Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
рабочая программа по обж (9 класс)

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_9_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

Неклиновский район, село Васильево-Ханжоновка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Зеленковой

                                                                                                              «Утверждаю».

                                                                                                           Директор школы

                                                                                      Приказ от __30.08.2019__ № __172__

                                                                                                       

                                                                                                           _________________

                                                                                                             Безуглова В.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ____________основам безопасности жизнедеятельности______________

           уровень общего образования (класс):  ____основное общее,_9 класс.________

                                                                                                              (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)

Количество часов  ________34; в неделю 1 час__из части формируемой участниками образовательных отношений___

Учитель: _______________Гущенко Сергей Викторович__________________

 Программа разработана на основе Примерной программы по ОБЖ, составленной на основе федерального компонента государственного основного общего образования  и авторской программы  для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (автор программы – В.Н.Латчук) напечатанной в сборнике «Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности . 5-9 классы  М.: Дрофа, 2014 г.

                                                   (указать примерную программу, издательство, год издания)

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Предполагается, что в результате изучения ОБЖ в основной школе обучающиеся 8 класса должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:  

 

 

  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания

 

2  Содержание учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Главная задача курса ОБЖ – дать школьникам знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, сформулировать внутреннюю готовность к действиям в экстремальных условиях.  Для решения этих задач в школах Ростовской области предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в региональный компонент учебного плана.

   Безопасность – это не столько физическая защита, сколько духовное состояние личности. Поэтому основной результат образовательной деятельности регионального компонента – формирование личности безопасного типа. Структурно – региональный минимум содержания образования определяется основными содержательными линиями:

  • безопасность и защита человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  • основы военной службы;
  • безопасность жизнедеятельности в Ростовской области и Северо-Кавказком регионе.

   Региональный компонент  программы полностью реализует требования регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказкого региона.

          Цели  программы  интеграция вопроса «Терроризм и безопасность человека» в рабочую программу 9 класса.  

   Ведется работа с родителями и учениками об уголовной ответственности подростков за ложные сообщения по телефону.

 Со всеми участниками образовательного процесса систематически проводится информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение организованности, бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

 Интеграция вопросов о терроризме в рабочую программу

курса ОБЖ в 9 классе.

Тема 3.

Урок 7. Понятие преступления. Виды и категории преступлений. (Терроризм, виды терроризма, наказание за террористические преступления.)

Тема 8.

Урок 19. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. (Как побороть страх и правильно оценить обстановку если тебя захватили в заложники. Качество и привычки, которые должен выработать у себя каждый ученик.)

 

Безопасность и защита человека в среде обитания.

 

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели, задачи, структура, режимы функционирования, силы и средства РСЧС.

Международное гуманитарное право. Защита жертв международных конфликтов. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Медицинский и духовный персонал. Защита военнопленных. Гражданское население. Особая защита женщин и детей. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Правила безопасного поведения в социальной среде.

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Понятие о личной безопасности. Признаки, свидетельствующие о возможности совершения преступных действий. Защита от мошенников. Разновидности мошенничества. Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек. Правила поведения девушки в обществе мужчины при возникновении угрозы или опасности насилия.

Правила поведения, уменьшающие риск  встречи с насильниками и хулиганами. Правила поведения при встрече с хулиганами. Подручные средства самообороны и способы самозащиты.

Правила личной безопасности в опасных ситуациях криминогенного характера: на улице, в общественных местах, в общественном транспорте. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Психологические приемы самозащиты. Понятие о самозащите. Самооценка поведения. Уверенное и решительное поведение в криминогенных  ситуациях. Правила тренировки уверенности. Что следует предпринять, если конфликт неизбежен. Что не рекомендуется делать при конфликте. Психологическое воздействие на насильника. Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях.

Травматизм и его профилактика. Причины травматизма в школьном возрасте. Наиболее характерные причины травматизма в школе.

Безопасное поведение дома.

Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен.

Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Одежда, обувь и защитное снаряжение.

Безопасное поведение на улице. Правила поведения пешехода. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.

Профилактика осложнений ран. Понятие о ране. Виды ран. Антисептика. Виды антисептики. Антисептические средства и порядок их применения. Асептика.

Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них.

Сотрясение головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы повреждения спины. Первая помощь при болях в спине.

Первая медицинская помощь при острых состояниях.

Экстренная реанимационная помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе. Техника и последовательность действий при нанесении прекардиального удара. Понятие о непрямом массаже сердца. Техника и последовательность действий при проведении непрямого массажа сердца. Понятие об искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при проведении искусственной вентиляции легких. Отработка метода искусственного дыхания «рот в рот».

Основы здорового образа жизни.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Понятие о здоровье. Составляющие здоровья: физическое, духовное, социальное. Взаимосвязь между духовным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.

Основные компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха.

Система оздоровления организма человека.

Влияние внешней среды на организм человека. Факторы риска во внешней среде. Внутренняя среда организма.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Психическое здоровье и эмоциональное благополучие человека. Понятие о психическом здоровье и эмоциях. Влияние психического здоровья на эмоциональное благополучие, их взаимная зависимость.

Влияние эмоций па функции тела. Признаки эмоционального благополучия. Основные составляющие эмоционального благополучия.  Условия эмоционального благополучия человека. Достижение эмоционального благополучия.

Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами я эмоциями в конфликтной ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.

Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и молодежи. Профилактика суицида.

Факторы, укрепляющие здоровье человека.

Понятие о личной гигиене. Гигиена кожи. Правила ухода за кожей. Гигиена питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека. Группы продуктов питания. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена воды. Способы очистки воды. Гигиена одежды. Гигиена жилища. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строительства.

Факторы, разрушающие здоровье человека.

Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Профилактика табакокурение.

Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Профилактика употребления алкогольных напитков.

Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической зависимости от наркотика. Развитие физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и отравления лекарственными препаратами.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

        Ответственность за нарушения ПДД. История автотранспорта и принимаемые  меры к обеспечению безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения и история их создания. Перевозка грузов. Предупредительные сигналы водителей. Движение в тёмное время суток. Влияние погодных  условий на безопасность дорожного движения. Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

3. Тематическое планирование.

На изучение предмета «Основы  безопасности и жизнедеятельности» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа будет пройдена полностью согласно календарно-учебного графика за 33 часа.

                 

Названия разделов, глав

Количество часов

Раздел 1   Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

8

     Глава 1  Организация единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  (РСЧС).  

3

     Глава 2  Международное гуманитарное право.  Защита жертв вооруженных конфликтов.

3

     Глава 3  Безопасное  поведение в криминогенных  ситуациях.

2

Раздел 2.  Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.

18

     Глава 4.  Профилактика травм в старшем школьном возрасте.

2

     Глава 5.  Первая медицинская помощь при травмах.

2

     Глава 6. Экстренная     реанимационная помощь.

3

     Глава 7. Основы здорового образа жизни.

11

Раздел 3. Правила дорожного движения.

7

Итого

33

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

(приложение)

 

Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

(дата /№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...