Конспект урока "Затопление жилища"
план-конспект урока по обж (5 класс)

Цель: ознакомить  учащихся  с причинами затопления жилища и их последствиями.

  • развивать умения наблюдать, правильно понимать, анализировать и истолковывать признаки разрушения жилища, прогнозировать последствия
  • воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по недопущению затопления жилища
  • воспитывать осторожность, чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока:  Затопление жилища

Цель: ознакомить  учащихся  с причинами затопления жилища и их последствиями.

  • развивать умения наблюдать, правильно понимать, анализировать и истолковывать признаки разрушения жилища, прогнозировать последствия
  • воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по недопущению затопления жилища
  • воспитывать осторожность, чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Смогут понять опасные негативные, разрушительные последствия затопления жилища

-  усвоят правила поведения в случаях аварий в жилище и методы их предотвращения

- научатся алгоритму действий при затоплении жилища

Регулятивные УУД:

примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

примут участие в определении темы и цели урока.

 Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.

Ресурсы урока:  учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-х классов под редакцией Ю.Л. Воробьёва- М.: Просвещение, 2013

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этап урока (+ время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

 Орг. Момент

 (1 мин.)

СЛАЙД 1.   Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке.            Все услышали звонок?

                                                      Начинается урок

                                                     Очень рада видеть вас

                                                      Кто отсутствует у нас?

2 этап.

 Актуализация знаний

 (7-8 мин.)

- На прошлом уроке мы с вами говорили о пожарах в доме, давайте проверим, как вы усвоили тему.

 1. Компьютерное тестирование (приглашаются два человека за ноутбуки)

СЛАЙД 2.

2. Это было прекрасное утро! Первый день летних каникул. Мама с папой ушли на работу и Петя остался дома один. Первым делом он включил компьютер и пока тот загружался - пошёл умываться. Неожиданно раздался звонок в дверь. На пороге стоял Петин друг Гриша, который сообщил, что во дворе ребята собираются играть в футбол. Петя, забыв про умывание, завтрак и компьютер быстро оделся и побежал во двор. Игра была замечательная, ведь Петина команда выиграла у соперников, а он забил два гола. Войдя в подъезд, мальчик уловил запах дыма, открыв квартиру понял, что горит что-то у него дома. Дым шёл из его комнаты, забежав в неё Петя увидел, дымящийся компьютер. Мальчик немедленно открыл окно и побежал за водой. Набрав воду, Петя снова побежал в комнату, компьютер и стол были объяты пламенем. Он быстро вылил набранную воду на компьютер и стол. Из розетки посыпались искры, и дыма стало ещё больше! У Пети потемнело в глазах, и он упал. Очнулся мой герой в больнице. Оказалось - его спас сосед из квартиры напротив, почувствовав запах дыма он вышел в подъезд и увидел задымлённую квартиру.  

3. На дом я задавала вам подготовить пословицы и поговорки о пожаре, огне, средствах тушения.

 

Работают за компьютерами.

Слушают  и отвечают на вопросы:

1.Прослушать рассказ

2. Можно ли было избежать пожара?

3. Какие ошибки в своих действиях допустил Петя?

4.Как мальчик должен был поступить правильно?

Отвечают.

-Вспомните, какие опасные ситуации могут произойти в жилище?

СЛАЙД 3.

- Давайте посмотрим небольшой сюжет и вы подумаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

СЛАЙД 4.

Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Затопление жилища»

 Отвечают

Высказывают свои предположения и пытаются сформулировать тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап.

Целеполагание

и планирование

(1-2 мин.)

- Ребята, подумайте и скажите, какова цель нашего урока?

СЛАЙД 5.

Цель урока: научиться алгоритму действий при затоплении жилища.

Высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

4 этап. 

«Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(20 мин.)

(1-2 минуты)

Физкультминутка

- Вода -  это благо для человека или опасность?

- Вы совершенно правы! Вода необходима человеку для жизни, но иногда может приносить беду. Сейчас мы с вами проживаем в благоустроенных квартирах и домах и вода по водопроводу поступает в наши краны. Давайте вспомним Древний Египет. Что соорудили египтяне похожее на современный водопровод?

СЛАЙД 6.

(шадуф и каналы для полива полей).

- В каких местах в современном жилище есть вода?

- Как вы думаете, в результате чего может произойти затопление квартиры?

Давайте сравним ваши ответы с учебником на стр 30-31.

СЛАЙД 7.

- У вас на партах лежит список причин опасных ситуаций выберите те, которые могут стать причиной затопления квартиры, дома. Работаете в парах, кто будет готов , дайте знать.

- непотушенная спичка;

- незакрытый кран;

- утечка газа;

- засор канализационной трубы;

- прорыв водопровода;

- гроза;

- наводнение, как результат сильных ливневых дождей

- неисправная электропроводка;

-  прохудившаяся крыша;

- разлив рек весной, во время сильных дождей.

- Из выбранного вами списка, отметьте «+» те, которые происходят по причине человека.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Высказывают свои предположения.

 

Высказывают свои предположения.

Работают в листках.

Отвечают

Физкультминутка «Давайте разомнёмся"

Квадрат- руки вперёд

Треугольник - хлопок

Круг - приседание.

Последствия затопления  жилища: Ребята, помните, что затопление квартиры может быть причиной других бед. Как выдумаете каких?

В результате затопления может быть пожар( от попадания воды на электропроводку может случиться замыкание): разрушение ( в результате повреждения системы газоснабжения может произойти взрыв)

- Как же следует поступать в случаях затопления жилища?

На доске в произвольном порядке расположены действия которые необходимо соблюдать при затоплении. Ваша задача расположить их в правильном порядке.

Сравним правильность ваших предположений с учебником.

  1. Отключи электричество. При сильном затоплении (подтоплении) всего этажа или дома лучше уйти из него, не пользуясь лифтом и взяв с собой необходимые вещи и документы. Залитый «водой дом» может рухнуть.
  2. Постарайся закрыть кран или перекрыть водопровод. Если не можешь это сделать самостоятельно — попроси кого-нибудь из взрослых.
  3. Сообщи о случившемся родителям или соседям, если же их нет дома, то диспетчеру ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК).
  4. Предупреди соседей, проживающих ниже.
  5. Ценные вещи перенеси в шкафы, на сухое место, мебель накрой пленкой, плащами, фанерой.
  6. В местах протечек поставь тазы, банки, кастрюли и ведра.

- Однако исходя из причин затопления действия могут отличаться. Каждому ряду я раздам задание, и вы у себя в тетрадях запишите алгоритм действия в данной ситуации.

СЛАЙД 9

1 ряд: «Если вода льется со стены и потолка»

2 ряд: «Если не закрыт кран»

3 ряд: «Если вода льется из трубы или батареи»

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Встают из-за парт и выполняют разминку .

Отвечают на вопросы

Работают по очереди у доски.

Читают текст и называют правила на стр.33

Отвечают, проверяем по слайдам.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(5 мин.)

Вопросы для закрепления знаний:

 Игра — что  нужно предпринять при затоплении? 

Отключить — электричество

Перекрыть — кран, запорный вентиль.

Сообщить — соседям, родителям, диспетчеру РЭУ.

Предупредить — соседей снизу.

Перенести — ценные вещи.

Накрыть – мебель.

Поставить — емкость.

Собирать — воду с пола.

При сильном затоплении всего дома - эвакуироваться.

 

Итак, мы с вами выяснили, что вода может быть не только благом для людей, но и опасностью.

СЛАЙД 13

Попробуем составить синквейн со словом вода

Вода

Горячая, грязная

Течет, портит, разрушает

Может залить  всю квартиру

Затопление

Учитель начинает предложение, ученики хором дают ответ

7 этап. Рефлексия и оценивание

(3-5 мин)

Комментирование и выставление оценок.

Какая была цель урока?

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Понравилось или не понравилось вам сегодня на уроке? Вы сможете показать мне на вот такой  полянке   :

- если урок понравился - цветок

- средний - бутон

- не понравился – грустная капля

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод,  какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Наклеивают капельки на плакат.

8 этап. Д/задание.

(2 мин)

: § 15, отв. на вопросы  стр. 34

           

 Выберите причины опасных ситуаций , которые могут стать          

                                причиной затопления  квартиры, дома:

непотушенная спичка;

незакрытый кран;

утечка газа;

засор канализационной трубы;

прорыв водопровода;

гроза;

наводнение, как результат сильных ливневых дождей;

неисправная электропроводка;

прохудившаяся крыша;

разлив рек весной, во время сильных дождей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Тема: «Затопление жилища»

Слайд 5

Цель урока: научиться алгоритму действий при затоплении жилища.

Слайд 6

Шадуф и каналы Древнего Египта

Слайд 7

Причины затопления жилища:

Слайд 8

Действия при затоплении жилища: Сообщить об аварии взрослым Позвонить в ЖЭК и попросить прислать специалиста Отключить электричество Перекрыть воду В местах протечек поставить тазы или вёдра Начать уборку скопившейся воды

Слайд 9

СИТУАЦИИ: 1 ряд: « Если вода льется со стены и потолка » 2 ряд: «Если не закрыт кран » 3 ряд: «Если вода льется из трубы или батареи»

Слайд 10

1 ряд: «Если вода льется со стены и потолка» - Отключить электричество Вызвать аварийную службу Сообщить соседям Собрать воду

Слайд 11

2 ряд: « Если не закрыт кран » - Закрыть кран - Отключить электричество - Собрать воду, используя тряпки, емкости

Слайд 12

3 ряд: « Прорыв трубы или батареи » - Постараться перекрыть воду в квартире; - Накинуть на трубу где протечка тряпку, концы тряпки опустить в емкость; - Вызвать аварийную службу (номер телефона узнать у родителей)

Слайд 13

СХЕМА СИНКВЕЙНА 1 строка – существительное (заданное слово) 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение (отношение автора из 4 слов) 5 строка – существительное (обобщающее )

Слайд 14

урок понравился у рок не очень понравился, остались вопросы у рок не понравился