Главные вкладки

    городской методический семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»
    учебно-методический материал по обж

    Иванченко Изабелла Денисовна

    выступление на городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл keys_tehnologii_obzh.docx20.55 КБ
    Файл ivanchenko_seminar.pptx2.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективное использование Кейс-технологий на уроках ОБЖ и занятиях ДЮП.

                                                                   Плохой учитель преподносит истину,
                                                                                     хороший учит её находить.
    1 слайд                                                                                                             А. Дистервег

    На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте,  учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

    2 слайд

    Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

    Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
     высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

    3 слайд

    При  организации работы с учащимися следует опираться на  характеристики функций кейса:

    Функции кейса

    Характеристика
    функций кейса

    Примеры заданий

    Тренинг

    Тренировка навыков в изменяющихся ситуациях

    Отработка  действий в разных условиях, например, возгорания в разных частях здания

    Обучение

    Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

    Изучение в сравнении, например, пожар в здании школы или магазина

    Анализ

    Выработка умений и навыков аналитической деятельности

    Анализ явлений и объектов, например, горения разных материалов

    Исследование

    Получение нового знания относительно развивающихся объектов

    Работа над исследовательским проектом

    Систематизация

    Систематизация ситуационного знания

    Распределение по признакам статистических материалов, например, составление таблицы «Причины пожаров» по региону и по стране

    Прогнозирование

    Получение сведений о развитии данной системы

    Прогноз событий, возможных последствий несоблюдения требований безопасности

     

     

     

     

     

    4 слайд

    Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

    -Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

    -Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

    - Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ  и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

    -Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения  из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

    5 слайд

            На уроках ОБЖ и занятиях ДЮП используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

    Первый вариант -  учащиеся  изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

    Второй вариант – учащиеся  знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

    Третий вариант – учащиеся  получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

    Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

    6 слайд

    Для успешного осуществления   на уроках ОБЖ и занятиях ДЮП кейс-технологии необходимо использовать  следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

    • Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
    • Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
       кейсом.
    • Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
       жизненная, учебная, научная).
    • Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
       науке.
    • Определение источников и методов сбора информации.
    • Выбор техник работы с данным кейсом.
    • Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
    • Создание заданной модели.
    • Апробация в процессе обучения.

    7 слайд

    Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках  ОБЖ и занятиях дрижины я  использую  разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из   техник  анализа решений проблем на примере внеурочной деятельности проекта «ДЮП» тема  «Труд пожарных», «Причины возникновения пожара.

    1. Работа в группах  (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек,  они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).

    2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

    а) для 1-ой группы:  определяется проблема: как раньше пожарные узнавали о пожаре?
    используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное  поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

    б) для 2-ой группы определяется следующая задача:действия при пожаре в квартире?

    - используется приём:  «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы) 

    в) для 3-ей группы устанавливается проблема: причины возгорания?
    используется приём «Как?»
    Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

    3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют  шаблоны приёмов  различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы,  которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

    4. Далее учитель вызывает представителя  одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой  работы   выходят  специалисты  данной группы и делают (по очереди) краткий  отчёт  о решении проблемы  (регламент 3 минуты).

    5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп. 6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос  учащимся  «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
    (на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают,  таким образом, как они поработали на уроке.
        

    8 слайд

      Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет  использовать различные методы и формы учебной деятельности:  словесные, наглядные,  практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой.

    9 слайд

    Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

    Благодарю за внимание ,готова ответить на ваши вопросы.

     «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Эффективное использование кейс-технологии на уроках ОБЖ Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СШ №19» Иванченко Изабелла Денисовна

    Слайд 2

    Использование кейс-технологии Функции кейса Характеристика функций кейса Примеры заданий Тренинг Тренировка навыков в изменяющихся ситуациях Отработка действий в разных условиях, например, возгорания в разных частях здания Обучение Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов Изучение в сравнении , например, пожар в здании школы или магазина Анализ Выработка умений и навыков аналитической деятельности Анализ явлений и объектов, например, горения разных материалов Исследование Получение нового знания относительно развивающихся объектов Работа над ис следовательским проектом Систематизация Систематизация ситуационного знания Распределение по признакам статистических материалов, например, составление таблицы «Причины пожаров» по региону и по стране Прогнозирование Получение сведений о развитии данной системы Прогноз событий, в озможных последствий несоблюдения требований безопасности

    Слайд 3

    Виды кейсов Иллюстративные Функциональные Нормативные Стратегические

    Слайд 4

    Варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии Обучающиеся изучают материалы кейса заранее, знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым . Учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым. Учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним . Ученика сами составляют кейс.

    Слайд 5

    Технологическая схема создания кейса

    Слайд 6

    Урок c Дружиной юных пожарных Целеполагание и мотивация, выбор экспертов Работа в группах ЗАДАНИЯ ГРУППАМ: Как раньше пожарные узнавали о пожаре? (прием «Софт-анализ») В аши действия при пожаре в квартире? (прием «Цветок лотоса») П ричины возникновения пожаров ( приём «Как?») Выступления групп, работа экспертов, обсуждение выступлений Подведение итогов, рефлексия

    Слайд 7

    Главный результат - формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, выработка умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях!

    Слайд 8

    Использованные ресурсы https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27739 https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2017/06/23/keys-tehnologii-na-urokah-obzh https://kopilkaurokov.ru/obzh/presentacii/primienieniie-kieis-mietoda-na-urokakh-obzh https://evolkov.net/case/case.study.html https://olymp.hse.ru/championship/about https://sites.google.com/a/mgpt.gomel.by/case/ https://infourok.ru/keystehnologii-na-urokah-obzh-2321712.html http://www.informio.ru/publications/id2785/Primenenie-keis-metoda-pri-organizacii-uroka-OBZh https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

    Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

    Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

    данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

    методический семинар "Использование дифференцированного подхода на уроках английского языка"

    quot;Использование дифференцированного подхода на уроках английского языка"...

    Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

    Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

    Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"

    Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"...

    Методическая разработка "Использование кейс - технологий на уроках информатики"

    Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной  из  наиболее  важных  в  теории  и  практике  обучения.  Сегодня  реше...