Главные вкладки

    Открытый урок ОБЖ в 9 классе
    план-конспект урока по обж (9 класс)

    Разработка урока по ОБЖ 9 класс«Терроризм в нашей стране»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon открытый урок87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ №50

    Разработка урока по ОБЖ

    9 класс

    «Терроризм в нашей стране»

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Шапочкин А.А.

    9 класс

    Цели:

    1) объяснить сущность терроризма, его типы и цели;
    совершенствовать знания о терроризме;
    основы безопасности в ЧС;
    формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.

    2) определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности на определенных этапах исторического развития России;

    3) способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать  умение жить в мире с другими людьми;

    4) развивать самостоятельность суждений учащихся.

    (выделенные части текста на доску)

    Задачи:
    Изучить правила поведения при теракте;
    Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
    Формировать умения работы в группах.

    Оборудование:

    мультимедийный проектор, компьютер

    Ход урока:

    На доске таблица, на которой кратко поясняются способы волеизъявления народа. Из таблицы должно появиться понимание, что насильственным способом волеизъявления отдельных небольших групп народа   и является терроризм. Обучающиеся, формулируют тему урока.  

    Учитель. (слайд 1) Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

    Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”. (слайд 2)

    Для продолжения работы нам надо разбиться на  группы для этого мы используем метод «Летающих поговорок». Старшие групп называют первую часть поговорки, а те у кого в руках вторая часть данной поговорки отзываются и садятся в группу.

     Начинаем работу, вы самостоятельно, подбирали материал, а мы со старшими групп систематизировали его по направлениям. Сегодня у нас работают 4 экспертных площадки: Историки, Политологи, Статисты, представители МЧС.

    Цели нашего урока (на доске)

    - Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

    Выступает группа учащихся “Историки” (учащиеся делают следующие сообщения)

    -Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). (слайд 3,4)

    Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия. (слайд 5) В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. (слайд 6) В 1911 году был убит террористом председатель Совета министров

    П.А. Столыпин. (слайд 7) В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

    В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. (слайд 8)

    Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В настоящее время руководству страны и народу России удалось, если не победить терроризм в нашей стране, то загнать его в глубокое подполье. Органами ФСБ постоянно выявляются ячейки экстремистских террористических организаций, как правило исламского направления. Терроризм как явление стало нетерпимым в обществе.  

    Учитель. В чем же сущность терроризма?

    На этот вопрос нам ответят ребята из группы “Политологи”(выступление учащихся группы )

    Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей. (слайд 9)

    Типы современного терроризма: (слайд 10)

    • Националистический
    • Религиозный
    • Политический

    Три стороны конфликта террористической акции: (слайд 11)

    • Те, кто совершает теракт (террористы)
    • Непосредственные жертвы акции
    • Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом

    -Террористическая деятельность включает следующие действия: (слайд 12)

    • Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции.
    • Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях.
    • Организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции.
    • Вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

    Финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

    -Сегодня терроризм уже приобрел Международные масштабы, среди причин роста терроризма в России при социальном опросе респонденты указали: (слайд 13)

        - нерешенность социальных, национальных религиозных проблем;
     
       - расслоение общества по уровню материального состояния, культуре и образованию;
        - существование незаконных организаций (религиозных, сектантских и других);
      
     - организованная преступность и криминализация ряда государственных и коммерческих структур;
        - нежелание части населения выполнять требования законов;

    Учитель. Какова современная статистика терроризма?(слово передается группе “Статисты”)

    Выступление  группы учащихся “Статисты”  (показ статистических слайдов через компьютер) (слайд 14)

    (слайд 15) Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

    (Слайд 16) Взрыв дома в Волгодонске -16 сентября 1999 года в 5 часов 57 минут. Рядом с девятиэтажным домом сдетонировал грузовик со взрывчаткой. От взрывной волны была разрушена фасадная часть дома. 19 погибших, 89 человек госпитализированы, повреждено 37 близлежащих домов.

    -Террористические акты в Москве : (слайд 17)

    (слайды 18, 19, 20) 23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли.

    Террористический акт на Тушинском аэродроме (Слайд 21)

    05 июля 2003 года в Москве был совершён террористический акт: у входа на Тушинский аэродром, где в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы. По официальным данным погибло 13 и ранено 59 человек. Больших жертв удалось избежать только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в толпу участников фестиваля

    (Слайд 22) 9 декабря 2003 года  в результате взрыва около гостиницы "Националь" в центре Москвы, по уточненным данным, пять человек погибли и 13 получили ранения. Теракт возле гостиницы "Националь" совершила одна террористка-смертница.

    Захват заложников в Беслане (слайд 23, 24, 25, 26)

    Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября они ворвались на территорию школы №1. Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал. Не давали заложникам пить .В результате штурма террористы были уничтожены, а заложники освобождены. Во время спец операции погибли 314 человек из них 186 детей., а так же 19 спасателей в том числе и сотрудников спецподразделений.

    Почтим память всех жертв терактов минутой молчания

    Учитель. Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях угрозы террористических актов, нас познакомят представители группы МЧС. (учащиеся делают следующие сообщения)

    (Слайд 27) Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий,  международные курорты и т.д. Обязательным  условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта.

    Будьте внимательны, находясь в подобных местах.

    (Слайд 28) Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте. Во-первых, механизм лифта может быть повреждён. Во-вторых, обычно испуганные люди бегут к лифтам и перегружают их по количеству.  Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов.

    (Слайд 29)  Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.

    К несчастью, никто не защищен от ситуации, в которой он может оказаться взятым в заложники при тех или иных обстоятельствах. Несмотря на это есть набор универсальных правил поведения, позволяющих минимизировать вред.

    Как себя вести заложникам?

    (Слайд 30) Не привлекайте внимания террористов. Пытайтесь сохранить ясность ума. Не сопротивляйтесь и постарайтесь успокоиться. Не впадайте в панику — террористы и так очень напряжены, любые резкие движения, неожиданный шум, громкий плач и крики могут окончательно вывести их из себя. Иногда террористы находятся под воздействием наркотических средств и в целом очень возбуждены, поэтому плач и крики действуют на них крайне негативно и вызывают в них лишнюю агрессию. Поэтому главное для вас — не спровоцировать их гнев и, по возможности, вообще не привлекать к себе внимание.

    -Существуют упражнения, например, дыхательные, которые помогли бы сосредоточиться и успокоиться в состоянии шока или сильного стресса? Дышите ритмично и глубоко. Проговаривайте про себя, что вы видите.

    (Слайд 31) Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

    Каковы же причины возникновения террористических групп нам сообщит

        

    Рефлексия: Ребята давайте составим сиквейн по изученной теме. Порядок составления сиквейна вы видите на доске. Обучающиеся, по группам составляют сиквейн.

    Первый пример:

    Терроризм.
    Угнетающий, омрачающий.
    Планируется, происходит, шокирует.
    Приносит много бед.
    Политика.

    Второй пример:

    Терроризм.
    Масштабный, разрушающий.
    Охватывает, нарушает, пугает.
    Демонстрирует несправедливую жестокость.
    Насилие.

    Третий пример:

    Терроризм.
    Тайный, явный.
    Портит, уничтожает, убивает.
    Становится огромной трагедией.
    Идеология.

    Ваше отношение к проведенной теоретической части урока мы выясним методом «эмодзи» на ваших столах находятся картинки с изображением цветных смайликов. Посовещавшись в группах, вы от группы оцениваете наш с вами урок:

    зеленый -  на уроке было интересно; белый – хотелось спать; серый – время потеряно зря.

    Откройте дневники, запишите домашнее задание на доске.

    Видеоролик «СКАЖИ, НЕТ ТЕРРОРИЗМУ»

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА

    Теми же группами распределяемся по учебным местам:

    Группа Азаренко Карины – одевание ОЗК;

    Группа Башашина Станислава – Разборка АК-74;

    Группа Епихина Станислава – Снаряжение магазина;

    Группа Пожарова Дмитрия – надевание противогаза ;

    На столах ведомости оценок. Старшие групп выставляют каждому обучающемуся оценку с учетом как теоритической так и практической частей. После звонка старшие групп отдают ведомости учителю.

    Альтернативная рефлексия

    Работа в группах- обсуждение вопросов:

    Как же не стать жертвой теракта?

    (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)

    Что такое гражданская бдительность?

    (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

    Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?

    (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

    Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?

    (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

    Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо

    (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

    Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?

    (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

    Подведение итогов, обобщение материала: (просмотр кино-ролика «Скажи, нет терроризму»)

    •      Теракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?

    •      Чего не хватает всем людям сегодня, что, как вам кажется, должно измениться в мире?

    •      Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

    Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

    Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

    Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

    Открытый урок в 8 классе. Тема урока: "Океания. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая".

    Познакомить учащихся с географическим положением Океании; расширить знания о природе, жизни коренных жителей о. Новая Гвинея о о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае...

    Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

    Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

    Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

    Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

    Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...