Здоровьесберегающая среда как модель образования в средней школе.
статья по обж
Статья предназначена для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений. В статье представлена модель здоровьесберегающей среды как вариант в решении проблемы ухудшения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Клеков Виктор Алексеевич
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург (г. Павловск)
«Здоровьесберегающая среда как модель образования в средней школе».
Аннотация.
Статья предназначена для руководителей и педагогического состава образовательных учреждений. В статье представлена модель здоровьесберегающей среды как вариант в решении проблемы ухудшения здоровья учащихся.
Ключевые слова.
Здоровьесберегающая среда, здоровье ученика, лечебно-профилактическое оздоровление, здоровьесберегающий образовательный процесс.
Здоровье ученика средней школы сегодня стоит перед нами как важнейшая государственная задача. За последние 3-5 лет в печати хорошо поднята эта проблема: много публикаций , подходов и вариантов решения этой задачи. Научная педагогическая мысль приходит к единому заключению, что «…здоровье ребенка формируется в школе!». К сожалению, мы имеем сегодня неопровержимые факты, что среди выпускников образовательных учреждений только 8-10% считаются полностью здоровыми. Как же поднять уровень здоровья школьников ны выходе из школы, не потеряв при этом качество обученности детей? Возможно дело в коренном пересмотре процесса образования в школе и той среды где формируется ребенок с первого по 11 класс.
На мой взгляд, учебный процесс должен сформировать у школьника три качественные характеристики здоровья: физическое, умственное и психологическое здоровье. И основой (платформой) образовательного процесса должна стать здоровьесберегающая среда. Вроде бы и просто все представляется, но на практике не достигаются спланированные результаты. Может быть в целом, в этой комплексной работе, есть противоречия которые и мешают нам достичь желаемое. Возможно перед планированием этой работы нужно еще раз уточнить целевые установки и планируемый результат иначе нас настигнут объективные противоречия. Вот такие противоречия:
- не четкая, не ясная поставленная цель – не даст желаемого конечного результата;
- высокие (государственнные) требования к школе – не достаточное обеспечение (мат/техн) учебного процесса;
- высокие цели педколлектива – не достаточная мотивация учителей (качество).
Я попытаюсь сформировать модель здоровьесберегающей среды и
представить основные элементы этой среды как системы.
Цель: создание условий здоровьесберегающей среды образовательной деятельности на входе, а на выходе – выпуск здорового и грамотного выпускника.
Задачи: сформировать составляющие компоненты здоровьесберегающей среды как направления образовательного процесса. Эти компоненты можно представить из пяти блоков:
- Лечебно-профилактическое оздоровление учеников.
- Здоровьесберегающий образовательный процесс.
- Информационно-консультативная работа.
- Психолого-терапевтическая работа.
- Внутришкольная среда (кадровый компонент).
Рассмотрим сущность каждого из этих блоков как содержание деятельности всех звеньев образовательного процесса..
- Лечебно-профилактическое оздоровление школьников.
- диспансеризация учеников (плановая, регулярная, продуманная по сезонам и времени);
- оздоровительная зарядка (не переменах – 2-3-мин.);
- физкульт-разминки во время уроков (обязательные);
- сбалансирование питание;
- оздоровительный труд учеников в школе (уборка листьев, посадка растений, детские субботники).
- Здоровьесберегающий образовательный процесс.
- проектные технологии (модульное обучение);
- разноуровневое обучение (учет лидеров и отстающих);
- групповое взаимообучение (проектные или исследовательские направления);
- рациональное расписание (пятидневка, шестидневка, укороченные или удлинненые уроки).
- Информационно-консультативная работа.
- привлечение специалистов в учебный процесс (врачей, психологов, наркологов);
- наличие информационных стендов (без нарушений этических норм..);
- профилактические консультации врачей и психологов ( свободный доступ в определенные дни и часы);
- проведение диагностик развития ребенка (дополнения к диспансеризации.)
- Психолого-терапевтическая работа.
- психологические тренинги здоровья;
- индивидуальные психологические консультации;
-формирование групп по интересам и эмоциональному состоянию (формирование навыковобщения и положительных эмоций);
- консультационная работа с родителями.
- Внутришкольная среда (кадровый компонент).
- подбор компетентный состав учителей;
- мониторинги «элементов оздоровительной среды»;
- создание творческие группы («ЗОЖ», «Здоровье», «Культура» и др.).
Важно понимать и представлять результат процесса, который будет длиться с 1-го по 11 класс. Важно определить критерии этой деятельности.
Как итог эффективности и результативности здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива и администрации школы можно представить следующие примерные показатели (критерии):
− снижение заболеваемости детей;
− повышение общей успеваемости;
− снижение стрессовых срывов учеников;
− положительные изменения в поведении учащихся;
− повышение умственной способности и концентрации учащихся;
− повышение интереса детей к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Основы безопасной жизнедеятельности. Журнал №1–12, – 2006 г.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.- сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. – 2009.
5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и пси- хология здоровья в школе/Н.К. Смирнов. – М.АРКТИ, – 2003. – 270 с.
6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, – 2005.
7. Тишковец Л.П. Здоровьесберегающая деятельность школы: «Школа здоровья» №404.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа структурного подразделения дополнительного образования в средней школе "Клуб любителей путешествий".
Авторская модульная программа Курбатовой Е.Е....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159546-1354861889.jpg)
Экологическая составляющая физического образования в средней школе
Тема экологии раскрывается, практически, при изучении всех разделов физики. Учитель знакомит ребят и с трагедией Керченского залива, и с ролью диффузионных процессов в снабжении водоёмов кислородом, и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-483091-1413060671.jpg)
Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»
Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41703.jpg)
Проблемы повышение качества образования в средней школе
Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования. Но это не столько потребите...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383217-1389785321.jpg)
«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».
Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407545-1392794097.jpg)
Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе
Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва...