Безопасность дорожного движения
презентация к уроку по обж (5 класс)

Ридигер Александра Анатольевна

История первых транспортных средств. Как выглядели дороги в древности. Какими были первые правила дорожного движения. День рождения светофора. Знаки дорожного движения, их виды. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВИЛАМ В городе кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить. Когда случится подъехать к перекрестку, осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться. На мостах карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро. Для хождения пеших, подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, дабы тем не мешать ходить пешком. На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать.

Слайд 9

Первый светофор появился в Англии в 1868 г. Это был газовый двухсекционный фонарь(красный и зеленый ) Третью секцию (желтый цвет) заменял регулировщик. Он свистел в свисток, предупреждая, что один сигнал вот - вот сменится другим. В России первый трехсекционный светофор появился в 1929 г. в Москве.

Слайд 10

Пешеходный Транспортный

Слайд 11

Каждый знак имеет свою форму и цвет. На них нанесены различные рисунки, буквы, слова. Все знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки приоритета, сервиса, дополнительной информации. Всего существует 233 дорожных знака.

Слайд 12

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ Эти знаки предупреждают водителей о возможной опасности на дороге. Они имеют форму треугольника с красной каймой. Перегон скота Сужение дороги Извилистая дорога Крутой подъем

Слайд 13

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ Эти знаки разрешают движение пешеходов и транспорта в указанном месте и направлении. Они имеют форму круга синего цвета Круговое движение Пешеходная дорожка Велосипедная дорожка Движение прямо или налево

Слайд 14

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ Эти знаки запрещают движение пешеходов и машин. Они имеют форму круга белого цвета с красной каймой. Обгон запрещен Движение запрещено Подача звукового сигнала запрещена Движение пешеходов запрещено

Слайд 15

ЗНАКИ СЕРВИСА Эти знаки сообщают о расположении населенных пунктов, стоянок, остановок транспортных средств, пешеходных переходах. Они имеют форму квадрата или прямоугольника синего цвета. Место отдыха Кемпинг АЗС Пункт питания

Слайд 16

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ Такие знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, и об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Место стоянки Подземный переход Пешеходный переход

Слайд 17

Пешеход, водитель, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может.



Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала
"Безопасность дорожного движения"
для обучающихся 5 классов

Цели:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Развитие творческих способностей детей.

Задачи:

– познакомить с историей возникновения дорожных правил;

– научить различать дорожные знаки;

– повторить правила уличного движения для пешеходов;

– развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  • Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.
  • Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.
  • Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.
  • Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.
  • Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия:

1. Введение (вступительное слово преподавателя-организатора ОБЖ).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

2. Основная часть:

Дороги

История строительства дорог и информация об особенностях движения по ним уходит в далекое прошлое. «Требите пути и мостите мосты», – приказывал киевский князь Владимир Святославич (980-1015 гг.).

В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

 Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Так и подписали "Дорога для пешеходов" Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР. Люди стали ходить по тротуару.

Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.

Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».

Историческая справка. Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».

Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: «В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности».  Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.

Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: «Это место опасно». Так древнеримская «служба движения» предупреждала путешественников о крутом повороте. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.

Дорожные знаки

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. В 1868 г. в Лондоне установили железнодорожный семафор с цветным диском. Но он не оправдал себя. И на их месте появились регулировщики. Держать огромную армию регулировщиков оказалось не совсем выгодно.

И в 1914 г. в городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала – красный и зеленый и управлялся вручную. А уже в 1918 г. на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_2.jpg

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_3.jpg

Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.

Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_4.png

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_5.jpg

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_6.png

У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_7.png

Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_8.jpg

Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_9.png

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_10.png

Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.

Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета. 

Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов.

http://io.nios.ru/foto/Articles/027/619_11.png

Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. 

ДОКЛАД ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Всемирной организацией здравоохранения был опубликован доклад, в котором представлена статистика гибели людей в результате дорожных аварий. В докладе сказано, что к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия обгонят в качестве причин смертности СПИД и инсульты.

Более 1 млн. 200 тыс. человек и еще 50 млн. получают травмы. Ежедневно на дорогах погибают более 3 тыс. человек, большая часть которых - молодые люди от 15 до 44 лет.

Статистика утверждает, что ежедневно в автомобильных авариях погибают 95 человек – одна смерть каждые 15 минут.

Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: 
1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест: 35-40% 
2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30% 
3. Неподчинение сигналам светофора: 10-15% 
4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%

Подведение итогов урока.

Пешеход, водитель, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может.

Рефлексия: составление синквейна или диаманты на тему безопасности дорожного движения и их презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

ПРОЕКТ по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"

ПРОЕКТ по организации работы по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"...

Игра "Street racing" по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

Методическая разработка предназначена для повышения интереса учащихся к изучению правил дорожного движения. Подготовительная часть позволяет, проявить творческие способности учащихся. Теоретическая ча...

Сценарий агитбригады по правилам дорожного движения "Вместе- к безопасности дорожного движения"

Сценарий  разработан для выступления на районном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения "Светофор"....