Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе
план-конспект урока по обж (10 класс)

Савкова Ольга Алексеевна
Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       МОУ СОШ № 21 города Магнитогорска, Челябинской области.

План  урока  ОБЖ  в 10 классе по теме

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Учитель ОБЖ: Савкова Ольга Алексеевна, высшая квалификационная категория

2015

 

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Учебные вопросы:

1.Основные причины вынужденного автономного существования

2. Первоочередные действия потерпевших бедствие

Цели: Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования

Оборудование: ПК, презентация, карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  1. Изучение нового материала

Джек Лондон «Любовь к жизни» (слайд 1)  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока: (слайд 2)

Объявление целей урока (слайд 3)

Токин мэт  (слайд 4)

-автономное существование…..

-записывают максимальное количество слов или фраз индивидуально (2 мин.)                                        - установление взаимосвязей между ответами(переходят от стола к столу);   формулируют вопрос       -подводят итоги

Автономное существование –это…..(слайд 5)

Добровольная автономия-… Как вы понимаете?  (слайд 6)

Вынужденная автономия-… (слайд7)

Сорт кардс (слайд 7)

 Каковы причины вынужденного автономного существования человека в природных условиях?   (слайд 8)  

 Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования.

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования.

ЧС природного характера

Стихийные бедствия( землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары)

Экстремальные ситуации

- Резкое изменение природных условий( сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и др.)

- Потеря ориентирования на местности во время похода, экскурсии

- Потеря группы на маршруте во время похода, экспедиции

Аварийные ситуации

- Аварии на воздушном транспорте

- Аварии на морском и речном транспорте

- Аварии и поломка автотранспортных  средств

Главная задача человека попавшего в условия вынужденного автономного существования? (слайд 9)

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие.

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств: (слайд 10)

- перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;

- покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;

- оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;

- сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;

- при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать:  ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта. (слайд 11)

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

 сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);

• направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;

• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

• в течение трех суток нет связи и помощи.

 

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Рефлексия  (слайд 12-13)

  1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

      2. Выберите из указанных ниже экстремальные ситуации в природе:

а) резкое изменение природных условий, смена климатогеографических условий;

б) неумение ориентироваться на местности, переезд на новое место жительства из одного района города в другой, потеря одним из членов туристической группы личного снаряжения;

в) автономное существование в природных условиях туристической группы, идущей по разработанному маршруту, имеющей необходимое снаряжение и продукты питания.

3.К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся:

а) личностные факторы;

б) психологические факторы;

в) материальные факторы;

г) природные факторы.

4. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?

  а) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.

  б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.

  в) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

  г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;

  д) нет связи только в течении трёх суток.

Домашнее задание: параграф 1 , ответить на вопросы стр. 8, задание 1 стр. 8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Со временем он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером. Но он не сбился с пути. Это он знал. Скоро он придет в Страну Маленьких Палок. ……..Он знал, что она где-то налево, недалеко отсюда — быть может, за следующим пологим холмом». Вскоре пошел мокрый снег, и надо было идти дальше. «Он уже не думал ни о Стране Маленьких Палок, ни о Билле, ни о тайнике у реки Диз . Им владело только одно желание: есть!» Ночью снег превратился в холодный дождь. Наступил день — серый день без солнца. Теперь дождя уже не было. Чувство голода притупилось, и осталась лишь тупая, ноющая боль в желудке. Зато мысли стали яснее, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз . Когда проглянуло солнце, путнику удалось определить стороны света. Это не очень помогло, поскольку он теперь уже точно знал, что сбился с пути. Джек Лондон «Любовь к жизни»

Слайд 2

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе Разработал учитель высшей категории: Савкова О.А.

Слайд 3

Цели: - Изучить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; - овладеть навыками безопасного поведения в случае вынужденного автономного существования

Слайд 4

Токин мэт Автономное существование

Слайд 5

вынужденное Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное, независимое существование его в природных условиях. добровольное

Слайд 6

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях Цели добровольной автономии: Активный отдых на природе; Исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе; Спортивные достижения

Слайд 7

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям Сорт кардс Распределите карточки на разные категории (причины вынужденной автономии)

Слайд 8

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования . ЧС природного характера Стихийные бедствия ( землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары) Экстремальные ситуации - Резкое изменение природных условий (сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и др.) - Потеря ориентирования на местности во время похода, экскурсии - Потеря группы на маршруте во время похода, экспедиции Аварийные ситуации - Аварии и поломка автотранспортных средств Аварии на морском и речном транспорте - Аварии на воздушном транспорте

Слайд 9

Главная задача человека попавшего в условия вынужденного автономного существования Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях Основное условие, определяющее успех выживания или гибель Настрой человека на выход из этой ситуации, его желание вернуться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему ещё многое нужно сделать.

Слайд 10

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств: - перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место; - покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования; - оказать пострадавшим первую медицинскую помощь; - сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение; - при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

Слайд 11

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда: Решение об уходе с места аварии принимают, если: • сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции; • место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.); • направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны; • большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм. • точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его; • возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.; • люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности ; • в течение трех суток нет связи и помощи. Приняв решение оставаться на месте аварии, необ­ходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей. На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Слайд 12

Рефлексия Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях: а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар; б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи; в) потеря части продуктов питания, потеря компаса. Выберите из указанных ниже экстремальные ситуации в природе: а) резкое изменение природных условий, смена климатогеографических условий; б) неумение ориентироваться на местности, переезд на новое место жительства из одного района города в другой, потеря одним из членов туристической группы личного снаряжения; в) автономное существование в природных условиях туристической группы, идущей по разработанному маршруту, имеющей необходимое снаряжение и продукты питания.

Слайд 13

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования не относятся: а) личностные факторы; б) психологические факторы; в) материальные факторы; г) природные факторы. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии? а) местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко. б) место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая. в) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции; г) Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм; д ) нет связи только в течении трёх суток.

Слайд 14

Домашнее задание: параграф 1 , ответить на вопросы стр. 8, задание 1 стр. 8

Слайд 15

Автор: Савкова Ольга Алексеевна учитель ОБЖ высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 21 город Магнитогорск, Челябинской области . Слайд 1 Правила поведения в условиях вынужденного автономного суще ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Материал к уроку по теме "Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования"...

Тест по ОБЖ для 10класса тема "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях».

Тест по ОБЖ для 10класса по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природных условиях»....

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.Тесты по ОБЖ для 10 класса

 В тестах отражено знание основных правил поведения в условиях вынужденного автономного существования....

План урока ОБЖ в 10 классе по теме Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

План урока ОБЖ в 10 классе по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе"...

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе"...

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. 10 класс

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования. 10 класс...