План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»
материал по технологии

Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, планирование повышения квалификации и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_uchitelya_tehnologii_vafinoy_s.v.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей

самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может

осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир»

А. Дистервег

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Учителя технологии: Вафиной Светланы Викторовны 2015-2020 гг.

Образование: средне-профессиональное, Сызранский швейно-трикотажный    техникум, Самарской области, 1984  г.

Квалификационная категория: высшая.

Тема самообразования: «Проектная деятельность на уроках технологии в  рамках реализации ФГОС»

Цель:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.
  4. Расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования технологий через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Задачи:

  • овладение        достижениями        педагогической        науки,        передовой педагогической практики;
  • мониторинг уровня формирования компетенций обучающихся;
  • использование        технологии        проектной        деятельности        с        целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно- воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;

  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие        социальных        навыков        школьников        в        процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, РГМО учителей технологии и педсовете, участие в конкурсах различного уровня.

                                                           Введение  

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет

труд,        возможность        приобретения        высокого        мастерства        и        значительных успехов в творчестве.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал

«зоной

потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Внеурочная деятельность, как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет внеурочная деятельность. Вызывая интерес учащихся к предмету, она способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

ПЛАН РАБОТЫ

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результа

тов

1.

Диагности- ческий

1.        Анализ затруднений.

2.

Постановка проблемы.

3.        Изучение литературы        по

проблеме        и имеющегося опыта

Первы й год работы над темой

Собеседование с руководителем        МО, заместителем директора по УВР школы

II. Пр огности- ческий

1.

Определение цели и задач работы над темой.

Первы й год работы над темой

Выступление        на заседании МО

2. Разработка системы        мер, направленных на решение проблемы.

3.

Прогнозирование результатов

III. П ракти- ческий

1.        Внедрение передового педагогического опыта;                системы мер, направленных на                решение проблемы.

2.

Формирование методического комплекса.

3.

Отслеживание процесса,        текущих и        промежуточных результатов.

4.

Корректировка работы

Второ й год работы над темой

Открытые уроки, выступления на заседании МО

IV. О бобща- ющий

1.

Подведение итогов.

2.Офор мление результатов работы        по теме.

3.Предс тавление

материалов

Третий

год        работы над темой

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета

V. Вн едрен- ческий

1.

Использование опыта        самим педагогом                в процессе

В ходе дальнейшей педагогическ ой деятельности

Реферат, индивидуальный

творческий проект и др.

дальнейшей работы.

2.

Распространение опыта

Ожидаемые результаты

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Список литературы для изучения:

  1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
  2. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
  3. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как

способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с.42.
  3. 4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
  5. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...