Внеурочная работа по основам безопасности жизнедеятельности
учебно-методический материал по обж (10 класс)

Сергей Дымбрылович Данзанов

 Метапредметные результаты ОБЖ - научить детей жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь, жизнь окружающих людей, активизации личностной позиции учащегося. Особое  место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД: моделирование ситуаций; сравнение, группировка и классификация объектов; прогноз; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий. Объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

1) включённость ученика  в образовательный процесс, его инициативность, активность;

2)   участие ученика в олимпиадах , конференциях, иной  деятельности;

3)  задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат,   сформированность для оценки коммуникативных  действий;

4)  задания, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

     Предметными результатами обучения ОБЖ в школе являются:

1) знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2) умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3) знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств.

4) формирование установки на здоровый образ жизни; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур.

  1. стартовой диагностики;

  2. текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

  3. промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  4. текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем

  5. защиты итогового индивидуального проекта.

Военно-патриотическое воспитание в урочное и внеурочный период различные задачи метапредметных результатов для учащихся разного возраста.

1. Для младших школьников - формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны

2. Для учащихся 5-9 классов    развитие знаний и умений, необходимых потенциальному  защитнику Отечества ( формирование личностно и социально ценной мотивации  выбора пути дальнейшего образования.

3. Для старшеклассников- обучение основам военной службы, духовно-нравственная и практическая подготовка к выполнению   конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Поэтому важно донести до сознания учащихся, что наряду с множеством других профессий есть одна,которую они должны освоить обязательно –Родину защищать. 

 Проводимые мероприятия в Тэгдинской средней общеобразовательной школе по патриотическому воспитанию:

  1. Экскурсии в школьном музее по истории и участниках Великой Отечественной войны, подвиг земляка Героя Советского Союза Н.С. Афанасьева.

  2. Организация   проведения  районного (республиканского ) соревнования среди учащихся 10-11 классов  (допризывников)  по военно-спортивному многоборью, посвященного I этапу вывода советских войск из Афганистана  и     75-летию Победы в Великой Отечественной войне с привлечением БРО ООО воинов- афганцев, выпускников нашей школы (Молокова В.Г.,Сапунова Н.Н.,Шулунова С.А, Гариева В.А.,Щербакова С.А.,Доржиев Э.К. и других.

  3. Уроки мужества, проводимые воинами-афганцами, членами отряда СОБРа почетными гостями школы, которые демонстрируют стрелковые оружия(снайперские винтовки, пулеметы, различные виды автоматов, бронежилеты, АЗК, а также и физическую подготовку воина российской Армии.

  4. Сбор материалов для книги «Мы навеки в одном строю ,мы навеки остались в строю» про воинов –афганцев выпускников школы.

  5. Комплекс мероприятий в рамках Вахт памяти, посвященных Дню Победы, 23 февраля.

  6. Конкурс -фестивали военно-патриотической песни.

  7. Военно-прикладные кружки «Патриот», для старших классов, «Голубые береты» для 5-7классов.

  8. Регулярное проведение сборов с допризывной молодежью.

  9. Экскурсия в войсковую часть 11 десантно-штурмовую бригаду п. Сосновый Бор для знакомства с жизнью и бытом военнослужащих, стрелковым оружием и  военной техникой.

  10. Осуществление в летний период проектов «Серебристая Курба»-водный сплав по горной р. Курба,  по категории сложности-  1 ,протяженность маршрута: 55 км, продолжительностью 6 дней, количество участников -12чел., возраст :11-16лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                           

                                                          Утверждаю

                                                                                                Директор школы

                _________ О.Ж. Гончикдоржиева.

«   1  »   сентября     _2019г

Программа  

военно-спортивного  кружка

 «Патриот»

        

                                                                       Руководитель:  Данзанов Сергей Дымбрылович,

                                                                                                   преподаватель организатор ОБЖ,

                                                           учитель первой квалификационной

  категории                                                                                                                        

2019-2020гг

ПРОГРАММА военно-спортивного  кружка « Патриот»

        Адресность программы:

 подростки  МБОУ  «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»

   Приоритетность программы: дети из неполных и многодетных семей, учащиеся школы.

Количество-15учащихся

Актуальность:

С каждым днем растет количество молодых людей, которые  считают службу в ВС РФ своей обязанностью. Следовательно, требуется  моральная , физическая и духовная  подготовка юношей к службе РА и дальнейшего продолжения службы по контракту. Программа рассчитана для профилактики   подростковой преступности  ,а также с проявлениями  других негативных тенденций как наркомания, токсикомания, табакокурение.

Цель военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки - формирование и развитие у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, выработка профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению  конституционного и воинского долга в условиях мирного  и военного времени.

   Для реализации этой  цели требуется  выполнение следующих основных задач:

  • Создание военно-спортивного кружка способного эффективно осуществлять подготовку молодежи к службе в армии, а также решать проблемы занятости и досуга.
  • Формирования у допризывников высокого патриотического чувства и любви к своей Отчизне.
  •    Повышение престижа военной службы, воспитание уважения  к Вооруженным силам России, защитнику Отечества, воину.
  • Готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.
  • Гражданское, духовно- нравственное  воспитание подрастающего поколения и молодежи.
  • Увековечивание памяти погибших защитников Отечества.
  • Повышение спортивного мастерства по военно-прикладным видам спорта.
  •  уважения к наследию, традициям, культуре, религиям народов РФ;
  • Уважения к Конституции РФ и другим российским законам, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики  и исторических святынь Отечества;
  • Потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании.
  • Активное противодействие антипатриотизму  искажению и фальсификации истории Отечества.

Важнейшее значение  в военно-патриотическом воспитании  имеет законодательная база.

Нормативно-правовые документы РФ.

  1. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
  2. Конституция РФ (последняя редакция).
  3. Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).
  4. Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
  5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).
  6. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция). Конституция РФ
  7. Федеральный закон РФ «Об обороне»
  8. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих»
  9. Федеральный закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»

Механизм реализации

 Программа  кружка отражает содержательный компонент воспитания - воспитание гражданина и патриота. Реализация программы подразумевает совместные действия  кружка

 « Патриот», администрации поселения, учреждений культуры и спорта, а также других организаций и заинтересованных лиц в следующих направлениях:

  1. Начальная военно-прикладная подготовка;
  2. Начальная медицинская подготовка;
  3. Занятия по военной истории.
  4. Участие на парадах ,посвященных к Дню Победы.  
  5.  Проведение    районного соревнования по стрельбе из пневматической винтовки    Памяти  Героя  Советского  Союза снайпера  Афанасьева Н.С среди учащихся    (допризывников), воинов Российской Армии и  участников локальных войн.
  6. Проведение    районного соревнования с участием воинов –афганцев с. Тэгда
  7. Проведение 5 –дневных военно-полевых    сборов под руководством военного комиссариата  и управления образования.

8.Соревнование «Школа выживания», «День Защитников Отечества».

Содержание программы (68ч)

Наименование раздела

Содержание

Кол-во часов

  1. Начальная военно- спортивная подготовка

 

Огневая подготовка

Преодоление полосы препятствий

Кросс по пересеченной местности

Метание гранаты

Приемы самозащиты,

строевая подготовка,

тактическая подготовка

40

  1. Начальная медицинская подготовка

Обучение по оказанию первой

мед.помощи,

пропаганда здорового образа жизни

Психологическая подготовка

14

  1. Занятия по военной истории

 

Воспитание гражданина -патриота

Воспитание гражданина –па,и      используя практику музейно-

крае- узейнойкраеведческой р       краеведческой работы.

14

План мероприятий военно-спортивного кружка «Патриот»

1.Осеннее троеборье:

         

  • метание гранаты на дальность;
  • подтягивание;
  • преодоление полосы препятствий

сентябрь

2.Брейн-ринг, посвященный  дню Защитника Отечества

февраль

3.Соревнование по стрельбе из пневматического оружия

 

февраль

4.Соревнования, посвященные Дню защитников Отечества по военно-прикладным видам.        

  • строевой смотр;
  • конкурс стенгазет;
  • подтягивание;
  • перетягивание каната

февраль

5.Весеннее многоборье:        

  • метание гранаты на точность;

  • подтягивание;

  • бег на 100 м;1000м.

апрель

6.Мероприятия, посвященные Дню  Победы по военно-прикладным видам.        

  • строевой смотр;
  • смотр строя и песни;
  • соревнование по стрельбе из пневматической  винтовки, посвященные Памяти Героя Советского Союза Н.С. Афанасьева.  

Май

7. Проведение    районного соревнования с участием ветеранов воинов –интернационалистов ДРА с. Тэгда

май

8..Проведение 5 –дневных военно-полевых    сборов под руководством военного комиссариата  и управления образования Хоринского района.

июнь

Список используемой литературы:

  1. Армия государства Российского и защита Отечества  / под ред. генерал-полковника В.В. Смирнова.- М.; Просвещение, 2004.
  2.  Русские награды XVIII – начало XX в./ В.А. Дуров. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
  3.  Отечественные награды 1918-1991 гг./ В.А. Дуров. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя/  И. К. Топоров.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне»,  

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М.; 1998-2007.

  1. Основы подготовки к военной службе: метод. материалы и документы: кн. для учителя/ сост. В.А.Васнев, С.А. Чиненный, - М.: Просвещение, 2003.
  2. Педагогу о здоровом образе жизни/ Л.В. Баль.-М.; Просвещение, 2005.
  3.  Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический комплекс, учебник  для учащихся 11 класса,  А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев – М.; Просвещение, 2009.
  4. Методические рекомендации для учителей 11 класса,  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.; Просвещение, 2009.
  5. http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm -  Спортивная жизнь России.

Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.

  1.  http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД 
  2. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах) 
  3.  http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по  основам военной службы.
  4.  http://b23.ru/hsb9  Учебные атласы по медицинской подготовке.

Видеоматериалы:

  1. http://objyanao.narod.ru/load/videomaterialy/videomaterialy_dlja_urokov_obzh/14
  2. http://pogrebnyksfobz.blogspot.ru/p/blog-page_3003.html
  3. http://www.pro-obzh.okis.ru/video_uroki_10_klass1.html
  4. Сайт МЧС РФ  http://www.mchs.gov.ru
  5. Сайт Министерства Обороны РФ -  http://stat.mil.ru/index.htm.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной)  работы во внеурочное время. В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, а также средства, используемые в процессе  проведения текущих занятий.

  1. Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи.
  2. Комплект шин складных средний.
  3. Противогаз взрослый.
  4. Массогабаритный макет автомата Калашникова.
  5. Комплекты таблиц демонстрационных по ОБЖ.
  6. Винтовки пневматические – 3 шт.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Хоринское управление образования

МОУ «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»

Программа  

Военно-спортивного  кружка

 «Голубые береты»

армия

                                                                          Руководитель:  Данзанов Сергей Дымбрылович,

                                                                                 преподаватель организатор ОБЖ,      

                                                                               Почетный работник общего образования РФ

                                                                            учитель первой квалификационной  категории

2015г

ПРОГРАММА военно-спортивного  кружка «Голубые береты»

    1.Адресность программы:

 подростки  МОУ  «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»

   

   2.Приоритетность программы: дети из неполных и многодетных семей, учащиеся школы.

  3.Количество – 20 учащихся

Цели  :

  • Создание военно-спортивного кружка способного эффективно осуществлять подготовку молодежи к службе в армии, а также решать проблемы занятости и досуга.
  • Формирования у допризывников высокого патриотического сознания.  
  • Готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.
  • Гражданское, духовно- нравственное  воспитание подрастающего поколения и молодежи.
  • Увековечивание памяти погибших защитников Отечества.
  • Повышение спортивного мастерства по стрельбе, навыков по строевой подготовке.
  •  Пропаганда здорового образа жизни.
  • Подготовка юношей к службе  в Вооруженных Силах РФ.

         

Задачи:

  • Подготовка   к службе в Вооруженных силах РФ.
  • Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию .
  • Изучение   основ воинских специальностей.
  • Изучение уставов Вооруженных Сил  Российской Армии.
  • История  Вооруженных Сил  Советской Армии и Российской Армии.

Актуальность:

       С каждым днем растет количество молодых людей, которые  считают службу в ВС РФ своей обязанностью. Следовательно, требуется  кардинальное  решение данного вопроса о допризывной подготовке в связи сокращения службы на 1 год.

      Предотвращение    ситуаций с подростковой преступностью и появление других негативных тенденций.

Механизм реализации:

 Программа  кружка отражает общий для всех регионов России содержательный компонент воспитания - воспитание гражданина и патриота. Реализация программы подразумевает совместные действия  кружка «Голубые береты», администрации поселения ,учреждений культуры и спорта, а также других организаций и заинтересованных лиц в следующих направлениях:

  1. Начальная военно-прикладная подготовка;
  2. Начальная медицинская подготовка;
  3. Занятия по военной истории.
  4. Участие на парадах ,посвященных к Дню Победы. (Возложение венков,  почетный караул у памятника Воину-Защитнику, приветствия и выступления с строевой песней перед  ветеранами войны и тыла).

5.Ежегодное проведение    районного соревнования по стрельбе из пневматической винтовки    Памяти  Героя  Советского  Союза снайпера  Афанасьева Н.С среди учащихся    (допризывников), воинов Российской Армии и  участников локальных войн.

6.Ежегодный выезд в воинскую часть в11 ОДШБ  (отдельная десантная штурмовая бригада) дислоцирующаяся в п.Сосновый Бор Республики Бурятия.

      7.Проведение 5 –дневных военно-полевых сборов под руководством военного комиссариата  и управления образования.

   8.Соревнование «Школа выживания»

  Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» вступившим в силу 28 марта 1998 г., предусмотрено проведение с гражданами мужского пола подготовки по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.  

Основная цель учебных сборов: ознакомить старшеклассников с основами военной службы и привить начальные навыки в выполнении ряда обязанностей военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Перед началом учебных сборов на базе воинской части учащихся знакомят с историей части, ее боевыми традициями, подвигами воинов части в мирное и военное время, задачами подразделения, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества.

Учащиеся знакомятся с расписанием занятий и распорядком дня на время учебных сборов, с правилами безопасности во время занятий с оружием и при работе на военной технике.

Необходимо усвоить, что боевая подготовка (учебные занятия) является основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время.

Занятия, проводимые с военнослужащими, направлены прежде всего на овладение ими приемами действий в современном бою, проводятся они без послаблений и упрощений.

С солдатами и матросами, прибывшими на пополнение, до приведения их к Военной присяге проводятся занятия по программе начальной военной подготовки.

 Программа начальной военной подготовки в войсках имеет целью подготовить солдат и матросов, прибывших на пополнение, к исполнению основных обязанностей солдата (матроса), усвоению ими значения Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины.  

       В  период  учебных  сборов  старшеклассники  знакомятся   размещением военнослужащих, проходящих военную службу призыву, с  правилами содержания помещения, мерами пожарной   безопасности   и   мероприятиями   по   охране   окружающей среды. Учащиеся приобретут знания по  распределению времени и организации повседневного порядка в воинской части, организации   суточного   наряда   и   караульной   службы. Будут изучены основные элементы строевой и тактической  подготовки.

      На занятиях по огневой подготовке изучается автомат Калашникова, порядок подготовки его к ведению огня, меры безопасности при стрельбе.

       Выполняются практические стрельбы.  Выполнение   программы  учебных  сборов   позволит  на практике познакомиться с основами военной службы и в дальнейшем более целенаправленно готовиться к выполнению воинского долга.

 Ожидаемые результаты:

        Работа кружка   способствует подъему   авторитета службы в Вооруженных силах среди молодежи допризывного возраста. Появятся условия для физического и духовного развития будущих защитников Родины. Занятость в свободное  время   способствует снижению правонарушений  среди подростков.

 



Предварительный просмотр:

       Экспедиция  по водному туризму «Серебристая  Курба»,

  посвящённая  75-летию  Победы в Великой Отечественной войне

Вид туризма: водный сплав

 Категория сложности:  1 категория

 Район путешествия: Республика Бурятия, Хоринский район

Способы передвижения: автомобильный до с.Тохорюкта, водный сплав по р.Курба до  конечной точки с. Тэгда.

  Протяженность маршрута: 55 км.

 Продолжительность похода: 6 дней.  

Руководители группы:   Данзанов С. Д. преподаватель- организатор ОБЖ  МБОУ «Тэгдинская  средняя общеобразовательная школа»

Количество участников -12 человек

Возраст :11-16лет

Цели:

  • Создание пространства для самореализации учащихся, познания, общения, самоутверждения   посредством социально значимой деятельности экологической направленности и формирование экологического сознания школьников. 
  • Воспитание   здорового   образа  жизни,   способствующего   сохранению физического и нравственного здоровья человека.
  • Развитие способности к адаптации в социальной   среде, развитие навыков межличностного взаимодействия, широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание   отношений подлинного сотрудничества, содружества.
  • Развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
  • Овладение навыками поведения  в окружающей природной среде и в экстремальных ситуациях ,быть готовым к адекватным  действиям  в экстремальных ситуациях в природных условиях.

Задачи:

  • Изучение маршрута, препятствий, условий плавания, дисциплина на маршруте. Организация страховки с воды и с берега. Взаимная страховка,  самостраховка.  Поведение попавших в воду.
  •  Приобретение знаний и навыков по экотуризму получение основ научно-исследовательской работы по изучению природы  родного края.  
  •  Школа безопасности и жизнедеятельности.  Первая медицинская помощь в аварийных ситуациях. Слаженность. Сплоченность. Внутригрупповые роли. Психологическая совместимость в туристической группе. Ее значение для безопасности. Экстремальные ситуации в походе.

   Актуальность проблемы: Программа направлена на развитие у детей физических способностей, умения правильно организовывать свой досуг, прививает любовь к туризму как к одному из активных видов спорта, вовлечение в активное участие  в спортивно-оздоровительные мероприятия.   Это поможет укреплению  физических данных, формированию здорового образа жизни,  нравственное и патриотическое воспитание, развитие разносторонних способностей  и  интересов   в различных  видах деятельности.

  Новизна  Программы   в комплексном сочетании   различных  видов деятельности в ходе маршрута. Включение в социально значимую деятельность позволяющееся  учащимся раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. Данный проект необходим для социальной поддержки местного населения, в число которого входит большой процент безработных и малообеспеченных семей, которые относятся к группе риска и   особенно важна правильная организация летнего отдыха и оздоровления.

   Механизм выполнения поставленных задач:

Реализация данного Проекта носит долгосрочный характер.

  1. Занятия на туристическом кружке «Школа безопасности в экстремальных условиях» Ознакомление на теоретическом уровне с задачами и проблемами экспедиции на полевом этапе.
  2. Полевая часть: 1. Картирование маршрута.

2.Ландшафтно-экологическая экспедиция –программа «Фотообьектив»,   .

3.Историко-краеведческая работа.

4.Экологические десанты .

  1. Заключительная часть. Контрольный  этап: Анализ результатов проекта и оценка качества.

   Проект круглогодичный и долгосрочный,

реализуется в три этапа:

1 Этап –подготовительный .

2этап- полевой.

3 этап- анализирующий.презентационный.

                               

                                       География района похода

Общегеографическая характеристика долины реки Курба

Территория Хоринского района расположена в восточной части Республики Бурятия между 51 град. 30 мин.-53 град. 00 мин.северной широты и 108 град. 20 мин.-111 град.30 мин.восточной долготы. С севера граничит с Прибайкальским районом, на северо-востоке с Баунтовским и Еравнинском районами, на юге с Кижингинским районом,  на западе с Заиграевским районом. Хоринский район занимает холмисто – степную восточную окраину Гусино – Удинской котловины, к северу переходящую в Курбинскую горную страну, образованную ветвями хребта Улан-Бургасы. Территория  муниципального образования сельского поселения "Верхне-Курбинское"    находится   в   северной части Хоринского района, граничит с Прибайкальским районом. Территория расположена на северо- востоке  Республики Бурятия.

Площадь территории сельского поселения составляет  48040,0 тыс. м.

В состав сельского поселения «Верхнекурбинское» входят четыре населенных пунктов:с.Малая Курба ,с.Ойбонт, с.Тэгда, с.Могой.   МО сельское поселение «Верхнекурбинское» находится в с.Тэгда, расположенном в 155 км   г.Улан-Удэ, с которым связывает от с.Тэгда до с,Барун -Хасурта грунтовая дорога (38 км.) и с.Барун - Хасурта до г. Улан - Удэ асфальтированная трасса (117 км.).

       Поселение по природно-экономическому районированию относится к сухостепной зоне Удинской подзоны, входит в охранную зону оз.Байкал (р.Уда). Климат резко континентальный, безморозный период 85-92 дня, сумма положительных температур выше +10°С - 1600-1800 . Среднегодовое количество осадков составляет 230-250 мм. Сложность рельефа и микроклимата обусловили разнообразие растительного покрова. Лесные массивы занимают горные хребты и их склоны.      Река Курба протекает по Курбинской долине 227 км.  Принимая свыше 50 притоков, впадает в  р. Уда. Река со своими  многочисленными притоками,  врезаясь  глубокими долинами в скалы хребтов является типичной горной, с обильными порогами ,валунами, водопадами и быстрым течением .

Техническое описание маршрута.

1 день 21.07. Инструктаж по технике безопасности  во время похода  в спортзале школы. Заезд на начало маршрута в с. Тохорюкта    на автомобиле.  Возле моста через р.  Курба мы устроили наш первый лагерь. Занялись обустройством  лагеря. Установка  палат,   был разложен костёр и поставлен чай. После небольшого отдыха состоялось распределение обязанностей и проверка оборудования. Знакомство с окрестной местностью. Затем зачет по плаванию . Рыбалка .Ужин.

2 день 22.07. Маршрут сплава по р. Курба  начинается между хребтом Улан-Бургасы и Курбинским хребтом от с. Тохорюкта – берега реки Курба.

 Утром мы встретились с  главой администрации сельского поселения «Ойбонтуевское» .Цыбиковым М.П.,затем посетили место поклонения местных жителей недавно открытый и освященный  субурган . Мы совершили традиционный  обряд поклонения  и продолжили наш сплав до Хухэ- Шулута. Целебный источник Хухэ-Шулута привал №1. Хухэ-Шулута расположен в 45 км к северо-востоку от с. Тэгда, в долине р. Курба. Тип воды холодный, слаборадиоктивный, гидрокарбонатный, магниево-кальциевый.   Минеральный источник широко используются местным населением,для лечения болезней опорно-двигательного аппарата.

Отдых. Исследовательская работа  по экологии. Историко-краеведческие исследования:  По рассказам старожилов Курбинской долины  в конце XIX века до середины    XX века в таежных зонах Улан – Бургасы   находились стойбища эвенков, основная деятельность которых была охота и рыболовство. О жизни эвенков, их пребывание в Курбинской долине свидетельствуют микротопонимика местности, места праздников и захоронений. Местным охотникам – бурятам приходилось наблюдать своеобразные захоронения эвенков.   По рассказам охотников  в 50-х годах прошлого столетия в с. Тохорюкта  спускались эвенки на ездовых оленях. (Чимитов М.Д.-из воспоминания старожила с. Тохорюкта )

 3 день 23.07. От целебный источник Хухэ-Шулута наш маршрут продолжили по р.Курба  до Могоя .  Организация досуга на привалах, во время стоянок исследовательская работа по краеведению, по экологии, биологии, географии.

Местность Дэдэ-Нуга. Священное место поклонения бурят. Во многих местах Курбинской долины расположены «обоо»,где когда-то древние шаманы совершали свои обряды .На месте некоторых «обоо»,возникли узорчатые буддийские Ступы ,которые привлекают людей своей необычной архитектурой  и красотой.

       По материалам краеведческого музея  в годы становления Советской власти в Дэдэ-Нуге проживало 26 семей, которые вели единоличное хозяйство. В 1927г. в связи с коллективизацией  в Дэдэ-Нуге была проведена перепись населения и их хозяйств. В 1925 году возведен «шодон »(место поклонения). Руководил строительством и освятил ее Балсамба –Лама, получивший духовный сан в Тибете.  и.  В начале  30-х годов Ступа была разрушена  по указанию советской власти.     В 2001 году открыли и освятили новую Ступу. Раз в год уроженцы Дэдэ-Нуги собираются на месте родовых поселений ,чтобы почтить своих далеких предков

        С Дэдэ-Нугой связана одна интересная история .В 1987 году у подножья горы была найдена сабля  времен гражданской войны. Она сейчас в числе экспонатов Хоринского краеведческого музея. А история сабли такова По рассказам старожилов этой местности ,которые слышали ее от своих родителей. Отступая на восток ,разрозненные части бывшей армии Колчака ,которыми командовал генерал Каппель, в районе Унэгэтэя встретили ожесточенные сопротивления партизанского отряда .В ходе боя небольшой отряд  каппелевцев прорвался в Курбинскую долину и через горы ушел на восток . Возможно у подножия горы они похоронили своих ,которые  умерли от ран ,а на могилу положили клинок. Отступая ,они попутно у местных жителей Дэдэ-Нуги реквизировали несколько хороших коней .Такая история этой сабли.

       Дэдэ-Нуга  является этническим паломническим местом ,также их привлекает чистый горный воздух нетронутая флора и фауна, и красота этой местности. В Дэдэ-Нуге купались, ловили рыбу, варили уху, отдыхали,  делали видеосьемки  местности. Также проведены исследовательские работы т к. у нас у всех были задания

по темам.

4 день 24.07. Хужиртуй- берег реки Курба  Отдых. Рыбная ловля. 

 Дальнейший наш путь казался приятным и радостным .Нас окружала прекрасная природа и захотелось нам вспомнить стихи нашего тэгдинского поэта Молокова Г.П.

Не забыть нипочем берега

Что багулом весной пламенеют

Там где с гор Абага и Нельга

Свои воды несут Суналею

Здесь токуют весной косачи

На турнирах своих на рассвете

И орехом полны кедрачи

И гольцы в снежном белом берете.

Г. Молоков

   По пути маршрута впадает речка Суналей (ширина 20 метров.)В реке водится хариус, ленок, щука ,таймень, карась. Мы занимались рыбной ловлей. На р.Суналей красивый ландшафт, было сделано много видео-фотосьемок . Исследовательская работа проведенные по топонимике. Исследования по ономастике показало, что большинство топонимических названий имеют эвенкийское происхождение, о чем свидетельствуют названия притоков реки Курба  урочищ: Абага,  Маракта, Суналей,  Урокта, Нельга, Хаил ,Атархан ,Хаим и другие.  Тэгда - в переводе с эвенкийского дождливый .Такое название могло нас заинтересовать, мы пришли к выводу, что вырубка леса вдоль реки Курба , особенно горной тайги привело к  ее обмелению ,проявления опустынивания на местах способствует к тому,что в Курбинской долине   ,в частности в Тэгде  дождя выпадает мало , среднегодовое количество осадков всего 230 мм.

Название местности Хужирта в переводе на русский означает соль. Трава в Хужиртуе сочная, питательная, скот быстро поправляется. Существует немало легенд о происхождении топонимов. По нашей долине охотился Бабжи барас  батор, который и произнес слово «хурэбэбди», дойдя до реки Курба,  что означает доехали.

5 день 25.07. Течение реки  за горой Ундэр быстрое, В этот день  Курба  спокойный характер сменил на более быстрое течение реки. Необходимо было быть более внимательным, чтобы чувствовать себя уверенным . Мы незаметно оказались в районе местности Талын-Мухор.   Талын-Мухор- удивительный ландшафт горной тайги . Исследовательские работы проводились индивидуально и по группам по ходу маршрута. Гидрологические исследования по санитарно-гигиенические требованиям к питьевой воде ,определяли рН ,температуру ,запах, вкус, прозрачность, загрязнение  сточными  водами  , на примеси.

6 день 26.07. Наступило утро .Сегодня мы должны прибыть в Тэгду.По пути  маршрута было 5 привалов и 5 ночевок, фотоохота, рыбная ловля, видеосъемка, отдых. Мы в этом году решили изменить наш путь прибытия в Тэгду и поэтому сделали небольшой круг, отсюда можно увидеть обзор  на долину ,фотографировать.  Наконец мы оказались на территории долины, приближается наша село.  Прекрасная ,солнечная погода все тэгдинцы отдыхают и купаются на реке. И вот крутой поворот купающиеся заметили нас ,нас приветствуют с благополучным прибытием Радости детей не было предела.

 

 Заключительная часть. Контрольный  этап.

     В течении учебного года велась подготовительная работа теоретической части по отработке умений и навыков поведения на воде . Желающих участвовать в экстремальной экспедиции очень большой.   В процессе участия в экспедиции  учащиеся  стали более активными  в спортивной жизни. А это   укрепляет физические данные ,способствует  формированию здорового образа жизни, познанию  родного края. У всех участников сплава остались прекрасные впечатления и мы намерены эту работу продолжить в дальнейшем .  Маршрут по реке Курба проводится ежегодно в течении 3-х лет.  Следующий маршрут мы планируем проплыть до устья реки Курба в Заиграевском  районе. Экстремальные  виды туризма  способствуют адаптации в природной среде , закалке и подготовке для службы в вооруженных силах.

   Мы живем в одном из уникальных уголков Бурятии, летний отдых как сплав по реке является одним из самых интересных и активных видов отдыха.

 



Предварительный просмотр:

Проект «Тропой старого эвенка»

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

    «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель проекта:  Данзанов Сергей Дымбрылович

                                            преподаватель–организатор ОБЖ

Проект «Тропой старого эвенка»

 1. Обоснование необходимости проекта.

      Толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов. Возросла конфликтность и напряженность, как в межнациональных отношениях, так и во взаимоотношениях между поколениями, между всеми слоями населения страны. За последние десятилетия в обществе, в массовом его сознании получили распространение равнодушие, цинизм, агрессивность, недостойное, неуважительное отношение к себе и друг к другу.  В то же время толерантность – это готовность к диалогу, взаимопониманию и уважению, признание права на проявление национальных характеристик в поведении и высказываниях (если они не противоречат нормам морали и права общества в целом).

       Жизнь показывает, что успешность человека, его активная жизненная деятельность и самоактуализация в современном мире зависят как от уровня его интеллектуальных творческих возможностей, так и  от этнопсихологических особенностей личности. Не учитывая национальный фактор,  общество в скором будущем может потерять многие ценные качества человеческой личности– национальное самосознание, чувство национального достоинства, национальный колорит, особенности менталитета.  

       Наша школа – школа гражданского становления личности. В 2009 году проект школы, «Управление качеством образования в социально-ориентированной школе» был признан одним из лучших в республике, и выделена государственная поддержка в размере одного миллиона рублей на его осуществление. Нас давно интересует культура народов, населяющих Курбинскую долину – потомков эвенков, татар, бурят, старообрядческая  культура, история потомков жителей старого тракта Забайкалья.  В связи с дефицитом материальных средств мы не могли организовывать долгосрочные экспедиции в районы традиционного расселения эвенков в прошлом. Проект «Тропой старого эвенка»  направлен на изучение  этнических  и природоохранных традиций народов населяющих Курбинскую долину.

          Цель проекта:

     Воспитание   у школьников  чувство единства и согласия друг с другом, несмотря на внешние, национальные, социальные и религиозные различия,  формирование межкультурной толерантности, развитие навыков  общения детей разных  национальностей в условиях окружающей природной среды.

           Задачи проекта:

  1. Организация экспедиции по районам традиционного расселения эвенков в прошлом.
  2. Знакомство с материальной и духовной  культурой этносов, проживающих в  Курбинской долине.
  3. Восхождение на священную гору Хурхаг (2033м), самую высокую точку  хребта Улан-Бургасы.
  4. Изготовление буклетов маршрута и стоянок экспедиции.
  5. Овладение навыками выживания  в окружающей природной среде и в экстремальных ситуациях.

    Целевая группа:  

Группа для которой осуществляется проект- учащиеся 8-10 класса «Тэгдинской средней общеобразовательной школы, Хасуртайской средней школы, Удинской средней школы.

Состав экспедиции:  

      Учащиеся-22

Руководитель-1

Воспитатель-1

Тренер –воспитатель-1

Родители - 1

Медработник - 1

План реализации проекта:

Месяц

Что будет сделано

Участники мероприятия

Место проведения

Ответственные

Апрель

Общее

собрание рабочей группы

Рабочая группа

Кабинет ОБЖ

Данзанов С.Д.

Май

Разработка туристического маршрута «Тэгда- Хурхаг»

Рабочая группа

Кабинет ОБЖ

Данзанов С.Д.

Июнь

Комплектование группы

Школьники, рабочая группа, родители

Музей школы

Данзанов С.Д

Белых Г.Н

Июль

Приготовление к поездке, приобретение оборудования, снаряжения, составление договора аренды автобуса с ИП «БальжинимаевЮ.У.»

Рабочая группа

Спортзал школы

Данзанов С.Д.

Белых Г.Н.

Июль

Реализация проекта

«Тэгда- Тохорюкта- Хурхаг»

Школьники, рабочая группа, родители

С.Тохорюкта, с.Ойбонт, с.Могой.

Данзанов С.Д.

Белых Г.Н.

Август

Обработка, систематизация, анализ материалов экспедиции.

Школьники, рабочая группа,

Музей школы

Данзанов С.Д.

Белых Г.Н.

Банзаргашеева Ц.Ж

Мурзина Л.А.

Митыпов Б.Б.

Сентябрь

Конкурс на лучший буклет.

Участники проекта

школа

Белых Г.Н.

Октябрь

Подготовка итогового отчета

Завершение реализации проекта

Участники проекта

Актовый зал

школы,

школьный музей

Данзанов С.Д.

Белых Г.Н.

Банзаргашеева Ц.Ж

Мурзина Л.А.

Митыпов Б.Б.

   

 Актуальность в создании системы условий и средств  для формирования толерантности в обществе, развития межнационального общения и борьбы с ксенофобией. Не только государство, но и само общество ответственно за ту атмосферу толерантности или и интолерантности, которая в нем складывается. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: рост нетерпимости, религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев, сменой моральных парадигм и т.д. 

   Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом.  Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те  понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

 

Результаты проекта:  

    В результате реализации проекта будет накоплен материал о памятниках природы, ландшафтах, топонимике местности. Тесное знакомство с уникальной культурой народов, величественной природой горной страны Улан-Бургасы, хрустальной чистотой горного озера, несомненно, обогатит юные души, пробудит чувство гордости за родной край, научит бережному отношению к природе, уважению традиции другого этноса. Сбор материала экспедиции послужит для научного исследования, дети получат навыки исследовательской работы. А конкурс на лучший буклет проявит дизайнерские способности ребят. Проведение в ходе экспедиции тренингов и мероприятий  позволит выявить уровень толерантности подростков.  

Организация  экспедиции « Тропой  старого эвенка»

  Участниками данного проекта являются учащиеся Хасуртайской СОШ (старообрядческая  культура), Удинская СОШ (потомки жителей старого тракта Забайкалья) и Тэгдинская СОШ ( русские, переселенцы, потомки репрессированных   в 30-е 40-е  годы народов , а также потомки эвенков,  татары , буряты).  Каждая группа несет национальные и культурные особенности, традиции (устное народное творчество), которыми  в процессе совместного похода приобретают опыт   сотрудничества. Поэтому задачей межкультурного образования является, прежде всего, понимание культурных различий и воспитание толерантности по отношению к другим культурным особенностям, без такого понимания не могут быть преодолены различия. Чтобы понять, принять культуру другого этноса, надо ее познать, изучить, исследовать. Одним из  средств процесса целенаправленного развития у  школьников такой компетентности как этнокультурная толерантность является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая организовать познание, понимание  школьниками  истории, памятников духовной, материальной культуры, традиций этносов, населяющих территорию Курбинской долины. В исследовательской деятельности   приобретают не только новые знания об истории, культуре, своеобразии этносов, проживающих на одной территории,   формируется  ценностное, уважительное отношение к своему и другим этносам. Эмоционально окрашенным знаниям, полученным самостоятельно, легче перейти в убеждения: сочувствие, сопереживание, взаимодействие. А убеждениям – в конкретные действия, проявляющиеся в общении, поведении, умениях находить проявления этнической толерантности, анализировать их, соотносить с собственной позицией. Таким образом, технологическая идея развития у  школьников такой компетентности как этнокультурная толерантность, может быть обозначена следующим образом: познание – эмоциональное суждение – понимание, принятие истории, культуры этносов, проживающих в   - действия.

Основные этапы реализации маршрута:

  1. Определение цели экспедиции.
  2. План подготовки.
  3. Сбор сведений о районе  экспедиции.
  4. Разработка маршрута.
  5. Картографический материал. Схема и график движения.
  6. Комплектование группы.  Распределение  обязанностей.
  7. Дневник похода. Отчет об экспедиции.  

Протяженность  -  80 км.

 Продолжительность  -  7 дней.

Вводная часть

      Территория Хоринского района расположена в восточной части Республики Бурятия между 51 град. 30 мин.-53 град. 00 мин.северной широты и 108 град. 20 мин.-111 град.30 мин.восточной долготы. С севера граничит с Прибайкальским районом, на северо-востоке с Баунтовским и Еравнинском районами, на юге с Кижингинским районом,  на западе с Заиграевским районом.  Рельеф  местности –горный. Село расположена в обширном понижении долины р.Курба, между хребтами Улан –Бургасы, переходящую в Курбинскую горную страну, образованную ветвями хребта и Курбинским хребтом. Средняя высота долины более 750 м. Значительная часть территории занимают средневысотные хребты. Максимальные высоты 1800–2000 м. (г. Хурхаг 2033м. – Улан- Бургасы), минимальная 540 м. Курбинский хребет – 1776 м. . Курбинская долина  самая северная часть Хоринского района.

Климат местности - резко-континентальный. Помимо широтного климата характерны воздушные инверсии-застои холодного воздуха  в котловинах, что приводит к понижении температуры. Безморозный период в среднем 100 -115 дней, суровый с большими амплитудами колебания температур. Разность температурных минимумов достигает здесь  местами 75 градусов.  Среднегодовая температура воздуха имеет отрицательную величину. Преобладающими ветрами являются северо-западные, скорость ветра порой достигает 15 км/сек. и более.   По природным климатическим условиям территория характеризуется  малым выпадением осадков, коротким жарким летом, и суровой зимой  с продолжительным периодом. Среднегодовое количество осадков 209-220 мм. Коэффициент увлажнения от 0,079-0,72. Зимой наблюдается высокое атмосферное давление. Малоснежность зимы и ветра способствуют глубокому промерзанию почвы. Затяжная весна с ветрами, поздними заморозками и низкими ночными температурами. Для всего района характерно обилие солнечных дней, сухость воздуха и малая облачность.

 Реки бассейна Курбы берут начало в южных отрогах Улан- Бургасы на высоте до 2000 метров и Курбинских хребтов. Река Курба протекает по Курбинской долине 227 км.  Принимая свыше 50 притоков, впадает в  р. Уда. Река со своими  многочисленными притоками,  врезаясь  глубокими  долинами  в скалы  хребтов является типичной горной, с обильными порогами, валунами,  водопадами и быстрым течением. Многие из них имеют типичный горный характер: быстрое течение, резкие подъемы, спады воды, каменистое русло. Амплитуда колебаний из стока составляет 1:3 при пологих склонах и большой лесистости и до 1:33 при крутых склонах. По берегам р.Курба выделены полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, шириной 500 метров. Весенние паводки незначительные, в связи с малоснежной зимой наблюдаются в конце апреля. Ледоход продолжается 3-6 дней, на мелких речках отсутствует.

Территория более чем на 80 % покрыта лесами. В древостое преобладает сосна, лиственница, ель, кедрач в подлеске сосны преобладает рододендрон даурский. Густой кустарниковый ярус из брусничника, голубики ,толокнянки, бадана, кедрового стланника.

Курбинская долина богата зверем. Здесь обитают бурый медведь, волк, лось, изюбрь, кабан, кабарга, косуля, северный олень, а также пушные звери такие как соболь, белка, ондатра, горностай, лисица, выдра, колонок, рысь, росомаха, барсук. Из птиц - глухарь, тетерев, рябчики, журавли, орлы. Из водоплавающих обитают утки, лебеди, огори. Край этот таежный, Отсюда и богатые традиции охоты, рыболовства и сбора таежных даров.

По рассказам старожилов Курбинской долины  в конце XIX века до середины    XX века в таежных зонах Улан – Бургасы и по реке Хаим находились стойбища эвенков, основная деятельность которых была охота и рыболовство. С наступлением тепла они спускались в долину на оленях с целью обмена промысла на охотничьи снаряжения. О жизни эвенков, их пребывание в Курбинской долине свидетельствуют микротопонимика местности, места праздников и захоронений. Местным охотникам – бурятам приходилось наблюдать своеобразные захоронения эвенков. Людей не хоронили в  землю, а подвешивали  на сосну ,лиственницу  на высоте 3м. и выше «аранга». По рассказам охотников  в 50-х годах прошлого столетия в с. Тохорюкта  спускались эвенки на ездовых оленях. (Чимитов М.Д.) Большинство топонимических названий имеют эвенкийское происхождение в своей первичной основе, о чем свидетельствуют названия притоков реки Курба  урочищ: Абага,  Маракта, Суналей,  Урокта, Нельга, Хаил, Атархан, Хаим и другие.

        Эвенки-охотники не сомневались в праве владения охотничьей  территорией. Она по традиции переходила из поколения в поколение. Каждый эвенк оберегал свой участок от пожаров и пришлых охотников. Старшие обучали младших всем премудростям таежной жизни и своеобразной промысловой этике. Традиционно промыслово-охотничьи участки  делились между эвенкийскими родами и семьями. По обычному праву пограничными знаками (межами) были различного рода зарубки на деревьях, природные приметы (камни) и т. д. Право на участок накладывало и определенные обязанности.

       Владелец промыслово-охотничьего участка неизбежно должен был следить за его состоянием, по мере возможности регулировать численность диких животных, наблюдать за всем процессом развития всего  живого и неживого на своем участке.         Охотничье-промысловая этика эвенков это строгое соблюдение права собственности по территориальному принципу. Если, проходя по грани своего промыслово-охотничьего участка, «охотник заметит только что перебежавших в чужую сторону соболя, лисицу, белку, куницу может преследовать их, а убивши, пользоваться одним только мясом, шкуру его передает владельцу того участка, где убил зверя».

        Наряду с рассмотренными экологическими правилами эвенки традиционно строго соблюдали следующие нормы поведения: не убивать маток; птиц не отстреливать весной; не стрелять птенцов; если численность зверей резко уменьшалась, то не охотились на них; количество и расположение капканов регулировать; не охотиться в неположенное для охоты время.

Видное место в системе традиционных верований эвенков-орочонов занимали промысловые верования и обряды. Они выражались в многочисленных правилах, приметах, запретах и обрядах. В их основе лежат наблюдения за природой, своеобразная промысловая этика. Коренные жители придерживались обычая «не убивать самку дикой козы в весенний период, не разрушать гнезда птиц, не убивать перелетных птиц после 15 дней со дня прилета», т.е. все аборигены соблюдали промысловый сезон, были разборчивы в добыче зверей, регулировали их численность, меняя места охоты и запрещая излишнюю добычу. Испокон веков запрещалось «ловить или убивать молодую птицу». Охота на зверей в период «илькун» (июль) и «ирин» (начало августа) временно затихала. В это время матки животных выращивали детёнышей, их не тревожили. Запрещалось оставлять раненого зверя на мучения. Нельзя было добывать мясного зверя больше,  чем необходимо семье для пропитания.

Эвенк-охотник обязан был уважительно относиться к убитому зверю, свежевать его по определённым правилам, нельзя было надругаться или насмехаться над добычей. Одна легенда гласит: «Однажды, во время осенней охоты, два эвенка побили  столько лосей, что не смогли их ободрать и привести в  надлежащий порядок. Часть зверей пришлось бросить. Хозяин  тайги наказал за это охотников. Оба скоро заболели и умерли».

Многие  животные  являлись  предметом  культа.  К  ним  относились с большим уважением или не убивали совсем. С образами лося или оленя связывали солнце, звёзды, явления природы. На земле они окружены вниманием и почитанием. А в нижнем, подземном мире они являлись духами-защитниками.      

        На сегодняшний день  в с.Тэгда проживают люди разных национальностей: буряты, татары,   русские. «Край этот таежный, относительно горный (предгорья Улан-Бургасы ), отсюда и богатые традиции охоты, рыболовства, сбора таежных даров. Отсюда и характер курбинцев : быстрый и несколько резковатый, готовность прийти на помощь ,этническое смешение –здесь проживают компактными группами буряты, русские ,русско- семейские, татары- дало  и смешение  характеров ,стирающие этнические особенности» (статья доктора социологических наук Дагбаева Э.Д. « Слово о Земле Хоринской».

         Населенные пункты характеризуются концентрацией русского населения в с.Малая Курба, с. Ойбонт, бурятского - в селах Могой, Тохорюкта, Тэгда. Этническая культура позволяют приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно -нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции.

Ни одна этническая общность не может существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными достижениями и ценностями. Совместное проживание на территории Байкальского региона в течение более трех столетий разных по образу жизни и культуре народов — русских, бурят, эвенков,  татар - не могло не привести к взаимодействию и взаимовлиянию.

      В бурятской научной среде Базар Барадин был, пожалуй, одним из первых, кто затронул вопросы взаимодействия культур. Он обратил внимание на закономерность общения народов и их взаимное обогащение. По мнению Барадина, каждая культура обладает самобытностью и несет для мировой культуры нечто естественное и необходимое. Пути взаимодействия культур закономерны, так как имеют единую направленность - совершенствование сущности человека.

Принятие христианства бурятами и эвенками, переселение их в русские деревни или переход на оседлый образ жизни, занятие земледелием, учеба в русских школах и т.д. объективно способствовали развитию культурных связей между русскими, бурятами, эвенками, взаимодействию и взаимовлиянию как в материальной, так и в духовной областях жизни. Более тесные культурные связи русских и  бурят начинаются с начала XX в. Можно говорить о положительной роли христианства в развитии культуры бурят и эвенков. Распространение грамоты, побуждение к занятию земледелием, помощь в освоении земледельческих навыков было возможным во многом благодаря распространению христианства среди бурят и эвенков. А вовлечение бурят и эвенков в орбиту экономических, политических и культурных связей Восточной Сибири и всего Российского государства способствовало усилению этих связей с русским народом. Пребывание русского, бурятского, эвенкийского народов в едином конфессиональном пространстве существенно способствовало развитию межэтнических связей, сокращению этнокультурной дистанции.

 Смешанное население почти одинаково владело русским и бурятским, русским и эвенкийским языками и воспринимало хозяйственные и социально-бытовые черты обоих народов. Таким образом, сформировалась особая группа населения (карымов) - посредник общения культур, занимающая промежуточное положение между культурами.Таким образом, межкультурное взаимодействие русского, бурятского, эвенкийского этносов Байкальского региона является следствием социально обусловленных исторических реалий совместной жизнедеятельности в этноконтактной зоне.

  История заселения Курбинской долины хоринскими бурятами ,перешедшими в русскую православную веру, представляет собой яркий пример того времени. Буряты и эвенки перенимали у русского населения навыки землепашества, приобретали на первых порах зерно, земледельческие орудия. Однако буряты не ограничились простым восприятием, а совершенствовали технику земледелия, введя искусственное орошение и удобрение пашен навозом.

Русское влияние сказалось на разложении натурального хозяйства бурятского населения, на развитии товарно-денежных отношений. Оно повысило культуру основной отрасли бурятского хозяйства - животноводства. В этой области влияние было обоюдным. Старожилое русское население многое почерпнуло из богатой скотоводческой практики бурят, что нашло отражение в скотоводческой терминологии. Русские закупали у бурят скот — лошадей и коров, научились у них делать конскую сбрую.

         В 1939 году, в соответствии с постановлением Советского правительства об освоении бурятских земель, в связи со строительством промышленных предприятий в Бурятии прибыли татары  из Татарстана и Башкирии стали переселяться в далекое неизвестное Прибайкалье и Забайкалье. В Хоринский район прибыли переселенцы из Татарии в 1940, 1941, 1952гг.

          Главная цель включения  учащихся в систему национальных культур – сделать их жизнь содержательнее, приобщить к многообразию гуманистических ценностей, развить творческие способности. Таким образом, ориентация на общечеловеческие ценности является важным условием воспитания межкультурной толерантности.

Структура программы экспедиции предусматривает сочетание активных форм   познавательной, поисково-исследовательской, творческой работой.

      Школа гражданского воспитания подрастающего поколения как никакая другая  способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду.   Правила общения возникают спонтанно, в процессе свободного диалога.  Интегративные образовательные экспедиции - мощный познавательный, эмоциональный и социальный стимул гражданского воспитания, творческой активности личности. Выбрав маршрут, школьники собирают информацию, разрабатывают программу экспедиции, готовят своих экскурсоводов по всем направлениям, распределяют обязанности и поручения, находят ресурсы и используют полученные материалы и данные, как исследователи.

Исследовательская работа по изучению биогеоценозов по пути маршрута: Изучение биоразнообразия  растений различных ландшафтов, редких растений (золотой корень, бадан, лук победный (черемша)).Работа по орнитологии: изучение птиц (коршун, сокол сапсан, рябчики, тетерева, каменный глухарь, большой черный дятел(желна),пестрый дятел, тундровая куропатка, стрижи) и составление карты обитания птиц. Наблюдение за крупными животными (северный олень, косуля).Биогеоценоз вод верховья рек Атархан,Абага.  

Краеведческая и общественно - полезная работа в походе.

  1. Поисково-исследовательская работа в походе (краеведческие навыки, ведение дневника, описание маршрута).
  2.  Борьба с загрязнением лесов и рек.  

      Прививая детям основы экологического сознания и навыки природосообразного поведения, активно используйте собственный пример: развести первый костёр. Перед этим ножом или топором аккуратно снимите дёрн и отложите его в сторону — туда, где он никому не будет мешать. Объясните детям, зачем вы это делаете. Уходя со стоянки, уложите дёрн на место, предварительно залив огонь и убрав золу и угли. Таким образом вы поможете природе быстро залечить раны, нанесённые ей походным костром. В следующий раз попросите проделать ту же самую операцию костровых, а затем поручите контроль за разведением «гуманных костров» дежурным командирам.

       Старайтесь инициировать и экологические десанты. Приступайте к расчистке загрязненных природных объектов сами, а лучше предварительно сговорившись с кем-то из ребят (с тем, кто точно вас поддержит), но не раскрывая ваших планов остальным.  Пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся. Всем видом старайтесь показать, что это будничное занятие. Как бы между прочим предложите желающим присоединиться, объяснив своё участие в уборке. Продолжая работать, спросите, что думают по этому поводу остальные. Начавшийся разговор можно продолжить после работы или на подведении итогов дня у вечернего костра.

    Объясните детям, что мусор и бытовые отходы нужно собирать в полиэтиленовые пакеты и транспортировать до ближайшего населённого пункта, а можно сжигать на костре или закапывать в землю. Особое внимание начинающих туристов обратите на переработку традиционных туристических бытовых отходов –пустых консервных банок . Их следует обязательно обжигать ,уничтожая их специальное антикоррозийное покрытие в этом случае их гниение пойдет значительно быстрее.

     Во время туристского путешествия постарайтесь завести в группе такие традиции: расчищать мусори благоустраивать места туристических стоянок, родники и другие природные объекты.

Практическая часть.

     Путь маршрута   экспедиции «Тропой старого эвенка»Маршрут с.Тэгда –с.Могой-с.Ойбонт-с.Тохорюкта-местность «Глухариная падь»-р.Абага-устье реки Атархан- хребет Улан-Бургасы- г.Хурхаг

Привал№1 Священное место поклонения жителей Курбинской долины Омбон

 Краеведческая работа. Беседа .Рассказ о ежегодном обряде поклонения духам гор Курбинской долины.

Привал№2Дэдэ-Нуга- Священное место поклонения жителей Курбинской долины местности Бильчир.  

 Организация познавательной деятельности: Краеведческая работа. Беседа .Рассказ. Фотоохота.

Привал№3-Обоо с.Тохорюкта Ухэр Баабай.

Организация познавательной деятельности: Краеведческая работа. Беседа .Рассказ. Фотоохота.

Привал№4 местность «Глухариная падь».Места токования глухарей в  начале месяца май. Организация учебно-исследовательской  деятельности:

1.Лесная экология. Лесные ярусы. Исследовательская работа по направлениям зоология, орнитологии, ботанике, топографии, метеорологии. Фотоохота.

2.Состояние лесного массива (заросли смородины, голубицы, брусники). Экология. Рыбалка. Фотоохота.

 Привал№5 р.Абага

Организация познавательной деятельности:  Изучение биогеоценоза реки Абага- притока реки  Курба. Рыбалка.

Привал№6-устье реки Атархан.

Организация учебно-исследовательской  деятельности: Лесная экология. Состояние лесного массива ( места заготовки древесины в 60-х-70-х годах XX века)

 Привал№7 Улан-Бургасы- г.Хурхаг.

Место поклонения бурят Хоринского района ( первый обряд поклонения ламами Анинского дацана в 2003г.). Организация познавательной деятельности. Горное озеро. Метеорологическое исследования.  Фотоохота.

 Степень риска:

1 Погодные условия. (снег в гольцах).

2  Поднятие уровня в реке Курба после затяжных дождей.

3. Финансирование проекта.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы: ______________ О.Ж. Гончикдоржиева

Положение

О проведении районного соревнования среди учащихся 10-11 классов  (допризывников)

 по военно-спортивному многоборью, посвященного 73-летию Победы в Великой Отечественной войне, 30-летию вывода советских войск из Афганистана ,

  95 – летию образования Республики Бурятия

 и Хоринского района.

Цели и задачи:

  1.  подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ;
  2.  активизация военно-патриотического воспитания, пропаганда здорового образа жизни;
  3.  готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества;
  4. формирование у допризывников высокого патриотического сознания;
  5. гражданское, духовно- нравственное  воспитание подрастающего поколения и молодежи;
  6. увековечивание памяти погибших защитников Отечества;            
  7. воспитание у молодежи  уважение к Защитникам Отечества;

Сроки и место проведения: с.Тэгда  МБОУ Тэгдинская  общеобразовательная школа

 Гимнастический зал. Фойе 1 этажа.  В 11.00.часов    19 мая  2018 года.

Программа:

  1. Выступление директора МБОУ Тэгдинская СОШ Гончикдоржиевой О.Ж.
  2. Выступление Главы  СП «Верхнекурбинское»Гончикдоржиева А.Ц.
  3. Выступление Председателя Совета ветеранов Хоринского района Цыреторовой Г.Ц.
  4. Выступление председателя БРО ООО  «Российский Союз ветеранов Афганистана» Нимаева Б.Д.
  5. Выступление зам.председателя БРО ООО  «Российский Союз ветеранов Афганистана»   Хунтеева А.А.
  6.  Выступление зам.председателя БРО ООО  «Российский Союз ветеранов Афганистана»  Молокова В.Г.
  7. Видеофильм посвященный 30-летия вывода советских войск из Афганистана  Дымчиковой Б.В.
  8. Презентация о воинах –афганцах с.Тэгда.  Мурзина Л.А.
  9. Музыкально-литературная композиция Казазаева Л.Н.
  10. Посещение школьного историко-краеведческого музея.  Банзаргашеева Ц. Ж.  

Состав команды: 7 участников +1 руководитель.

Условия проведения соревнования: Каждая команда должна иметь пневматическую винтовку, мишени № 6.  Соревнования проводятся в соответствии с правилами по военному многоборью. Из положения «лежа» 3 пробных и 3 зачетных выстрелов. Все выстрелы в зачет.

Программа соревнований:

  1. Гиревой спорт (рывок гири 16 кг 1 рукой). Молоков В. Г.,Щербаков С.А.
  2.  Подтягивание  на перекладине.  Сапунов Н.Н., Шагжиев А.У., Гариев В.А.
  3. Разборка и сборка макета АК-74М. Эстафета. Нимаев Б.Д., Доржиев Э.К.,  Краснопеев В.Ю.
  4. КСУ. Самбуев Д.Д., Мижитов Г.А.,  Шагдаров В.Ж.
  5. Бег на 100 метров. Индраева Я.Ж.,Хасанова Т.Г., Данзанов Т.Д.,
  6. Метание гранаты. Мартынов А.Г., Дубровин С.И.
  7. Стрельба из пневматической  винтовки. Шулунов С.А.,Дашинимаев Б.Д.,  Хунтеев А.А.
  8. Подведение итогов.

Награждение:

  • командное и личное.
  • Команды, занявшие призовые места (1,2,3) награждаются почетной грамотой и призами и переходящим кубком.
  • За личные результаты   награждаются медалями, почетной грамотой, призами.
  • Определяется «Лучший стрелок».

Питание  за счет командирующих организаций.   Стоимость комплексного обеда 100 руб.

Финансовые расходы:

Организационные расходы, награждение несет Совет ветеранов Афганистана, СП «Верхнекурбинское».

 Проезд, питание за счет командирующих образовательных учреждений.

Заявка

 Именные заявки, заверенные врачом и руководителем учебного заведения подаются судейской коллегии 19 мая 2018г.в 10.30 ч.

 Оргкомитет: Цыреторова Г.Ц.- председатель районного Совета ветеранов, Гуров Е.В.  корреспондент газеты «Удинская новь». Гончикдоржиев А.Ц.- глава  СП «Верхнекурбинское», Морозова Е.К. -председатель Совета ветеранов  СП «Верхнекурбинское, директор МБОУ Тэгдинская СОШ Гончикдоржиева О.Ж., Шагжиев  А.У.- председатель профкома ТСОШ, Данзанов С.Д.- преподаватель-организатор ОБЖ, Белых Г.Н. зам по ВР ТСОШ, Банзаргашеева Ц.Ж -руководитель школьного музея, Пурбуева Р.Д., Мурзина Л.А.- ответственные  за фотомонтаж соревнований, Дымчикова Б.В. ответственная за видеофильм посвященный 30-летия вывода советских войск из Афганистана,  Бариева О.В. ответственная за питание участников.

 Главные судьи: Нимаев Б.Д., Доржиев Э.К., Хунтеев А.А.,Щербаков С.А.,Молоков В.Г.- воины-интернационалисты.

Судейская коллегия: воины- интернационалисты Сапунов Н.Н., Шулунов С.А, Гариев В.А., Дашинимаев Б.Д., Краснопеев И.Н., Дубровин С.И.

Награждение  по итогам соревнований проводят ветераны воины- интернационалисты.

Ответственные за ТБ.: Данзанов С.Д. преподаватель-организатор ОБЖ, Белых Г.Н. зам по ВР ТСОШ.  

 



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы: ______________Б.Б. Митыпов

Положение

О проведении районного соревнования среди учащихся 10-11 классов  (допризывников) по стрельбе из пневматической винтовки, посвященного   Памяти  Героя  Советского  Союза, снайпера  Афанасьева Н.С. и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цели и задачи:

1.Формирования у допризывников высокого патриотического сознания.

                2.Готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

              3.Гражданское, духовно- нравственное  воспитание подрастающего поколения и молодежи.

                 4.Увековечивание памяти погибших защитников Отечества.

                 5.Повышение спортивного мастерства по стрельбе.

Сроки и место проведения:  МБОУ  Тэгдинская средняя общеобразовательная школа

 Гимнастический зал.  В 11.00.часов    29  апреля  2016 года.

 Программа соревнования:

1.Парад участников.

2 Приветствие  учащихся  МБОУ  Тэгдинская средняя общеобразовательная школа. Ответственная Белых Г.Н.

 3.Боевой и жизненный путь Героя  Советского  Союза снайпера  Афанасьева Н.С. презентация. Ответственная  Банзаргашеева Ц.Ж

4.Посещение школьного историко-краеведческого музея.

Состав команды: 5 участников +1 руководитель

Условия проведения соревнования:

 Каждая команда должна иметь пневматическую винтовку и мишени № 6

Соревнования проводятся в соответствии с правилами по военному многоборью.

Из положения «лежа» 3 пробных и 5 зачетных выстрелов.

Награждение:

Команды занявшие призовые места(1,2,3) награждаются медалями, почетной грамотой, призами. За первое место переходящий кубок.

Определяется «Лучший стрелок».

Питание  за счет командирующих организаций.

  Стоимость комплексного обеда 100 руб.

Оргкомитет:

               Морозова Е.К. -председатель Совета ветеранов  СП «Верхнекурбинское, Сафронова Л.Р.-родственники  Афанасьева Н.С., Цыреторова Г.Ц.- председатель районного Совета ветеранов,  Гончикдоржиев А.Ц.- глава  СП «Верхнекурбинское», Данзанов С.Д.- преподаватель-организатор ОБЖ, Белых Г.Н. зам по ВР ТСОШ., Банзаргашеева Ц.Ж руководитель школьного музея, Белых С.Д.участковый уполномоченный РОВД,  Шагжиев А.У..- председатель профкома ТСОШ,

Шагдаров В.Ж.- ветеран педагогического труда.

Главный судья:  Данзанов С.Д.,Митыпов Б.Б. ,Мижитов Г.А.,  Шагжиев А.У.,

Шагдаров В.Ж., Рачинский В.Р.

Ответственный за ТБ.: Данзанов С.Д.,Белых С.Д.-участковый уполномоченный РОВД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: Комплексная исследовательская работа геоэкологического , картографического, историко - краеведческого направления Создание ситуаций для самореализации личности в разных сферах деятельности Формирование ответственного отношения к природе. Развитие способности к адаптации в социальной и водной среде. Задачи: 1.Научиться проводить исследовательскую работу по маршруту ( геоэкологические,гидрологические,краеведческие и др.) 2.Научиться составлять историко-краеведческую, географическую карты населенного пункта 3.Овладение основными навыками совершения путешествий и проведение наблюдений разной направленности. 4. Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и в экстремальных ситуациях. 5 .У крепление физических данных, формирование здорового образа жизни, нравственное и патриотическое воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности. ! Экспедиция "Серебристая Курба" Руководитель: Преподаватель -организатор ОБЖ Данзанов С.Д МБОУ Тэгдинская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Тохорюкта Тэгда Дэдэ-Нуга Ойбонт Хужиртуй Усть-Хасурта Масштаб:1:200 000 ю с Маршрут экспедиции: с.Тохорюкта-с.Тэгда

Слайд 5

Не забыть нипочем берега Что багулом весной пламенеют Там где с гор Абага и Нельга Свои воды несут Суналею Здесь токуют весной косачи На турнирах своих на рассвете И орехом полны кедрачи И гольцы в снежном белом берете. Г.П.Молоков

Слайд 6

Ожидаемые результаты Развитие познавательных , исследовательских способностей. Изменение отношений «Я-природа». Знать и применять необходимые методы и средства безопасности и применять их на практике. Быть готовым к адекватным действиям в экстремальных ситуациях в природных условиях. Улучшение здоровья детей ( физическое,психическое,духовно - нравственное). Повышение синергии (способности к совместному проживанию, сотрудничеству), толерантности. Улучшение экологической среды (уборка и очистка берега реки Курба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрових технологий и информационно - комуникационных в работе по основам безопасности жизнедеятельности

В статье показана как применяются технологии при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...

Внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности

Данная работа написана для защиты диплома по профессиональной переподготовки по программе "Основы безопасности жизнедеятельности"...

урок 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет.

Представлена компьютерная презентация к уроку 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет....

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"

Программа по внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Основы медицинских знаний"...