Письмо Министерства образования Р.Ф. "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ" б
материал по теме

Лаврова Елена Владимировна

В данном письме даются разъяснения об организации смешанных групп (нормально развивающиеся дети+ дети с отклонениями в развитии) в детском саду, их комплектование и наполняемость, даются рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала, перечень рекомендуемой документации специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_minobrazovaniya_rf_ot_16_yanvarya_2002_g.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 

"О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях" 

Министерство направляет для использования в работе методическое письмо "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях". 

Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО. 

Первый заместитель министра В.А. Болотов 

Приложение 

к письму Минобразования РФ 

от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 

Методическое письмо 

об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях 

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. 

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. 

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. 

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением). 

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников: например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три - пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным. 

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. 

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности) * либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы). 

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении). 

 

Вид нарушения

Количество детей в группе

ясельная группа

Младшая подготовительная группа

Дети с отклонениями

Нормально развивающиеся дети

Дети с отклонениями

Нормально развивающиеся дети

Глухие

2

8

3

8

Слабослышащие

3

8

4

8

Слепые

2

6

3

6

Слабовидящие

3

8

4

10

С амблиопийе и косоглазием

5

10

5

10

Легкая форма ДЦП

4

8

4

10

С другими нарушениями опорно-двигательного аппарата

6

10

6

12

С задержкой психического развития

4

10

5

12

С нарушением интеллекта (неосложненная форма)

Олигофрения в степени дебильности

5

10

5

10

Не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушением эмоционально-волевой сферы)

6

12

6

12

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач: 

- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; 

- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; 

- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; 

- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки. 

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития. 

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первой половине дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во второй половине дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. 

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1 , 2. 

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1 - 2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. 

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии. 

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. 

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития. 

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16). 

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО. 

______________________________ 

* Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5 - 1 года. 

Приложение 1 

Рекомендации 

по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы 

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, 

тифлопедагога, сурдопедагога) 

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог: 

- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ; 

- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; 

- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.); 

- ведет необходимую документацию (приложение 2 ). 

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2 - 3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10 - 15 минут. 

2. Деятельность воспитателя 

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются: 

- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); 

- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; 

- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); 

- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов; 

- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье; 

- ведение необходимой документации (приложение 2 ). 

3. Деятельность педагога-психолога 

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят: 

- психологическое обследование воспитанников; 

- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения); 

- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; 

- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; 

- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; 

- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; 

- консультирование персонала группы; 

- заполнение отчетной документации (приложение 2 ). 

4. Деятельность музыкального руководителя 

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются: 

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; 

- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре); 

- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; 

- ведение соответствующей документации . 

5. Деятельность инструктора по физической культуре 

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает: 

- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; 

- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; 

- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; 

- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников; 

- ведение необходимой документации . 

6. Деятельность социального педагога 

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся: 

- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников; 

- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития; 

- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; 

- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье; 

- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам; 

- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы; 

- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи; 

- ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год. 

7. Деятельность педагога дополнительного образования 

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена: 

- на изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития; 

- на выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию; 

- на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы; 

- на осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами; 

- на консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи; 

- на ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе. 

8. Деятельность сурдотехника 

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Сурдотехник консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом. 

9. Деятельность медицинского персонала 

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь. 

9.1. Врач-невропатолог. 

Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка. 

9.2. Врач-офтальмолог. 

Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой. 

9.3. Медицинская сестра. 

По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания. 

Приложение 2 

Перечень 

рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии 

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован. 

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) 

1. Личное дело каждого воспитанника. 

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения). 

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий). 

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.). 

5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.). 

6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями. 

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. 

2. Документация воспитателей 

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы. 

2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий. 

3. Тетрадь передачи детей. 

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями. 

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении). 

В конце учебного года воспитатель участвует и составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. 

3. Документация педагога-психолога 

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются: 

1. Карта психологического обследования воспитанников. 

2. План работы педагога-психолога. 

3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования. 

4. Журнал консультаций педагога-психолога. 

5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку 

6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения). 

7. Программа коррекционно-развивающих занятий. 

8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога. 

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.). 

4. Документация музыкального руководителя 

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. 

2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п. 

3. Аналитический отчет о результатах работы за год. 

5. Документация инструктора по физической культуре 

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. 

2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п. 

3. Аналитический отчет о работе за учебный год. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск путей эффективного обучения детей с отклонением в развитии

Исследование особенностей мышления умственно отсталых детей  показывает, что содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...