РОЛЬ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
статья по обж

Каждый из нас знаком с термином «информация» и достаточно часто использует его в повседневной жизни. Однако дать четкое и однозначное определение этого понятия не так-то легко. Более того, на сегодняшний день его просто не существует, а по причине большой распространенности вполне обоснованными являются различные варианты объяснения данного понятия. Как утверждают некоторые исследователи, существует несколько сотен определений информации, и вряд ли стоит искать всеобъемлющее и единственно верное. Приведем лишь одно из них:

информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Наряду с понятием «информация», а иногда вместо него используются такие понятия, как «данные» и «знания». Данными чаще всего называют неупорядоченные сведения, т. е. информацию, смысл которой станет ясным после проведения необходимой обработки. Иногда понятием «данные» обозначают сигналы, получаемые с помощью различных устройств, а также первичную информацию. Понятию «знания» можно дать следующее определение: «Знания - это результат постижения действительности человеком». Если данные - это вид информации, который требует дополнительной обработки и анализа, то знания появляются в результате проведенного анализа и обобщений. Однако четкой границы между этими понятиями провести нельзя, поскольку знания в некоторых ситуациях могут выступать в роли данных и подвергаться различным видам дальнейшей обработки. Человек, решая различные задачи, осуществляет целенаправленную деятельность, заключающуюся в сборе, передаче, хранении и обработке информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Каждый из нас знаком с термином «информация» и достаточно часто использует его в повседневной жизни. Однако дать четкое и однозначное определение этого понятия не так-то легко. Более того, на сегодняшний день его просто не существует, а по причине большой распространенности вполне обоснованными являются различные варианты объяснения данного понятия. Как утверждают некоторые исследователи, существует несколько сотен определений информации, и вряд ли стоит искать всеобъемлющее и единственно верное. Приведем лишь одно из них:

информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Наряду с понятием «информация», а иногда вместо него используются такие понятия, как «данные» и «знания». Данными чаще всего называют неупорядоченные сведения, т. е. информацию, смысл которой станет ясным после проведения необходимой обработки. Иногда понятием «данные» обозначают сигналы, получаемые с помощью различных устройств, а также первичную информацию. Понятию «знания» можно дать следующее определение: «Знания - это результат постижения действительности человеком». Если данные - это вид информации, который требует дополнительной обработки и анализа, то знания появляются в результате проведенного анализа и обобщений. Однако четкой границы между этими понятиями провести нельзя, поскольку знания в некоторых ситуациях могут выступать в роли данных и подвергаться различным видам дальнейшей обработки. Человек, решая различные задачи, осуществляет целенаправленную деятельность, заключающуюся в сборе, передаче, хранении и обработке информации.

Приведенный список действий не является исчерпывающим и его нетрудно расширить. Можно добавить в него, например, такие действия, как поиск, прием, накопление, распространение, обмен, преобразование, интерпретация, отображение, обозначение, кодирование, шифрование и т. д. Все эти действия можно характеризовать двумя словами - информационные процессы.

информационные процессы - это процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Однако, как нетрудно заметить, перечисленные процессы имеют более общий смысл, в то время как перечисленные далее процессы лишь дополняют и уточняют первый. По этой причине во многих случаях, когда речь идет об информационных процессах, ограничиваются перечислением тех, которые считаются основными. Если пытаться разобраться в том, как, каким образом осуществляется тот или иной информационный процесс, то мы неизбежно придем к необходимости рассмотрения другого важного понятия - понятия информационных технологий.

Технология (от греч. techne - мастерство и logos- учение) - учение о мастерстве. Понятие «технология» означает также искусство изготовления вещей. В современном понимании технология - это совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. По сути, любая материальная технология является процессом, смысл которого заключается в преобразовании (посредством последовательного выполнения различных действий или операций) неких исходных материалов (сырья) в продукты, обладающие новыми по отношению к исходным материалам свойствами.

Роль информационных технологий значительно возросла со времени появления технических средств, призванных освободить человека от рутинной работы по сбору, хранению, передаче, анализу и преобразованию информации. В числе таких средств - вычислительные машины и телекоммуникационная техника. Появление этих видов техники определило новый этап развития информационных технологий, называемых в связи с этим современными, или новыми. Таким образом, можно дать следующее определение информационных технологий.

Информационные технологии (ИТ) - это процессы, использующие методы и технические средства сбора, хранения, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Из приведенного определения видно, что основой информационных технологий являются информационные процессы.

Значимость информационных технологий и их влияние на различные сферы жизни и деятельности современного человека подчеркиваются в определении, принятом ЮНЕСКО. Согласно этому определению информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих:

1) Методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;

2) Вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения;

3) Связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Возникновение и развитие современных информационных технологий напрямую связано с успехами в областях компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Оба этих технических направления, являясь базой для информационных технологий, все больше сближаются друг с другом. Любой современный компьютер оснащен разнообразными средствами, позволяющими использовать существующие телекоммуникационные системы (проводные и беспроводные) для получения и передачи информации.

Одновременно средства связи становятся все более наполненными вычислительной «начинкой», обеспечивая их владельцу доступ к различным видам информации, представленным звуком, изображением, текстом. Все это позволяет реализовать основную цель информационных технологий - обеспечение человека информацией, необходимой для принятия решений в различных областях его деятельности.

Информационные технологии - общее название большого числа разработок, предназначенных для реализации процессов получения и преобразования информации. Круг областей применения информационных технологий ничем не ограничен, он определяется потребностями людей в знаниях и необходимостью осуществления их деятельности. В связи с этим вводится понятие «предметная область».

Под предметной областью понимается часть реального мира, связанная с человеческой деятельностью и представляющая интерес с точки зрения ее исследования или описания. Деление на предметные области весьма условно, в качестве таковых часто рассматриваются различные предприятия, организации, а также их подразделения.

Существует также понятие «предметная информационная технология», обозначающее последовательность действий по преобразованию первичной информации (входной) в результатную (выходную), осуществляемых в соответствии с логикой функционирования предметной области.

В тех случаях, когда на основе базовых и обеспечивающих технологий создаются специализированные продукты для решения отдельных задач, или автоматизированного выполнения определенных функций в рамках конкретной предметной области, говорят о функциональных информационных технологиях.

Существуют и другие виды классификаций информационных технологий. Основным классификационным признаком в рамках данного учебного пособия является направленность информационных технологий на использование в торговле. Но прежде чем перейти к изучению специфики процессов информатизации и автоматизации в торговле, рассмотрим еще одно важное понятие - «информационные системы».

Слово «система» использовалось древнегреческими учеными для обозначения целого, составленного из частей. Иными словами, система - это любой объект, представляющий собою совокупность взаимосвязанных разнородных элементов, работающих как единое целое. Такой объект в результате объединения приобретает новое свойство или набор новых свойств, которых не было у исходных элементов, взятых в отдельности. Для любой системы характерны следующие признаки:

1)Внешняя целостность или обособленность системы от других объектов окружающего мира;

2)Внутренняя целостность, характеризующая взаимосвязь и взаимозависимость свойств отдельных элементов системы;

3)Иерархичность, или выделение в системе различных уровней, разделение системы на подсистемы.

В соответствии с признаком иерархичности любая система сама может рассматриваться как подсистема другой, более крупной системы.

Термин «система» используется применительно к различным структурам, объединениям и объектам: экологическая система, кровеносная система, охранная система, система зажигания, система здравоохранения и т. д. В компьютерной технике системой, или системным блоком, называют комплекс аппаратных средств, объединенных общим корпусом. Операционная система – это набор программ, обеспечивающих работоспособность компьютера и реализующих основные функции в процессе взаимодействия между человеком и компьютером. Все приведенные примеры обладают необходимыми признаками системности.

Информационные системы - это организационно упорядоченные взаимосвязанные совокупности средств и методов, а также информационных технологий, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Основными техническими средствами переработки информации в информационных системах являются компьютеры и средства связи.

«Информационные технологии» и «информационные системы» - понятия разные, но в то же время достаточно тесно взаимосвязанные. Можно рассматривать информационные системы как среду, в которой функционируют информационные технологии. Также можно сказать, что информационные технологии реализуются в виде информационных систем. На практике эти понятия часто используются для обозначения одного и того же явления или объекта. Если со словом «информационная» употребляется слово «технология», то тем самым подчеркивается существование определенной последовательности действий - процесса по переработке информации. Термин «система» подчеркивает факт существования сложной взаимосвязанной структуры, функционирующей как единое целое и осуществляющей производство информационных продуктов.

В качестве синонима терминов «информационная система» и «информационная технология» сегодня часто используется понятие информационное решение, которым обозначаются разработки, предназначенные для осуществления процессов информатизации и автоматизации в различных предметных областях.

До недавнего времени информация, как таковая, не считалась важным активом предприятий и фирм. Управление рассматривалось как индивидуальное искусство межличностного общения, а не как глобальный механизм координации деятельности участников экономических процессов. Сегодня лишь немногие руководители могут позволить себе пренебрежительно относиться к методам работы с информацией. В условиях, когда растет значение информационной составляющей окружающей среды предприятий, полноценное их существование становится невозможным без соответствующих изменений во всех значимых сторонах их жизнедеятельности с точки зрения управляемости и эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место информационных технологий в решении математических задач.

Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения...

Урок (занятие) с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс

Ляпунова Ольга Юрьевна Урок (занятие) с использованием информационных технологийДисциплина: Основы безопасности жизнедеятельностиТема: «Электричество»5 классВведение....

презентация к уроку с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс

Приложение к конспеку урока на тему "Электричество" 5 класс Цель. По окончании урока учащиеся должны:а) знать:• почему опасно электричество и в чем это заключается;• как уберечь себя от поражения...

Роль информационных технологий в сфере дополнительного образования и их воспитательное значение (презентация).

В презентации отражены вопросы значения и применения информационных технологий в образовательном процессе их классификация и специфика,дидактические требования....

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения р

Современное образование является структурным элементом процесса зарождения качественно нового общества, и находится в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Задача образования, в...

Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образовании

Доклад на тему:Роль средств новых информационных технологий в образованииУскорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибкихавтоматизированных систем, микропроцессор...

Рабочий лист к уроку обществознания в 8 классе на тему "Роль информации и информационных технологий в современном мире"

Рабочий лист можно использовать на уроках по данной теме, для дополнительного закрепления изученного материала....