Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"
методическая разработка (6 класс) на тему

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано   на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Следовательно, воспитательный процесс в учебном заведении должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный, спортивный), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2013_god_-_kopiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Тверское суворовское военное училище

 Министерства обороны Российской Федерации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Формирование общекультурных компетенций на основе использования элементов инновационных педагогических технологий с целью успешной социализации обучающихся»

Выполнила         Бескараваева Е.М.,

педагог-организатор 2 курса

Методическая разработка

обсуждена на заседании педагогического

совещания 2 курса

и рекомендована  к использованию в училище.

Протокол №1 от 18.09.2011 г.

Старший воспитатель (начальник 2 курса)

В. Стародубов

Тверь

2012

Пояснительная записка

Введение

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития               и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано   на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Следовательно, воспитательный процесс                 в учебном заведении должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный, спортивный), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина        и патриота.

В основу нашей воспитательной деятельности положен компетентностный подход, который помогает выполнять государственный заказ. Формирование ключевых компетенций требует применения инновационных педагогических технологий. В своей работе мы применяем информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии деятельностного метода, технологии, построенные на эмоционально-психологической и личностно-смысловой основе.

Актуальность

С учетом основных направлений модернизации общего образования         и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России педагогический коллектив роты стремится:

- направлять воспитательный процесс на формирование  обобщённых способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

- формировать ключевые компетенции – готовность суворовцев использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для успешной социализации;

- привести содержание  воспитательного процесса в соответствие             с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями суворовцев.

Противоречия

  1. Между трудностью  и необходимостью адаптации выпускника начальной школы в новых условиях жизни в суворовском училище.
  2. Между одинаковыми для всех условиями обучения                                  и жизнедеятельности и различием индивидуальных способностей суворовцев.
  3. Между обширным социальным полем и отсутствием                                             у обучающихся сформированных социально-коммуникативных компетентностей.
  4. Между  стремительным развитием человеческого общества, объемом получаемой информации и ресурсами здоровья обучающихся, владением способами деятельности в собственных интересах и в пределах своих возможностей.
  5. Между огромным накопленным общекультурным, духовно-нравственным, социальным опытом человечества и небольшим опытом  личности обучающегося.

Цель

Подбор материала, разработка форм проведения мероприятий для формирования общекультурных и ценностно-смысловых компетенций с целью успешной социализации обучающихся на основе использования элементов инновационных педагогических технологий.

Задачи

  1. Отобрать примеры использования приемов  инновационных педагогических технологий  в воспитательном процессе.
  2.  Применять и анализировать результативность использование приемов инновационных технологий   в своей деятельности.
  3. Организовывать полное использование образовательной среды.
  4. Формировать ключевые компетентности суворовцев   через обеспечение  и поддержку процессов самореализации, творчества, индивидуального прогресса в основных областях личностного развития.
  5. Воспитывать личность соответствующую современному национальному воспитательному идеалу.

Образовательная среда

Вся деятельность педагогического коллектива роты строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и в соответствии с рекомендациями психолога роты, медицинских работников, преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподавателей дополнительных образовательных программ, методистов училища, отдела воспитательной работы и родителей.

В роте созданы условия для достижения основных задач общего среднего образования: личностного, социального, общекультурного, интеллектуального и коммуникативного развития.

В настоящее время воспитатели учебного курса осуществляют компетентностный подход к обучающимся. Наряду с классическими используются инновационные педагогические технологии, направленные на развитие личности суворовца.

Для выполнения заданий по общеобразовательным предметам и внеурочной деятельности расположение учебного курса оборудовано учебными классами, комнатой досуга, тренажёрным залом, бытовой комнатой, спальными помещениями. Каждый учебный класс оборудован компьютером, аудио-видео аппаратурой. Суворовцы при выполнении уроков, заданий по дополнительным образовательным программам и во время внеурочной деятельности  пользуются индивидуальными ноутбуками, компьютерами и другой оргтехникой.

 В расположении роты создана социально-воспитательная среда, содержащая символы российской государственности: герб, флаг, текст гимна, изображения лидеров государства.

При разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся педагогический коллектив роты осуществляет взаимодействие  с социальными субъектами воспитания: библиотеками (библиотека суворовского училища, библиотека им. Герцена, библиотека им. Горького), традиционными российскими религиозными организациями, воинскими частями, органами правопорядка, тверской академической филармонией, тверским академическим театром, театром юного зрителя, цирком, музеями г. Твери, спортивным комплексом «Юбилейный», стадионом «Химик».

Мы стремимся проводить интеграцию внеучебной, внешкольной и семейно-воспитательной познавательной  деятельности в рамках программ воспитания и социализации. Так совместно с родительским комитетом были организованы посещения музеев города Москвы и Московской области.

В роте собирается специальная  методическая литература, материалы по внеклассной и внеурочной работе, электронные пособия. Эта постоянно совершенствующаяся материальная база в совокупности с применением инновационных образовательных технологий позволяет успешно формировать личностные компетентности обучающихся.

Принципы

  1. Основной принцип современного воспитательного процесса – компетентностный подход.
  2. Принцип соответствия целей воспитания интересам общества в целом и самих обучающихся.
  3. Принцип самостоятельности, самореализации, творчества – ключевой принцип компетентностного подхода.
  4. Принцип гуманизации.
  5. Принцип деятельностного подхода, предполагающий включение обучающихся в различные виды деятельности.
  6. Системный принцип, предусматривающий учёт интересов обучающихся, планирование результатов, анализ самореализации.
  7. Принцип единства дополнительных образовательных программ и всей внеурочной деятельности.
  8. Принцип личного самосовершенствования обучающихся и воспитателей с целью заботы о собственном здоровье, формирования экологической культуры, способов безопасной жизнедеятельности.

Технология

  1. Изучение литературы по проблеме воспитания.
  2. Изучение передового педагогического опыта по использованию инновационных образовательных технологий с целью осуществления компетентностного подхода к обучающимся.
  3. Дальнейшее совершенствование образовательной среды.
  4. Обеспечение интеграции дополнительных образовательных программ и планов внеурочной деятельности, направленных на формирование личностных компетентностей суворовцев.
  5. Обобщение опыта по использованию инновационных методов                и технологий с целью воплощения основного принципа современного образования – сформировать личность, способную самостоятельно решать возникшие проблемы в различных сферах жизни на основе полученных знаний, учебного и жизненного опыта в соответствии с усвоенной системой ценностей.
  6. Апробация инновационных образовательных технологий воспитателями учебного курса.
  7. Рефлексия по результатам использования инноваций.
  8. Определение перспектив деятельности.

Основная  часть

     Согласно новым требованиям к внеучебной деятельности                                       в государственных стандартах общего образования второго поколения вычленяются основные задачи общего среднего образования:

- личностное развитие  -  развитие индивидуальных,  нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

- социальное развитие – воспитание гражданских, демократических                            и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

- общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной                    и мировой культуры;

- интеллектуальное развитие – овладение методологией познания , стратегиями и способами учения, самообразования;

- коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском и иностранном языках, формирование способов взаимодействия с людьми, навыков работы  в группе   и коллективе.

     Методической темой курса является создание условий для формирования ключевых компетенций с целью успешной социализации обучающихся. Одной из важнейших является общекультурная компетенция, включающая в себя компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей                       и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) и в бытовой сфере (включая самообслуживание, аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья).

     В становлении личности суворовца, успешной социализации внутри суворовского коллектива  большую роль играет культурно-эстетическое воспитание, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.

     В течение всего учебного года были сохранены главные традиции роты и дополнены новыми формами работы. Это позволило наполнить воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся: посвящение в суворовцы,  КТД “Новогодний огонёк”,  праздник Осени, конкурс зимнего букета, конкурс портрета деда Мороза, конкурс номеров художественной самодеятельности взводов, конкурс чтецов, конкурс фантастического рассказа.

     Посещение выставочных экспозиций краеведческого музея, картинной галереи, библиотек им. Герцена, им. Горького, библиотеки суворовского училища  всегда вызывает у суворовцев положительные эмоции, т.к. даёт возможность познания в области национальной и общечеловеческой культуры.

     С целью повышения общего уровня культуры наших суворовцев в течение учебного года были организованы посещения театров, академической филармонии, прогулки в ботанический сад, городской сад, посещения картинной галереи, фестиваля «Музыкальная осень в Твери», балет «Чиполино», праздник Урожая в ботаническом саду, Масленичные гуляния                 в городском саду, цирковое представление, провели экскурсию                                  по Пушкинским местам Твери. Благодаря проводимой индивидуально-воспитательной работе и с учётом психологических особенностей обучающихся педагогический коллектив роты создал условия для самореализации суворовцев через систему дополнительного образования. Посещают занятия по дополнительным образовательным программам 76% суворовцев.

     В течение учебного года много внимания уделялось трудовому воспитанию. В условиях суворовского училища трудовые навыки имеют очень большое значение. Чтобы облегчить социализацию обучающихся, трудовое воспитание проводилось с элементами игры, соревнования, конкурса. Проект «Наш дом – училище» мы наполнили смотрами учебных кабинетов, спален на самые уютные и чистые. Смена постельного белья, чистка формы, ежедневные подшивания проводились в форме конкурсов-соревнований «Чистота                   и порядок», «Ловкий мойдодырчик»,  «Быстрее, чище, уютнее».                          Воспитательная работа культурно-эстетического направления реализуется                 в процессе развития самотворчества, самостоятельности, вовлечения обучающихся в разнообразную творческую деятельность. Больших успехов добились наши суворовцы в художественной самодеятельности. Три премии Гран-при были получены в конкурсе художественной самодеятельности: вокальный жанр (сув. Попков), танцевальный жанр (танцевальный ансамбль 2 курса), инструментальный жанр (сув. Фильчук). Сув. Арзуманов получил грамоту за 3 место в номинации «Танцевальный жанр».Сув. Обломов принял участие в смотре-конкурсе кадетской песни «Судьба и Родина едины» в г. Москве, а также награждён грамотой за лучшее исполнение песни о суворовце в смотре-конкурсе авторской песни. Кроме этого, сув. Обломов участвовал                 в записи клипа для участия в конкурсе. Музыкальный клип для участия                  в московском конкурсе был записан также с участием суворовцев Лебедева                 и Попкова.

     Суворовцы нашей роты принимали участие во всех концертах, проходящих в училище. А суворовцы Арзуманов, Обломов, Попков, Лебедев участвовали           в концерте в Некрасовском детском доме в рамках проекта «Доброе сердце – добрые поступки». Суворовцы Соколенко, Эльгард, Енбаев, Константинов, Курбацкий, Невлютов, Черноусов, Арзуманов, Латышев, Краев, Сподонейко, Лебедев, Попкоп, Зарецкий, Вавилов выступали на концертных площадках города в день празднования Победы. Приобщение к национальным традициям и обычаям в рамках культурно-эстетического воспитания явилось  посещение      и участие всего курса в финальном межрегиональном концерте «Побратим», прошедшем во дворце культуры «Пролетарка» и посвященном дню Победы.

     Новой формой работы в культурно-эстетическом и коммуникативном направлениях явилось создание в роте мини-театра кукол.  За прошедший учебный год было подготовлено и показано три интегрированных кукольных спектакля: «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка». Каждому спектаклю предшествовала большая и серьёзная подготовка по изготовлению декораций, подбору музыкального сопровождения, написанию сценариев на русском           и английском языках.    Подготовка и проведение кукольных спектаклей  позволили: создать условия для творческой самореализации суворовцев; создать условия для достижения обучающимися успеха в различных сферах деятельности; создать условия для получения опыта успешной совместной деятельности; повысить активность и развивать коммуникативные способности суворовцев; развивать эстетический вкус; развивать универсальные учебные действия. Показы спектаклей сопровождались рассказом о правилах поведения в театре, на концерте, в антракте театральных представлений.

     Проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

     Все проводимые мероприятия в полной мере способствуют формированию общекультурных компетентностей.

Список  литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011
  2. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009
  3. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы внеурочной деятельности в 5-9 классах. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009
  4. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход педагогической деятельности.– М.: Сфера, 2003
  5. Татарченкова С.С.  Формирование ключевых компетентностей учащихся  через проектную деятельность. – С-Пб.: Каро, 2008
  6. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Ж. Народное образование. № 2, 2003
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования. Ж. Народное образование, № 2, 2003
  8. http://sdr.lysva.biz/page2.htmlwww.ecoline.ru
  9. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Компетентностный подход в воспитании на основе использования элементов инновационных образовательных технологий"

Описываемые  в разработке элементы инновационных образовательных технологий должны естественно вписаться в деятельность Тверского суворовского военного училища.В результате подбора и  систем...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...

«Совершенствование информационно-методического обеспечения инновационных образовательных технологий»

«Совершенствование информационно-методического обеспечения инновационных образовательных технологий»...

Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий

Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...

Инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС

Современные образовательные технологии играют ключевую роль в обеспечении активности учеников в процессе обучения, позволяя улучшить качество образования, оптимизировать использование времени и сократ...