Конспект и рабочая карта к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Антиобщественное поведение и его опасность".
план-конспект урока по обж (5 класс)
Конспект и рабочая карта к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Антиобщественное поведение и его опасность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_i_rabochaya_karta_k_uroku_po_teme_antiobshchestvennoe_povedenie_i_ego_opasnost.docx | 259.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Антиобщественное поведение и его опасность».
Цели и задачи урока:
- Обучающие – расширить понятие о правилах безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
- Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
- Воспитательные – формирование навыков поведения в криминогенных ситуациях, умения предвидеть и предупредить опасность, при необходимости уметь обратиться в соответствующие службы экстренной помощи, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности, формирование у учащихся оценочных суждений различных ситуаций, способности эмоционально и адекватно реагировать, готовности принимать правильное решение самостоятельно.
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 40 минут.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об основных правилах безопасного поведения в криминогенных ситуациях, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у учащихся навыков решения ситуационных задач.
Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)
Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
- учащиеся должны усвоить основные правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях, навыки поведения в таких ситуациях;
- сформировать представление о причинах возникновения криминогенных ситуаций, мерах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;
- осознать опасность и последствия антиобщественного поведения.
Оборудование:
Для учителя: план - конспект урока, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Антиобщественное поведение и его опасность».
Для учащихся: тетрадь, рабочая карта по теме урока, учебник.
Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М. «Просвещение», 2016.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- «Минутка безопасности» (вопросы ПДД)
- Изучение нового материала:
- Антиобщественное поведение;
- Криминогенные ситуации, причины их возникновения;
- «Портреты» преступников;
- Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенных ситуаций.
- Закрепление нового материала.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф к уроку:
«Твоя безопасность в твоих руках».
Ход урока:
Этап урока | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Организационный момент (2 мин.) | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности учеников к работе. | |
Проверка домашнего задания (5 мин.) (2 мин.) | Учитель предлагает учащимся приступить к работе с РАБОЧИМИ КАРТАМИ (далее РК): выполнить задание №1 (по вариантам) – вставить пропущенные слова. | Учащиеся выполняют задание письменно в РК. |
Учитель предлагает учащимся, сидящим за одной партой, по окончании работы, обменятся рабочими картами, проверить и оценить выполненное задание. Учитель читает предлагаемые ответы на вопрос теста. | Учащиеся анализируют выполнение работы друг друга. Выставляют оценки. | |
«Минутка безопасности» (1 мин.) | Учитель задаёт вопрос по правилам дорожного движения: «Как поступить, если при переходе проезжей части, если ты уронил какую – либо вещь?» | Учащиеся отвечают на вопрос. Примерный ответ: закончить переход и попросить взрослого пешехода помочь достать вещь. |
Изучение нового материала (19 мин.) | Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди, относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но, увы, случается нередко, что встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, тема нашего урока: «Антиобщественное поведение и его опасность». - Попытайтесь назвать, что мы должны изучить на уроке? |
|
С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей. - Как можно назвать ситуации, о который я сказала? Правильно, криминогенные ситуации. Выполнение задания № 2.1 РК. Эти ситуации направлены против норм и правил, установленных в обществе и поэтому их можно назвать антиобщественными. - Сделайте вывод: Антиобщественное поведение – это….. Кто и зачем нарушают эти правила? | Ответы учащихся: преступные, криминальные. Записывают полученное определение в тетрадь. Примерные ответы: Антиобщественное поведение – это поведение, направленное против норм и правил, установленных в обществе. Такое поведение характерно для преступников, которые преследуют различные цели: завладеть чужим имуществом, обмануть и т.д. | |
Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём. К ним относятся воры, грабители, мошенники, хулиганы и насильники. Предлагаю посетить музей МВД, посмотреть галерею «портретов» преступников. Задание № 2.2. | Учащиеся смотрят презентацию. | |
Это наиболее характерные портреты преступников, с которыми желательно избегать встреч в повседневной жизни. Обратим внимание на ещё один тип опасного человека – это пьяный человек. - Как вы думаете, пьяный человек – это преступник? Пьяный человек может пристать к вам на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избегать. | Примерные ответы: Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако, он опасен для остальных. | |
Физкультминутка (1 мин.) | Ребята сейчас прервемся на физкультминутку. Упражнение для глаз: Закройте глаза и напишите глазами свое имя. Упражнение для дыхания 3 раза. Молодцы! Закончили упражнения, садимся. | Учащиеся выполняют комплекс упражнений |
Мы с вами рассмотрели характеристики людей, которые пытаются добиться своей цели преступным путем. Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности. - А что значит соблюдать правила личной безопасности? Задание №2.3. Записать в тетрадь определение: Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми. Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения. Необходимо соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности. -Назовите эти правила. | Примерный ответ: Соблюдать правила личной безопасности – это значит вести себя так, чтобы с тобой не случилось беды, неприятности. Учащиеся записывают определение в тетрадь. Примерный ответ: не разговаривать с незнакомцами, не принимать от них подарки, не гулять поздно вечером, не садится в чужую машину без родителей и т.д. | |
Учитель предлагает учащимся сделать выводы по изученной теме. | Примерный ответ: Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём. Что бы избежать криминогенных ситуации и встреч с подобными людьми нужно соблюдать правила личной безопасности. Чтобы обеспечить личную безопасность, необходимо выработать умение отказываться от нежелательного общения. Необходимо соблюдать правила личной безопасности. | |
Закрепление нового материала (7 мин.) | Учитель предлагает выполнить задания № 3.1-3.5 в РК (выбор задания по желанию, за каждое выполненное задание по 1 баллу) | Учащиеся выполняют задания в РК. |
Рефлексия (1 мин.) | Учитель использует технику «рефлексивная мишень». Задание №4. | Ученик ставит метки в РК в сектора, соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. |
Итоги урока (1 мин.) | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки | Учащиеся выставляют оценки в дневник. |
Домашнее задание (1 мин.) | Составьте список своих действий в любой из описанных ниже ситуаций:
| Делают записи в дневнике |
Эпиграф к уроку:
«Твоя безопасность в твоих руках»
РАБОЧАЯ КАРТА
Тема: Антиобщественное поведение и его опасность.
- Проверка домашнего задания. Вставьте пропущенные в тексте слова:
1 вариант
«Правилами безопасного поведения на воде запрещается:
- нырять и прыгать в воду в ________________ ____________________;
- заплывать за _______________;
- выплывать на судовой ход и приближаться к судам;
- устраивать в воде игры, связанные с _____________________;
- далеко заплывать на ____________________ ______________________ или
_______________________ ».
2 вариант
«Прочность льда можно определить по ряду признаков:
- наиболее прочен __________________ ____________________ лёд;
- на участках, запорошенных снегом, лёд _________________ и ________________;
- в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее _________________ лёд».
- Изучение новой темы.
2.1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…” Запишите определение в тетрадь.
а) это ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям.
б) преступление
в) преступная обстановка
- Просмотр презентации. Наиболее характерные «портреты» преступников:
- Вор – это преступник, занимающийся воровством.
- Грабитель – это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества.
- Мошенник – это преступник, который занимается хищением чужого имущества путём обмана или злоупотреблением доверия.
- Хулиган – это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
- Насильник – это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.
- Запиши определение в тетрадь. Правила личной безопасности – это правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми.
- Закрепление.
- В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?
“Гуси – лебеди”
“Красная шапочка”
“Колобок”
“Волк и семеро козлят”
“Три поросенка”
“Золушка”
“Репка”
- Ситуационная задача: Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.
Что ты скажешь, и какими будут твои действия? Отметь правильный ответ.
а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.
3.3. Восполните пропуски в перечне советов по поведению в опасных ситуациях.
Советы по поведению в опасных ситуациях:
- умейте вовремя увидеть__________________________________________________;
- не ждите, когда подскажут, _______________________________________________;
- быстро принимайте______________________________________________________;
- умейте преодолевать_____________________________________________________;
- будьте настойчивы и упрямы в ____________________________________________;
- умейте______________________________________________, если это необходимо;
- старайтесь импровизировать, находить новые решения;
- не сдавайтесь до конца.
3.4.К какой категории относятся данные ситуации (соедини стрелками):
Криминогенная ситуация | Ограбление ссора с другом |
Не криминогенная ситуация |
3.5. Расшифруй ребус: В какую ситуацию криминогенного характера попал ученик 5 класса?
Ответ:_______________________.
- «Рефлексивная мишень».
- Домашнее задание:
Составьте список своих действий в любой из описанных ниже ситуаций:
- на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб, магазин;
- в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек;
- на улице вам предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее;
- в общественном транспорте к вам пристала «попрошайка»;
- в салоне автобуса под сиденьем вы обнаружили бесхозную сумку;
- идёте к подъезду своего дома и видите, что незнакомый человек наблюдает за вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Урок ОБЖ 5 класс - тема: "Антиобщественное поведение и его опасность"
Урок ОБЖ 5 класс - тема: "Антиобщественное поведение и его опасность",Мтериал содержит план-коспект урока, презентацию....
Технологическая карта к уроку 5 класса по теме:Year after year - Год за годом
На уроке мы будем изучать времена года и выясним полное название башни Big - Ben....
Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пешеход. Пассажир. Водитель".
Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пешеход. Пассажир. Водитель" содержит задания для учащихся, которые они выполняют при изучении данной темы на уроке. Учебник - Основы безопасности...
Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях".
Рабочая карта к уроку ОБЖ 5 класс по теме: "Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях" содержит задания для учащихся, которые могут быть использованы при изучении данны...
Антиобщественное поведение и его опасность
К опасным ситуациям социального характера относятся криминогенные ситуации , имеющие место в повседневной жизни и в быту (хулиганство, воровство, вандализм, бандитизм и т.д.). Все эти негативные социа...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"...