Классный час «Алкоголю скажем «нет»»
классный час

Власова Ольга Васильевна

Классный час «Алкоголю скажем «нет»» предназначен для детей с нарушением интеллекта от 13 до 17 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

    Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект классного часа. Классный час «Алкоголю скажем «нет»» предназначен для детей с нарушением интеллекта от 13 до 17 лет. В начале занятия поставлена проблема, в результате которой дети должны объяснить своё отношение, выразить свои эмоции. Ребятам предложены сообщения, просмотр фильма, после чего необходимо сделать выбор: пить или не пить. Во время чтения басни, выступления с сообщениями, происходит коррекция дикции, фонематического слуха, выработка техники чтения; идет работа по формированию умения работать на публику. На занятии присутствуют различные методы подачи информации, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности. В итоге классного часа дети подтвердили отрицательное воздействие алкоголя на организм человека, установили значимость здорового образа жизни.        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Цель:

     способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни

   

  Задачи:

     1. образовательная:

  • повысить информационность подростков о вреде алкоголя;
  • выделить свойства алкоголя и его влияние на живые организмы;

     2. воспитательная:

  • формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков;
  • выявить причины, побуждающие подростка попробовать алкогольные напитки;

3. коррекционно-развивающая:

  • корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
  • корректировать речь, память, внимание, фонематический слух на основе выразительного чтения стихотворений, басни, сообщений.                            

     

     Словарная работа: «аврал», «пищеторг», «депре́ссия», «взбалмошный».

     Оформление: презентация «Алкоголю скажем «нет»», ролик на тему: «Влияние алкоголя на здоровье человека», рисунки по теме «Здоровый образ жизни».

     Предварительная работа: подбор роликов, составление презентации, проведение опытов, выразительное чтение басни С. Михалкова «Непьющий воробей», чтение рассказа А.Серафимовича «Гуси», подготовка сообщений.

                                                           

План:

  1. Организационный момент.
  • Организация класса. Приветствие гостей.
  • Сообщение темы, целей занятия.
  1. Основная часть
  1. Вступительное слово.
  2. Чтение и обсуждение басни С. Михалкова «Непьющий воробей».
  • Причины употребления алкоголя
  • Поводы распития спиртных напитков
  • Дидактическая игра.

Физ. Минутка. «Поздороваемся».  

3. Исследовательский блок.

  • Свойства алкоголя и его влияние на различные живые организмы.
  • Влияние алкогольных напитков на организм человека (просмотр роликов, работа по схеме).
  • Проблемы, связанные с алкоголем.

4. Борьба с алкоголем в нашем городе.

III.  Заключение.

  • Подведение итогов.

    I.Организационный момент

     Организация класса.

Приветствие гостей. 

     Постановка темы и цели воспитательского часа

 - Ребята, чтобы узнать цель и тему нашего классного часа, я прошу вас послушать стихотворение, в котором описан подлинный случай, происшедший под Новосибирском в Академгородке. Жуткая трагедия, в одно мгновенье унесшая жизнь сразу трех человек. Сын замерз, отец удавился, а мать умерла – не выдержало такого ужаса ее материнское сердце…

     Чтение и обсуждение стихотворения «Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?»

 «Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?

Возьмем картошку в гараже.        

Пойдем, сынок, пока не поздно,

А то девятый час уже.

Декабрь – опять аврал у мамы,

Две смены с ночи до утра…

Поужинаем нынче сами.

Да не копайся ты, пора»

Он долго рассуждал дорогой

О том, чем кормится семья,

Не магазином, слава Богу,

А что картошка есть своя.

Придя в гараж, отец машину

Погладил ласково рукой.

Подумал, повернулся к сыну

И говорит ему: «Постой,        

Я кое-что придумал, Федя,

Ты здесь побудь пока внутри…

Я прогуляюсь до соседа,

А ты картошки набери.

Поговорю насчет резины…

Дверь я запру…» и он ушел

К соседу – мимо магазина,

Чтоб было с чем присесть за стол…

Проснулся дома на рассвете.

В прихожей свет, разбит трельяж…

Все тихо! Сына дома нету!

И вдруг, как обухом: «Гараж!»

Не помня, как полуодетый,

Добрался он до гаража.

Хрипел, как зверь: «Сыночек, где ты?!»

Стуча зубами и дрожа,

От ужаса землисто-серый,

Ключом нащупал щель замка…

Не глядя, как к железной двери

Примерзла голая рука,

Рванул…

Пронзителен и тонок

Замерших петель ржавый стон…

И в ледяных слезах ребенок

Упал со стуком на бетон…

…Скрипя, покачивалось тело

В петле ременной на крюке.

А в Пищеторг письмо летело:

«План снова выполнен везде».

Словарная работа: «аврал», «пищеторг».

- О чем это стихотворение?

- Зачем отец пошёл в магазин?

- Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).

- Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).

- Да, ребята, сегодня мы будем говорить об алкоголе. И тема нашего занятия: «Алкоголю скажем «нет»».

 Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и сделать свой выбор: пить или не пить.

     II. Основная часть

     1. Вступительное слово

- Не так мало людей, которые сталкиваются с проблемой злоупотребления алкоголем, они разного возраста и профессий. Но проблема у них одна.

- Какая проблема у этих людей?

- В вашем окружении есть люди, которые пьют?

- Вам это приятно?  (нет, порой даже стыдно)

- А как вы думаете, с чего начинается пьянство?  (Послушайте басню С. Михалкова.)

     

2. Чтение и обсуждение басни С. Михалкова «Непьющий воробей».

Во время птичьего банкета                                                                                     

Заметил Дятел – тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушка в бокале –

Вода! Фруктовая вода!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердил свое: «Не пью! Не пью!»

«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -

Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!»

Со всех сторон стола несутся голоса.

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей уже до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!»

Наш скромный трезвенник недолго продержался –

Все разошлись, он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет!

- Вы прослушали басню Сергея Михалкова, а теперь мы ее обсудим:

  • Куда пришел Воробей?
  • Пил ли Воробей во время птичьего банкета?
  • Почему Воробью пришлось «приклювить полбокала»?
  • Что он услышал потом? («Раз взялся пить, так пей уже до дна!»)
  • Чем закончился банкет для Воробья?
  • А вам приходилось быть в такой ситуации, когда вам предлагали пить?
  • Смогли бы вы отказаться? Как это сделать?

- На примере басни давайте выделим причины, которые ведут к употреблению алкоголя, когда человек первый раз тянется к рюмке.

* в компании друзей под давлением.

* чтобы не отличаться и не показаться слабым.

* из интереса, со своим другом.

* на празднике, где много людей, и много пьют.

* для храбрости.

* заглушить страх, боль, депрессию.

Словарная работа: «депре́ссия».

-  Ребята, мы с вами выделили, самые распространенные причины пристрастия к спиртным напиткам.

- А поводов напиться очень много. Вот как английский поэт Роберт Бернс перечисляет поводы для пьянства. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство – без причин.

(Перевод С. Я. Маршака)

- С кем можно сравнить человека, который пьёт?

 Один арабский мыслитель в 13 веке Абу – ль – Фарада написал, что человек, употребивший спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит как животное. Сначала – как павлин, потом – как обезьяна, затем – как лев, и наконец – как свинья.  

- Объясните, почему человека сравнили с этими животными.                                                                                                                                    Дидактическая игра. Соотнесите животное и качество его характеризующее.  

павлин - красивый, великолепный

обезьяна – веселая, взбалмошная

Словарная работа: «взбалмошный».

лев – храбрый, сильный

свинья – грязная, некультурная                                                                                            

- Вы хотите так выглядеть?                     

Физ. минутка. Упражнение – энергизатор «Поздороваемся».  

- Что обозначает слово «здравствуйте»? («желаю здравия» — быть здоровым) Мы сейчас поздороваемся друг с другом, пожелаем друг другу здоровья. Сначала поздороваемся с вами так, как здороваются люди разных народов. Для этого станьте в круг рядом со мной.

  • по-американски. Хлопаем по плечу соседа и говорим «Хеллоу».
  • по-гавайски. Хлопаем над головой в ладоши и сталкиваемся бедрами с соседом «Алоха».  
  • по-японски. Руки складываем ладонями перед собой «Яххо!».
  • по-эскимосски. Тремся носиками.
  • как северный олень. Стучим ножками, соединяя колено с коленом соседа.

3. Исследовательский блок.

- Ребята, а сейчас мы поговорим о том, какой вред организму наносит алкоголь.

 Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. В классе мы с вами тоже проводили опыты.

На основе экспериментов наши эксперты приготовили сообщения на тему «Влияние алкоголя на живые организмы». 

Первый эксперт: Влияние алкоголя на развитие растений.

Цель опытов: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

  1. Ход опыта: Семена гороха положили в чистую воду, они проросли. Потом вылили чайную ложку спирта, ростки гороха стали слабыми, неспособными к жизни. Затем добавили еще 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибли.

  1. Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого мы взяли две чашки, на дно которых поместили вату и по 10 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет.

                    №1                                                         №2          

Вывод: спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.                      

Второй эксперт: Влияние алкоголя на пчёл.

Ученые установили, при попадании спиртного раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, забывая о работе.

Вывод: у животных и птиц поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.

Третий эксперт: Влияние алкоголя на птиц.

 Писатель А.Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: Вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют.

Вывод: В таком состоянии гусей ловят просто «голыми руками».

- Ребята, давайте, сделаем вывод, как алкоголь влияет на живые организмы. (Опыты показали, алкоголь вреден для живых организмов).

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть ролики на тему: «Влияние алкоголя на здоровье человека» (Просмотр роликов 7-9 мин.)

 

 - Ребята, вы просмотрели ролики, какие последствия для здоровья человека имеет алкоголь. (Работа по схеме «Влияние алкоголя на здоровье человека»)

Вывод: алкоголь губит наш организм.

- Вам нужно рисковать своим здоровьем? Вы хотите быть здоровыми?

  • Пьянство не только губит здоровье, но приносит очень много проблем.

4. Борьба с алкоголем в нашем городе.

- Ребята, а у нас в городе ведется борьба с пьянством? Зачем?

- Вы тоже нарисовали рисунки. Что вы в них выразили? (свое отношение к проблеме алкоголя).

III. Заключение

Подведение итогов.

- Наш классный час подошел к концу.

- Что нового вы сегодня узнали?

  • алкоголь губит живые организмы.
  • алкоголь вредит здоровью человека
  • чтобы быть здоровым не надо пить                                                                    

- Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор?

- Я думаю, что наш разговор не прошёл даром. Вы правильно сделаете свой выбор. Спасибо за внимание. Берегите себя!