Кейс "Безопасная дорога"
проект по обж

Горшков Александр Владимирович

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_bezopasnaya_doroga.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс «Безопасная дорога»

(для реализации в рамках детского объединения «Школа безопасности» Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МОУ Воздвиженской СШ Воскресенского муниципального района Нижегородской области)

Категория кейса: вводный.

Количество учебных часов: 4 ч. (2 занятия).

Метод работы с кейсом: проектный метод.

Предполагаемые образовательные результаты обучающихся.

Артефакты, решения:

  • макет элементов дорожной инфраструктуры (объектов дорожного сервиса), обеспечивающих безопасное пребывание всех участников дорожного движения как на дороге, так и возле неё.

Формируемые навыки:

Универсальные (Soft skills)

  • навык групповой и командной работы;
  • навык проектной работы;
  • нвыки проектирования объектов под заданные требования;
  • навыки работы в условиях ограничений.

Предметные (Hard skills):

  • навыки макетирования;
  • навыки работы с инструментом.

Процедуры и формы выявления образовательного результата: выявление и оценка образовательного результата производится в форме коллективного обсуждения проектов технических решений, подготовленных командами по заранее заданным критериям.

Необходимые расходные материалы и оборудование:

  • интерактивный комплекс;
  • материалы для макетирования: бумага, картон, скотч, клей, пенопласт;
  • инструменты для макетирования: нож, ножницы, термопистолет;
  • учебный набор (дорожные знаки, ограждения).

Источники:

  • Гудков В. Пассажирские автомобильные перевозки / В. Гудков — М.: Академия, 2015. — 160 с.
  • Коноплянко В.И. Организация и безопасность движения: учеб. для вузов / В.И. Коноплянко — М.: Высш. шк., 2007. — 383 с.
  • Пугачёв И. Н. Организация и безопасность движения: учеб. пособие / И.Н. Пугачёв — Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004. — 232 с.
  • Пугачёв И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачёв, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  • Солодкий А.И., Горев А.Э., Бондарева Э.Д. Транспортная инфраструктура / А.И. Солодкий, А.Э. Горев, Э.Д. Бондарева — М.: Юрайт, 2017. — 290 с.
  • ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса.
  • Зырянов В.В., Кочерга В.Г., Поздняков М.Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения: http://rostransport.com/transportrf/pdf/32/54-59.pdf.
  • Рябоконь Ю.А., Зайцев К.В. Организация и безопасность движения. — Омск. — 49 с.: http://bek.sibadi.org/fulltext/ed1353.pdf.

Описание проблемной ситуации или феномена

Безопасность пребывания на дороге и возле неё различных участников дорожного движения во многом зависит от уровня безопасности, который обеспечивается элементами дорожной инфраструктуры. На данный момент дорожная инфраструктура разрабатывается в основном только с точки зрения обеспечения безопасности транспортных средств. Но автомобили — не единственные участники дорожного движения.

                Из доклада «Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 г.»: «В 2018 году произошло 53 420 ДТП с участием пешеходов, в которых погиб 5 931 и получили ранения 49 979 человек. Девять из десяти (90,8%) ДТП с участием пешеходов совершены на улицах и дорогах городов и населённых пунктов.

В 2018 году произошёл 52 001 наезд на пешехода. Почти половина (41,7%, или 21 665) количества таких ДТП совершалась в тёмное время суток. Практически половина (41,8%, или 21 747) всех наездов на пешеходов произошла из-за нарушения ПДД самими пешеходами. Каждый третий (35,6%, или 18 498) наезд на пешехода совершался на пешеходном переходе».

Несложно подсчитать, что 11 756 наездов на пешеходов произошли вне пешеходных переходов и не по вине пешеходов. Как можно было бы защитить пешеходов от наезда автомобилей в то время, когда они находятся на дороге или возле неё? Как сделать пешеходный переход действительно безопасным для пешехода?

Перечень и содержание занятий

Занятие 1

Цель: усвоение понятия «безопасность» в широком смысле слова. Освоение понятий «безопасность движения» и «организация движения».

Что делаем: наставник знакомит обучающихся с элементами дорожной инфраструктуры, принципами организации безопасного движения транспорта; с тем, какие имеются средства организации движения, какие элементы дорожной инфраструктуры направлены на повышение безопасности движения и комфорта передвижения по дорогам. Знакомит с мировыми тенденциями развития элементов дорожной инфраструктуры. В качестве самостоятельной работы обучающиеся изучают основные правила движения, дорожные знаки и разметку.

Компетенции: системное мышление, инженерное мышление; знание основ организации и безопасности дорожного движения.

Занятие 2

Цель: демонстрация понимания функционального назначения объекта с точки зрения понятия «безопасность» в виде проекта элементов безопасной дорожной инфраструктуры.

Что делаем: перед обучающимися ставится задача спроектировать и изготовить в масштабе бумажный макет элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное нахождение на дороге или возле неё различных участников дорожного движения.

Компетенции: продуктовое мышление, инженерное мышление; знание основ безопасного поведения на дороге; знание видов элементов дорожной инфраструктуры.

Педагогический сценарий

Занятие 1

  1. Обучающимся демонстрируется видеофильм с дорожными инцидентами, возникшими вследствие недостатков/недостаточности дорожной инфраструктуры.
  2. Анализ увиденного. Обсуждение, выявление причин изучаемой проблемы, поиск возможных путей решения задачи.

На что следует обратить внимание:

  • Недостаточность мест для вынужденных остановок по пути следования.
  • Недостаточная оснащённость мест для кратковременных остановок.
  • Недостаточность или полное отсутствие мест для долговременной стоянки (от 1 до 7 дней) на пути следования. Отсутствие оборудованных мест для безопасного ночлега в пути следования.

Домашнее задание: изучение правил дорожного движения.

Занятие 2

  1. Обучающиеся разбиваются на проектные группы по 5 человек.

Далее в группах: перед обучающимися ставится задача спроектировать и изготовить в масштабе бумажный макет элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное нахождение на дороге или возле неё различных участников дорожного движения: например, семьи из четырёх человек, путешествующей на автомобиле.

Элементы дорожной инфраструктуры должны обеспечивать безопасный отдых, питание, заправку, ремонт, кратковременную остановку (туалет, душ), ночлег. Элементы инфраструктуры должны исключать появление на проезжей части животных; исключать возможность травмирования пешеходов или велосипедистов, двигающихся вдоль или по дороге; исключать (снижать) риски ДТП, например, лобового столкновения, столкновения при съезде с дороги или при выезде с примыкающей дороги.

2. Демонстрация проектов, оценка, обсуждение.

При реализации проектного метода работы рекомендуется придерживаться следующих этапов работы:

  • Введение в проблему (видеоролики, презентации, опыты, тексты…).
  • Изучение проблемы (вопросы обучающимся, датаскаутинг, изучение источников, примеров, аналогий, обсуждения, формулирование собственных вопросов…).
  • Формирование проектных групп, распределение ролей.
  • Выдвижение идеи, решения (мозговой штурм, метод фокальных объектов и др. инструменты).
  • Планирование работы (план, эскиз, ТЗ).
  • Разработка и создание.
  • Проверка или тестирование.
  • Доработка.
  • Представление (выставка, презентация…).
  • Рефлексия (групповая рефлексия, само- и взаимооценивание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.

Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6".  Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...