Способы ориентирования
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Конспект урока "Способы ориентирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orientirovanie.docx270.88 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый из вас, наверняка, хотя бы раз в жизни слышал, как кто-то заблудился в лесу. Но самое интересное в этой истории то, что большинство людей приходит в одну и ту же точку несколько раз.

- Оказалось, что я все время ходил по кругу! – наверняка удивленно рассказывали вы про итог своих злоключений испуганным домашним. И вас поддерживали другие слушатели, тоже вспоминая, как сутки напролет кружили в незнакомом месте.

Психологи объяснили стремление людей ходить кругами: Наука и техника:  Lenta.ruВстречаю необычное дерево или полянку среди леса, нам кажется, что мы уже бывали здесь. Или это просто мираж?

Чтобы это проверить, учёные провели эксперимент. Несколько человек поставили в одном конце площади, завязали глаза и попросили дойти строго по прямой до другого конца площади. Этого не смог сделать никто. Все стали постепенно сворачивать влево. Проведя еще несколько таких опытов в разных местах, было доказано, что человек действительно ходит по кругу и возвращается в одни и те же места.

Учёные объясняли это по-разному:

  1. Одни  указывали на размер ног
  2. Другие говорили о силе толчка разных ног
  3. Третьи утверждали, что наш мозг не способен идти прямо

Подумайте:

  1. Как размер ног влияет на то, что человек постепенно сворачивает с маршрута в одну и ту же сторону и может часто, заблудившись, ходить кругами?
  2. Как сила толчка ног влияет на то, что человек постепенно сворачивает с прямой линии? Одинаковую ли силу толчка имеют правая и левая нога?

Большинство из вас слышало о том, что кто-нибудь заблудился в лесу. Сейчас у каждого из нас в телефоне есть навигатор, карты и другие устройства, с помощью которых можно найти дорогу. Но что было делать древним людям, когда о таких приборах даже не догадывались?

Люди расселились почти во всех уголках планеты и в каждом месте свои особенности климата и природы.

Как ориентироваться по звездамОдни из самых опасных мест – пустыни, моря и океаны. Как найти дорогу, если вокруг тебя только вода или песок, которые постоянно перемещаются? А ведь если заблудиться в таком месте без особой подготовки, то это, наверняка, приведет к смерти!

Ещё до нашей эры люди в Африке заметили, что за день до того, как из берегов выходит река Нил и затапливает все, что находится рядом, на небе появляется очень яркая звезда – Сириус. Именно по таким ярким звёздам люди и находили верную дорогу ночью, а днём шли за Солнцем, чтобы не заблудиться.ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ ПРИРОДЫ - презентация, доклад, проект

В умеренных широтах в лесах люди заметили, что с одной стороны у дерева ветви длиннее и пышнее, чем с другой. Это помогало однозначно узнать, где находится север, а где – юг.

Осенью и весной люди узнавали стороны горизонта по перелётным птицам.

Подумайте:

  1. Как по дереву определить где находится север, а где – юг?
  2. Как определить осенью по перелётным птицам, где находится север и где – юг? А как определить это весной?

В ясный день прекрасными помощниками для нахождения сторон горизонта служат звёзды. Для людей, живущих в северных широтах, то есть для нас, удобнее всего ориентироваться днём по Солнцу.

https://ykl-res.azureedge.net/479f0b8b-e2e9-45fd-ae88-9dbd66bbd137/debesspuses.png

В полдень (в 12:00 дня) Солнце находится на юге, тогда, если встать спиной к Солнцу, мы будем смотреть прямо на север. Слева окажется запад, а справа – восток.

Путеводная звезда: как ориентироваться по звёздамНочью же нам тоже помогают ориентироваться звёзды. Когда ночью вы выйдете на улицу, постарайтесь найти созвездие Малой медведицы.. Оно похоже на маленький ковш. В хвосте этого маленького ковша будет находиться яркая звезда – Полярная звезда. Она всегда будет указывать на север. Если встать к ней лицом, то ровно за спиной окажется юг и мы легко сможем найти остальные стороны горизонта. 

Однажды люди заметили один очень интересный факт: Солнце встаёт и заходит почти в одних и тех же местах каждый день.

Наверняка, многие из вас знают, что Японию называют страной восходящего Солнца. Но почему именно так? Неужели Солнце встаёт только над Японией?

Конечно же нет! Каждый из нас каждый день видит Солнце и для этого совсем необязательно жить в Японии.

Согласно легенде, первый японский император был прямым потомком богини солнца Аматерасу, и носил титул тенно, небесного хозяина.

А в 1868 году символ солнца – красный круг – появился на японском флаге. Красный круг – священный символ, как и само солнце, олицетворяющий для японцев счастье, силу и процветание.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что Япония находит правее всех остальных стран. Также люди заметили, что Солнце в Японии встаёт раньше, чем любой стране.

Место, где Встаёт солнце, называют Востоком, а там, где солнце Заходит – Запад. Тогда, если встать левым боком к западу, а правым – к востоку, то прямо перед нами окажется север.

Подумайте:

Как легко запомнить, где располагается солнце, зная, что оно Встает на Востоке, а Заходит на Западе?

Конспект

  1. Сегодня у нас будет важный урок, а почему это так, вы мне скажете попозже.
  2. Поехал Иван-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился... Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:

"Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть".

  1. А как быть в лесу, ведь можно поворачиваться в разные стороны и тогда, чтобы пойти налево, нужно будет идти все время в разные места?
  2. Для того, чтобы точно знать, куда идти люди должны знать стороны горизонта. Какие вы знаете стороны горизонта?
  3. Достаточно ли просто знать, какие бывают стороны горизонта?

Нет, нужно уметь пользоваться этими знаниями.

  1. Попробуем узнать, как называется это умение пользоваться сторонами горизонта. Разгадаем кроссворд

  1. Самая близкая к нам звезда(Солнце)
  2. Учёный, который первым привел факты о том, что Земля круглая(Аристотель)
  3. Наука, которая занимается описанием Земли(география)
  4. Яркое небесное тело, которое состоит из газа(и загораются ночью)(звезда)
  5. Естественный спутник Земли(луна)
  6. Огромные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца(планеты)
  7. Фамилия первого человека, полетевшего в космос(Гагарин)
  8. На чём люди летают в космос
  9. Пространство, в котором находятся планеты и другие небесные тела(космос)
  10. Вторая по счёту планета от Солнца(Венера)
  11. Наука изучающая небесные тела(Астрономия)
  12. Это время суток сменяет ночь(день)
  13. Солнце вместе с планетами образуют Солнечную …(систему)
  14. Как мы называем луну, когда от неё видно лишь закруглённую часть(месяц)

Что такое ориентирование?

Ориентирование – умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта

  1. Индивидуальная работа(Зарисовать расположение сторон горизонта, как определить запад и восток, способы ориентирования)
  2. Физкультминутка

  1. Качается стрелка

          Туда и сюда,

          Укажет нам север

          И юг без труда

Как называется прибор, с помощью которого можно легко определять  стороны горизонта?

  1.  Мультик

  1. Учимся работать с компасами(раздать компаса)

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание(раздать памятку по работе с компасом)

Создаём компас сами!

  1. Взять обычную иголку
  2. Намагнитить её с помощью магнита, ножниц или нагревать с одной стороны примерно 35-49 секунд(НЕ ДЕРЖАТЬ ИГОЛКУ РУКАМИ!)
  3. Положить иголку на небольшой кусочек бумаги или проткнуть через тонкий кусок пробки(или пенопласта) и положить в тарелку(ГЛАВНОЕ НЕ В ЖЕЛЕЗНУЮ) так, чтобы иголка не касалась воды
  4. Определить с помощью дополнительных знаний(с помощью Полярной звезды или ,зная, где запад и восток при помощи Солнца ) какая часть иголки указывает на север, а какая – на юг.

Создаём компас сами!

  1. Взять обычную иголку
  2. Намагнитить её с помощью магнита, ножниц или нагревать с одной стороны примерно 35-49 секунд(НЕ ДЕРЖАТЬ ИГОЛКУ РУКАМИ!)
  3. Положить иголку на небольшой кусочек бумаги или проткнуть через тонкий кусок пробки(или пенопласта) и положить в тарелку(ГЛАВНОЕ НЕ В ЖЕЛЕЗНУЮ) так, чтобы иголка не касалась воды
  4. Определить с помощью дополнительных знаний(с помощью Полярной звезды или ,зная, где запад и восток при помощи Солнца ) какая часть иголки указывает на север, а какая – на юг.

Создаём компас сами!

  1. Взять обычную иголку
  2. Намагнитить её с помощью магнита, ножниц или нагревать с одной стороны примерно 35-49 секунд(НЕ ДЕРЖАТЬ ИГОЛКУ РУКАМИ!)
  3. Положить иголку на небольшой кусочек бумаги или проткнуть через тонкий кусок пробки(или пенопласта) и положить в тарелку(ГЛАВНОЕ НЕ В ЖЕЛЕЗНУЮ) так, чтобы иголка не касалась воды
  4. Определить с помощью дополнительных знаний(с помощью Полярной звезды или ,зная, где запад и восток при помощи Солнца ) какая часть иголки указывает на север, а какая – на юг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Опасные ситуации в природе. Способы ориентирования"

Урок построен по технологии АМО и модерации. Данный материал является конкурсной работой учителя. Представлен в 2012 году на конкурс "Безопасность человека 2012", проводимый редакцией журнала ОБЖ. Инт...

головоломка №4 6 класс Способы ориентирования

головоломка №4 6 класс способы ориентирования...

предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"

знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом....

Способы ориентирования 6 класс

Презентацию можно использовать при изучении темы  "Ориентирование" для формирования у обучающихся основных понятий....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....

Адаптированное задание по географии 5 класс. Тема "Способы ориентирования"

Адаптированный текст и задание для работы со слабослышащими учащимися 5 класса на уроках географии в коррекционной школе....