Приоритетное направление в деятельности педагога - здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС
статья по обж (8, 9, 10, 11 класс)

Перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления

в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать

приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми начального и среднего школьного

возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Доклад на тему: «Приоритетное направление в деятельности педагога - здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС».

      В век научно-технического прогресса, развития информационных технологий сохранение и укрепление здоровья человека  становится одной из важнейших задач общества в современном мире. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

     Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое

важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм

ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том,

что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому

здоровью детей.

      Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления

в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать

приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного

возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

 обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

 снижение уровня заболеваемости учащихся;

 сохранение работоспособности на уроках;

 формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

1. Здоровье и адаптация

2. Гигиенические условия обучения

3. Питание, водный режим

4. Профилактика школьных болезней

5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений

учащимися.

     Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических

факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для

здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы:

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.

2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.

4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).

5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.

6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным

возможностям школьников.

7. Личные особенности учителя, его характера, состояние здоровья.

     Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-

воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

-  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного

процесса;

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное

состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление

утомления.

     Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья

учащихся и учителя.

-  разнообразные психолого-педагогические технологии;

    Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из важнейших аспектов

является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом

решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул

для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

     Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,

позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление

допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот

далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей

каждого ребенка.

     Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием

продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого

урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился,

что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться

внутренних психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же

каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее

обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке,

воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной

работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его

уверенность в собственных возможностях.

     Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно

повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к

более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,

поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

-  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности

школьников;

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное

состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление

утомления. В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями.

     Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Чередование

различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок), создание благоприятного психологического

климата на уроке, комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

     Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-

ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно

более полное раскрытие его потенциала.

     Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и

методов организации учебной деятельности. Для решения этих задач необходимо применять следующие компоненты:

 создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

 использование проблемных творческих заданий;

 стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов вы-

полнения заданий;

 применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих

ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-

символическую);

 обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были

исправлены.

    Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно

решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо-

лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а

следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

     Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и

направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных

учащихся;

Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

Формы реализации технологий

-подвижные игры для здоровья» в рамках спортивно-оздоровительного направления

внеурочной деятельности:

способствуют самовыражению личности;

интересны детям;

обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;

решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других

народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-

эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);

развивают творческие способности детей.

    Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе.

- система уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» социального направления

 позволяют обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся;

сформировать устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья.

    На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «здоровье» и «здоровый

образ жизни»; составляют режим дня, определяют необходимые условия, обеспечивающие сохранение и

укрепление здоровья; узнают, как ухаживать за своим телом; определяют признаки болезней, их причины

и связь с образом жизни; знакомятся со строением тела человека; узнают о вреде никотина и алкоголя.

Ещё хотелось бы отметить тематические вечера и праздники, посвящённые здоровью. В школе проводятся День Здоровья, спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая. На таких мероприятиях учащиеся систематизируют полученные ранее знания и умения, играют сами и проводят игры со зрителями. Такие внеклассные мероприятия несут большую воспитательную ценность.

- комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых во время

физкультминуток, игровых перемен и динамической паузы помогают

 увеличить объём двигательной активности учащихся;

 сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и

укреплении здоровья;

 обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся,

    Необходимо в своей работе использовать основные методы и приемы здоровьесберегающей

технологии В. Ф. Базарного:

Режим динамической смены поз.

 Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.

 Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе

движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

 Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий,

активизирующих детей.

 Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

 Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

 Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.

- Физкультминутки нужно проводить, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением,

с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную

работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:

 упражнения по формированию осанки,

 укреплению зрения,

 укрепления мышц рук,

 отдых позвоночника,

 упражнения для ног,

 релаксационные упражнения для мимики лица,

 потягивание,

 массаж области груди, лица, рук, ног,

 психогимнастика,

 упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных

траекторий (офтальмотренажеры).

Упражнения для улучшения осанки

- Психогимнастика

Динамическая пауза предполагает отдых детей между урочной и внеурочной деятельностью. В ходе

динамической паузы организуются подвижные игры (разной степени интенсивности) на свежем воздухе. Это способствует росту мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности.

    Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более

успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие

способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее

приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.

    Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

    Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшие очень острыми, нужно решать

комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм

здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее.

    Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Чрезвычайные ситуации природного характера

      Чрезвычайные ситуации природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных катастроф, уровня развития общества и условий жизнедеятельности. ЧС природного характера в последние годы имеют тенденцию к росту. Активизируются действия вулканов (Камчатка), учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Северный Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Почти регулярными становятся наводнения, нередки оползни вдоль рек и в горных районах. Гололед, снежные заносы, бури, ураганы и смерчи стали почти привычным явлением. Следует заметить, что человечество уже не так беспомощно; ряд катастроф можно предсказать, а некоторым успешно противостоять.         Однако любые действия против природных процессов требуют глубоких знаний причин их возникновения и характера проявления. ЧС природного характера подразделяются на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические.

      Все природные ЧС подчиняются следующим общим закономерностям:

·Для каждого вида ЧС характерна определенная пространственная привязка. ·Чем больше интенсивность (мощность) опасного природного явления, тем реже оно случается. ·Каждому ЧС природного характера предшествуют некоторые специфические признаки (предвестники).

·При всей неожиданности природной ЧС ее появление может быть предсказано.

·Во многих случаях могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.

     Говоря о природных ЧС, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Нарушение равновесия в природной среде в результате деятельности человека приводит к усилению воздействий природных ЧС. Природа как бы мстит человеку за грубое вторжение в ее владения. Это обстоятельство следует иметь в виду при осуществлении хозяйственной деятельности. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором, учет которого позволит сократить число природных ЧС. Воздействию природной катастрофы может быть подвергнута любая часть земной поверхности. Между всеми ЧС природного характера существует взаимная связь. Наиболее тесная зависимость между землетрясениями и цунами. Тропические циклоны почти всегда вызывают наводнения. Кроме того, к природным катастрофам добавляются и другие воздействия, связанные с деятельностью человека. Землетрясения вызывают пожары, взрывы, прорывы плотин. Вулканические извержения - отравления пастбищ, гибель скота, голод. Паводок приводит к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям.

     Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путем соответствующей подготовки постараться их полностью исключить. Предпосылкой успешной защиты от природных ЧС является изучение их причин и механизмов. Зная физическую сущность процесса, можно его предсказать. А своевременный и точный прогноз опасных явлений - важнейшее условие эффективной защиты. Защита от природных опасностей может быть активной (строительство инженерно-технических сооружений, интервенция в механизм явления, мобилизация естественных ресурсов, реконструкция природных объектов и др.) и пассивной (использование укрытий). В большинстве случаев активные и пассивные методы сочетаются.

ЧС геологического характера.

     К стихийным бедствиям, связанным с геологическими природными явлениями, относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные лавины, обвалы, осадки земной поверхности в результате карстовых явлений.

    Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Природа землетрясений до конца не раскрыта. Землетрясения происходят в виде толчков. Количество толчков и промежутки между ними могут быть различными. Очаг землетрясения - это некоторый объем в толще Земли, в пределах которого происходит высвобождение энергии. Центр очага - условная точка, именуемая гипоцентром или фокусом. Проекция гипоцентра на поверхность Земли называется эпицентром. Вблизи эпицентра происходят наибольшие разрушения - это так называемая плейстосейстовая область. В 1935 году профессор Калифорнийского технологического института Ч. Рихтер предложил оценивать энергию землетрясений магнитудой (от лат. magnitudo - величина. МАГНИТУДА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясениями или взрывами; пропорциональна логарифму энергии землетрясений; позволяет сравнивать источники колебаний по их энергии). Шкала Рихтера - сейсмическая шкала магнитуд, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях. По шкале Рихтера, магнитуда самых сильных землетрясений не превышает 9. Землетрясения случаются на земной поверхности неравномерно. Анализ сейсмических и географических данных позволяет определить те области, где следует ожидать землетрясения в будущем и оценить их интенсивность. В этом состоит сущность сейсмического районирования. Карта сейсмического районирования - это официальный документ, которым должны руководствоваться проектирующие и планирующие хозяйственную деятельность организации. В районах, подверженных землетрясениям, осуществляется сейсмостойкое или антисейсмическое строительство. Это означает, что при проектировании и строительстве учитываются возможные воздействия сейсмических сил на здания и сооружения. Требования к объектам, возводимым в сейсмических районах, установлены в строительных нормах и правилах (СНиП II-А.12-69) и других документах. По принятой в РФ 12 балльной шкале, опасными для зданий и сооружений считают землетрясения с интенсивностью в 7 баллов и более. Строительство в районах с сейсмичностью, превышающей 9 баллов, неэкономично. Обеспечение полной сохранности зданий во время землетрясений обычно требует больших затрат на антисейсмические мероприятия, а в некоторых случаях практически неосуществимо. Учитывая, что сильные землетрясения происходят редко, нормы допускают возможность повреждения элементов, не представляющих угрозы для жизни людей. Удаленность от очагов - лучшее средство при решении вопросов безопасности при землетрясениях. Если строительство все-таки приходится вести в сейсмоопасных районах, то необходимо руководствоваться требованиями соответствующих правил и норм, сводящихся в основном к усилению конструкции зданий и сооружений. Эффективность действий в условиях землетрясений зависит от уровня организации аварийно-спасательных работ, обученности населения и эффективности системы оповещения. Вулканическая деятельность возникает в результате постоянных активных процессов, происходящих в глубинах Земли. Совокупность явлений, связанных с перемещением магмы в земной коре и на ее поверхности, называется вулканизмом. Магма, достигая земной поверхности, извергается в виде лавы. Лава отличается от магмы отсутствием газов, улетучивающихся при извержении. Обычно вулканы - это отдельные горы, сложенные из продуктов извержений. Магматические очаги находятся в мантии на глубине 50…70 км или в глубине земной коры. Продукты извержения вулканов (газообразные, жидкие и твердые) выбрасываются на высоту 1…5 км и переносятся на большие расстояния. Концентрация вулканического пепла бывает настолько большой, что возникает темнота, подобная ночной. Объем излившейся лавы достигает десятков кубических километров. Существует взаимосвязь вулканической деятельности и землетрясений. Сейсмические толчки, как правило, означают начало извержения. При этом опасность представляют лавовые фонтаны, потоки горячей лавы, раскаленные газы. Взрывы вулканов могут инициировать оползни, лавины, обвалы, а в океане - цунами.

    Профилактические мероприятия состоят в изменении характера землепользования, строительстве дамб, отводящих потоки лавы, в бомбардировке лавового потока для перемешивания лавы с землей и превращения ее в менее жидкую массу и др. Оползни возникают при нарушении устойчивости склона. Сила связанности грунтов или горных пород оказывается в какой-то момент меньше силы тяжести, и вся масса приходит в движение.

     Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен: разрушаются жилища, повреждаются коммуникации, электрические сети и др. Оползни могут быть вызваны различными факторами: ·обводненность грунта; ·изменение вида насаждений; ·уничтожение растительного покрова; ·выветривание; ·сотрясения. При сильных землетрясениях всегда возникают оползни. По скорости смещения склоновые процессы делятся на медленные, средние и быстрые. Только быстрые оползни могут стать причиной настоящих катастроф с сотнями жертв. По механизму оползневого процесса выделяют сдвиг, выдавливание, гидравлический вынос. По глубине залегания поверхностного скольжения различают оползни поверхностные - до 1 м, мелкие - до 5 м, глубокие - до 20 м, очень глубокие - свыше 20 м. По мощности, вовлекаемой в процесс массы горных пород, оползни подразделяют на малые - до 10 тыс. м3, средние - от 11 до 100 тыс. м3, крупные - от 101 до 1000 тыс. м3, очень крупные - свыше 1000 тыс. м3.

     Лавины образуются на склонах крутизной 15° и более. Оптимальные условия для образования лавин на склонах крутизной 30…40°. При крутизне более 50° снег осыпается к подножию склона, и лавины не успевают сформироваться. Одной из побудительных причин лавины может быть землетрясение. Снежные лавины распространены в горных районах. По характеру движения лавины делятся на склоновые, лотковые и прыгающие. Опасность лавины заключается в большой кинетической энергии лавинной массы обладающей огромной разрушительной силой Сход лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см, а старого - более 70 см. Скорость схода лавины может достигать 100 м/с, а в среднем 20…30 м/с. Точный прогноз времени схода лавин невозможен.

     Противолавинные профилактические мероприятия подразделяются на пассивные и активные.

     Пассивные способы состоят в использовании опорных сооружений, дамб, лавинорезов, надолбов, снегоудерживающих щитов, посадках и восстановлении леса.

     Активные методы заключаются в искусственном провоцировании схода лавины в заранее выбранное время и при соблюдении мер безопасности. С этой целью обстреливают головные части потенциальных срывов лавины снарядами или минами, организуют взрывы направленного действия, используют сильные источники звука.

    Сели могут быть вызваны обильными снегопадами с последующим интенсивным таянием снега, ливнями, землетрясениями, извержениями вулканов. Основная опасность - огромная кинетическая энергия грязеводных потоков, скорость движения которых может достигать 15 км/ч. По мощности селевые потоки делят на группы: мощные (вынос более 100 тыс. м3 селевой массы), средней мощности (от 10 до 100 тыс. м3), слабой мощности (менее 10 тыс. м3). Селевые потоки происходят внезапно, быстро нарастают и продолжаются обычно от 1 до 3 ч, иногда 6…8 ч. Сели прогнозируют по результатам наблюдений за прошлые годы и метеорологическим прогнозам.

    К профилактическим противоселевым мероприятиям можно отнести гидротехнические сооружения (селезадерживающие, селенаправляющие и др.), спуск талой воды, закрепление растительного слоя на горных склонах, лесопосадочные работы, регулирование рубки леса и др. В селеопасных районах создают автоматические системы оповещения о селевой угрозе и разрабатывают соответствующие планы мероприятий.

ЧС метеорологического характера

    ЧС метеорологического характера могут быть вызваны следующими причинами: ветром, в том числе бурей, ураганом, смерчем (при скорости 25 м/с и более, для арктических и дальневосточных морей - 30 м/с и более); сильным дождем (при количестве осадков 50 мм и более в течение 12 ч и более, а в горных, селевых и ливнеопасных районах - 30 мм и более за 12 ч); крупным градом (при диаметре градин 20 мм и более); сильным снегопадом (при количестве осадков 20 мм и более за 12 ч); сильными метелями (скорость ветра 15 м/с и более); пыльными бурями; заморозками (при понижении температуры воздуха в вегетационный период на поверхности почвы ниже 0°С); сильными морозами или сильной жарой.

    Эти природные явления, кроме смерчей, града и шквалов, приводят к стихийным бедствиям, как правило, в трех случаях: когда они происходят на ⅓ территории области (края, республики), охватывают несколько административных районов и продолжаются не менее 6 ч. Атмосфера Земли неоднородна как по составу, так и по температуре. Температурная неравномерность способствует общей циркуляции атмосферы, которая влияет на погоду и климат Земли. Движение воздуха относительно Земли называют ветром.      Сила ветра оценивается по шкале Бофорта (от 0 до 12 баллов). Движение воздуха в атмосфере связано с наличием циклонов и антициклонов и всегда направлено из области повышенного давления в область пониженного давления. Циклон в поперечнике достигает нескольких тысяч километров.

     В Северном полушарии ветры в циклоне дуют против часовой стрелки, а в Южном - по часовой. Наибольшей скоростью движения воздушных масс характеризуется ураган (12 баллов по шкале Бофорта).

     Тропические ураганы, зарождающиеся над Тихим океаном, принято называть тайфунами. Размеры ураганов различны. Обычно за ширину урагана принимают ширину зоны катастрофических разрушений. Часто к этой зоне прибавляют территорию ветров штормовой силы со сравнительно небольшими разрушениями. Тогда ширина урагана измеряется сотнями километров, достигая иногда 1000 км. Для тайфунов полоса разрушений обычно составляет 15…45 км. Средняя продолжительность урагана 9…12 дней.

     Ураганы являются одной из самых мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию не уступают таким страшным стихийным бедствиям, как землетрясения. Это объясняется тем, что ураганы несут в себе колоссальную энергию. Количество энергии, выделяемой средним по мощности ураганом в течение 1 ч, равно энергии ядерного взрыва в 36 гигатонн. Часто ураганы сопровождаются сильными ливнями, которые являются причиной селевых потоков и оползней.

     Вихревые бури бывают пыльные и снежные. В России снежные бури часто называют пургой, бураном, метелью. Пыльные бури - это атмосферные возмущения, при которых в воздух вздымается большое количество пыли, перенесенной на значительные расстояния. Пыльные бури вызывают удушье, от них в значительной степени страдает техника, они могут разносить опасных паразитов. Пыльным бурям подвержены в основном зоны пустынь. Как правило, пыльные бури проходят при неустойчивой погоде, при прохождении атмосферных фронтов. Шквальные бури возникают, как правило, внезапно, а по времени они непродолжительны (несколько минут). Например, в течение 10 минут скорость ветра может возрасти с 3 до 31 м/с. Потоковые бури подразделяются на стоковые и струевые. При стоковых поток воздуха движется по склону сверху вниз. Струевые характерны тем, что поток воздуха движется горизонтально или вверх по склону. Проходят они чаще всего между цепями гор, соединяющих долины.

      Смерч возникает обычно в теплом секторе циклона и движется вместе с циклоном со скоростью 10…20 м/с. Смерч проходит путь длиной от 1 до 60 км. В верхней части смерч имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Когда смерч опускается до земной поверхности, нижняя часть его иногда расширяется и напоминает опрокинутую воронку. Высота смерча может достигать 800…1500 м. Воздух в смерче вращается и одновременно поднимается по спирали вверх, втягивая пыль или воду. Скорость вращения может достигать 330 м/с. В связи с тем, что внутри вихря давление уменьшается, происходит конденсация водяного пара. Пыль и вода делают смерч видимым. Диаметр смерча над морем измеряется десятками метров, над сушей - сотнями метров. Смерч сопровождается грозой, дождем, градом и, если достигает поверхности земли, почти всегда производит большие разрушения, всасывает воду и предметы, встречающиеся на его пути, поднимает их высоко вверх и переносит на большие расстояния. На море смерч представляет серьезную опасность для судов. Крайне сложно прогнозировать место и время появления смерча, поэтому большей частью они возникают для людей внезапно и предсказать их последствия тем более невозможно.

ЧС гидрологического характера

ЧС гидрологического характера происходят в результате: ·высокого уровня воды - наводнения, при котором происходит затопление пониженных частей населенных пунктов, посевов сельскохозяйственных культур, повреждение промышленных и транспортных объектов; ·низкого уровня воды, когда нарушается судоходство, водоснабжение населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ·селей, угрожающих населенным пунктам и различным сооружениям; ·снежных лавин; ·раннего ледостава и появления льда на судоходных водоемах. К этой группе ЧС можно отнести и морские гидрологические явления - цунами, сильные волнения на морях и океанах, напор льдов и айсберги. Наводнения.

    Различают такие понятия, как половодье, паводок и наводнение. Наводнение - наиболее распространенная природная опасность. Наводнение на реке происходит от резкого возрастания количества воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в ее бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. Наводнения нередко происходят в результате загромождения русла льдом при ледоходе (затор) или закупоривания русла внутренним льдом под неподвижным ледяным покровом и образования ледяной пробки (зажор). Наводнения могут возникать под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счет задержки в устье приносимой рекой воды. Эти наводнения называют нагонными. На морских побережьях и островах наводнения могут происходить в результате затопления волной, образующейся при землетрясениях, извержениях вулканов, цунами. Наводнения угрожают ¾ земной суши. Специалисты считают, что людям грозит опасность, когда слой воды достигает 1 м, а скорость потока превышает 1 м/с. Подъем воды на 3 м уже приводит к разрушению домов.   Наводнения на реках по высоте подъема воды, площади затопления и величине ущерба подразделяют на низкие (малые), высокие (средние), выдающиеся (большие) и катастрофические. Периодичность наводнений различна в различных регионах. Низкие наводнения повторяются через 5…10 лет, высокие - через 20…25 лет, выдающиеся - через 50…100 лет, а катастрофические не чаще одного раза в 100…200 лет. Продолжительность наводнений от нескольких дней до нескольких месяцев.

Цунами.

    Основной район, где проявляются цунами, - побережье Тихого океана и Атлантический океан (80% случаев), реже Средиземное море. Цунами очень быстро достигают берега. Расстояние между соседними гребнями волн во время цунами находится в диапазоне 5…1500 км. Высота волн в области их возникновения составляет 0,1…5 м, у побережья - до 10 м, а в клинообразных бухтах и долинах рек - свыше 50 м. В глубь суши цунами могут распространяться до 3 км. Обладая большой энергией, цунами производят большие разрушения и представляют угрозу для людей. Известно более 1000 случаев цунами, причем примерно 100 из них с катастрофическими последствиями. Надежной защиты от цунами нет. Однако частично защищают волнорезы, молы, насыпи, лесные полосы, гавани. Для судов в открытом море цунами не опасно. Большое значение для защиты населения от цунами имеют службы предупреждения о приближении волн, основанные на опережающей регистрации землетрясений береговыми сейсмографами.

Природные пожары

     В это понятие входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. Мы остановимся только на лесных пожарах как наиболее распространенном явлении, приносящем колоссальные убытки и порой приводящем к человеческим жертвам. Лесные пожары при сухой погоде и ветре охватывают значительные пространства. При жаркой погоде, если дождей не бывает в течение 15…18 дней, лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар, быстро распространяющийся по лесной территории. От грозовых разрядов и самовозгорания торфяной крошки происходит ничтожно малое количество возгораний. В 90…97% случаев виновниками возникновения пожара оказываются люди, не проявляющие должной осторожности при пользовании огнем в местах работы и отдыха. Лесные пожары классифицируются по характеру возгорания, скорости распространения и размеру площади, охваченной огнем. В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяются на низовые, верховые, почвенные. Почти все пожары в начале развития носят характер низовых и, если создаются определенные условия, переходят в верховые или почвенные.

    Важнейшими характеристиками являются скорость распространения низовых и верховых пожаров, глубина прогорания подземных. Поэтому они делятся на слабые, средние и сильные. По скорости распространения огня низовые и верховые подразделяются на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, среднего - от 1 до 3, сильного - свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний - до 100, сильный - свыше 100 м/мин. Слабым подземным (почвенным) считается такой пожар, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним - от 25 до 50, сильным - более 50 см. Интенсивность горения зависит от состояния запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра. Поэтому при одном и том же пожаре скорость распространения огня на лесной территории может сильно меняться. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горят сухая трава и опавшая листва. Они чаще происходят весной и преимущественно в травянистых лесах, обычно не повреждают взрослые деревья, но часто создают угрозу возникновения верхового пожара. При устойчивых низовых пожарах кромка продвигается медленно, образуется много дыма, что указывает на гетерогенный характер горения. Они типичны для второй половины лета. Большой ущерб наносят верховые пожары, когда горят кроны деревьев верхнего яруса. Они случаются как в первой, так и во второй половине лета. Подземные пожары являются следствием низовых или верховых. После сгорания верхнего надпочвенного покрова огонь углубляется в торфянистый горизонт. Их принято называть торфяными. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров колеблется от 10 до 15 суток, выгоревшая площадь в среднем составляет 450…500 га при периметре от 8 до 16 км.

Космические ЧС

      Космос - один из элементов, влияющих на земную жизнь. Одной из опасностей, угрожающих человеку из космоса, являются астероиды. Поэтому многие страны проводят работы по проблемам астероидной опасности и техногенному засорению космического пространства, направленные на прогнозирование и предотвращение столкновений космических объектов с Землей. Основное средство борьбы с астероидами и кометами, сближающимися с Землей, - это ракетно-ядерная технология. В зависимости от размеров опасных космических объектов (ОКО) и используемых для их обнаружения средств располагаемое время для организации противодействия может меняться от нескольких суток до нескольких лет. С учетом операций на обнаружение, уточнение траектории и характеристик ОКО, а так же запуск и подлетное время средств перехвата требуемая дальность обнаружения ОКО должна составлять 150 млн. км от Земли. Предполагается разработать систему планетарной защиты от астероидов и комет, которая основана на двух принципах защиты, а именно изменение траектории ОКО или разрушение его на несколько частей. Поэтому на первом этапе разработки системы защиты Земли от метеоритной и астероидной опасности предполагается создать службу наблюдения за их движением с таким расчетом, чтобы обнаруживать объекты размером около 1 км за год-два до его подлета к Земле. На втором этапе необходимо рассчитать его траекторию и проанализировать возможность столкновения с Землей. Если вероятность велика, то необходимо принимать решение по уничтожению или изменению траектории движения этого небесного тела. Для этой цели можно использовать межконтинентальные баллистические ракеты с ядерной боеголовкой. Современный уровень космических технологий позволяет создать такие системы перехвата. После того как совершилась научно-техническая революция, мы стали ограничивать свое знание об окружающем мире, разделяя его на отдельные узкие фрагменты и полагая, что взаимосвязи между ними не столь важны. Между тем экологический подход обязывает нас исходить из целого, из понимания того, как взаимодействуют между собой отдельные части природы, обретая тенденцию к равновесию и устойчивости во времени.



Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ преподавания НА УРОКАХ ОБЗР

    Современное образование, ориентированное на формирование комплексных навыков, требует пересмотра подходов к преподаванию таких практико-ориентированных дисциплин, как «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Это связано с необходимостью сделать процесс обучения интересным и эффективным для учащихся, чтобы стимулировать их осознанное отношение к безопасности и привить навыки защиты себя и окружающих в критических ситуациях. В данном контексте инновационные методы преподавания позволяют активизировать учебную деятельность, способствуют развитию самостоятельности, критического мышления и практических умений у учащихся, что в конечном итоге повышает качество обучения и уровень вовлеченности.

   Один из перспективных подходов в обучении ОБЗР заключается в использовании геймификации, которая делает процесс обучения более доступным и понятным для школьников разных возрастов. Введение игровых элементов способствует созданию атмосферы вовлеченности, помогает преодолеть возможное восприятие учебного процесса как сухого и сложного. Игровые элементы, такие как соревнования, квизы, квесты и викторины, позволяют представить сложные темы в доступной форме и побуждают учащихся к активному участию в процессе обучения. Например, в игровой форме можно представить учебный материал, связанный с оказанием первой помощи или правилами эвакуации, что способствует закреплению информации на эмоциональном уровне. Учащиеся активно взаимодействуют с материалом, не чувствуя себя принужденными, что повышает их интерес и, соответственно, улучшает качество усвоения.

   Другим инновационным методом является использование симуляционных упражнений, которые направлены на приближение учебной деятельности к реальным ситуациям. Эти упражнения позволяют ученикам почувствовать себя участниками событий, требующих быстрых и ответственных действий, что является важным навыком для безопасности в жизни. Виртуальные симуляции и компьютерные тренажеры, воспроизводящие ситуации чрезвычайных происшествий, позволяют учащимся научиться реагировать в критических условиях, адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам и понимать значимость своих действий для безопасности окружающих. Подобные симуляции можно провести в условиях школы с минимальными ресурсами, что делает метод доступным и эффективным. В условиях симуляционных упражнений учащиеся могут отработать алгоритмы действий, необходимые в случае пожара, наводнения или другой критической ситуации, закрепляя знания и умения на практике.

    Проектное обучение, являясь еще одним важным элементом инновационного подхода к преподаванию ОБЗР, позволяет учащимся более глубоко исследовать вопросы безопасности и защиты Родины. В рамках этого метода учащиеся могут разработать собственные проекты, направленные на анализ потенциальных угроз, разработку планов по минимизации рисков или исследование мер защиты в чрезвычайных ситуациях. Проектное обучение требует от школьников самостоятельного поиска информации, анализа ситуации и создания продукта, будь то презентация, видео, схема или модель. Такой подход к обучению не только помогает закрепить знания, но и формирует у учащихся ценные качества, такие как ответственность, инициативность и способность к коллективной работе, что чрезвычайно важно в реальных условиях угрозы.

    Кроме того, важно отметить роль цифровых технологий в реализации интерактивного подхода к обучению ОБЗР. В условиях современной школы использование цифровых средств становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Онлайн-платформы, приложения для мобильных устройств и обучающие видео позволяют сделать процесс усвоения материала более интересным и доступным. Разработка цифровых обучающих модулей позволяет создавать интерактивные тренинги, выполнять задачи в условиях виртуальной реальности и моделировать ситуации, которые трудно воспроизвести в реальной жизни. Включение цифровых инструментов и технологий в образовательный процесс способствует повышению мотивации, так как учащиеся взаимодействуют с привычными для них средствами и форматами, что позволяет им быстрее адаптироваться к процессу обучения и вовлекает в него на более глубоком уровне.

    Интерактивные методы обучения, направленные на активное вовлечение учащихся, поддерживают формирование их личностной ответственности за действия в условиях потенциальной опасности. Инновационные подходы способствуют созданию условий для вовлечения учащихся в учебную деятельность, предоставляют возможности для использования их творческого потенциала и интеллектуальных способностей, а также помогают осознать ценность знаний, полученных на уроках ОБЗР. Современные образовательные методы направлены не только на повышение уровня информированности школьников, но и на практическую подготовку к действиям в сложных ситуациях, что позволяет обеспечить готовность учащихся к реальным жизненным вызовам.

    Эффективность инновационных методов проявляется также в развитии навыков самоконтроля, способности к анализу ситуации и быстрой адаптации. Они позволяют учащимся более осознанно подходить к вопросам личной и общественной безопасности, вырабатывают положительное отношение к соблюдению правил и норм, направленных на защиту жизни и здоровья. Образовательный процесс, организованный таким образом, становится более насыщенным, гибким и адаптированным под индивидуальные потребности и уровень подготовки учащихся.

     Инновационные методы обучения на уроках ОБЗР служат важной основой для формирования у школьников ответственного отношения к вопросам безопасности. Они развивают в них уверенность, готовность принимать решения и чувство взаимопомощи, что соответствует задачам современной школы и позволяет готовить учеников к эффективному реагированию на возможные угрозы в реальной жизни.

 

Список литературы

1. Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения учащихся / В. Е. Скачок, В. В. Баранов, А. А. Котлярович [и др.]. // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 263-265.

2. Чугунова К. А. Формирование интереса к учебной деятельности / К. А. Чугунова, С. О. Щелина. // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 825-828.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, пл...