задание

2 минуты

Эссе

Цель:

  1. Рефлексия личностного участия в работе группы.
  2. Оценка АМО, использованных в ходе урока.

Участники:

Весь класс.

Технология проведения:

Написать эссе на тему:

«Урок, который …»

Анализ урока по технологии АМО и модерации

Ключевые процессы

Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция  участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?

В процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий осуществляются интеракции «ученик-ученик»; «ученик-малая группа» (при заполнении эскиза «спасательного круга» каждый учащийся создает цепочку «проблема-знание-уровень»). Вся малая группа обозначает SOS –проблемы. На этапе интерактивной лекции в процессе совместной работы осуществляются интеракции «учитель-класс»; «учитель-малая группа»; «малая группа-малая группа» (в ходе АМО «Бегущие по волнам»). При выполнении творческого задания в группах («Коллаж») интеракция осуществляется следующим образом: «ученик-малая группа» (работа эксперта); «ученик-ученик» (при составлении коллажа); «малая группа-класс» (презентация творческого задания малыми группами). При подведении итогов урока и выполнении домашнего задания (эссе) это в основном «учитель-ученик».

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?

Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?

В классе по исследованиям психолога 60% детей-кинестетиков. Поэтому активные двигательные манипуляции, взаимодействие с одноклассниками при работе в творческих группах, деятельность по созданию эскиза «спасательного круга»; разработка коллажа по способам ориентирования, свободные позы и передвижения в собственной «лаборатории» в процессе представления и обсуждения материалов урока помогают им усвоить и понять новую информацию. Другие дети в основном визуалы. На всех этапах урока на них работают составляемые эскизы, рисунки-схемы на доске, коллажи, разработанные в малых группах, использованные учителем видеофрагменты.

Позитивный эмоциональный фон урока, договоренность внутри класса и группы о принятии любой точки зрения и уважения мнения каждого исключают грубость и замкнутость в отношениях и общении, способствует повышению мотивации, благоприятно отражается на общей результативности обучения. Дети получают удовольствие от совместной работы, растет скорость решения общих задач.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?

На этапе вхождения в тему и формирования ожиданий учеников каждая малая группа разрабатывала эскиз своего «спасательного круга». Большой рисунок размещался на ватмане. На ладошках, которые дети рисовали на круге, были обозначены опасные ситуации в природе, с которыми может столкнуться человек. Причем эти опасности у многих были изображены в виде проблемных рисунков. На секторах круга учащиеся прописывали те знания, которые помогли бы справиться с опасностями. Центр эскиза был заполнен ожиданиями и опасениями ребят, выраженными в разных графических формах. Далее на доске появился парусник на волнах. Волны – это те опасные моменты, которые определили юные путешественники, а паруса выросли из того набора знаний, который им необходим для того, чтобы миновать «подводные камни». Ну а самыми красочными и наглядными оказались коллажи – результат творческого подхода учеников на этапе проработки темы. Подготовка к такому уроку конечно же большая, но итог работы приносит радость всем участникам образовательного мероприятия. Это того стоит.

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?

  1. Вся работа имеет жизненно важные цели, которые сформулированы самими учащимися и понятны им.
  2. Определенная доля самостоятельности в работе, суждении, в выборе целей и творчестве.
  3. Работа в команде, где каждый имеет свои права и определенную долю ответственности.
  4. Принцип «один за всех и все за одного».
  5. Высокая физическая, социальная и познавательная активность учащихся.
  6. Интересные игровые методы обучения.
  7. Различные формы визуализации.
  8. Соревновательный дух.
  9. Положительная энергетика.

Итоги работы, результаты выполнения домашнего задания (эссе) дают основание сделать вывод о том, что технология модерации - это востребованная и современная образовательная  интерактивная технология, позволяющая думать и развиваться каждому ребенку.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?

  1. Контроль времени выполнения каждой части урока.
  2. Следить за выполнением правил сотрудничества в группе.
  3. Поощрение духа правильного соперничества.
  4. Учет пожеланий детей.
  5. Поощрение самостоятельности и ответственности.

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?

  1. После каждого этапа урока уделяю время на анализ деятельности и оценку результатов работы учащихся. При составлении эскизов, коллажа целесообразно задать вопрос «Все ли удалось? Получилось ли в итоге так, как планировали? С каким настроением работали?».
  2. Наблюдаю за эмоциональным состоянием учащихся – оно показывает правильность построения урока, отношение обучающихся к процессу обучения и к учителю.
  3. О многом рассказывает учителю содержимое «Ящика достижений» и содержание эссе.

Подробно о технологии АМО и модерации

  1. http://www.moi-universitet.ru/ Образовательный портал Мой университет.
  2. Копилочка АМО. Электронный сборник


     Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока

Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока

Комментарии

1.

Проблема: Этап инициации

Пока трудно уложиться в запланированные временные рамки.

Дети увлечены настолько, что закончить этап по команде сложно.

2.

Проблема: Материалы, заготовки, оборудование к уроку

Учитель несет значительные материальные затраты.

Подготовка учебной аудитории тоже требует времени.

3.

Вопрос: Обязательно ли планировать эмоциональную разрядку?

Дети достаточно много двигаются и эмоционально раскрепощены весь урок?

Огромное спасибо всей команде факультета за содержательные и интересные курсы. Благодарю Вас за то, что заставили поменять «привычное» на «новое», подарили радость общения и возможность шагнуть в будущее с огромным запасом идей и проектов. Будем совершенствоваться, жизнь меняется к лучшему. Успехов всем в работе и творчестве! С уважением, выпускница базовых электронных курсов «Технология интерактивного обучения» и «Активные методы обучения» Махова И.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"

Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)...

предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"

знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом....

Создание ситуации успеха на личностно-ориентированном уроке

Текст статьи, подготовленной для методического журнала "Управление современной школлой. ЗАВУЧ" о применении на практике  технологии развивающего обучения,  строящейся на принципе вариат...

Педсовет. "Моделирование ситуации успеха в личностно - ориентированном обучении"

Рождественская ёлка для учителей. Такую форму я выбрала для выступления на педсовете....

Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении

Данная презентация является визуальным сопровождением к докладу по теме "Моделирование ситуации успеха в личностно-ориентированном обучении" и отражает все ключевые моменты этого доклада....

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...