Применение кейс-технологий на уроках ОБЖ
методическая разработка по обж

Аймалетдинова Алсу Вафиновна

Моя педагогическая деятельность пронизана стремлением стимулировать развитие аналитических умений учащихся: подбирать, обрабатывать и анализировать информацию для того, чтобы найти верное решение. Эти умения являются метапредметными, а значит, их необходимо развивать и на уроках ОБЖ. Именно поэтому при организации образовательного процесса я использую технологию кейсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys-tehnologii_na_urokah_obzh.docx62.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии кейсов для развития УУД обучающихся на уроках ОБЖ»

Аймалетдинова А.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Красногорская СШ» Пильнинского района Нижегородской области.

          В условиях требований к уровню современного образования мне, как учителю, приходится переосмысливать собственный педагогический опыт, обновлять практику преподавания с учетом требований ФГОС. Стандарты кардинально меняют подходы к организации образовательного процесса: вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику -  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

        В школе я работаю более 30 лет. Обучение ОБЖ осуществляю на основе УМК А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова. Моя педагогическая деятельность пронизана стремлением стимулировать развитие аналитических умений учащихся: подбирать, обрабатывать и анализировать информацию для того, чтобы найти верное решение. Эти умения являются метапредметными, а значит, их необходимо развивать и на уроках ОБЖ. Именно поэтому при организации образовательного процесса я использую технологию кейсов.

        Считаю, что данная технология стимулирует познавательную активность учащихся, учит выбирать оптимальные решения, отыскивая необходимые знания для решения практической или реальной ситуации, выстраивать алгоритмы действий. Кроме того, происходит формирование коммуникативных навыков, умений планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку и помощь друг другу.

         На основе этих убеждений возникла моя педагогическая идея, связанная

с изучением возможностей технологии кейсов в развитии универсальных учебных действий обучающихся.

        Разрабатывая данную идею, я выявила противоречие между необходимостью развивать УУД и умением учителя выбрать эффективные педагогические средства, позволяющие обеспечить это развитие. Анализ учебных результатов моих учеников привел меня к мысли о необходимости использовать такой подход в обучении, который бы повысил качество преподавания ОБЖ и обеспечил развитие обучающихся.  

        Для реализации идеи я поставила цель: проектировать уроки так, чтобы достигать не только планируемых предметных результатов, но и метапредметных.

        Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

-изучить особенности технологии кейсов;

-выявить   возможности   технологии кейсов для развития УУД;

-разработать алгоритм применения технологии кейсов на уроке деятельностного типа.

        Технология кейсов - это обучение действием через анализ конкретных задач-ситуаций (кейсов), решение которых происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся. В основе формирования кейса лежит реальная ситуация, которую из статуса «жизненной» можно перевести в статус «задачи». Кейс – это единый информационный комплекс, который включает в себя описание конкретной ситуации, информацию, необходимую для анализа кейса, и задания к кейсу. Данной технологии посвятили свои научные труды  профессор школы бизнеса Гарвардского университета США Коупленд,   профессор Волгоградского государственного педагогического университета д.т.н. Каунов А.М., профессор кафедры менеджмента и маркетинга факультета «Высшая школа международного бизнеса» Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ Киселев В.Д.

        Технология кейсов предполагает решение ситуационных задач и упражнений, метод дискуссии, игровое проектирование и другое. Существуют различные виды кейсов: практические, исследовательские, обучающие, иллюстративные, открытые, мини-кейсы. В своей педагогической практике я, в основном, использую комбинацию обучающего кейса с практическим, что позволяет сочетать теорию с практикой, предлагать ученикам поиск вариантов решения учебной задачи, связывать предметную информацию с метапредметной, включать в содержание кейса печатный материал, мультимедийный, видеосюжеты.

        Организация урока по технологии кейсов помогает мне реализовывать метапредметные программы ФГОС. Технология позволяет развивать у обучающихся все виды УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Проанализировав материалы Основной образовательной программы   основного общего образования, я выделила те УУД, которые с использованием технологии кейсов и специфики моего предмета я могу развивать у обучающихся. Данная информация представлена в таблице №1.

Таблица № 1

Классификация УУД, формируемых на уроке математики

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-ставить цель деятельности;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-выдвигать версии решения задачи;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

-определять затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения;

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности.

-находить в тексте требуемую информацию;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-строить алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющихся знаний;

-выстраивать логическую цепочку рассуждений;

-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-организовывать учебное взаимодействие в группе;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

          

        

Далее я приступила к разработке алгоритма урока с использованием   технологии кейсов.

Алгоритм урока

  1. Подготовительный этап:

а) определение места кейса в структуре учебной темы;

б) формулирование целей и задач кейса;

в) наполнение кейса.

     2. Ознакомительный этап:

      а) представление кейса учащимся;

      б) распределение учащихся по группам, выбор модератора группы;

      в) разработка критериев оценивания работы с кейсом.

     3. Аналитический этап

      а) обсуждение кейса в группе;

      б) поиск вариантов решения ситуации, описанной в кейсе;

      в) выбор оптимального решения ситуации и определение формы его                     представления классу.

     4. Итоговый этап:

      а) представление результатов работы модераторами;

      б) формулирование выводов по теме кейса;

      в) рефлексия учебной деятельности и оценка результатов.

        

             Кроме алгоритма урока, мне необходимо было выделить этапы урока в рамках данной технологии. Определив цель каждого этапа и возможные виды деятельности учащихся, я проанализировала, на каком этапе урока эффективнее развивать определенные УУД. Результаты моей работы представлены в виде технологической карты в обобщенном виде.

Таблица № 2

Возможности технологии   кейсов в развитии  УУД обучающихся

Этапы урока

по технологии  кейсов

Цель этапа

Возможные виды деятельности учащихся

Формируемые   УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность

Определение учащимися целей и темы урока

-проводят наблюдение;

-обсуждают

проблемную ситуацию;

-анализируют предложенную информацию;

-вступают в диалог;

-формулируют цель и тему урока;

-распределяются по группам

Регулятивные:

-ставить цель деятельности  

Познавательные:

-видеть проблему, формулировать вопросы

Коммуникативные:

-слушать и слышать друг друга;

-выражать свои мысли

Ознакомитель-ный этап

Знакомство учащихся с материалами кейса

-изучают материалы кейса;

-погружаются в ситуацию;

-организуют обсуждение;  

-обсуждают критерии оценивания;

-выбирают модератора

Регулятивные:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности

Познавательные:

-находить в тексте требуемую информацию  

Коммуникативные:

-организовывать учебное взаимодействие в группе  

Аналитичес-

ский этап

Анализ кейса в группе и  разработка оптимального варианта решения

-формулируют вопросы;

-предлагают варианты решения;

-определяют, какие действия и в какой последовательности необходимо выполнить;

-составляют алгоритм решения;

-определяют  оптимальный вариант решения;

-обсуждают форму представления результата работы;

-высказывают мнения

Регулятивные:

-определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-выдвигать версии решения задачи;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

-определять  затруднения при решении учебной  задачи и находить средства для их устранения;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные:        

-строить алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющихся знаний;

-выстраивать логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные:

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого

Итоговый этап

Представление и анализ  результатов работы

-выступление модераторов;  

-обоснование предложенного варианта решения;

-сверяют полученные результаты с поставленной целью;

-формулируют выводы

Регулятивные:

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Познавательные:

-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные:

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

Этап рефлексии деятельности на уроке

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

-соотносят цель и результаты учебной деятельности (насколько сумели достигнуть поставленной цели);

-осуществляют   само и взаимооценку;

-работают с оценочными листами;

-намечают дальнейшие цели деятельности

Регулятивные:

-наблюдать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности

Познавательные:

-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные:

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

         Анализируя возможности технологии кейсов, я выделила наиболее эффективные этапы урока для развития УУД. Развитие регулятивных действий особенно успешно проходит на этапах мотивации и вовлечения учащихся в обсуждение кейса; познавательных-на аналитическом этапе; коммуникативные УУД развиваются на всех этапах урока.  

Для определения результативности применения данной технологии, я использую различные диагностические методики. При определении уровня развития УУД опираюсь на уровневый подход, выделяя высокий, средний и низкий уровни. Все методики подобраны мною в соответствии с возрастными особенностями учащихся.  

Таблица №3

Диагностические методики для оценивания уровня развития

УУД обучающихся

УУД

Используемый инструментарий

регулятивные

«Проба на внимание», П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая

«Изучение саморегуляции», У.В. Ульенкова

Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера

познавательные

«Диагностика универсального действия общего приема решения задач», А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова

Тест на оценку сформированности навыков чтения, Л.А. Ясюкова

Методика «Исключение лишнего»

коммуникативные

«Ваза с яблоками», модифицированная проба Ж.Пиаже

Методика «Ковёр»

Диагностика принятия других, В. Фейя

 

        По результатам диагностики, которая проводилась с одним и тем же классом в течение 3-х лет (с 5 по 7 класс), наблюдается положительная динамика в развитии познавательных и коммуникативных УУД. Данные на диаграммах приведены в процентных показателях.

         

     

Особенно успешно, на мой взгляд, формируются коммуникативные УУД, в этом вижу положительное влияние технологии кейсов на уроках. Однако есть проблемы с формированием регулятивных УУД: недостаточно развито умение ставить цель деятельности и сохранять ее до конца урока, а также умение самоконтроля.

        Анализируя свою деятельность с использованием технологии кейсов, я пришла к выводу о том, что данная технология повышает у обучающихся интерес к обучению, способствует их активности, реализует принцип сотрудничества между субъектами образовательного процесса, позволяет создавать условия для развития личности ученика и формирования универсальных учебных действий.

Список литературы

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - М : Академия, 2008г.

2. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода \ под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития 2002г.

3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000г.

4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.  Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М.  :  Просвещение,  2010г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

Применение кейс-технологий на уроках информатики и ИКТ

Выступление на педсовете (тема: "Применение кейс-технологий на уроках информатики")...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Урок с применением кейс-технологии "What’s more dangerous: earthquake or flood?"

Урок обобщения и углубления знаний по теме "Natural disasters" c применением кейс-технологии. Разработка включает в себя цели, тип, ход урока, содержание кейса, рекомендации педагогу....

Применение кейс-технологии на уроках математики при изучении раздела «Многогранники».

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через нап...

Применение кейс технологий на уроках английского

Тема урока Как наладить корпоративное сотрудничество...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...