Безопасность образовательного процесса в условиях социальной среды
статья по обж на тему

Мысов Сергей Клавдиевич

Статья на тему: "Безопасность образовательного процесса в условиях социальной среды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_obrazovatelnogo_protsessa.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Угрозы вызываемые, распространением идей терроризма и экстремизма в образовательном процессе.

Разработал: учитель ОБЖ Мысов С.К.


Введение

Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века.

  1. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия

В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам.

В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи.

Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные

-5

подростки). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка (и т.п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений.

Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.)

В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи),  в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков.

Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников.

В «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки.

Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма, воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим».

К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконституционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориентиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к практике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористическими идеями нельзя.

 «Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них - 6 тысяч европейцев», - отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей.

  1. Методические указания по использованию учебных материалов преподавателями на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, для

работы с родителями

Нецелесообразно посвящать детей до 12 лет в тонкости угроз, вызываемых распространением идей терроризма и  экстремизма.

Во-первых, дети должны получать знания (в том числе и специальные) в полном соответствии с их возрастом.

Информацию о сущности преступной идеологии экстремизма и терроризма, дети в более раннем возрасте могут воспринимать не как посылку об отторжении указанной идеологии, а в качестве «примера для подражания» (опытные социальные педагоги и школьные психологи отмечают, что нечто подобное можно наблюдать при так называемых «просветительских» беседах с детьми о вреде психоактивных веществ, в частности, ингалянтов). Это обусловлено тем, что дети в возрасте до 12 лет в силу психофизиологических возрастных особенностей еще не в полной мере воспринимают истинный смысл слова «нет», как бы пропуская его «мимо ушей». Например, если ему учитель говорит: «Не забудь!», то, как показывает практика, ребенок своим «внутренним» слухом слышит: «Забудь!» и т.д.

В-вторых, детям более раннего возраста целесообразно прививать чувство привязанности к так называемым «братьям меньшим», то есть к домашним животным (весьма желательной являются организация и проведение выставок, посвященных домашним питомцам, различные конкурсы и соревнования и т.п.). Как показывает практика ряда среднеобразовательных школ, такие мероприятия имеют серьезный успех и весьма эффективны в плане профилактики жестокого обращения с домашними животными, насилия по отношению к ним. А, как известно, терроризм — это идеология насилия.

О внедрении в образовательный процесс учебных материалов

Использование учебных материалов возможно как на уроках по ОБЖ в рамках изучения соответствующих тем, так и во внеурочной деятельности, на тематических классных часах, дискуссионных площадках.

При этом целесообразно начинать с предварительного раскрытия сущности преступной идеологии экстремизма и терроризма. При этом следует обязательно и незамедлительно проводить критический анализ, показать несостоятельность этих явлений и явное несоответствие объективной реальности.

Затем преподаватель должен раскрыть суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма. Весьма желательно при этом воспользоваться учебно-наглядными пособиями, которые бы на визуальном уровне содействовали более эмоциональному восприятию школьниками указанных угроз, пониманию их крайней опасности не только для себя лично, но и для всех окружающих, одноклассников, друзей, родных и близких.

Об использовании учебных материалов в работе с родителями

Работу с родителями следует начинать с просветительской беседы, а если родители школьника — мусульмане, то желательно такую беседу проводить с ними по раздельности, и сначала пригласить для беседы мать.

Во время беседы преподаватель должен раскрыть сущность преступной идеологии экстремизма и терроризма, показать суть и опасность угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.

Существенным моментом во время такой беседы (по мере необходимости) является участие в ней (безусловно, с согласия на то родителей) школьного психолога (и/или социального педагога).

Более того, желательно затем передать родителям — заранее подготовленную анкету (или опросный лист) — с вопросами, непосредственно связанными с угроз, вызываемыми распространением идей терроризма. Эти вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы из контент-анализа ответов родителей на них было предельно ясна роль последних в процессе воспитания ребенка, а также степень их осведомленности о состоянии внутреннего мира последнего.

В Интернете можно найти интересные конспекты уроков для старшеклассников, презентации, содержание которых также можно использовать для работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...

основы безопасности образовательного процесса в условиях перехода на новый ФГОС

Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человек...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...

Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...