Программа структурного подразделения дополнительного образования в средней школе "Клуб любителей путешествий".
методическая разработка по географии по теме

Авторская модульная программа Курбатовой Е.Е.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования

                    «Утверждаю»

 Директор школы №______                                                                       "Согласовано"

 _______________________                                                               Зав. лаборатории географии и

 «__»_________20___ г.                                                                            экологии МИОО

                                                                                                                 ____________ Э.В. Ким

                                                                                                                 "___" ___________ 2010 г.

АВТОРСКАЯ  МОДУЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА

"Клуб любителей путешествий"

для учащихся 5-10 классов.

Срок реализации - 6 лет

Год разработки - 2001 г.

Курбатова Елена Евгеньевна,

        учитель географии высшей категории,

                       руководитель творческого объединения

          "Клуба любителей путешествий"    

г. Москва

Пояснительная записка.

Авторская модульная образовательная программа «Клуб любителей путешествий» культурологической направленности состоит из двух модулей:

1 модуль – «Человек на планете Земля»;

2 модуль – «Страноведение».

Первый модуль программы рассчитан на учащихся среднего звена (5-7 класс).

Второй модуль образовательной программы реализуется для учащихся старшего звена

(8-10 класс). Форма организации деятельности детей: клуб.

Основная идея программы  - организация путешествий (экскурсий, походов, экспедиций) как средства развития интереса к изучению географии и истории.

 В рамках реализации программы отдельные экспедиции и походы организуются для разновозрастного коллектива учащихся.   Занятия проводятся по 3 часа 3 раза в неделю, из расчета 324 часа в год. В каникулярное время организуется длительные экскурсионные поездки.

ЦЕЛЬ:

- расширение мировоззрения школьников;

- формирование у учащихся целостного представления об историко-географической картине Москвы, Подмосковья, России, ближнего и дальнего зарубежья;

-   изучение исторического и культурного наследия;

-   повышение интереса к урокам географии и истории.

ЗАДАЧИ: 

- формирование патриотических чувств у учащихся;

          - социализация школьников  посредством поликультурного воспитания;

          - формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни через приобщение к активным формам досуга: посещение музеев, занятие спелеологией, водным туризмом, участие в экскурсиях и походах.

   ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- принцип культуросообразности (педагог осуществляет воспитание в соответствии с культурным наследием, которое сложилось в обществе);

- принцип ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность); мы вместе делаем общее дело;

- принцип природосообразности (принцип учитывает природные склонности и способности ребенка, половозрастные и физиологические особенности);

- принцип креативности;

- принцип целостности педагогического процесса;

- принцип индивидуально-личностной ориентации содержания обучения и воспитания,

- принцип свободного выбора.

Примерное содержание авторской модульной программы

"Клуб любителей путешествий" 

Основные направления работы:

  1. Народные промыслы.

Цели и задачи:

- используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с географией народных промыслов, историей их возникновения;

- показать связь природных условий региона с определенными видами народных промыслов;

- развивать осмысление художественной ценности народных промыслов;

- воспитание патриотизма;

- профессиональная ориентация;

Содержание.

Изучение географии народных промыслов России осуществляется через экскурсии на производство, участие в мастер-классах, посещение музеев, связанных с народными промыслами России:

- золотая хохлома (с. Семино, Нижегородская обл.), городецкая роспись (г. Городец, Нижегородской обл.), гжель (с. Гжель, Московской обл.), искусство лаковой миниатюры палех (с. Федоскино, Московской обл.), производство платков Павловского Посада (г. Павлов Посад, Московской обл.);

- русское деревянное зодчество(Коломенское; Кижи, Карелия; «деревянное кружево» Костромы; Витославлицы, Великий Новгород);

- лозоплетение (Камышин, Волгоградской обл.; в деревнях Костромской и Ивановской обл.);

- соломоплетение (Вологда);

- поделки из бересты (Великий Устюг, Великий Новгород, Владимир, Ярославль, Кострома);

- ростовская финифть, скань (г. Ростов, Ярославская обл);

- жостовские подносы(с. Жостово, Московская обл.);

- художественная обработка металла (кузнечное искусство Санкт-Петербурга, чеканка Северного Кавказа; изделия из серебра: чернь – Великий Устюг; Кубачинский промысел – Дагестан);

- кружевоплетение;

- оренбургские (Оренбургская обл.) и урюпинские (Урюпинск, Волгоградская обл.) пуховые платки.

  1. Производства.

Цели и задачи:

-передать теоретические знания о производствах в разных отраслях хозяйства на принципе наглядности,

-сформировать представления о  практических умениях и навыках, необходимых на разных предприятиях,

-профориентация,

-формирование у учащихся наглядных представлений о понятиях, полученных на уроках географии: производство, сырьё, конечный продукт, стадии производства, автоматизированное производство, специализация, производственный процесс, производственная дисциплина и т.д.

 

Содержание.

Учащиеся посещают:

- хлебозавод (знакомство со стадиями производства хлебобулочных изделий);

- агросовхоз « Московский» (детям показывают все этапы выращивания культур от посева до сбора урожая);

- фабрику ёлочных украшений (г. Клин);
- завод газированных напитков;

- мороженого « Баскин Роббинс»;

- фабрику «Крекер»;

- фабрику «Красный Октябрь» (знакомство с историей создания фабрики, этапами её развития, стадиями производства шоколадной и карамельной продукции);

-производство «Мосфильм» (посещение декорационных площадок, музеев костюмов и автомобилей, мастер-класс с гримёром, знакомство с этапами производства фильмов);

-студию «Союзмультфильм» (знакомство с работой художников-мультипликаторов, посещение музея, где собраны куклы, макеты и декорации мультфильмов);

-школу подготовки собак-поводырей( эта экскурсия развивает в ребятах импатию -способность к сопереживанию, способствует тесному общению детей с животными, информирует о необычной профессии- тренере собак-поводырей, такое непосредственное общение  с собаками делает детей добрее и терпимее, воспитывает чувство сострадания  и готовность помочь людям с ограниченными возможностями).

  1. Походы и экспедиции.

Цели и задачи:

-формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни через приобщение к активным формам досуга- походам, водному туризму, занятиям спелеологией;

-обучение практическим туристическим навыкам( постановка палатки, разведение костра, использование лечебных растений в лесу, оказание I-ой медицинской помощи и т.д.);

-обучение приёмам безопасного поведения на природе;

-воспитание экологической культуры;

-закаливание;

-развитие навыков коммуникативной культуры и толерантного поведения в группе;

-воспитание товарищества и взаимопомощи, ответственности и чувства долга;

-расширение кругозора.

 Содержание.

Обычно в сентябре ребята участвуют в спелеологической экспедиции в Сьяновские пещеры (с. Сьяны, Московская обл.), где  происходит практическое  внедрение в глубину земной  коры, прохождение маршрута в толще известняковых каменоломен, в процессе которого учащиеся наглядно понимают, какой слой  горных  пород образовался  из останков морских организмов в период, когда на месте Московской области был залив тёплого океана Тетис; каменоломни свидетельствуют об активной  добыче известняка местным населением в 14-18 в. для строительства.

 В мае каждый год разновозрастная группа учащихся «Клуба» участвует в 2-дневном походе с одной ночевкой в Александровском районе Владимирской области, где ребята приобщаются к водному туризму (сплав на авиационных плотах по реке Киржач Владимирской области), участвуют в туристической эстафете, дружно и интересно проводят вечерний досуг у костра, участвуют в походных играх и конкурсах.

Благодаря этому мероприятию  ребята разного возраста и разных классов знакомятся, общаются, дружат и помогают друг другу.

  1. Экскурсии  по России.

Цели и задачи:

-изучение ресурсов, населения и хозяйства, особенностей быта в разных природных зонах России;

-формирование представлений о разных жилищах, диалектах, этнокультуре субъектов федерации различных экономических районов;

-воспитание патриотических чувств у учащихся;

-формирование представлений об общности исторических судеб разных народов на территории РФ;

-знакомство с памятниками культуры, архитектуры городов России, с  фольклором и различными формами поселения;

-изучение истории городов Золотого Кольца , городов-героев, древних поселений;

-знакомство с достижениями многонационального народа России;

-воспитание национальной гордости и толерантности.

Содержание.

  1. Экскурсии в древние города России и города Золотого Кольца.

-Владимир (Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы, интерактивное занятие в древнеславянской школе),

-Суздаль ( Кремль, Спасо-Ефимьев, Покровский монастыри, музей деревянного зодчества);

-Великий Новгород ( Ярославово дворище, Древний Торг, Витославицы, Георгиевский собор);

-Ярославль (Спасо-Преображенский монастырь, музей «Музыка и время», церковь Ильи Пророка);

-Кострома (Ипатьевский монастырь,экскурсия в Плёс-дом-музей Левитана, Нерехта-музей истории города);

-Киев (Киево-Печерская Лавра, с.Пирогово, Крещатик, Майдан);

Переславль-Залесский(ботик Петра, Горицкий монастырь, Спасо-Преображенский собор);

-Ростов Великий( Ростовский Кремль, Белые (Красные) палаты, Спасо-Яковлевский монастырь, выставка финифти);

-Углич(Кремль, церковь царевича Дмитрия «на крови», палаты удельных князей, Воскресенский собор);

-Мышкин( дом ремёсел, краеведческий музей);

-Тула(музеи пряника, оружия, самоваров, Ясная поляна- дом-музей Л.Н.Толстого);

Коломна( Кремль, посад, Свято-Троицкий монастырь);

-Александров(Кремль, домовой храм, дворцовые палаты царя Ивана Грозного).

2)Города-герои.

-Волгоград ( Мамаев Курган, музеи «Сталинградская битва» и «Память», ГЭС, заповедник « Старая Сарепта»);

-Санкт-Петербург( Петропавловская крепость, музей Блокады Ленинграда, Пискарёвское кладбище, Эрмитаж, Екатерининский и Павловский дворцы, музей А.С.Пушкина на Мойке,12);

-Севастополь-город русской славы ( диорама «Оборона Севастополя», Сапун-гора, памятник затопленным кораблям; дворца ЮБК, Никитский ботанический сад);

-Курск - город-герой ( музей Курской битвы, мемориал славы).

3)Разнообразие  Русского Севера.

-Великий Устюг родина деда Мороза ( народные промыслы Севера – мастер-классы «Лён», «Береста», «Резьба по дереву», быт северян, фольклорные программы, вотчина деда Мороза);

-Карелия ( знакомство с карело-финским эпосом, с бытом карелов, с зодчеством на о.Кижи, заповедник «Кивач», обучение езде на собачьих упряжках);

- Архангельск ( Свято-Ильинский собор, скульптурный памятник Михаила Архангела, центр атомного судостроения в г. Северодвинске, водорослевый комбинат, пещеры).

  1. Путешествия в каникулы.

В осенние, зимние и весенние каникулы организуются путешествия на 7-8 дней в одну из зарубежных стран.

Цели и задачи:

-знакомство с историческим и культурным наследием стран, изучаемых в программе школьного курса;

-развитие интереса к урокам географии и истории;

-социализация школьников посредством поликультурного  воспитания;

-формирование зрительных образов географических объектов  и памятников культуры ;

-расширение кругозора и углубление мировоззрения учащихся;

-воспитание коммуникативной культуры и толерантности.

Примерное содержание.

-Чехия (Прага - Староместская пл., Вацловская пл., Карлов мост, Еврейский город, Градчаны, Пражский Град, Чешский Крумлов; рыцарские замки Локет, Кокоржин, Штернберк, Карлштейн, Конопиште; г. Кутна Гора – добыча и производство серебра, храм Святой Варвары; г. Карловы Вары - термальные источники, экскурсия на стекольное производство и производство ювелирных изделий);

-Париж - детям (Собор Парижской Богоматери, Монмартр, Эйфелева башня, Лувр, музей парфюмерии Фрагонар, Латинский квартал, архитектура Ля де Фанс, Версаль, Диснейленд);

-Финляндия и Швеция (Хельсинки - Сенатская пл., Успенский собор, лютеранский кафедральный собор в Турку; Стокгольм – королевский дворец, Домский собор, Рыцарский остров, музеи « Васса», «Скансен», «Юнибакен»);

-Италия (Рим- Колизей, Римский Форум), Пиза, Венеция, Флоренция – галерея Уффици, Ватикан);

- Удивительная Венгрия ( Будапешт- королевский дворец, Будайская крепость, Рыбацкий бастион, Площадь Героев, парк Варошлигет и крепость Вайдахуняд, Парламент, термальные купальни «Сечени», купальни в пещерах  в Мишкольце, фольклор и народные промыслы Венгрии, г. Эгер);

-Германия ( г.Мюнхен, мастер-класс на киностудии «Бавария –фильм», замки Нойшванштайн и Хоеншвангау, г. Берлин, г. Дрезден).

6. Военно-патриотические экскурсии.

Цели и задачи:

-воспитание патриотических чувств учащихся;

-изучение героических событий Великой Отечественной войны , памятных мест великих сражений;

-знакомство с именами героев и легендарных участников Великой Отечественной войны;

-изучение героических страниц истории Русской Армии и Флота, подвигов русских солдат и офицеров в дореволюционный период;

-знакомство с подвигом героев- антифашистов;

-формирование представлений о военной доктрине государства, о научно-техническом развитии Вооружённых сил РФ;

-воспитание уважительного отношения к военному подвигу, чувства благодарности к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и других военных событий, связанных с защитой Родины и выполнением интернационального долга.

 Содержание. Примерные экскурсии:

-«Москва в солдатской шинели» (Москва в 1941г, народное ополчение, музей Обороны Москвы);

- «Подвиг Зои Космодемьянской»- экскурсия в Петрищево;

-«Бородино- поле воинской славы»-  экскурсия - рассказ о двух битвах: в войне 1812г. и 1941г.;

-«Из истории Русского флота» - экскурсия на подводную лодку;

- экскурсии по местам боёв Подмосковья (Снегири, Крюково, Дубосеково);

-музей авиации в Монино;

- музей танков в Кубинке;

-музей героев-антифашистов в г. Красногорске.

7. Экологические экскурсии.

Цели и задачи:

- формирование экологического мышления учащихся;

-воспитание бережного отношения к природе;

-знакомство с природоохранными видами деятельности;

-изучение исчезающих видов растений и животных, способов увеличения их численности;

-формирование представлений о единстве человека с природной средой и о принципах природосообразного поведения;

- знакомство с профессиями, связанными с экологической сферой деятельности;

-формирование доброго отношения к животным;

-воспитания  осознанного стремления к природоохранной деятельности;

-формирование активной жизненной позиции  и осознания необходимости в активном участии в экологических акциях (по очистке берегов, лесных ландшафтов, забота о птицах и диких животных в суровые зимы, участие в субботниках).

Содержание. Примерные экскурсии:

 -в Приокско – Террасный заповедник;

- в Национальный парк « Лосиный остров»;

- на страусиную  ферму;

-в тепличное хозяйство, в оранжерею;

- в Ботанический сад;

- в лесничество;

-в Парк птиц «Снегири» (Калужская обл.).

8. Усадебный венок Москвы и Подмосковья.

Цели и задачи:

-показать во всём разнообразии культурно- историческое богатство дворянских усадеб Москвы и Подмосковья;

- познакомить с особенностями формирования мировоззрения великих русских писателей, поэтов, учёных, архитекторов…;

-формирование здоровых амбиций и делания совершенствоваться по примеру знаменитых хозяев усадеб- заповедников и усадеб- музеев;

- расширение кругозора;

- углубление знаний , полученных на уроках географии , истории и литературы.

Примерное содержание:

- Абрамцево ( имение Мамонтовых, Аксаковых );

-Шахматово ( А.Блок);

-Мураново ( Тютчев, Баратынский) ;

-Мелихово ( А.П. Чехов);

-Ясная Поляна ( Л.Н. Толстой);

-Константиново ( С. Есенин);

-Архангельское ( усадьба Юсуповых);

-Остафьево ( имение Вяземского);

- Большие Вяземы- Захарово ( детство А.С.Пушкина);

-Поленово ( творчество Поленова);

-Ленинские горки;

-Кусково;

-Царицыно;

-Люблино ( дворянская усадьба 18-19 в.в. купца Дурасова).

9.Проектная деятельность.

   Учащимся предлагается по итогам учебного года сделать мультимедийный проект по содержанию любого, наиболее значимого для ребёнка, путешествия. Наиболее удачные проекты предлагаются к просмотру всем участникам «Клуба» на итоговой конференции, с лучшими проектами ребята затем принимают участие в конкурсе «Грант префекта».

Цели и задачи:

-развитие творческих способностей и технологических навыков учащихся;

-формирование логического мышления, стремления систематизировать и обобщать полученные на экскурсиях и в путешествиях знания;

- создание для учащихся ситуации успеха;

- формирование географической культуры и умения выражать свои мысли;

-развитие хоризмы и ораторского искусства; умения держать внимание аудитории: ярко, образно и метко выражать свои мысли.

     

Планируемые результаты.

У учащихся формируется потребность в здоровом образе жизни, в приобщении к активным формам досуга: походам, водному туризму, изучению исторических и природных памятников России и других стран, занятиям спелеологией, посещениям выставок и музеев.

  Опыт экскурсий по Москве, Подмосковью, другим уголкам России, знакомство с достижениями своего народа особенно остро влияет на формирование патриотических чувств учащихся. Расширяется кругозор детей.

МОДУЛЬ I.  «Человек на планете Земля» (для учащихся 5-7 классов).

 Первый год обучения - 36 занятий по 9 часов в неделю.

- Экскурсии в Московский Кремль; 

- Экскурсии в «Палаты в Зарядье». 

а) В гостях у барина - игра, основанная на русских традициях, преданиях, знакомстве со средневековым бытом;

б) Домашний быт царей и бояр - знакомство с обычаями и нравами допетровской Руси;

в) Из истории русого оружия - знакомство с ранними образцами оружия, с военной тактикой русского войска в 10-17 в.в.;

г) Как жили москвичи в древности - старинные московские улицы, дома, одежда москвичей, московская кухня;

д) Святки - интерактивная игра с включением русских традиций и обрядов.

- Экскурсии в планетарий.

Сокровища звездного неба, как рождаются, живут и умирают звезды, созвездия.

- Экологическими тропами.

а) Приокско-Террасный заповедник.

б) Лосиный остров.

- Народные промыслы.

а) Гжель - посещение фабрики фарфорово-фаянсовой посуды, участие в мастер-классе;

б) Гусь-Хрустальный - посещение стекольного завода и музея хрусталя;

- Походы и экспедиции.

а) Экспедиции в Сьяновские пещеры;

б) Сплав по рекам Шерна и Киржач (Владимирской области) - дети обучаются установке палаток, разведению костра, приобретают навыки гребли по равнинной реке, участвуют в активных формах досуга у костра.

- Усадебный венок России.

а) Музей-усадьба Кусково;

б) Экскурсия в Абрамцево;

- Производства.

а) Фабрика елочных украшений в Клину;

б) Экскурсия на студию "Союзмультфильм";

- Путешествия в каникулы.

а) Киев - колыбель славянской культуры - осенние каникулы;

б) Устюг Великий - в гостях у Деда Мороза - зимние каникулы.

Второй год обучения - 36 занятий по 9 часов в неделю.

- Москва изначальная. Пешеходные и автобусные экскурсии по Москве  

Замоскворечье, Таганская слобода, история Остоженки, Пречистенки, Волхонки, Заяузья, Новодевичий монастырь, Покровский монастырь.

 - Усадебный венок Москвы.

а) Горки - знакомство с усадьбой и музеем крестьянского быта;

б) Клин - родина П.И. Чайковского.

- Народные промыслы.

а) Жостово - посещение производства по изготовлению жостовских подносов ;

б) Тула - город мастеров.

- Золотое кольцо России.

Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский.

- Производства.

а) Фабрика стеклянной игрушки в Клину;

б) Музей шоколада;

в) Центр подготовки космонавтов.

- Музеи - заповедники.

а) Царицыно;

б) Коломенское.

- Путешествия в каникулы.

а) Рыцарские замки Чехии (Локет, Кокоржин…) - осенние каникулы;

б) Финляндия, Швеция  (корабль "Васса", музей "Юнибакен", Стокгольм, Хельсинки, протестантские церкви) - зимние каникулы.

в) Псков, Изборск, Печоры - летние каникулы.

Третий год обучения - 36 занятий по 9 часов в неделю.

- Автобусные экскурсии по Москве и ближнему Подмосковью.

Дворянская Москва, купеческая Москва, памятники воинской славы, династия Романовых, Николо-Угрешский монастырь, Александровская слобода..

 - По Золотому кольцу России.

Кострома, Ярославль, Мышкин.

- Народные промыслы.

а) Дулёво - посещение старейшего кузнецовского фарфорового завода;

б) Павлов Посад.

- Производства.

Кондитерская фабрика "Покров" - об истории шоколада.

- Военными дорогами.

Петрищево - музей Зои Космодемьянской, посещение места её гибели и могилы;

- Технические музеи.

Кубинка, Монино, Звездный городок.

- Экскурсии в государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - 8 занятий.

Искусство Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, искусство Средних веков и эпохи Возраждения.

- Путешествия в каникулы.

 Италия (Рим, Флоренция, Венеция), Ватикан, Сан-Марино  - осенние каникулы;

МОДУЛЬ II.  Страноведение (для учащихся 8 -10(11) классов).

Четвертый год обучения – 36 по 9часов в неделю.

- Непознанная Россия.

а) Нижний Новгород, Чкаловск, Городец-на-Волге, производство Золотой хохломы в д. Сёмино;

б) Угличские колокола - кремль, церковь царевича Дмитрия на "крови", Спасо-Преображенский собор.

в) Великий Новгород - кремль, Софийский собор, Ярославово дворище, музей деревянного зодчества "Витославлицы".

- Производства.

а) Кондитерская фабрика "Бабаевская";

б) База служебного собаководства.

- Экскурсии в художественные музеи.

а) Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - обзор картинной галереи, искусство Голландии и Фландрии 17 века, искусство Франции 17-18 в.в., европейское искусство второй половины 19 в.

б) Государственная Третьяковская галерея - историческая живопись, иконы, фрески, мозаика, обзор русского искусства 20 в., Москва и москвичи в произведениях Руссой живописи.

- Экскурсии в Государственный музей Востока.

Средневековый Восток, многоликий Восток, художественное наследите мусульманского Востока, феномен религий.

- Путешествия в каникулы.

Париж (Лувр, Нотр-Дам, Эйфелева башня, Монмартр, Латинский квартал, Ля-де-фанс, Диснейленд).  

Пятый год обучения - 36 занятий по 9 часов в неделю.

- Непознанная Россия.

а) Болдинское очарование (Болдино, Дивеево, Арзамас)

б) Блистательный  Санкт-Петербург

 - Экскурсии по Москве и Подмосковью.

а) Новый Иерусалим;

б) Оптина Пустынь;

в) Звенигород;

г) Пушкин в Москве;

д) Москва 1812 года.

- Производства.

а) Очаковский завод безалкогольных напитков;

б) Фабрика мороженого "Баскин Робинс";

- Экскурсии в музей Востока.

Китай, Япония, государства Ближнего Востока, Индия, государства Средней Азии.

- Путешествия в каникулы.

а) Германия (Берлин, Нойншвайнштайн, Мюнхен, Нюрнберг, Дрезден - осенние каникулы;

б) Венгрия (Будапешт, Эстергом, Вышеград, Сентендре-Эгер) - весенние каникулы.

Шестой год обучения - 36 занятий по 9 часов.

- Непознанная Россия.

а) Тула и Ясная поляна (Дом - музей Л.Н. Толстого)

б) Ростов Великий;

в) Серпухов (историко-художественный музей, Высоцкий и Владычный монастыри)

г) Углич (церковь царевича Дмитрия, тронная палата, музей колокольных звонов);

д) Снегири - военными дорогами;

е) Переделкино: Окуджава, Пастернак;

ж) Поленово - дом-музей художника В.Д. Поленова.

 - Экскурсии по Москве.

а) Мировые религии (посещение православного и католического храмов, церкви старообрядцев, синагоги, мечети) ;

б) Шереметьевы в Москве;

в) "Серебряный век" русской поэзии (знакомство с творчеством А. Белого, В. Брюсова, М. Цветаевой);

г) Москва в военной шинели;

д) Москва булгаковская.

е) Экскурсия в музей воды "Мосводоканала"

- Экскурсии в политехнический музей.

Инженерно-научное наследие России, история технического прогресса в России и в мире.

- Путешествия в каникулы.

а) Китай - осенние каникулы;

б) Австрия -  весенние каникулы.

в) Сплав по р. Киржач - майские праздники.

Примерный тематический план.

Группа учащихся занимается 9 часов в неделю.

э - экскурсия

и/и - интерактивная игра

м/к - мастер-класс

эксп. -  экспедиция

п - поход

I модуль "Человек на планете Земля"

I год обучения. (5-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Московский Кремль. Музеи Московского Кремля.

54 ч.

1 з. (3 ч.)

17 з.(51 ч.) -э

2

Как жили москвичи в древности.

9 ч.

-

3 з.(9 ч.)-э

3

Домашний быт царей и бояр

 18 ч.

-

6 з. (18 ч.)-э

4

Из истории русского оружия

9 ч.

-

3 з. (9 ч.)-э

5

Святки. Масленица

9 ч.

-

3 з.(9 ч.)-и/и

6

Сокровища звездного неба

27 ч.

1 з. (3 ч.)

8 з. (24 ч.)-э

7

Экологическими тропами

18 ч.

-

2 з. (18 ч.)-э

8

Гжель

 18 ч.

1 з. (3 ч.)-э

3 з. (15 ч.) м/к

9

Как рождается хрусталь?

9 ч.

-

1 з. (9 ч.)-э

10

Вторжение в земную кору (Сьяновские пещеры)

27 ч.

1 з. (3 ч.)

6 з. (24 ч.)-эксп

11

Туристические навыки.

27 ч.

2 з. (6 ч.)

3 з. (21 ч.) - п

12

Усадебный венок России: Кусково, Абрамцево.

18 ч.

-

3 з. (18 ч.) - э

13

Как производят елочные украшения?

18 ч.

1 з. (3 ч.)

3 з. (15 ч.) -э

14

Киев - колыбель  славянской культуры

36 ч.

-

6 з. (36 ч.)- э

15

Великий Устюг. В гостях у Деда Мороза

27 ч.

-

7 з. (27 ч.)- э

Всего

36 недель. (324 ч.)

7 з. (21 ч.)

71 з. (303 ч.)

II год обучения. (6-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Москва изначальная

45 ч.

1 з. (3 ч.)

14 з.(42 ч.) - э

2

Крестьянский быт Подмосковья в 15-18 в.

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

3

Усадебный венок Москвы (Горки, Клин)

18 ч.

-

3 з. (18 ч.)- э

4

Народные промыслы. Производство жостовских подносов.

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з. (6 ч.)- э

5

Тула - город мастеров.

27 ч.

1 з. (3 ч.)

2 з. (12 ч.)- э

2 з. (12 ч.)- м/к

6

Золотое Кольцо России. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский.

72 ч.

10 з. (30 ч.)

7 з. (42 ч.)- э

7

Как производят стеклянные игрушки в Клину?

18 ч.

2 з. (6 ч.)

1 з. (6 ч.)- э

1 з. (6 ч.)- м/к

8

Как готовят шоколад?

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з. (6 ч.) - э

9

Как готовят космонавтов к полету?

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з. (6 ч.)- э

10

Музеи-заповедники: Царицыно, Коломенское.

18 ч.

-

3 з. (18 ч.)- э

11

Рыцарские замки Чехии

36 ч.

-

6 з. (36 ч.) - э

12

Путешествие в Лапландию

27 ч.

-

4 з. (27 ч.) - э

13

Псков. Изборск. Печоры.

27 ч.

-

4 з. (27 ч.) - э

Всего

36 недель (324 ч.)

17 з. (54 ч.)

48 з. (270 ч.)

III год обучения. (7-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Москва Ивана Грозного. Династия Романовых в Москве.

 45 ч.

3 з. (9 ч.)

9з.(36 ч.) -э

2

Золотое Кольцо России. Кострома, Ярославль, Мышкин.

63 ч.

6 з. (18 ч.)

5 з.(45 ч.)-э

3

Народные промыслы. Производство платков в г. Павлов Посад, производство кузнецовского фарфора.

36 ч.

-

6 з. (36 ч.) -

э+м/к

4

Военными дорогами. Петрищево

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з. (6 ч.)- э

5

Технические музеи. Кубинка, Монино, Звездный городок.

 36 ч.

2 з (6 ч.)

5з.(30 ч.)- э

6

Экскурсии в государственный музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина.

72 ч.

3 з. (9 ч.)

21 з. (63 ч.)- э

7

Культурное наследие Италии.

63 ч.

1 з. (3 ч.)

10 з. (60 ч.)- э

Всего

36 недель (324 ч.)

17 з. (48 ч.)

57 з. (276 ч.)

II модуль "Страноведение"

IV год обучения. (8-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Непознанная Россия.

126 ч.

10 з. (30 ч.)

16 з. (96 ч.)- э

2

Производства Москвы. Концерн "Бабаевский". База служебного собаководства.

18 ч.

-

 3 з. (18 ч.)- э

3

Третьяковская галерея. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

72 ч.

6 з. (18 ч.)

18 з. (54 ч.)- э

4

Культура стран Востока

54 ч.

2 з. (6 ч.)

16 з. (48 ч.)- э

5

Великолепие Парижа.

54 ч.

2 з. (6 ч.)

16 з. (48 ч.)- э

Всего

36 недель (324 ч.)

20 з. (60 ч.)

 63 з. (264 ч.)

V год обучения. (9-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Непознанная Россия.

90 ч.

10 з. (30ч.)

10 з. (60ч.)- э

2

Московские  монастыри. Московские иконописцы.

45 ч.

5 з. (15 ч.)

5 з.(30 ч.)- э

3

Пищевые производства Москвы.

18 ч.

2 з. (6 ч.)

2 з. (12 ч.)- э

4

Культура, религия, философия стран Востока

90 ч.

10 з. (30 ч.)

20 з. (60 ч.)- э

5

Германия.

54 ч.

4 з. (12 ч.)  

7 з. (42 ч.)- э

6

Венгрия.

27 ч.

1 з. (3 ч.)

4 з. (24 ч.)- э

Всего

36 недель (324 ч.)

32 з. (96 ч.)

48 з. (228 ч.)

VI год обучения. (10-11-е классы)

Название темы

Всего часов

Теор. занятия

Практ. занятия

1

Непознанная Россия.

90 ч.

10 з. (30 ч.)

10 з.(60 ч.)- э

2

Мировые религии в Москве

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

3

Шереметьевы в Москве

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

4

"Серебряный век" русской поэзии.

18 ч.

2 з. (6 ч.)

2 з. (12 ч.)- э

5

Москва в военной шинели.

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

6

Москва булгаковская

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

7

Вода в Москве

9 ч.

1 з. (3 ч.)

1 з.(6 ч.)- э

8

Экскурсии в политехнический музей

54 ч.

2 з. (6 ч.)

16 з. (48 ч.)- э

9

Древность и современность Китая

54 ч.

2 з. (6 ч.)

8 з. (48 ч.)- э

10

Культурное наследие Австрии.

45 ч.

1 з. (3 ч.)

7 з. (42 ч.)- э

11

Сплав по р. Киржач Владимирской области

18 ч.

1 з. (3 ч.)

3 з. (15 ч.)- п

Всего

36 недель (324 ч.)

23 з. (69 ч.)

51 з. (255 ч.)

Методическое обеспечение программы.

Программой предусмотрено усвоение нового материала в основном через экскурсии (э), участие в интерактивных играх (и/и), мастер-классах (м/к), походах (п) и экспедициях (эксп.). Некоторым темам предшествуют 1-2 теоретических занятия.

Конечный результат усвоения знаний, умений и навыков учащиеся демонстрируют на уроках географии в творческой форме (защиты проекта, создания альманаха или стенгазеты…), а так же в процессе организации походов и экспедиций для разновозрастного коллектива учащихся, где старшие обучают младших (в походах, в спелеологической экспедиции, на сплаве по реке).

Список литературы.

 

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения, Тула, 1993.

2. Педагогическая лоция. Московские музеи - московскому учителю. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование", 2000, 2002, 2005 г.

3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: "Школа-Пресс", 1998.

4. Московское краеведение. Учебно-методическое пособие. М.: 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Методическая разработка. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ структурного подразделения

Настоящее положение регулирует организацию и проведение контроля за освоением дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Отделения дополнительного образования детей (далее по тексту -...

Занятие педагога дополнительного образования Котовой Елены Михайловны Игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма»

Введение в дополнительную общеобразовательную программу «Юные туристы-экологи» игра–путешествие: «Я приглашаю вас в мир туризма» в рамках Всероссийского конкурса професси...

Рабочая программа дополнительного образования по страноведению. "Учим английски путешествуя"

Данная программа приемлема для возрастной группы с 12 до 14 лет. Учебный курс предлагает обучающимя познакомится с культурой, историей, традициями стран, изучаемого языка параллельно закреплея и углуб...

Дополнительная общеобразовательная программа структурного подразделения ОДОД «Патриот»

Программа направлена на:1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростк...