Подготовка к военно-спортивным играм
методическая разработка по обж (9 класс)

Заболоцкий Василий Васильевич

В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма. Цель работы заключается в рассмотрении влияния военно-спортивных игр на формирование патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno-sportivnye_igry.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Военно-спортивные игры

1.1 Сущность военно-спортивных игр

1.2 Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр

1.3 Место военно-спортивных игр на местности в системе военно-патриотического воспитания

РАЗДЕЛ II Подготовка к военно-спортивным играм

РАЗДЕЛ III Участие школьников в военно-спортивных играх

3.1 Школьные ВСП «Патриот»

3.2 Городские ВСП «Патриот»

3.3 Участие в различных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.

Цель работы заключается в рассмотрении влияния военно-спортивных игр на формирование патриотизма.

Задачи работы:

1.Дать характеристику военно-спортивных игр.

2.Раскрыть влияние военно-спортивных игр на формирование патриотизма.

3. Проанализировать активность школьников в участии в военно-спортивных играх.

Проблема исследования заключается в определении роли военно-спортивных игр в патриотическом воспитании.

Объект исследования: патриотическое воспитание.

Предмет исследования: развитие патриотизма через участие в военно-спортивных играх.

Гипотеза исследования: Если активно привлекать школьников к участию в военно-спортивных играх, то патриотическое воспитание будет более эффективным.

Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. определена роль военно-спортивных игр в разностороннем развитии школьников;

2. показано значение военно-спортивных игр в патриотическом воспитании молодёжи.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе рассматривается общая характеристика военно-спортивных игр. Вторая глава посвящена подготовке военно-патриотическому воспитанию, средствах и методах подготовки к военно-спотивным играм. В третьей главе раскрыто участие школьников в военно-спортивных конкурсах и соревнованиях.

РАЗДЕЛ I ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

1.1 Сущность военно-спортивной игры

Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых. [5,17].

Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

- наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

- ярко военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;

-возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

-в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобразовательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры.

-важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрошенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;

-разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят. [5,19 с ].

Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения

1.2 Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр

В военно-спортивных играх наряду с совершенством владения двигательными навыками необходимо высокая организованность отдельных игроков или групп играющих. Для таких игр характерно коллективная борьба участников за победу своей команды. Игры развивают способность видеть, слышать и запоминать важное, умение скрытно передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в различных ситуациях и условиях  естественной обстановки, преодолевать различные препятствия.

Военно-спортивная игра – более высокая ступень развития военизированной игры. Сложность военно-спортивных игр заключается в том, что при проведении необходимо высоко организованная тактика действий больших коллективов. В ходе этих игр отчетливо проявляются специальная физическая, техническая и тактическая подготовленность игроков.

Огромную роль  военно-спортивные игры занимают в системе военно-патриотического воспитания. Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что юноши с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Роль  игр в военно-патриотическом воспитании заключается прежде всего в том, что эти игры способствуют развития у юношей высоких нравственных чувств, моральных качеств. В процессе игр у юношей воспитываются и закаливаются волевые качества, создаются благоприятные условия для воспитания у них дисциплинированности, настойчивости, выносливости.

В военно-спортивных играх юноши приобретают некоторые военные знания, умения и навыки, подготавливают ребят к успешному усвоению программы начальной военной подготовки.

Военно-спортивные игры является одной из важных форм работы школьников, способствующей освоению программы начальной военной подготовки в средних  классах, военно-патриотическому и физическому воспитанию школьников [3].

Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие.

         Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться.

         Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств . Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.

Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. – эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях военно-спортивной игры.

В военно-спортивных играх студентов в какой-то мере отражается воинский труд взрослых [8,36 с].

Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно [5,20 c]. Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

Учащиеся на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.

На отношение ребят к военно-спортивным играм в значительной мере оказывают влияние методики проведения игр, отношение к играм воспитателей, и прежде всего руководителей.

Какие же качества формируются у ребят в процессе занятий военно-спортивными играми? Какова их роль в военно-патриотическом воспитании школьников?

Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств [10,32 c]. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.

Игровая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Игра всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго рассчитанное действие, игра немыслима.

Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших условий положительного влияния игры на личность человека.

Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки.

Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства , любви к Родине.

Опыт показывает, что действия в процессе военно-спортивных игр вызывают у ребят высоконравственный эмоциональный отклик, активизируют патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны; вызывает стремление с оружием в руках защищать Родину, добросовестно служить в Вооруженных Силах.

Большую роль в жизни и деятельности людей играет чувство коллективизма. Общественная собственность на средства производства, единство идеологии, общность и значительность целей обусловливают взаимопомощь и товарищество людей. Особенно велико значение чувства коллективизма и тесно связанных с ним чувств дружбы, товарищества и взаимной выручки в боевой деятельности российских воинов.

Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки – одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры [7,18 c].

Весь ход игры, взаимоотношения подростков при выполнении поставленных задач, общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят, воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою очередь способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.

Постоянно переживается учащимися в военно-спортивных играх чувство долга и ответственности. Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются. Успешное же выполнение своих обязанностей в игре всегда вызывает одобрение товарищей и порождает у играющего чувство удовлетворения и радости. Все это стимулирует его к более ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.

Военно-спортивные игры способствуют развитию у студентов такого важного качества, как трудолюбие . Приучая ребят в играх проявлять настойчивость в достижении общей цели, преодолевать доступные им препятствия, упорно совершенствоваться в овладении игровыми приемами, проявлять сообразительность, мы способствуем воспитанию у них некоторых характерных черт положительного отношения к труду [6,33 c].

Привлечение участников к труду, к созданию учебно-материальной базы, оборудованию военных кабинетов, строительству спортивных комплексных площадок, общевойсковых полос препятствий, стрелковых тиров, макетов оружия и т.д. имеет большое воспитательное значение. Учащиеся получают наглядное представление о качестве и количестве затрачиваемого труда, приучаются ценить все достигнутое в результате коллективной работы, бережно относиться к результатам труда, у них развиваются практические трудовые навыки.

Военно-спортивные игры способствуют эстетическому воспитанию . Эстетика военного быта всегда привлекала детей. «В военном быту, особенно в быту Красной Армии, - писал А.С. Макаренко, - есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в полезности этой эстетики». Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, вручение оружия, получение приказа, почитание знамени отряда, работы штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят – участников игры – более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств, приучают к порядку, дисциплинированности.

В плане работы по эстетическому воспитанию не должна игнорироваться природа, ее воздействие на эмоциональную сферу ребят. На основе восприятия прекрасного в природе в процессе игр на местности постоянно формируется любовь к природе, родному краю и другие нравственные, а также эстетические чувства.

В процессе военно-спортивных игр воспитываются и закаливаются волевые качества . Значение военно-спортивных игр для формирования волевых качеств студентов определяется, прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи, составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец, проверки всего этого на практике.

В ходе игры создаются условия для многократного проявления участниками инициативы, т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.

В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников.

Дисциплина – основное условие всех военно-спортивных игр [5,14 c]. Нарушение дисциплины в игре отдельными участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву. Это обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую дисциплину в игре. Наблюдения за играми показывают, что ребята перед игрой предупреждают друг друга (особенно недисциплинированных) о необходимости строго соблюдать дисциплину в ходе игры и при разборе о подведении итогов проведенной игры очень резко осуждают нарушивших дисциплину. Это оказывает большое воздействие на недисциплинированных, помогает им исправлять свое поведение.

В игре, принимая на себя определенную роль и обязанности, школьник вступает в известную систему необходимых связей, которая приобретает силу закона.

Дисциплинирующее значение приобретают правила игры. Они обычно раскрывают и цель поведения во время игры, и средства достижения этой цели. Сознательное подчинение правилам и принятым сообща условиям игры приучает к самоконтролю, к ответственному отношению к принятым на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил, ограничению своих личных стремлений к подчинению их условиям игры или взятых на себя обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает у студентов чувство долга и ответственность за совершаемые поступки, способствует формированию навыков и привычек дисциплинированного поведения.

Большое значение имеет военно-спортивная игра в деле воспитания у школьников таких волевых качеств, как решительность и смелость . В играх педагогу, военному руководителю сравнительно легко создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения (при этом главная трудность обычно заключается во множественности или новизне условий или в противоречивости, во взаимоисключающем характере действий или способов их выполнения);

во-вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие; в-третьих, наличие элементов опасности.

Хорошо зная содержание игр, умея организовать их, педагог, военный руководитель может предусмотреть указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось проявить решительность и смелость.

Каждая игра на местности имеет цель, достижение которой, как правило, требует от учащихся больших усилий, настойчивости. Часто можно наблюдать, когда участники игры затрачивают немало труда, чтобы застать противника врасплох, удивить, поразить его неожиданностью, разгадать и разрушить его планы, добиться быстрой и решительной победы. Но противник тоже не дремлет, и отвечает тем же, создавая различные препятствия, для преодоления которых требуется снова, а подчас и неоднократно искать новых путей и средств для одержания победы. Все это способствует воспитанию у участников такого качества, как настойчивость , которая проявляется в умении устранять и преодолевать препятствия на пути сознательно поставленной цели, доводить до конца начатое дело.

Опыт показывает, что ребята, систематически играющие на местности, сравнительно легко переносят длительные лыжные и пешие походы, успешно сдают упражнения и нормы ГТО.

Игра на местности – такой практический вид деятельности, когда участник игры нередко попадает в условия, которые требуют от него быстрой реакции, быстрого мышления, и в то же время он должен правильно, обоснованно решать задачи. Это побуждает его опираться на свой опыт и опыт товарищей, на имеющиеся знания, мобилизовать свои знания и умения на решение стоящей задачи. Поставленная задача концентрирует на себе все усилия играющих, направляет мысль исключительно к одной цели – одержать победу. Сталкиваясь с мышлением участников противодействующей стороны, также решающих задачу, участник приходит к необходимости проявлять военную хитрость, в основе которой лежит как раз инициативность мышления. С каждой новой игрой происходят положительные сдвиги в мышлении. При решении задач в игре все чаще принимаются более правильные, обоснованные решения, участники проявляют все больше и больше выдумки и смекалки, военная хитрость возрастает.

В большинстве игр на местности школьники приобретают знания, умения и навыки в маскировке, т.е. в приспособлении к местности.

Следует также подчеркнуть, что военно-спортивные игры благотворно влияют и на усвоение школьниками программ по ряду общеобразовательных предметов. В процессе игр совершенствуются знания по географии и истории, проводимые беседы на военно-патриотические темы и сама игра помогают ребятам более глубоко осмыслять героические страницы истории нашей Родины.

1.3 Место военно-спортивных игр в системе военно-патриотического воспитания

Военно-спортивная игра является одной из многочисленных форм работы в системе военно-патриотического воспитания. Она широко применяется во многих учебных звеньях учебно-воспитательного процесса.

Игры в учебное время. На уроках по физической культуре применение военно-спортивных игр способствует повышению активности ребят, лучшему усвоению некоторых разделов программы. Учитывая возрастные особенности, занятия по физической культуре рекомендуется чаще проводить на воздухе, а в ряде случаев (легкая атлетика, лыжная подготовка) организовывать периодические выезды в парки или пригороды. Для организации военно-спортивных игр у учителя имеются благоприятные возможности [9,22 c].

Игры на местности в составе юнармейского отряда «Зарница» проводятся с целью отработать действия отряда или навыки по какой-либо специальности (разведчика, стрелка, связиста и др.). Так, для разведчиков, изучающих различные способы наблюдения, маскировки и ориентирования на местности, определения расстояний и др., в качестве практических занятий рекомендуются игры-упражнения на местности «По следу», «Наблюдатели», «Умей маскироваться».

Во время отрядных игр на местности отрабатываются действия юнармейского отряда, проверяется его слаженность. Для этой цели используются игры «Прорваться в тыл», «Бой за высоту», «Три отряда». В этих играх сравнительно легко создаются такие ситуации, когда необходимо проявить свое мастерство и командиру, и его заместителю по политической работе и разведчикам, и связистам, и стрелкам, и санитарам. Успех в таких играх зависит от четкого взаимодействия всех юнармейцев.

Игры на местности в составе юнармейского батальона «Зарница» имеет задачу подвести итог определенному периоду (осенний, зимний, весенний) в занятиях юнармейцев. В этих играх проверяются полученные юнармейцами знаний и умения, слаженность батальона, определяется лучший отряд в батальоне.

Игры на местности в военно-спортивном лагере. Условия воспитательной и оздоровительной работы в лагере представляют особенно благоприятные возможности для организации игр на местности. Игры в лагере являются логическим продолжением тех игр, которые проводились в течение учебного года по планам «Зарница» .

В условиях лагеря ребята проводят игры в составе временных пионерских дружин и отрядов, подразделений, создаваемых на лагерный период.

Формы организации военно-спортивных игр в лагере разнообразны. Игры проводятся регулярно согласно составленному плану (расписанию) на сборах звеньев и отрядов, как эпизодические мероприятия в составе двух или нескольких отрядов, в масштабе лагеря.


РАЗДЕЛ II. Организация и подготовка к военно-спортивным играм в школе

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.  Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

2017 году и в целях реализации государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ школьный спортивный клуб  «Албан»  преобразован в военно-спортивный клуб «АЛБАН» имени Феликса Поморцева, нашего выпускника, капитана ФСБ России, геройски погибшего при службе на Кавказе. Феликс со школьных лет активно занимался спортом и являлся мастером спорта России по баскетболу, кандидатом в мастера спорта России по пауэрлифтингу. Наряду с увековечением памяти героя, основными целями клуба является  военно-патриотическое и спортивно-оздоровительное воспитание детей и подростков, подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Для осуществления работы по данному направлению созданы определенные условия, расширены и укреплены спортивные сооружения школы. Вот уже третий год успешно работает секция пулевой стрельбы, в 2017 году нами выложена полоса препятствия и плац, Построена спортивная площадка «Скаладром»

Имея такие необходимые  ресурсы нам, педагогическому коллективу, намного интересней подходить к своему каждодневному  труду  и легче справиться с поставленными  задачами, такими как:

- активизация физкультурно-спортивной работы и участие всех обучающихся в спортивной жизни школы;

- закрепление и совершенствование умений и навыков обучающихся полученных на уроках физической культуры, формирование жизненно необходимых физических качеств;

- привлечение к спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей  школы;

- профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, выработка потребности в здоровом образе жизни.

         Для реализации задач советом клуба разработан комплекс мероприятий в течении всего учебного  года, которые формируют не только развитие  у наших обучающихся стремление к выполнению своего долга перед Отечеством в важнейших сферах жизни общества, но и приобретения практического закрепления знаний, умений, навыков по общевойсковой подготовке, действиям в чрезвычайных ситуациях, развития важнейших физических и морально-волевых качеств, укрепления здоровья путем регулярных занятий по военно-прикладным видам и другим видам спорта, участия в походах, военно-спортивных соревнованиях (праздниках) и т.д

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что «в школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта». Тир – это место, где можно развить в себе потрясающую меткость и ловкость. Хорошая меткость – не талант, данный от рождения, она нуждается в постоянном развитии.  В нашей  школе особое внимание уделяется  патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В  этом деле играет  огромную роль школьный  тир, который способствует развитию  навыков стрельбы, умению  владеть оружием, готовит юношей  к соревнованиям по  спортивно-прикладным  видам спорта. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований у школьников воспитываются дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей (особенно психологических), трудолюбие, чувство коллективизма. Стрелковый спорт имеет большое образовательное значение. В процессе занятий школьники приобретают новые знания, умения и навыки, изучают закономерности подготовки учащихся к пулевой стрельбе, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д. В  нашем школьном тире имеется электронный тир, для стрельбы из пистолета ПМ,  автоматом АК-74.  При стрельбе из пневматической винтовки установлены камеры за наблюдением стрельбы по  мишени.

Сейчас – в связи с возвращением к сдаче норм ГТО стрельба из пневматической винтовки, становится особенно популярной. Сдать нормативы ГТО по стрельбе несложно, и это испытание может пройти каждый, кто проходит в тире стрелковую подготовку. Стрельба на расстояние 10 метров может показаться очень простой задачей. Однако помните, что если размер мишени составляет 45,5 мм, размер «черного яблока» – 30,5 мм., то диаметр «десятки» – всего 0,5 мм, и для получения высоких результатов нужно тренироваться в тире под руководством инструктора

Силами учителей физкультуры и работников школы под руководством нашего директора 2016 году был построен школьный скалодром который на тот момент являлся единственным скалодромом построенный в школе. Ведь предстоящих Олимпийских играх в Токио Скалолазание  включена в олимпийскую программу и этот новый вид спорта очень быстрыми темпами развивается во всем мире и в нашей республике.

Каждая тренировка на скалодроме направлена на развитие физических и морально-волевых качеств ученика и включает в себя, помимо скалолазания, элементы общей и специальной физической подготовки, подвижные игры и теоретические занятия. Занятия в школе скалолазания не только развивают тело, они воспитывают характер наших учеников, что, несомненно, положительно скажется на поведении юных спортсменов вне скалодрома, на их успеваемости в школе и отношениях со сверстниками.

Одним из важных этапов подготовки школьников к военно-спортивным играм является физическая подготовка. Помимо элементов упражнений физкультуры здесь нужна специальная подготовка такие как преодоление препятствий и для того чтоб подготовить такие качества в школе имеется полоса препятствий. Это сооружение не только создают ощущение боя, но и вырабатывают у школьников ловкость, быстроту реакции, выносливость.

Комплекс замечательно помогает организовывать уроки ОБЖ при ознакомлении с курсом для 10-11 классов по ОВС, для расширения учебной программы физкультуры, служит хорошей площадкой при проведении спортивных эстафет ко Дню  пограничника, МЧС или Дню здоровья. Полоса препятствий довольна проста в освоении поэтому подходит для личных тренировок во внеурочное время.

Тренировки и занятия на полосе обучают у школьников преодолевать всевозможные препятствия, у них появляется сноровка и быстрота принятия решений, организм привыкает к нагрузкам и закаляет в себе выносливость, силу и ловкость.


РАЗДЕЛ III. Участие школьников  в военно-спортивных играх

В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Базой практического исследования является МОБУ НПСОШ №2 города Якутска. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в МОБУ НПСОШ №2 является патриотическое воспитание в нашей школе работает военно-спортивный клуб «Албан» которому 2017 году было присвоено имя Феликса Поморцева выпускника нашей школы который, трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. Культурно-массовые мероприятия проводятся в спортивном зале школы, в тире, в скаладроме, в  спортивной площадке и в полосе препятствий, где во время мероприятий размещена государственная символика Российской Федерации, тем самым прививая учащимся любовь к Родине.

В школе есть свои традиции, которые ежегодно поддерживаются:

1. чествование ветеранов труда и ВОВ;

2. чествование Дней воинской славы Отечества;

3. поздравление  юношей с 23 февраля;

4. участие в митингах, посвящённых Дню Победы и возложение венков к памятнику погибшим воинам т.д..

Составной частью патриотического воспитания в школе является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что прямо или косвенно способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, привязанности к родным местам, формированию патриотических чувств.

Основной формой военно-патриотического воспитания является участие в школьных, городских и республиканских военно-спортивных играх и конкурсах:

- на уровне города учащиеся регулярно участвуют в военно – спортивной игре “Патриот” и комплексной спартакиаде учащихся «Юный Динамовец».

- ежегодно юноши 10 класса проходят  военно-полевые сборы где показывают хорошие результаты по ОФП (подтягивание, бег 100м).

3.1 «Патриот»

Данный конкурс проводится среди общеобразовательных учреждений, военно-спортивных клубов г.Якутска и преследует главную цель - воспитание позитивного отношения к службе в рядах вооруженных Сил РФ.

Основными задачами являются: выявление уровня подготовки допризывной молодежи к службе в армии; поддержка призывников, желающих обучаться в военных образовательных учреждениях.

Организатором военно-спортивной игры выступает управление образования города Якутска. Участвуют 6-8 классы средняя группа и 9-11 старшая группа состав команды 4 девушки и 7 юношей .

Игра проводиться в 3 этапа.

1. Спортивное:

- подтягивание на перекладине для мальчиков;

- отжимание от пола за 30 сек и поднимание туловища за 30 сек для девочек;

2. Военно-прикладное многоборье:

- Стрельба из пневматической винтовки;

- Разборка - сборка АК-74;

- Строевая подготовка;

- Радиосвязь;

3.Интеллектуальный конкурс:

- знание общевоинских уставов;

- знание российской военной истории в рамках школьного курса «История России»;

- знание о героев России;

- творческий конкурс: домашнее задание (представление участника при помощи группы поддержки с обязательным участием конкурсанта).

 Ежегодно наши ученики являются лидерами в таких конкурсах как: «Строевая и физическая подготовка», «Меткий стрелок», «Сборка-разборка АК-74».

3.2 «Юный Динамовец»

Комплексная спартакиада «Юный Динамовец» ежегодно проводят Общество «Динамо» совместно с советом ветеранов МВД с целью развития и совершенствования у учащихся навыков действий в экстремальных условиях, во время дорожно-транспортных происшествий , а также подготовке к службе в Российских Вооруженных Силах.

Участниками игры являются учащиеся общеобразовательных  учебных заведений города. Возраст участников 12-16 лет. Состав команды 8 человек (в том числе 3 девушки). Содержание соревнований:

1 блок: «Спортивное ориентирование» проводится в зале;

2 блок: «Пулевая стрельба »;

3 блок: «Биатлон»;

4 блок: «Командная военно-спортивная полоса препятствий»;

Команда шолы является достойным соперником для команд школ города. Каждый год наши учащиеся занимают первые места в соревнованиях: «Пулевая стрельба», «Оборонно-спортивное многоборье», «Военно-спортивная полоса препятствий».

3.3 «Военные сборы среди 10 классов»

Военно-полевые сборы проводятся среди начальных и средних профессиональных учебных заведений Вологодской области по военно-патриотическому воспитанию, физической культуре и спорту, подготовке к военным профессиям и службе в Российских Вооруженных Силах.

Целью сборов-соревнований является развитие юнармейского движения в Вологодской области.

Основными задачами соревнований являются: выработка у участников качеств, умений и навыков, необходимых для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил и действий в экстремальных ситуациях; воспитание патриотизма, гражданской ответственности за защиту Отечества; приобщение молодежи к героической истории Российского государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны; пропаганда здорового образа жизни.

Участниками сборов являются юноши 10 классов годные по состоянию здоровья.

Военно-полевые сборы  включают в себя следующие учебные места:

«Строевая подготовка »

«Пулевая стрельба»

«Материальная часть автомата»

«Медицина»

«Полоса»

«РХБЗ»

«ОФП»

При анализе результатов участия в военно-полевых сборах видно, что наибольших успехов наши ученики добиваются в таких видах как: «Пулевая стрельба», «Физическая подготовка», «Военно-спортивная полоса препятствий», «Материальная часть автомата ».

Наиболее высокие результаты показывают  в этих сборах юноши которые занимаются  военно-спортивном клубе «Албан».

Для выявления патриотических чувств среди школьников проводился опрос, в который входили следующие вопросы:

1. Я считаю себя патриотом своей страны;

2. Я уверен, у России великое будущее;

3. Я хотел бы жить в другой стране;

4. Я стал бы защищать Родину с оружием в руках;

При анализе ответов получились следующие результаты:

1. Патриотами своей страны считают себя 86 % опрошенных. 14 % сомневаются в ответе.

2. В том, что у России великое будущее никто из опрошенных не сомневается. Все верят в то, что «…не смотря на проблемы, Россия займет достойное место среди высокоразвитых государств мира…».

3. И юноши и девушки без сомнения готовы защищать Родину с оружием в руках.

Для юношей, принимавших участие в военно-спортивных конкурсах и соревнованиях отдельно задавались вопросы:

1. Армия - школа жизни;

2. Я хочу служить в Российской армии;

3. Российская армия - самая сильная на сегодня в мире;

4. Военно-спортивные конкурсы и соревнования изменили моё мировоззрение. Если ДА, то как?

Все участники соревнований ответили, что, только пройдя армию, молодые люди становятся настоящими мужчинами, понимают весь смысл жизни, заново пересматривают все происходящее вокруг и по-настоящему начинают любить Родину.

Все юноши которые занимаются в военно-спортивном клубе «Албан» собираются вступать в ряды Вооруженных Сил и с честью стоять на защите Родины. Никто из них не сомневается, что Российская армия - самая сильная на сегодня в мире.

Заключение

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.

Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.

Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в МОБУ НПСОШ №2 является патриотическое воспитание. Культурно-массовые мероприятия проводятся в спортивном зале, где размещена государственная символика Российской Федерации. При прохождении различных видов мероприятий школьного городского уровня ученики так же пользуются государственной символикой и символикой школы военно-спортивного клуба «Албан», тем самым прививают  любовь к Родине.

Составной частью патриотического воспитания в школе является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в школьных  и городских военно-спортивных играх и конкурсах:

- на уровне города наши учащиеся регулярно участвуют в конкурсе “Патриот” и спартакиаде «Юный Динамовец» .

- каждый год юноши 10 классов стопроцентно все проходят учебно-полевые сборы Основными участниками военно-спортивных конкурсов и соревнований являются учащиеся военно-спортивного клуба «Албан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для подготовки к военно-спортивным соревнованиям и олимпиаде по ОБЖ

Эфеективность данных тестов уже проверена при подготовке к олимпиаде!!...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Занятие военно-патриотического клуба ЩИТ - УТЛ «Комплексная подготовка к практическим этапам военно-спортивных игр»

Лицеисты, члены военно-патриотического клуба ЩИТ – УТЛ, являются постоянными участниками ежегодных различных мероприятий военно-патриотической направленности:-...

Презентация и тезисы «Военно-спортивная игра «Боец», как одна из форм военно-патриотического воспитания в подготовке старшеклассников к службе в армии»

Реализовывая  военно-патриотическое воспитание в кадетском корпусе, нами используется большое разнообразие форм работы с кадетским классом, одной из  которых является военно-спортивная игра ...

Интернет-ресурсы для подготовки к военно-спортивным играм и конкурсам

В документе представленны ссылки для подготовки к военно-спортивным играм, патриотическим  конкурсам и соревнованиям....

Военно-спортивная подвижная игра "А вам слабо?", посвященная дню "Защитника Отечества"

В игровой деятельности  подростков значительное место занимают подвижные игры. Подвижными называются игры, содержащие разнообразные виды  бега, прыжков, метаний, преодоление препятствий, пер...

Благодарность за помощь в подготовке и направлении команды для участия в XI Всероссийской военно-спортивной игре "Кадеты Отечества"

Благодарность за помощь в подготовке и направлении команды для участия в XI Всероссийской военно-спортивной игре "Кадеты Отечества"...