Проблемы повышение качества образования в средней школе
статья на тему

Егорова Надежда Николаевна

Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования.  Но это не столько  потребительское отношение к образованию, сколько создание условий для обучения и организация образовательного процесса. Это поможет сократить разницу между социальными потребностями общества и личными желаниями обучаемого и мнением его родителей. К сожалению,  здесь пока наблюдается большой разрыв между желаемым и действительностью. Учащиеся, получившие образование и овладевшие профессией, часто остаются невостребованными, не могут адаптироваться в обществе, испытывают затруднения в общении. Поэтому, задача учителя в этой ситуации – не просто формировать или развивать необходимые качества в рамках образовательного процесса, но и взаимодействовать для этого со средой, в которой растет ребенок: с его родителями, с его окружением. Ведь ученик – это не только «продукт» школьного образования, но и часть социальной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                             МОУ «СОШ № 12 с УИИЯ»

                                                                                               ЕГОРОВА Н.Н.

Родительское собрание

 «Повышение качества образования в средней школе» от 21.11.2011г

  Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования.  Но это не столько  потребительское отношение к образованию, сколько создание условий для обучения и организация образовательного процесса. Это поможет сократить разницу между социальными потребностями общества и личными желаниями обучаемого и мнением его родителей. К сожалению,  здесь пока наблюдается большой разрыв между желаемым и действительностью. Учащиеся, получившие образование и овладевшие профессией, часто остаются невостребованными, не могут адаптироваться в обществе, испытывают затруднения в общении. Поэтому, задача учителя в этой ситуации – не просто формировать или развивать необходимые качества в рамках образовательного процесса, но и взаимодействовать для этого со средой, в которой растет ребенок: с его родителями, с его окружением. Ведь ученик – это не только «продукт» школьного образования, но и часть социальной среды.

Процесс обучения надо рассматривать не только с позиции получения результатов, но с позиций создания условий для обучения и организации образовательных процессов. При этом можно рассматривать этот процесс с трёх позиций: качество результатов, качество процесса, качество условий. Необходимо учитывать ожидания общества и личные желания. Что же является оценкой качества образования? На данном этапе это- ЕГЭ, ГИА в 9-х классах, региональные исследования в 4-х классах.

Весомыми исследованиями являются международные исследования. Которые ведутся с 90-х годов при участии ТИСМ(математическое и естественно-научное направление). А так же ПИЗА- идет тестирование в течении 15 последних лет. Это исследование направлено не столько на академические знания, сколько на проверку как используются и применяются полученные знания.

          Учитель  в информационном обществе  перестал быть единственным носителем знания. В некоторых ситуациях ученик знает больше.  И  роль современного учителя – это  роль проводника в мире информации. На протяжении 20 лет проводятся Всероссийские и международные исследования в области изучения  усвоения  учащимися полученных знаний в точных и естественных науках. А вот готовность к применению академических знаний на практике желает быть лучше. В чём же причина противоречия между багажом знаний и вложением их в практику? Почему креативность мышления пока не является широко распространённым явлением?  Учитывая то, что подготовка  профилизации  начинается с 8 – 9 классов, скорее всего на этот процесс оказывает влияние психология и физиология подросткового возраста. 

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраста.  Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

       Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса».       Суть "подросткового комплекса" составляют поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.   Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

С другой стороны - характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

          Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

         Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. Или увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

       Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально.  Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.      

                Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.   Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

      У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.      Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

             Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.    Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Качество образования в современной школе тесно связано  с укреплением и сохранением здоровья школьника. Лозунгом становятся слова –«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ». Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом.  С каждым годом здоровье детей  становится все хуже и хуже.

 Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических дефектов». ПО данным Института  возрастной физиологии  Российской академии образования заболевания наиболее характерные для школьного возраста : заболевания  сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата. Школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества.

                Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя: • физическое здоровье; • психическое здоровье; • благоприятную социально-психологическую адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению по теме Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе

Презентация из опыта работы учителя и педколлектива по внедрению в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных технологий...

ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ Развитие метапредметных компетенций учащихся как ресурс повышения качества образования в массовой школе

Сопровождающий презентацию текст по теме выступления на августовской конференции 2011 года...

Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»

Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе

Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва...

Выступление на ВКС "Использование реестра затруднений учащихся и педагогов для повышения качества образования в Новопортовской школе-интернате"

Результаты государственной итоговой аттестации становятся основным источником объективной и независимой информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников, о тенденциях развития общего обр...