Методическая разработка: «Формирование рискоустойчивых способов ориентирования и реагирования, при обучении детей с отклонениями в развитии, во время выполнения ручных картонажно- переплётных работ».
методическая разработка по технологии

Формирование рискоустойчивых способов ориентирования и реагирования, при обучении детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                             Методическая разработка

                                       

«Формирование рискоустойчивых способов      ориентирования и реагирования, при обучении детей с   отклонениями в развитии, во время выполнения                                                ручных  картонажно- переплётных работ».

Учитель ГБОУ школа №432  Гребнев А.Н.

                                   2022 г.

           В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов педагогики относится проблема здоровьесбережения обучающихся. Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, цель которой обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном учреждении, сформировать у него необходимые рискоустойчивые способы ориентирования и реагирования.

Одним из направлений здоровьесбережения является соблюдение инструкций по технике безопасности на уроках трудового обучения

Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, с определенной вероятностью предотвращающих воздействие, на работающих, опасных производственных факторов.

Существуют четкие инструкции по охране труда при работе с материалами, режущими и колющими инструментами, оборудованием. 

На занятиях по картонажно-переплётному делу, обучающиеся овладевают рядом трудовых умений, связанных с обработкой разнообразных материалов (тканей, бумаги, картона, кожи, и др. переплётных материалов),  с применением инструментов и оборудования (ножницы, иголки, ножи, папшер, пресс). Дети должны научиться работать аккуратно, строго соблюдая правила безопасности труда.

Часто учителя сталкиваются с таким вопросом «Как сделать изучение правил техники безопасности на занятиях интересным, увлекательным и главное результативным». Ведь обучающиеся часто изнывают от скуки на занятиях при изучении этих правил, не понимая, чем грозит их невыполнение.

Чтобы оживить эти занятия и способствовать лучшему запоминанию правил, изучение их можно сделать более эмоциональным и увлекательным, если в занятия включить элементы игры и сказки, ведь во время игры дети задумываются, размышляют, познают.

Для того чтобы вызвать у ученика интерес к изучению правил по технике безопасности, эмоционально его настроить можно использовать загадки, кроссворды, анаграммы об инструментах ,а также познакомить с историей появления иглы, ножниц. Это расширяет кругозор ребят, их фантазию, развивает речь.

На занятиях дети с удовольствием слушают и подбирают пословицы и поговорки о труде, загадки об инструментах. Для самостоятельной работы по изучению и повторению правил по технике безопасности ребята выполняют задание: нарисовать правила Т.Б., приготовить реферат на тему «Из истории ножниц», сочинить загадку, сказку, стихотворение об инструментах.

На занятиях учитель организует дифференцированную работу, используя наиболее доступные и интересные приемы в зависимости от подготовленности обучающихся и индивидуальных способностей каждого. При выполнении творческих заданий обучающиеся учатся применять полученные знания по технике безопасности в практической деятельностью.

С правилами по технике безопасности обучающихся знакомит учитель на первом занятии. Обучение безопасным приемам труда необходимо проводить от занятия к занятию; правила должны соблюдаться как обучающимися, так и самим учителем. Инструктаж по технике безопасности включает словесные и практические методы обучения. Изучение проходит успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы и увлечены данной темой, а это возможно при правильной организации работы и продуманной методике проведения инструктажа. Обучающиеся без заучивания, на практике, осваивают правила. Их целесообразно оформить в виде плаката (стенда) и повесить на видном месте, чтобы ребята постоянно видели и помнили о них. Текст правил должен быть написан кратко, четко, понятно, лаконично, доступно, а пункты инструкции по своему содержанию должны соответствовать оригиналу (нормативной инструкции)

Одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения обучающимися материала. Следовательно, значительное место необходимо уделять формам контроля знаний и умений, полученных при изучении правил техники безопасности, например с помощью тестов.

                   

                       Приложения

           Образцы рисунков по правилам безопасности

            

Тест – завершение  №1

Цель: Закрепление знаний по теме «Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, ножом».

Методика проведения: Учитель раздает детям карточки, на которых вопрос или формулировка задания дается незаконченным предложением. Обучающиеся должны завершить эти предложения.

Задание:

Прочитай, сообрази и допиши предложения:

  1. Ножницы во время работы должны лежать…
  2. Передавать ножницы можно только...
  3. Иголки должны храниться в…
  4. Ножом работать с помощью …
  5. Хранить инструменты в...
  6. Передавать иглу только в …
  7. Не оставлять иглу без …

Тест № 2

Цель: Закрепление знаний по правилам техники безопасности при работе с иглами.

Методика проведения: Учитель раздает детям карточки-задания. Необходимо заполнить пустую графу таблицы цифрами, указав ими последовательность выполнения работы.

Задание:

Укажите последовательность операций:

Ход работы

№ последовательности выполнения работы

Отрезать нитку ножницами

 

Завязать узелок

 

Взять иголку из игольницы

 

Отмерить нитку

 

Вставить нитку в иголку

 

             Предложенные приемы организации занятий по изучению правил по технике безопасности и практические задания, призваны в доступной форме оказать ученику помощь в изучении не совсем интересных, но важных правил по технике безопасности, и сформировать рискоустойчивые способы ориентирования и реагирования    во время выполнения  ручных  картонажно - переплётных операций.   

                                         

                               

Занимательная инструкция

1. « Отгадай»

    Хочешь узнать названия инструмента?

    Собери его из первых букв названий данных картинок и  

     впиши  в    свободные клеточки.

Описание: Рисунок2

Описание: Рисунок3

Описание: Рисунок4

Описание: Рисунок5

 

Описание: Рисунок6

Описание: Рисунок7

Правила безопасной работы  с иглой.

1.    Хранить иглу   в игольнице.

      2.    До и после работы проверять количество игл и булавок.      

       3.    Передавать иглу только в игольнице и с ниткой. 

4.    Не втыкать иглу в одежду.

      6.    Не оставлять иглу без нитки.

7.    Шить рекомендуется с напёрстком

 8.    Во время работы с иглой быть предельно внимательным.

                Описание: 1191301108_tmp35b4444

2.  «Веселая  загадка»

     Прочитай загадку по слогам в порядке возрастания цифр.

     Напиши отгадку.

 

           

Перечисли  правила техники безопасности при работе с этим инструментом.

3. Анаграммы

      Переставь буквы в словах так, чтобы получились названия    

      инструментов и материалов.

АЛОКИГ

ЖИЦОННЫ

ОЖН

АПЕШПР

        ОЛИШ        

        

               

4.  Помогите иголке найти свой «домик»

                                                 

1        3

                    2                                        

                

                                                       

        4        5          

Ответы

1. «Отгадай» 

        Иголка

2. «Веселая загадка»

        Всех на свете обшивает, что сошьет не надевает (иголка)

3. Анаграммы

       Иголка                                                              

   Ножницы                                                                

       Нож                                                

       Папшер  

       Шило                                   

   

     

4.  Помогите иголке найти свой «домик»

      Игольница (4)

                                 История иглы

        Знаете ли Вы…

     Иголка? Как появилась?  Да ведь она рядом

всегда, стоит протянуть руку и вытащить ее из

 подушечки…

     Игла – это заостренный металлический стержень

с ушком для вдевания нити, употребляется для шитья.

«Историческая  энциклопедия» утверждает, что на территории нашей страны костяная иголка с ушком бытовала в обиходе человека… периода позднего палеолита. То есть  девятнадцать тысяч лет назад.

Что появилось раньше – иголка или одежда?

Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями (шилом) животных или рыб.

Так выглядели древние шила.

Когда же осколками кремня (так называется очень твердый камень) в шиле высверлили ушки, получились иглы.

Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры,  по своему изяществу и практичности не уступят своим сегодняшним сестрам.

На смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы.

Долгое время иглы изготовляли вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого  загибали (ушко еще не умели делать), а другой затачивали. Революция в изготовлении иголок произошла в четырнадцатом веке, когда было изобретено волочение проволоки. Иглы стали более гладкими, более изящными и прочными. Долгое время поставщиками этого товара в Европе считались Германия и Испания. Но с 1650 года монополию на производство игл  захватили англичане, создав для выпуска иголок специальные станки.

История российской промышленной иголки идет от Петра I. По его указу от 1717 года русские купцы братья Рюмины и Сидор Томилин построили в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне две игольные фабрики.

Простой этот предмет прочно вошел в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. «Иглой да бороной деревня стоит», - говорили в старину.

Сегодня иглы делают из очень качественной стали, имеющей сложный химический состав. Хорошие иглы ценятся высоко.

Спицы, булавки, иголки… Сколько маститых художников вдохновила неустанная труженица-швея. Вспомним «Крестьянскую девушку за вышиванием» А. Г. Венецианова, полотна В. А. Тропинина «За прошивками. Швея», «Золотошвейка», «Кружевница».

А почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой - иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую.

Кстати, а где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной – с тупого конца, у машинной – с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток – они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут.

Каких только игл нет! Иглы различаются по размеру, длине и форме острия. Наиболее часто используются тонкие иглы средней длины. В особых случаях применяются специальные иглы, имеющие разную длину и толщину. Названия их сами говорят за себя: швейные, вышивальные, шорные, скорняжные, мешочные, парусные…

В переплётном деле используются вот такие иглы:

Тонкие иглы используются при ручном шитье книжных блоков потетрадно.

Толстыее иглы и очень длинные. Используются для сшивки прокольных толстых переплётов.  Используются для шитья толстыми нитками.

                                   

Специальные  иглы, не с круглой заточкой острия, а с треугольной предназначены для сшивания изделий из кожи .  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Министерства образования Р.Ф. "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ" б

В данном письме даются разъяснения об организации смешанных групп (нормально развивающиеся дети+ дети с отклонениями в развитии) в детском саду, их комплектование и наполняемость, даются рекомендации ...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Поиск путей эффективного обучения детей с отклонением в развитии

Исследование особенностей мышления умственно отсталых детей  показывает, что содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...