Рабочая программа курса "Основ безопасности жизнедеятельности" для 5 класса
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Рабочая программа  составлена по учебнику "Основы безопасности  жизнедеятельности"   А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова для 5 класса. Она рассчитана на 34 часа учебного времени в год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.obzh_.rabochaya_programma_2018-19.docx81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

                   

                     «ПРИНЯТО»                                                        «СОГЛАСОВАНО»                                                   « УТВЕРЖДАЮ»

                   На заседании методического                            Зам. директора по УВР                                 Директор МАОУ «Бриентская СОШ»

                  объединения творческой гр.                         __________ / Седельникова. О. А                             ________ /  Савватеева Н.П

                   Протокол № _____от ________

                   Руководитель МО                                         «__» ___________20__г        «__» _______20_ _г.

                    _________ / Митрофанова Т.В.

Рабочая программа учебного предмета

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 класс

Базовый уровень

                                                                                                                                                                  Разработана преподавателем –организатором ОБЖ  Касеновой  Д.К.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5-х класса МАОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа» разработана  на основе  федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования и Примерной учебной программы  по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для основной школы (5-9 классов) базисного учебного плана, учебного плана МАОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа», утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету

Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа по ОБЖ в 5 классе:

- Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования МО и науки РФ. М.: Просвещение, 2011

- Примерные программы по учебным предметам. «Основы безопасности жизнедеятельности». Стандарты второго поколения 5 -9 классы: под редакцией А.А.Кузнецова- 2 –е изд. дораб. –М.: «Просвещение», 2011г

- Программа  для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова , М.:изд –во «Просвещение», 2011

- Основная образовательная программа МАОУ «Бриентская средняя общеобразовательная школа на 2018-2019 уч.

Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределены учебные часы по разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей , логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования, необходимых для качественной организации образовательного процесса. Знания, умения, навыки, приобретаемые учащимися 5 класса на основе этой программы играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

Актуальность рабочей программы

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

  Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

        Актуальность учебного курса по ОБЖ заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

         Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся     5  класса.   Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный

в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Предмет ОБЖ в 5  классе реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как география, история, математика.

         При разработке содержания данной рабочей программы принимались во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

   - учет основных закономерностей развития теории безопасности;

   - интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

   - направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД) для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на  безопасность личности, общества и государства

       При разработке структуры и содержания настоящей рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно –воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности  как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей  и уровня подготовки по другим учебным предметам

Цели и задачи   рабочей программы

          Целями основного общего образования  в современных условиях являются:
1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

          Изучение тематики данной рабочей программы курса ОБЖ для учащихся 5 класса направлено на достижение следующих целей:

-усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области БЖД

-развитие личностных, духовных  и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области БЖД;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

- развитие умений; предвидеть возникновение опасных ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;  обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности

Место предмета в базисном учебном плане

           Предмет  «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования  изучается как обязательный предмет с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю.

          При составлении рабочей программы ОУ может увеличить указанное в БУПе  учебное время до 175 ч. за счет вариативной части базисного плана ( изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч. в неделю). В соответствии с учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бриентская средняя общеобразовательная школа» и вариативной частью БУПа, годовым календарным учебным графиком данная рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5 класса рассчитана на 34 часа учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 1). В общее количество часов входят часы для проведения практических работ.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Настоящая программа включает материал, способствующий повышению общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. 

Структурно  программа состоит из двух модулей.

 Модуль  I «Основы безопасности личности, общества и государства» обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль  II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» решает задачи   духовно –нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умения оказывать первую доврачебную помощь.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Основы безопасности личности, общества, государства. Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность. Основы безопасности жизнедеятельности человека.  Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах. Криминогенные ситуации и личная безопасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации  техногенного характера. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Основы   медицинских знаний и здорового образа жизни. О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Оказание первой медицинской помощи при ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Планируемые результаты освоения учебного материала

      Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

  1. В личностном направлении (личностные универсальные учебные действия (УУД)
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

         2.  В предметном направлении

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

         3. В метапредметном направлении

     Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

       В результата изучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся 5 класса должен знать:

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

• основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

• правила поведения при угрозе террористического акта;

• основные меры по профилактике наркомании.

        Ученик должен уметь:

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

• выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Тематический план

Наименование темы

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства

 Раздел 1. Основы комплексной безопасности         

22

22

Тема  1 Человек, среда его обитания, безопасность человека  

5

5

Тема  2 Опасные ситуации техногенного характера

6

4

2

Тема  3. Опасные ситуации природного характера

2

2

Тема 4. Опасные ситуации социального характера

3

3

Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

2

4

         Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 3. Основы здорового образа жизни 

12

5

Тема  6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

3

Тема 7. Факторы, разрушающие здоровье

2

2

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания

7

2

5

Всего 34 часа, в том числе практических работ – 11 часов

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Тема

Тип урока

Основное содержание

Планируемые результаты обучения

Вид контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

План

Факт

Модуль-1     Основы безопасности личности, общества и государства.  – 22 часа

Раздел-I          Основы комплексной безопасности – 16 часов

Тема 1.       Человек, среда его обитания, безопасность человека – 5 часов

1

Город как среда обитания

Комбиниров

Роль городов в развитии человеческого общества. Основные признаки современного города. Особенности города (населенного пункта) как среды обитания. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города.

Знать основные признаки города,  классификации городов, характерные опасные ситуации современного города. Уметь использовать полученные знания в городской среде Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения.

Личностные (Л): проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; имеют установку на здоровый  образ жизни; стремятся к осознанию устойчивых эстетических предпочтений, владеть понятиями горожанин и сельчанин

Регулятивные (Р): Понимать учебную задачу раздела и данного урока, стремиться их выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения

Познавательные (П): осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; рассказывать о городах Оренбургской области, сравнивать по численности населения и определять «профессию» города

Коммуникативные (К): работать в паре, извлекать из разных источников информацию о жизнедеятельности в городе. Ставить вопросы

Опрос

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

Беседа

Основные системы жизнеобеспечения сельского и городского дома (квартиры) и их предназначение  возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту

Знать системы жизнеобеспечение, их предназначение. Основные бытовые приборы,  правила эксплуатации бытовых приборов. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище. Уметь называть причины и  последствия названных причин

Л: проявляют учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; знать о мерах безопасности в быту

Приобретать  опыт самостоятельного отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников; умение информировать о результатах  своих наблюдений. участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс

Р: Понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке

П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; рассказывать о городском и сельском жилище, находить преимущества и недостатки наличия бытовых приборов; осваивать инструкции пользователя электрических и электронных приборов

К: работать в паре, извлекать из разных источников информацию о правилах эксплуатации бытовых приборов. Ставить вопросы

Опрос

3

Особенности природных условий в городе

Комбиниров

Основные факторы, определяющие формирование микроклимата города проживания, влияние промышленных объектов, расположенных в черте города, меры по обеспечении личной безопасности в  городе с учётом  ОС

Особенности ОПС в городе

знакомиться  с микроклиматом города, влиянием  промышленных объектов на загрязненность города, с мерами обеспечения личной безопасности в экологической обстановке города

Л: воспитание ответственного отношения к сохранению ОПС; умение информировать о результатах  своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. приобретают начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Р: Понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать отношение людей к ОПС, свои достижения на уроке и достижения других учащихся

  П: осуществлять поиск и сбор информации, анализировать информацию о факторах, влияющих на погодные условия города

К:  проявлять активность для решения познавательных задач; слушать собеседника; вести устный диалог

Опрос

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Комбиниров

Особенности социальной среды в городе с учётом его предназначения. Правила безопасного

общения с окружающими людьми в городе

Знать специфику взаимоотношений людей в городе, правила безопасного общения с незнакомыми людьми. Уметь безопасно общаться с окружающими людьми в городе Зоны повышенной криминогенной опасности. Правила  безопасности в толпе и с незнакомыми людьми.

Р: Применять установленные рекомендации, составлять общий план действий с родителями

П: учиться безопасному поведению  при встрече с незнакомым человеком..  Учиться выявлять и предвидеть опасности. Знание правил безопасного поведения на улице, дома, в общественных местах.

К: Аргументировать свою точку зрения, формирование умений взаимодействовать с окружающими

Л: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; осознают ответственность человека за общее благополучие, готовность следовать нормам

Опрос

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

Комбинирован

Опасная ситуация.  Чрезвычайные  ситуации (ЧС), классификация ЧС. Общие правила обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Знать  номера соответствующих служб помощи, Правила   их вызова

Р: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альте рнативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

П: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии  для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;  

К: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Тестирование

Тема 2.          Опасные ситуации техногенного характера – 6 часов, (в т.ч. практика -2ч)

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Комбинирован

Организация дорожного движения. Дорога и ее назначение. Участники дорожного движения, Светофоры и регулировщик, значение сигналов. Дорожная разметка, знаки.

Знать назначение дороги, участников дорожного движения, методы осуществления регули рования дорожного движения, группы дорожных знаков. Формирование убеждения знать и соблюдать ПДД. Уметь применять дорожные знаки на практике.

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке

П: устанавливать аналогии и причинно –следственные связи; обрабатывать и анализировать информацию; строить монологические рассуждения

К: аргументировать свою позицию и координировать её с помощью партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Л:  осознают ответственность  человека за общее благополучие: принимают образ грамотного  участника дорожного движения

Опрос

7

Пешеход. Безопасность пешехода

Комбинирован

Пешеход. Общие обязанности пешехода. Обеспечение личной безопасности пешехода.

Знать понятие пеше ход,  как должно осуществляется движение пешехода по дороге, знать правила безопасного перехода дороги, улицы. Уметь определять опасные места по маршруту своего передвижения.

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

П: освоение приёмов действий в опасных дорожных ситуациях

К:  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Л:формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять  роль пешехода, пассажира, знающего и соблюдающего ПДД

Опрос

8

Пассажир. Безопасность пассажира

Комбин

Основные обязанности пассажира. Правила безопасного поведения в  транспортном средстве.

Знать понятия пассажир, правила личной безопасности. Уметь применять обязанности пассажира при передвижении в транспорте; правила безопасного поведения при   возникновении в общественном транспорте опасной ситуации. Осваивать правила поведения безопасного поведения на дорогах

Опрос

9

Водитель  (практич раб.№1)

Практикум

Водитель - главная фигура и обеспечение дорожного движения. Велосипед – транспортное средство. Основные причины транспортных аварий, дорожное движение в городе. Службы безопасности.

Знать понятия водитель, велосипедист, общественный транспорт, требования к транспортному средству, как организуется дорожное движение в городе, какая служба организует безопасность движения, телефоны службы, знать основные причины ДТП и правила безопасного поведения на дороге, в ТС, уметь правильно действовать в случае аварии

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

П: освоение практических  приёмов действий  при езде  на велосипеде умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

К:  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Л:формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять  роль велосипедиста, знающего и соблюдающего ПДД

Контроль практ умений

10

Пожарная безопасность

Практ. раб. №2

Практикум

Пожар, причины возникновения и возможные последствия, государственная противопожарная служба, правила личной безопасности при пожаре.

Знать основные причины пожара, о  поражающих факторах, тушении электроприборов, защите органов дыхания, правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания, о первичных средствах пожаротуше ния. Разъяснение основ ных правил пожарной безопасности. Уметь владеть основными правилами поведения при пожаре.

Р: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке

П: характеризовать пожароопасные предметы; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и сотовому телефону, находить информацию из СМИ о работе пожарных; ставить и формулировать проблему; готовить сообщение

К: проявлять активность

Л: проявляют личную ответственность за свои поступки, умение не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Контроль практ умений

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

Комбинир

Опасные и аварийные ситуации в быту. Безопасное обращение с электроприбором, бытовым газом,  пользование водой, бытовой химией. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и   компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом

Формирование  современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в бытовых ситуациях;

знание и умение применять правила безопасного поведения в быту; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Р: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами , осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в быту, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

К: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Л: приобретают навыки  безопасного поведения в бытовых ситуациях, осознают ответственность за свое здоровье и окружающих

Опрос

Тема 3.       Опасные ситуации природного характера – 2 часа

12

Погодные условия и безопасность человека

Лекция

Погода и погодные  явления: гроза, гололед, метель. Опасные погодные условия.

Знать правила безопасного поведения во время грозы, гололеда, метели.

Сформировать умения по обеспечению безопасности. Уметь использовать правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

К: формирование умений взаимодействовать с  ОПС, выполнять различные социальные роли в опасных природных условиях

Л: приобретают навыки адаптации в ОПС

Опрос

13

Безопасность на водоемах

Комби нир

Состояние водоемов в городе,

необходимые меры безопасности. Общие правила при купании в водоемах, прави ла безопасности на замерзших водоемах.

Знать состояние водоемов в городе, правила безопасного поведения на водоемах в разное время года, при купании в оборудованных и необорудованных местах. Уметь пользоваться шестом Правильно действовать в случае опасной ситуации на водном транспорте. Правила безопасного поведения на льду водоема

Опрос

Тема 4.      Опасные ситуации социального характера -  3 часа

14

Криминогенные ситуации и личная безопасность

 

Краткая характеристика криминогенной ситуации и людей, которые ее создают. Правила личной безопасности

Знать понятие «криминогенная ситуация», сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми, предвидеть опасные ситуации. Уметь соблюдать правила поведения в криминальных ситуациях

Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях  социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

К: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Л: воспринимать социальную компетентность как готовность к решению моральных диллем; устойчиво  следуют в поведении социальным нормам; приобретают начальные навыки адаптации  в динамично изменяющемся мире

Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях  социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

К: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Л: воспринимать социальную компетентность как готовность к решению моральных диллем; устойчиво  следуют в поведении социальным нормам; приобретают начальные навыки адаптации  в динамично изменяющемся мире

Опрос

15

Обеспечение личной безопасности дома

Комбинированный  

Общие правила безопасного поведения дома для профилакт. криминогенных ситуаций. Безопасное общение по телефону.  Воры в квартире. Нападение в лифте, в подъезде, у дома

Знать возможные криминогенные ситуации в доме. Владеть умениями предвидеть возможности возникновения криминогенной ситуации в доме, уметь применять правила на практике

Опрос

16

Обеспечение личной безопасности на улице

Комбинированный

Общие пра вила безопас ного поведе ния школь ника. Опа сное время - ночь, позд  ний вечер или раннее утро. Степень опасности в разных местах в разное время суток. Опасные и безопасные места

Незнакомые люди.

Завоевание доверия жертвы. Безопасные места.Рекомендации по безопасному поведению на улице, в толпе

Знать возможные криминогенные ситуации на улице, об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; правила безопасного поведения на улице. Анализировать последствия опасных ситуации в повседневной жизни и причины их возникновения уметь избегать опасных ситуаций.

Опрос

Тема 5.     Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 6 часов, в т.ч. практ -4ч

17

Чрезвычайные ситуации природного характера

Комбинированный

Общие понятия о ЧС, природных явлениях, Рекомендации по обеспечению личной безопасности

Знать понятие -ЧС, Природные явления, вызывающие ЧС. Уметь правильно вести себя на отдыхе в природных условиях. Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера.

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Умение  создавать, применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

К : формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Л: осознают ответственность человека за общее благополучие; имеют выраженную устойчивую учебно –познавательную мотивацию учения, проявляют готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Опрос

18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Комбинированный

Понятие чрезвычай

ные ситуации техногенного характера, причины воз никновения, характеристика объектов экономики города.Реко мендации по обеспечению личной безопасности

Знать  общие понятия чрезвычайные ситуации техногенного характера, характеристика объектов экономики города, на которых могут произойти чрезвычайные ситуации техногенного характера. Уметь обеспечить личную безопасность в условиях  ЧС техногенного характера

Опрос

19

Общие правила поведения при возникно вении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия №3,

№4,

№5,

№6

Практикум

№3

ЧС техноген ного характера в образовательном учреждении Оповещение населения при угрозе  возникновения ЧС

Эвакуация учреждения. Планы эвакуации. Порядок эвакуации. Ликвидация ЧС техног характера. Работа службы МЧС. ЧС техноген. характера в ОУ

Оповещение населения при угрозе  возникновения ЧС

Знать правила эвакуации из ОУ во время пожара.

Знать понятие МЧС, задачи, система работы службы. Телефоны службы.

Уметь применять все правила, пользоваться телефонами служб при необходимости.

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Умение  создавать, применять и преобразовывать знаки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

К : формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Л: осознают ответственность человека за общее благополучие; имеют выраженную устойчивую учебно –познавательную мотивацию учения, проявляют готовность следовать нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Контроль выполнения пр раб

20

Практикум №4

Контроль выполнения

21

Практикум

№5

Контроль выполнения пр раб

22

Практикум

№6

Контроль выполнения пр работ

Модуль – II           Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 12 часов

Раздел – 3           Основы здорового образа жизни – 5 часов

Тема 6.       Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни – 3 часа

23

О здоровом образе жизни

Комбинир

Общие понятия о здоровье, о здоровом образе жизни, его составляющих,  режим дня.

Знать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, основные составляющие здоровья; выработать убеждение, что режим дня это одна из составляющих ЗОЖ. Умение рационально распределять  свое время

Р:   понимать  учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

П: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

К:  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Л: проявляют самостоятельность  и личную ответственность за свои поступки,  имеют установку на здоровый образ жизни

Опрос

24

Двигательная

активность и закаливание организма — необходимое условие укрепления здоровья

Комбинир

Значение двигательной активности человека,

Основные физические качества, роль закаливания

Знать значение двигательной активности,  сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма.

Уметь систематически заниматься физической культурой.

Опрос

25

Рациональное питание. Гигиена питания

Комбинир

Понятие о рациональном питании, основные питательные вещества, необходимые организму, правила питания

Знать понятие «рациональное» питание, основные питатель ные вещества, рацион питания человека; уметь соблюдать пра вила рационального питания. Уметь приводить примеры продуктов,содержащих: угле воды, жиры, белки, витамины  

Опрос

Тема 7.    Факторы, разрушающие здоровье – 2 часа

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Комбинир

Вредные при вычки, общие понятия.  Куре ние.  Влияние алкголя на организм, возможные последствия употребления алкого ля и никотина.

Знать последствия вредных привычек, показать пагубность для здоровья, сформировать убеждение, что курение и алкоголь – это не привычка, а пристрастие, практически неизлечимое. Уметь применять  правила «Нет!» для профилак тики курения и употребления  спиртных напитков, называть  последствия употребления ВП

Р:  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

К:  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Л: осознают ответственность человека за   общее благополучие, готовность нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Опрос  

Опрос

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

Комбинир

Профилактика вредных  привычек

Формировать понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

формировать  установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Знать, что вредные привычки зачастую начинаются с первой пробы, как сказать «НЕТ», как уберечь друга.

Раздел – 4      Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 7 часов (в т.ч практ-5ч)

Тема 8.   Первая медицинская помощь (ПМП) и правила ее оказания – 7 часов, в т ч практика -5часа

28

ПМП  при различных видах повреждений

Комбинир

ПМП  и ее предназначение, общие правила и последовательность оказания ПМП, ситуации для вызова Скорой помощи

Знать  общую характеристику различных повреждений . назначение и содержание ПМП, последовательность оказания ПМП, порядок вызова скорой помощи Учиться применять правила оказания  ПМП

Л: проявляют учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Приобретать  опыт самостоятельной работы в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников; умение информировать о результатах  своих наблюдений. участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс

Р: Понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свои достижения на уроке

П: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации; осуществлять сбор, обработку и фиксацию информации, полученной при выполнении и по итогам практической работы

К: извлекать из разных источников информацию о правилах оказания ПМП . Ставить вопросы,  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Опрос

29

Комбинир

Тестирование

30

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах

Пр.раб.№7

Практи кум

Правила оказания медицинской помощи  при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

Знать правила оказания первой медицинской помощи  при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Контроль выполнен.пр.р.

31

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах

Пр.раб.№8

Пр.раб.№9

Практи кум

Контроль выполнен.пр.р.

32

Практи кум

33

Первая по мощь при отравлениях Пр.раб№10,

Пр. раб.№11

Практи кум

Правила оказания ПМП при отравле нии.

Знать правила оказания мед помощи при отравлении никотином, при отравлении угарным газом. Уметь оказывать первую  помощь.

Контроль вып

пр.р.

34

Всего -34 часа, в т.ч. практич.- 11 часов

Учебно-методическое обеспечение

Основы безопасности жизнедеятельности . Учебник для 5класса. ФГОС. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение»2017г.  

Основы безопасности жизнедеятельности. ФГОС. Рабочие программы. 5- 9 кл. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М: Просвещение,2013

Основы безопасности жизнедеятельности . Рабочая тетрадь 5 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение

Основы безопасности жизнедеятельности.  Поурочные разработки 5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2011

Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2012

Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов. 5-11 класс. Игры, тесты. Павлова О.В., 2013

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. Шумилова В.В.– М.: Учитель 2008

Правила дорожного движения РФ

Конституция Российской Федерации

Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий 5- 9 кл../А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М: Просвещение, 2013

Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации 5-11 классы/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М: Просвещение, 2010

ФЗ «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности» и др.

Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».. А.А.Михайлов, 5-9 кл.М.;Дрофа,2009

Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. Наглядное пособие. Н.А.Крючек. Изд –во НЦ ЭНАС, 2001

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 кл. школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками.Г.П. Попова. Волгоград. Учитель, 2006

 Электронные ресурсы:  Пожарная безопасность. Первая медицинская помощь и др. видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...