Приоритетное направление в деятельности педагога - здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС
статья по обж (5, 6, 7, 8 класс)

Перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления

в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать

приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми начального и среднего школьного

возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Доклад на тему: «Приоритетное направление в деятельности педагога - здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС».

      В век научно-технического прогресса, развития информационных технологий сохранение и укрепление здоровья человека  становится одной из важнейших задач общества в современном мире. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

     Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое

важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм

ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том,

что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому

здоровью детей.

      Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления

в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать

приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного

возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

 обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

 снижение уровня заболеваемости учащихся;

 сохранение работоспособности на уроках;

 формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

1. Здоровье и адаптация

2. Гигиенические условия обучения

3. Питание, водный режим

4. Профилактика школьных болезней

5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений

учащимися.

     Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических

факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для

здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы:

1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.

2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.

4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).

5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.

6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным

возможностям школьников.

7. Личные особенности учителя, его характера, состояние здоровья.

     Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-

воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

-  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного

процесса;

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное

состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление

утомления.

     Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья

учащихся и учителя.

-  разнообразные психолого-педагогические технологии;

    Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из важнейших аспектов

является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом

решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул

для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

     Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,

позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление

допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот

далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей

каждого ребенка.

     Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием

продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого

урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился,

что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться

внутренних психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же

каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее

обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке,

воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной

работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его

уверенность в собственных возможностях.

     Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно

повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к

более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,

поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

-  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности

школьников;

     От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное

состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать

умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление

утомления. В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями.

     Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Чередование

различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок), создание благоприятного психологического

климата на уроке, комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

     Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-

ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно

более полное раскрытие его потенциала.

     Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и

методов организации учебной деятельности. Для решения этих задач необходимо применять следующие компоненты:

 создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

 использование проблемных творческих заданий;

 стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов вы-

полнения заданий;

 применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих

ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-

символическую);

 обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были

исправлены.

    Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно

решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо-

лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а

следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

     Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и

направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных

учащихся;

Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

Формы реализации технологий

-подвижные игры для здоровья» в рамках спортивно-оздоровительного направления

внеурочной деятельности:

способствуют самовыражению личности;

интересны детям;

обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;

решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других

народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-

эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);

развивают творческие способности детей.

    Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе.

- система уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» социального направления

 позволяют обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся;

сформировать устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья.

    На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «здоровье» и «здоровый

образ жизни»; составляют режим дня, определяют необходимые условия, обеспечивающие сохранение и

укрепление здоровья; узнают, как ухаживать за своим телом; определяют признаки болезней, их причины

и связь с образом жизни; знакомятся со строением тела человека; узнают о вреде никотина и алкоголя.

Ещё хотелось бы отметить тематические вечера и праздники, посвящённые здоровью. В школе проводятся День Здоровья, спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая. На таких мероприятиях учащиеся систематизируют полученные ранее знания и умения, играют сами и проводят игры со зрителями. Такие внеклассные мероприятия несут большую воспитательную ценность.

- комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых во время

физкультминуток, игровых перемен и динамической паузы помогают

 увеличить объём двигательной активности учащихся;

 сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и

укреплении здоровья;

 обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся,

    Необходимо в своей работе использовать основные методы и приемы здоровьесберегающей

технологии В. Ф. Базарного:

Режим динамической смены поз.

 Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.

 Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе

движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

 Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий,

активизирующих детей.

 Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

 Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

 Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.

- Физкультминутки нужно проводить, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением,

с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную

работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:

 упражнения по формированию осанки,

 укреплению зрения,

 укрепления мышц рук,

 отдых позвоночника,

 упражнения для ног,

 релаксационные упражнения для мимики лица,

 потягивание,

 массаж области груди, лица, рук, ног,

 психогимнастика,

 упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных

траекторий (офтальмотренажеры).

Упражнения для улучшения осанки

- Психогимнастика

Динамическая пауза предполагает отдых детей между урочной и внеурочной деятельностью. В ходе

динамической паузы организуются подвижные игры (разной степени интенсивности) на свежем воздухе. Это способствует росту мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности.

    Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более

успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие

способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее

приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.

    Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

    Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшие очень острыми, нужно решать

комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм

здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее.

    Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, пл...