план-конспект открытого урока 9 класса ОБЖ
план-конспект урока по обж

Иванченко Изабелла Денисовна

план-конспект открытого урока по обж в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.11.2020_konspekt_uroka_ivanchenko_i.d.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ЧС с угрозой выброса РВ»

Цель урока: познакомить обучающихся с основными причинами аварий на радиационно опасных объектах и их последствиями, действием радиации на организм человека

Задачи урока:

Обучающие

Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.

Развивающие

способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;

развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии;

регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген

Межпредметные связи

Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»

Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, интерактивная доска, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрациякейс

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу; составление логической схемы прочитанного; конспектирование.

Технологии

Кейс метод

Формы работы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Учебные вопросы:

История открытия РВ

Ионизирующее излучение и его виды

Источники (исскуственные и естественные)

Профилактика

РОО

Продолжительность: 30 мин

Динамическая пауза 1 мин

Ход урока

1. Организационно-мотивирующий этап урока (4 минуты). Цель. Создание условий на мотивацию обучающихся к изучению новой темы.

Всем доброе утро! Рада приветствовать Вас на нашем открытом уроке. Предлагаю поздороваться с нашими гостями и начать!  Прошу присаживаться!

Для начала предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и постараться определить тему нашего урока.

Просмотр видеосюжета

Слайд 2. Вопросы к обсуждению видеосюжета:

1. Назовите ключевые моменты видеосюжета, которые вы увидели

2. Как вы думаете, какую проблему поднимают авторы видеосюжета

3. Попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 3. Тема урока

Вы все верно сказали. Сегодня тема нашего урока «Черезвычайные ситуации с угрозой выброса радиоактивных веществ»

Работу на уроке сегодня мы будем выполнять с использованием кейс-технологии и  индивидуальной карты ученика. Обсуждение будет проходить как в группах, так и в парах. Сейчас у вас на столах лежат конверты, прошу их открыть, и положить перед собой индивидуальную карту. Заполнитете в ней свои данные и пропишите названную вами тему урока.

Небольшая пауза, подойти можно к столам помочь ученикам с конвертами и записью данных.

Все готовы? Хорошо!Двигаемся дальше...

2. Погружение в тему урока..Цель: раскрытие исторических фактов темы урока, формирование интереса к изучаемому предмету...

У меня к вам такой вопрос: А вы знаете кто стал первым ученым который занимался вопросами радиации?

Многие скажут нет...Тогда я предлагаю Вам работу с первым кейсом...

Слайд 4. Кейс 1. Исторический

Работа обучающихся, ответы детей...

Слайд 5. Обобщение Кейса №1.

Явление естественной радиоактивности открыл французский физик А Беккерель в 1896 г. Он случайно обнаружил, что кусок урановой руды засвечивает фотопленку, плотно упакованную в черную бумагу. В то время физики не смогли объяснить наблюдаемое явление, и неизвестное излучение сначала назвали икс-лучами. А.Беккерель занялся изучением неизвестных лучей, и 23 ноября 1896 года мировая научная общественность узнала, что эти лучи свойственно испускать урану или его соединениям. С 1897 г. к изучению Х-лучей подсоединились супруги Мария Склодовская и Пьер Кюри. Со временем М. Склодовская-Кюри обнаружила, что способность урана испускать Х-лучи присуща и торию. Она же ввела в обиход новое название для веществ, таких как уран и торий, - радиоактивные. Супругам Кюри наука обязана также открытием еще двух веществ, природная активность которых в сотни раз превышает активность урана, - это полоний и радий.(Рентген П. И М.Кюри) после этих ученных многие продолжили их труд в изучении излучения радиации.

Слайд 6. Предлагаю продолжить нашу работу и познакомиться с видами излучений. Кейс 2. Аналитический

Альфа-излучение – ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях. Альфа-частицы распространяются на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10см, в живой клетке – до 0,1мм.

Они полностью поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека, за исключением случаев непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях. Бета-частицы распространяются в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15мм, в алюминии – до 5мм. Одежда человека почти наполовину ослабляет их действие. Они практически полностью поглощаются оконными стёклами и любым металлическим экраном толщиной в несколько мм. Но при контакте с кожей они также опасны.

Гамма-излучение – фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях и распространяющихся со скоростью света.

Гамма – частицы распространяются в воздухе на сотни метров и свободно проникают сквозь одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение считают самым опасным для человека.

Слайд 7. Обобщение ответов обучающихся по видам излучения

Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Естественный радиационный фон существует и существовал всегда и везде. Поэтому не надо бояться радиации. Но в тоже время и пренебрегать ею тоже не надо. В малых дозах она безвредна, спокойно переносится человеком без каких-либо последствий, а вот в больших дозах к сожалению может привести к летальному исходу.

Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Благодаря явлению радиоактивности был совершён существенный прорыв в области медицины и в различных отраслях промышленности, включая энергетику. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия.

Слайд 8. Источники излучений

В настоящее время в России действуют 10 АЭС, доля атомной энергетики составляет сегодня 16%. До 2030 года в России планируется построить 26 новых реакторов, а производство электроэнергии должно возрасти с 16 до 23%. Для этого из Федерального бюджета будет выделено 674 миллиарда рублей. Развитие атомной индустрии нарушает права и свободы человека, и главное – право на здоровую окружающую среду.

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно подвергаются воздействию ионизирующих излучений, обусловленных естественным радиационным фоном.

Слайд 9. Интересные научные факты о видах излучений

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

Один из наиболее распространённых источников радиации – радон. Это невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, тяжёлый газ (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Он высвобождается из земной коры повсеместно. Его концентрация в закрытых помещениях обычно в 8 раз выше, чем на улице. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Другие источники поступления радона в жилые помещения – вода и природный газ. При кипячении воды радон улетучивается, в сырой же воде его намного больше. Основную опасность представляет его попадание в лёгкие с парами воды. Чаще всего это происходит в ванной при приёме горячего душа.

Под землёй радон смешивается с природным газом и при сжигании того в кухонных плитах, отопительных и других нагревательных приборах попадает в помещения.

Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-100 мбэр (0.03-0.1 бэр). Известны пять географических районов на нашей планете, в которых естественный радиационный фон существенно больше, чем в других. Это Бразилия, Франция, Индия, о.Ниуэ в Тихом океане и Египет. Население, проживающее в этих районах, тщательно обследовали. Однако никакой связи между повышенным уровнем радиации и биологическими нарушениями не установлено.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Слайд 10. Динамическая пауза 1 мин. Цель: профилактика утомляемости, использование здоровьесбережения на уроках.

Вижу, что вы немного утомились и предлагаю сделать небольшую динамическую паузу. Для этого Вам всем нужно встать. Уважаемые гости нашего мероприятия вы можете к нам присоединиться и вместе с нами немного размяться!

1. Радиационный фон выше в горах (руки вверх, потянулись)

2.​ Радиационный фон ниже у берега моря (руки опустить, наклониться вперёд)

3.​ Наиболее опасны часы со светящимся циферблатом (круговые движения глазами по часовой стрелке)

4.​ Атомы двигаются хаотично (вибрация всем телом)

Слайд 11. Кейс №3 Практический.

Проанализируйте материал кейса №3 с точки правильно составленной последорвательности

На основе материала разработайте Алгоритм действий  при возникновении ЧС.

Ответы детей.

Слайд 12. Предлагаю сравнить полученный вами алгоритм действий с тем алгоритмом, который нам предлагает Министерство по ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны РФ (МЧС и ГО РФ)

.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:
- выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки;
- на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов;
- территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств;
- перед входом в помещение вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду;
- воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные в магазинах;
- тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0,5%-м раствором питьевой соды,
Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.

3. Итоговая часть урока. Рефлексия.

Итог урока предлагаю выполнить при помощи техники, которая называется «Одним Словом!». В своей индивидуальной карте опишите нашу с вами работу одним словом! Если есть желающие прошу поделиться с нами!

Слайд 13. Благодарю Вас всех за работу. Спасибо! Урок закончен!

Правильный вариант

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ


Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).

Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.

При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННОЙ МЕСТНОСТИ


Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ:

- выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки;

- на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов;

- территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств;

- перед входом в помещение вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду;

- воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные в магазинах;

- тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0,5%-м раствором питьевой соды,

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать лучевой болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...