Открытый урок по ОБЖ «Автономное существование человека в природе»
презентация к уроку по обж (6 класс)

Гераськина Татьяна Тимофеевна

Открытый урок  по ОБЖ  для 6 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Презентация по обж 6 кл45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Автономное существование человека в природе»

Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся по разделу : «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека природной среде»

Задачи:

Образовательные:

систематизировать знания по теме «Автономное существование человека в природной среде»,  закрепить у учащихся правила поведения и способы жизнеобеспечения в условиях автономного существования в природе;

Развивающие:

развивать у учащихся познавательные процессы;

развивать умения анализировать различные ситуации, развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми предметами в экстремальных условиях. Способствовать развитию речи и мышления учащихся (анализ ситуаций, обобщение умение делать выводы

Воспитательные:

      воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и безопасность, формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи, также чувство уважения и заботы по отношению к природе.

Личностные результаты:

  Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:

·         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

·         Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

·         Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

·         Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

·      Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

·      Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, характера и их последствия

·      Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях автономного существования.

·      Умение находить выход из сложной ситуации.

Тип урока:Урок обобщения и систематизации  

Форма проведения: урок обобщения

  • Методы  обучения:
  • словесный (беседа);
  • наглядный (показ презентации, рисунки)
  • практический (выполнение самостоятельных заданий)
  • частично-поисковый
  • Формы взаимодействия: индивидуальные, работа в паре, коллективные.
  • Оборудование:
  • компьютер,  
  • проектор,
  • компьютерная презентация,
  • компас,
  • рисунки,  
  • карточки,  

наборы тонких палочек,

  • учебники ОБЖ,
  • Используемые педагогические технологии:
  • Здоровьесберегающие
  • Развивающие
  • Дифференцированного обучения
  • Традиционные
  • ИКТ технологии

Ход урока .

1.Организационная часть  

2. Подготовка к основному этапу занятия

3 .Актуализация ранее изученного

     Как вы понимаете эту фразу «автономное существование человека в природе?

Автономное существование человека в природе – это самостоятельное независимое существование  его в природных условиях.

Каким может быть автономное существование по условиям возникновения?

Автономное существование человека в природных условиях может быть :

а. добровольным

б.  вынужденным.

О какой автономии идет речь:

 - Русский художник и путешественник Федор Конюхов в 2002
году пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 суток и 4 мин. Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла
Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал
на острове Барбаросс, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Ф. Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. Путешествие Фёдора Конюхова - это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану. (Это — добровольное существование человека в природе)

- В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии. Вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля. Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.

В океане они пробыли 40 дней. Только 7 марта 1960 г. солдаты были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца. (Это вынужденная автономия.)

         4. Основной этап.

Обобщение и систематизация ранее изученного

     4.1  Блиц – опрос 

Человек любящий ходить в походы (турист).

    Как правильно надо накрывать крышу шалаша (снизу – вверх).

Большой топор, а маленький (топорик).

    Самый простой способ обеззараживания воды (кипячение).

Какого цвета должна быть верхняя одежда у туриста (яркой, демаскирующей).

    Что разжигают туристы, чтобы согреется и приготовить пищу (костер).

Большая сумка, которую турист носит на спине (рюкзак).

Какой цвет пламени опасен для жизни (красный).

Посуда, емкость, для приготовления пищи на костре (котелок).

Прибор, при помощи которого определяют стороны света (компас).

Дом, который туристы, носят с собой (палатка).

4.2  Этап №1    Как подобрать личное снаряжение

Как подобрать личное снаряжение  ( работа  с учебником)

Что такое НАЗ?

4.3  Этап №2 Как выбрать место  и построить временное  укрытие

     «..выбрав на берегу удобное местечко для ночлега, я загородил его со всех сторон сундуками и ящиками, а внутри этой ограды соорудил из досок нечто вроде шалаша…. После я принялся строить себе палатку. Я сделал её из паруса и жердей, которые нарезал в лесу»

а. Давайте вспомним, какие виды временных укрытий мы знаем.

б. Каково самое главное требование к месту для сооружения временного
укрытия (длительного лагеря):

A. Наличие рядом воды.
Б. Живописная природа.

B. Безопасность места стоянки.
Г. Отсутствие комаров и мошек.

4.4 Этап №3   Как развести костер

Ребята, давайте вспомним какие бывают виды костров?

Ответы учащихся: пламенные, жаровые и дымовые.

(Презентация виды костров)

а. Дымовой – для отпугивания комаров (мошкары), подачи сигнала о своем месторасположении.

б. Жаровой костердля приготовления пищи, просушки вещей, для обогрева, если ночуешь у костра.

в. Пламенный – для освещения места привала и приготовления пищи

А теперь около каждого временного укрытия давайте разложим костры из предложенных брёвен. Назовите виды костров. Какими способами можно разжеть костры?

Перечислите способы разжигания костра.

Возможные варианты способов разведения огня –  

 с помощью лупы (очки, стекло битой бутылки, стекло от очков)

  ударами о камень (выбивание искры)

  с помощью лука и палочки (вращать до появления дымка)

  верёвка вокруг палочки и крутить

 Как оборудовать по всем правилам место для костра?

Этап №4 Как добыть пищу

Сейчас ребята  отправятся добывать себе пищу, каждый участник  должен положить в общую карзинку то, что считает, съедобным и можно использовать в пищу, находясь в лесу.

( Презентация- карточк со съедобными и несъедобными грибами, ягодами, растениям)Посмотрите на картинку и поставьте номера съедобных грибов в первую строчку таблицы, а номера ядовитых грибов во вторую строчку таблицы.

Первая помощь при отравлении грибами. Перечислить правила.

 Без еды человек ещё может продержаться, а вот без воды – совсем никуда. Ребята скажите где мы можем взять с вами воду, оказавшись в лесу?

найти родник,

выкопать ямку рядом с водоемом,

сбор влаги с помощью полиэтиленового пакета,

собирание росы

Но ведь не всегда, можно сразу использовать воду которую мы добыли в лесу, прежде чем ее пить необходимо её очистить, а как мы можем с вами это сделать в автономных условиях?

Перечисляются способы очистки воды.

8-10 каплями йодной настойки на 1 л воды

дать воде отстояться

перманганатом калия («марганцовкой»)

отфильтровать

кипячением в течение 10 минут

Этап № 5  Как определить стороны горизонта

На природе конечно хорошо, но и возвращаться домой как-то нужно, но вот незадача, вы столько времени пробыли в лесу, без мобильной связи, интернета и даже элементарного компаса, но точно знаете, что дом находится где-то на севере. Ребята, как без специальных приспособлений имея только наручные часы можно определить стороны света?

1.Как найти стороны света в ночное время?

(Найти полярную звезду в созвездии малой медведицы, встать к ней лицом, впереди будет север, сзади - юг, слева – запад, справа- восток.)

2.Как найти стороны света в солнечный день?

( По солнцу. Если встать спиной к солнцу в полдень, то тень укажет на север, соответственно юг будет сзади, восток - по правую руку, запад – по левую.)

3. Перечислите, как можно определять стороны горизонта по местным признакам?

Этап № 6. Встреча с дикими животными

 Когда дикие животные представляют особую опасность?  Каких диких зверей следует избегать?

Этап №7 Какие существуют способы подачи сигналов бедствия

Перечислите способы подачи сигналов бедствия?

Этап № 8  На. привале...

Задание по карточкам «Решение  кроссворда».

 Вопросы:

1. Вид  костра.

2. Светила, помощник ориентирования

3.Фактор, мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией.

4. Вид  временного  укрытия.

5. Способ добывания огня.

6. «Скорая помощь» туриста.

И так, ребята, мы разгадали кроссворд.  Какое волшебное слово вы нашли?

Молодцы, ребята! Да, Знание! Знание  -  это сила!  Знание лучше богатства. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

А закончить наш урок мне бы хотелось притчей: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».

*Как вы понимаете эту притчу?

Вывод: Какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него.

Главное – это уметь управлять собой, знать и уметь как надо себя вести в экстренной ситуации. Мы сегодня с вами повторили основные навыки поведения в случае автономного существования и я искрене надеюсь, что если такая ситуация произойдет на самом деле, вы так же умело из неё выйдите.

5.  Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Закончите фразы.

Урок был…

Было трудно…

Сегодня мне удалось…

Я похвалил бы себя за…

Сегодня я понял, что …….. пригодится мне в дальнейшей жизни.

Черный ящик

После подачи сигналов вам сбросили несколько ящиков: в одном – медикаменты, в другом – палатка , а в третьем одежда и ……
Что это? Предмет первый.
Подсказки:
1. Это есть в каждом доме.
2. Главные находятся в Кремле.
3. По ним живут все люди на земле.
4. Они бывают механические и электронные.
5. Иногда в них живет кукушка.

Предмет второй.
Подсказки:
1. Они очень дружные и похожи друг на друга
2. Они живут в необычном домике
3. Пахнут осиной
4. Их продают в магазине
5. Они способны разжечь костер

Предмет третий.
Подсказки:
1. Это прибор.
2. Изобрели в Китае.
3. Установлен на всех морских кораблях.
4. Нужен и путешественникам, и грибникам, и туристам
5. Определяет стороны горизонта.

 Урок обобщающего повторения по теме: «Автономное существование человека в природе»

Занятие по внеурочной деятельности

«Растения и животные Курской области. Охрана природы»

 

                               

 учитель биологии и  ОБЖ: Гераськина Т.Т.

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Автономное существование человека в природе

Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...

Тема: "Автономное существование человека в природе"

Серия уроков по выживанию в природе....

Автономное существование человека в природе.

Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....

Автономное существование человека в природе.

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...