Главные вкладки

    Программа «Патриот и гражданин» гражданско-патриотического воспитания
    проект по обж

    Николаев Александр Викторович

    Мы Отечество не выбираем,

    потому что Отечество в нас.

    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

    Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 4.

    Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся. 

    Наша модель ориентированна на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_patriot.doc120 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Утверждено и введено

     в действие приказом

    директора МБОУ «СОШ№4»

     № _______ от «_____________»2017 г.

    Директор школы

    ______________Г.Г.Нуруллина

    Программа

     «Патриот и гражданин»

    гражданско-патриотического воспитания

    в Чистопольском МБОУ

    «Средняя общеобразовательная школа №4»

     на 2017-2019 уч.г.

    составитель преподаватель ОБЖ

    учитель высшей категории

     Николаев Александр Викторович

    г. Чистополь 2017 г.

    Содержание

    1. Аналитическая записка
    2. Обоснование актуальности
    3. Концептуальные основы
    4. Цели и задачи
    5. Содержание деятельности – программа патриотического  воспитания «Патриот и гражданин»
    6. Характеристика основных ресурсов реализации программы
    7. Ожидаемый результат
    8. План реализации программы
    9. Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
    10. Список литературы

                                   

    Аналитическая записка

    Мы Отечество не выбираем,

    потому что Отечество в нас.

    Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.

    Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 4.

    Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.  

    Наша модель ориентированна на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Обоснование актуальности

    Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

    В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

    Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей  деятельности.

    Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, направлен к созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.

    В основу целевой программы патриотического воспитания МБОУ СОШ № 4 положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации,  одобренной  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»

    На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.

    Центральное место в  МБОУ СОШ № 4 занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.

    Обновление содержания образования в МБОУ СОШ № 4 направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МБОУ СОШ № 4 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.

                                       Концептуальные основы

    • формирование ведущих качеств личности;
    • непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
    • практическую деятельность педагогов и воспитанников;
    • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
    • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.

    Цели и задачи.

    Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи патриотического воспитания:

    Цель программы патриотического воспитания МБОУ СОШ № 4

    Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Основные задачи программы:

    • формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
    • воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
    • совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества;
    • формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

    Содержание деятельности – программа

     «Патриот и гражданин »

    Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

    В МБОУ СОШ №4 процесс образования  и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.

     Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.

    Основные направления реализации Программы

    • Совершенствование процесса патриотического воспитания
    • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
    • Координация деятельности ОДО  в интересах патриотического воспитания
    • Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
    • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании

    Учитывая психологические и физиологические возрастные особенности детей и подростков, единый образовательный процесс,  в МБОУ СОШ № 4 созданы условия для обеспечения полноценности сегодняшней жизни ребенка на каждом из возрастных этапов  (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе  определили три ступени.

    На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

    • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
    • сформировать у детей желание и умение учиться;
    • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
    • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
    • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
    • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
    • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы.

    На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

    • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
    • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
    • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

    Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

    • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
    • продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
    • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
    • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

    С учетом этого в школе работают ОДО: «Юный патриот», ОФП, баскетбол, шахматы, волейбол, футбол, «ЮИД»

    Школьные  ОДО  посещают 42% учащихся.

    Связующим звеном в системе воспитательной работы являются традиционные «ключевые» дела: выставки цветов, посвященные праздникам, презентация классных коллективов, день самоуправления, неделя добра, праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», совместный «последний урок» 1 и 11 классов, смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», эстафета «Зарничка», конкурсная программа «Один день армейской жизни», фестиваль патриотической песни, митинг Памяти у Вечного огня , вахта памяти.

    В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются,  наиболее интересные находки обобщаются.

    Основные направления работы

    Базовые мероприятия по направлениям

    Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время

    Уроки ОБЖ

     музыки,

    МХК,

    истории и права,

    литература и

    ИЗО

    Формирование гражданско – патриотического сознания

    декада «Мои года – мое богатство»

    праздничные мероприятия, посвященные дню Матери,   месячник Защитника Отечества

    Привлечение общественности к решению проблем

    патриотического воспитания детей и молодежи

    Уроки мужества;

    Торжественные линейки, посвященные открытию месячников;

    Встреча с ветеранами «Как это было»;

    Праздничные концерты:

    «Мы милой маме посвятим»,

    «Не стареют душой ветераны»,

    «В кругу друзей».

    Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей

    Школьный фестиваль патриотической песни

     4-11 классы «Служу Отечеству»;

    Школьный Смотр строя и песни 4,5 классы; Праздники первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь совет друзей!», Смотр по силовой подготовке «Если ты мужчина», Эстафета «Зарничка», конкурсная программа «Один день армейской жизни»

    Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи

    Оформление тематических стендов, выставки книг в школьной библиотеке;

    Детская картинная галерея;

    Конкурс плакатов «Война – жесточе нету слова»;

    Вернисаж портретов «Мой папа», «Моя мама»;

     Тематические фоторепортажи и видеорепортажи

    Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы

    Походы выходного дня:

    обзорные экскурсии по городу, в музей «Истории города».

    лекционно-туристические поездки

    Сотрудничество с родителями и педагогами

    Родительские собрания

    Система воспитательной работы направленная на благотворительность

    Операция «Забота». Поздравление учителей и учителей-пенсионеров с днем учителя, 23 февраля, 8 марта

    Операция «Ветеран»- изготовление сувениров, встречи,

    поздравления ветеранов ВОв с Днём Победы

    Акция «Я здесь живу и потому за всё в ответе»

    Социальный проект «Неделя добра»

    В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.    

    Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.

    В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:

    • формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;
    • формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
    • воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
    • формирование здорового образа жизни на основе  бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
    • подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
    • социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.

    Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, компьютерный класс, актовый зал, библиотека, читальный зал, книгохранилище, 2 спортивных зала, гимнастический городок, тир, специально оборудованный и оформленный кабинет органов ученического самоуправления;  компьютерное оборудование и ТСО: магнитофоны – 8 штук, телевизор -  8 штук, принтер – 5 штук, сканер – 2 штуки, мультимедийный проектор.

    Ожидаемый результат

    Реализация целевой программы патриотического воспитания «Патриот и гражданин »:

    • конкретизирует цели воспитательной работы;
    • содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
    • поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
    • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
    • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
    • позволит создать условия для преемственности поколений.

     Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников ОУ № 4 повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, городу Чистополю.

    Автор  программы стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

    Сроки реализации программы: с август 2017 г. по август 2019 г.

             

      Этапы реализации программы:

    Организационный (август - сентябрь 2017 г.).

    Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

    Основной этап (октябрь 2017 г. – май 2018 г.).

    Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

    Обобщающий (2018 – 2019г.).

    Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

    Согласовано

    Директор МБОУ «СОШ №4»

    ________________Г.Г.Нуруллина

    План реализации программы.

    Деятельность по созданию

    системы патриотического воспитания

    Участники

    деятельности

    Сроки

    I этап  (проектный)

    1. Создание и программирование работы творческой группы.

    администрация, педагоги,

    август

    2017г.

    2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете.

    администрация, педагоги,

    учащиеся

    август

    2017г.

    3. Изучение научно-методической литературы

    администрация, учителя,

    август

    2017г.

    4. Определение  концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса.

    администрация

    сентябрь

    2017 г.

    5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания.

    администрация

    сентябрь

    2017 г.

    6. Проектирование модели личности выпускника.

    администрация, кл. руководители

    сентябрь

    2017 г.

    7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

    администрация, кл. руководители

    сентябрь

    2017 г.

    8. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы.

    администрация

    сентябрь

    2017 г.

    II  этап (практический)

    1. Месячник безопасности жизнедеятельности детей
    • Лекторий «Безопасное поведение на улицах»
    • Проведение информационных классных часов «Россия против террора», «Беслан – мы скорбим вместе с вами»
    • Встреча с представителями МЧС.
    • Лекция врачей – специалистов.
    • День гражданской обороны

    администрация, кл. руководители

    Сентябрь 2017г.

    2. Лекторий «Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету».

    А.В.Николаев

    Октябрь 2017г.

    3. Знакомство учащихся школы с правилами поведения велосипедистов на улицах города.

    кл. руководители, А.В. Николаев

    Октябрь 2017г.

    4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов

    администрация, учителя, учащиеся

    Октябрь 2017 г.

    5. Конкурс «Семье – главную дорогу»

    Л.Л.Мармулова

    Октябрь 2017г.

    6. Литературная гостиная «Стихи военных лет»

    библиотекарь

    Октябрь 2017, 2018 г.

    7. Посещение краеведческого музея боевой славы воинов – интернационалистов.

    администрация кл. руководители

    Ноябрь 2017г.

    8. Заочное посещение Музея Войны г. Казани.

    администрация, кл. руководители

    Ноябрь – декабрь 2018 г.

    9. Организация поисковой  работы по сбору материалов о ветеранах войны

    администрация, кл. руководители, библиотекарь

    Ноябрь – декабрь  2018 г.

    10.  Формирование  гражданско-патриотической  позиции учащихся через систему традиционных дел:

    -  экскурсии по городу;

    - конкурс гражданско-патриотической песни;

    - выставки рисунков «Мой город», «Армия и профессия военного глазами детей»;

     «День защитника Отечества», «Салют, Победа», встречи с ветеранами войны и вооруженных конфликтов, военнослужащими – выпускниками школы, «А ну-ка, парни!»

    администрация, кл. руководители, А.В.Николаев

    Январь – февраль 2018г.

    1. Мероприятия, посвященные 74-ю Победы в Великой Отечественной войне
    • Музыкально – литературная композиция о войне
    • Выпуск боевых листов о ветеранах ВОв.
    • Выпуск стенных газет ко Дню Победы.
    • Спортивные соревнования. Посвященные Дню Победы
    • Уроки мужества
    • День защиты детей
    • Слет детских общественных организаций
    • Военно – полевые сборы

    И.А.Мелешина, Кл руководители 8 – 11 классов

    Кл. руководители 6-11 классов

    Кл. руководители 4-5 классов

    Учителя физкультуры

    А.В.Николаев, Кл. руководители

    А.В.Николаев, Кл. руководители

    Март – апрель – май 2019 г.

    III этап (обобщающий)

    1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

    администрация, учителя

    2018-2019 г.

    2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспиатния

    администрация, руководители МО, учителя

    2018-2019 г.

    3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы.

    администрация, учителя

    2018–2019г.

    4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ.

    администрация

    2019г.

    Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.

    • Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
    • Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
    • Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.
    • Объективные статистические показатели:
    • Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных, городских конкурсах и проектах.

    В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:

    • уровня развития классного коллектива («Социометрия»);
    • уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);
    • определения единства взглядов, убеждений, мнений пожизненно важным вопросам, («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», «Школа оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина»,Метод шкалирования и ранжирования /Л.В.Байбародова /)

    Литература.

    1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 2008, № 8. С. 56 - 62

    2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2007. С. 68 - 75

    3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

    4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52

    5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

    6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

    7. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

    8. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000

    10. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43

    11. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996

                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Патриоты России"

    Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...

    Длительная досуговая программа "Патриот"

    Программа патриотического воспитания детей и молодёжи...

    Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

    Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...

    "Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания".

    Внеклассное занятие: "Воспитание патриотов - одна из задач родительского воспитания"....

    Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

    Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...