ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
план-конспект занятия по обж (8 класс)

Толстоногов Александр Григорьевич

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Предмет: ОБЖ.

Класс: 8.

Цель: познакомиться с основными причинами и стадиями развития техногенных происшествий.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний.
  1. Какие техногенные аварии и катастрофы возможны в вашем городе, районе, регионе?
  2. При каких условиях авария может перерасти в катастрофу или чрезвычайную ситуацию?
  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания (развития) под воздействием неблагоприятных социальных, технических или природных факторов.

Начинается всё, как правило, с мелких нарушений и неисправностей. Мелкие нарушения производственной дисциплины и техники безопасности могут привести к происшествиям, происшествия – к повреждениям, а последние – к авариям, катастрофам и ЧС.

Это только непосвящённым людям кажется, что аварии (катастрофы) и ЧС возникают неожиданно, непредсказуемо.

Да, бывает и такое при быстротечных явлениях. Но в большинстве случаев эта цепочка: происшествие – авария – катастрофа – ЧС возникает не на пустом месте, а в результате ошибок, нарушений, повреждений, которые не были своевременно выявлены, исправлены или по которым не были осуществлены необходимые профилактические, ремонтные работы, исключающие перерастание мелких повреждений в крупномасштабные.

Техногенная ЧС может возникнуть из-за природной чрезвычайной ситуации. Так, землетрясения влекут за собой взрывы, массовые пожары, наводнения из-за разрушения гидротехнических сооружений. Однако если чрезвычайные ситуации природного характера предотвратить невозможно, то снизить вероятность возникновения техногенных ЧС путём повышения устойчивости функционирования объектов экономики человеку вполне по силам.

Изучение аварий показывает, что основными причинами возникновения опасных ситуаций в промышленности и на транспорте являются:

  • нарушения трудовой и технологической дисциплины на производстве;
  • грубые нарушения требований и технологической дисциплины на производстве;
  • грубые нарушения требований нормативов и предписаний по безопасности;
  • утеря или ослабление управления безопасностью на объекте;
  • износ технологического оборудования, основных фондов;
  • ослабление авторского надзора проектных организаций, свёртывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию систем предупреждения и ликвидации аварий;
  • снижение ответственности на всех уровня управления;
  • недостатки материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;
  • сокращение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объёмов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;
  • не исключены умышленные действия преступного характера со стороны конкурентов (поджоги, взрывы, повреждение коммуникаций и т. д.), а также со стороны террористов.

Эти причины аварий становятся особенно заметными в годы кризисных явлений в экономике страны.

Учёные и специалисты МЧС России считают, что в ближайшие годы из-за продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической сфере общества не удастся быстро устранить указанные причины аварийности. Возможен дальнейший рост числа аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, в коммунальном хозяйстве.

В этой связи особенно важными являются меры, принятые Правительством России по профилактике ЧС, повышению безопасности производственных процессов на предприятиях и эффективности работы органов управления, подготовке населения к действиям в опасных ситуациях.

Наш учебник целиком посвящён решению этих задач.

«Берегись бед, пока их нет», - так говорили и завещали нам наши мудрые предки. Давайте вместе сделаем первые шаги в этом важном деле!

  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

  1. Каковы, по вашему мнению, наиболее часто встречающиеся причины аварий (катастроф) в вашем городе, районе?
  2. Какие чрезвычайные ситуации техногенного, социального и экологического характера могут возникнуть при: природном наводнении, урагане, цунами, обвале?
  3. Предложите перечень мероприятий, которые необходимо проводить на промышленном предприятии для снижения вероятности возникновения техногенных аварий и катастроф.
  4. «У каждой аварии или катастрофы есть конкретные фамилия, имя и отчество». Как вы понимаете это высказывание?
  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. В большинстве случае цепочка «происшествие – авария – катастрофа – ЧС» возникает в результате ошибок, нарушений, повреждений, которые не были своевременно выявлены, исправлены или по которым не были осуществлены необходимые профилактические, ремонтные работы, исключающие перерастание мелких повреждений в крупномасштабные.

  1. Окончание урока.
  1. Домашнее задание. Найдите в Уголовном кодексе РФ статьи, по которым привлекаются к ответственности должностные лица, виновные в возникновении ЧС.
  2. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Классный час "Стадии развития НАРКОМАНИИ и жизнь наркоманов"

СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАРКОМАНИИ И ЖИЗНЬ НАРКОМАНОВ...

Стадии развития ребенка

В данной статье представлен календарь развития ребенка от 1 года до 12 лет по следующим критериям:1) Физиологические особенности возраста2) Психологические особенности возраста3) Навыки и умения возра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Данные тесты созданы на основе учебника для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Н.Латчука (В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук), издательства «Дрофа», 2014 г...