предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istoriya_poyavleniya_kompasov.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметный урок.

По количеству уч-ся …….…групповая

По месту учебы.....…………. СДЮТЭ

Классический урок………... 45 минут

Вид контроля.......………….. тематический

Проверка знаний.………….. устная, фиксированная

Опрос................……………... фронтальный, индивидуальный

Методы обучения.…………. наглядные, практические, информационно-словесные

Приемы……………..………. логический, технический

Тема урока: «Стороны горизонта и компас. Способы ориентирования.».

Цель: научить определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Дидактический материал: таблица «Детали компаса», учебные топокарты, карточки с заданиями

Оборудование: железный предмет, туристский компас, горный компас, курвиметр, шагомер, высотоизмеритель, бинокль.

Совет: если нет образцов для показа (курвиметр, шагомер и др.) можно использовать иллюстрации.

План проведения урока.

Этапы урока

Работа учителя и уч-ся


Содержание урока

Время в сек. мин.

1. Подготовительный этап

Учитель

  1. Организационный момент:

Мистер Запад подал рапорт,

Мистер Север сеял клевер,

Мистер Восток пошел на каток,

Мистер Юг обедал - и вдруг

Обжегся совсем холодным супом.

Как вы, наверное, догадались тема нашего сегодняшнего урока – стороны горизонта и компас. А также способы ориентирования.

Цель нашего занятия - научиться определять свое местонахождение по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам.

2 мин.

2. Основной этап

Работа учителя и учащихся





































Работа  учащихся

  1. Стороны горизонта.

Задание: посмотрите вокруг, сделав полный оборот вокруг себя,  и подумайте, какую форму имеет пространство, которое вы видите? В задании есть ключевое  слово-подсказка.

(ответы учащихся)

Ещё древние наши предки заметили, что где бы ни находился человек на Земле (или даже под землей), в любую данную минуту он всегда имеет пространство вокруг себя – окружность.

Видимую линию такого пространства – люди назвали линией горизонта. В какую бы точку земного пространства вы ни переместились – круг горизонта всегда перед вами, а вы всегда в нём. Люди это поняли давно и заметили на этом круге несколько примечательных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна будто стоит над горизонтом на одном месте. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов – в подвешенном состоянии поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочной звезды. Люди заметили, что Солнце и Луна восходят над горизонтом всегда с одной стороны от Полярной звезды, а заходят всегда с другой. Вот так постепенно на круге горизонта наметились 4 точки – север, восток, юг и запад.

  1. Компас

О свойстве намагниченного железного штыря (иглы)знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.

Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия  магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Задание карточка № 1(см. Приложения)

Научное определение компаса и его назначения:

Компас – это угломерный прибор, предназначенный для ориентирования по сторонам горизонта и для приближённого измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.

Компас Адрианова состоит из пяти частей:

Корпус компаса.

Визирное кольцо

Магнитная стрелка

Лимб (циферблат)

Зажим

Как вы понимаете, корпус компаса служит для того, чтобы соединять и закреплять другие части. Снизу в самом центре корпуса в него вделана короткая стальная игла, на которую насаживается стрелка.

Визирное кольцо с вделанным в него стеклом имеет по верхнему краю два выступа – глазок и мушку. Эти выступы при поворотах визирного кольца показывают на шкале компаса (на лимбе) отсчёт в градусах.

Самая главная часть компаса – магнитная стрелка. Она вырезается из тонкой стальной пластинки.

Лимб компаса представляет собой белое кольцо с делениями. На лимбе есть один длинный штрих (черточка) – это нульштрих лимба, т.е. начало отсчёта делений на лимбе. Ещё имеются три светящиеся в темноте точки и буквы над ними; точка В – восток, точка Ю – юг, точка З – запад.

Последняя часть компаса – зажим служит для приведения компаса в рабочее состояние и наоборот.

Последние годы почти все туристы используют жидкостной компас, с которым работать намного легче и удобнее. Стрелка такого компаса помещается в герметичной


  1. Компас Адрианова

2.1.     Главная особенность

2.2.     Размещение компаса на руке

2.3.     Пять правил обращения с компасом

2.4.     Ошибки при работе с компасом

2.5.     Отработка навыков «Найди стороны горизонта».

5 мин.





















11 мин.















2 мин.





5 мин.

3. Заключительный

1. Подведение итогов

2 мин.

«Найди стороны горизонта»

Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально и совместить северный конец стрелки с нулем лимба.

Это задание ребята повторяют многократно.

Далее усложняем задачу:

Поставить северную стрелку не на север и задать вопросы:

- Ориентирован ли компас?

- Где у него север, юг, запад, восток?

«Гимнастика сторон горизонта»

С помощью компаса определяется направление на север, и все поворачиваются лицом туда. Затем  называется любая другая сторона горизонта. Задача каждого участника – как можно быстрее повернуться в названную сторону. Когда все встанут правильно, называется новое направление и т.д.

«Флюгер»

Играющие делятся на 4 равные по числу участников команды и строятся в шеренги лицом к центру. В центре стоит ведущий.

Каждая команда получает название: «Восток», «Север», «Юг», «Запад».

По словам ведущего: «Дует северный ветер» - каждый играющий должен повернуться спиной к северу (к названной команде). Затем следует сигнал: «Подул западный ветер» и т.д. Команды следуют быстро одна за другой. За каждую ошибку участникам начисляются штрафные очки. Побеждает команда набравшая наименьшее количество штрафных очков.

«Что изменилось?»

Участникам игры предлагается в течение одной минуты внимательно посмотреть на 2-3 ребят, стоящих перед ними. Ребята уходят и возвращаются, изменив что-нибудь в своём костюме. Играющие в течение 30-60 секунд разглядывают своих товарищей, которые заранее привели в беспорядок что-нибудь в своей одежде.

 Играющим предлагается устно или письменно ответить, какие изменения или непорядок в одежде своих товарищей они заметили.

 

«Какой компас работает?»

На картинке нарисовано 6 компасов. Но пять из них сломаны. Выбери один компас, который работает (указывает правильное направление частей света).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"

Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...

головоломка №4 6 класс Способы ориентирования

головоломка №4 6 класс способы ориентирования...

Способы ориентирования 6 класс

Презентацию можно использовать при изучении темы  "Ориентирование" для формирования у обучающихся основных понятий....

Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка

Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку, способы их достижения и оценка...

Адаптированное задание по географии 5 класс. Тема "Способы ориентирования"

Адаптированный текст и задание для работы со слабослышащими учащимися 5 класса на уроках географии в коррекционной школе....

Способы ориентирования

Конспект урока "Способы ориентирования"...