Классный час "Алкоголь и подросток"
классный час (7 класс) на тему

Классный час для обучающихся 7-8 класса. Материал разработан в соответствии с требованиями к ФГОС. Имеется конспек классного часа., презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kl.chasa_.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В Федеральном законе № 273 "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 01.09.2013 года, заострено внимание на охране здоровья обучающихся, которая включает в себя профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ (ст.41 п.7).

Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья подростков, в частности по недопущению их приобщения к алкоголю.

Работе по профилактике употребления психо - активных веществ среди подростков в последнее время уделяется все больше и больше внимания. Это направление становится приоритетным в работе классных руководителей. Так как современное общество все еще характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений, таких, как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями - вот те предпосылки, которые обеспечивают алкоголизму прочные позиции в обществе.

Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда
особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма
и        других        форм        зависимого        поведения.

Часто причинами начала употребления алкоголя являются социально-психологические
сложности подросткового возраста, психологические проблемы процесса взросления.
В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно "познают мир", в то же
время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих
особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает
необходимость предупреждения начала экспериментирования с алкоголем, вызывающим
зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни,
здоровья        и        психологического        благополучия        в        разных.       ситуациях.

Лучшая  методика  борьбы  с  употреблением   алкоголя  и  девиантным  поведением - профилактика. Можно преподносить множество сведений о том, как следует относиться к своему здоровью, но лишь активная личностная позиция самого человека сделает его таковым. Поэтому профилактическая работа предполагает, в первую очередь, воспитание и

2


обучение,  основанное  на  полноценном развитии  ребенка как  личности,  как  субъекта

деятельности и как индивидуальности. Для реализации этих идей мероприятие "Алкоголь и

подросток"       построено       с      учетом      системно       -      деятельностного      подхода.

Цель:

Создание условий для формирования у обучающихся полезных навыков здорового образа

жизни и негативного отношения к употреблению алкоголя.

Задачи:

  1. Способствовать овладению подростками представлениями об алкоголизме, о механизмах формирования зависимости.
  2. Формирование у школьников отрицательного отношения к употреблению всех видов алкогольной продукции.

3.Привлечение подростков к активному участию в моделировании жизненных ситуаций через ролевую игру, что способствует выработке у них адекватных приемов поведения в обстоятельствах, связанных с риском потери здоровья.

  1. Развитие способностей обучающихся к критическому мышлению, к социальному взаимодействию и сотрудничеству.
  2. Развитие системы взаимодействия специалистов органов системы профилактики, медработников и социально - психологической службы школы. Оборудование:

Мультимедийная презентация, макет внутренних органов человека, дидактический материал, бумага, карандаши. Библиографический список:

  1. Андреева Г.М. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи. М., 1998.-271 с.
  2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2, Под ред. Н.А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.

3. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. - М.: Просвещение, 2002. - 78 с.

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Проспект, 2013.-160с.

5.  http://nsportal.ru/shkola/sotsialinaya - pedagogika

6  http://www.referat.ru/ referat/view/29837

7  http://prozavisimost.ru/alkogolizm/profilaktika- alkogolizma.html

3


1.Актуализация проблемы ("Мозговой штурм" в результате которого определяется тема и задачи мероприятия)

1. Учитель: Народная китайская мудрость гласит:"Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага." И это относится к любому пути, в каждый момент перед тобой выбор -пойдешь ты по пути разума или по дороге, которая приведет тебя к бездне.

Вопрос учителя: Ребята как вы думаете о чем эта пословица, и что может привести человека
к бездне? (Ответы обучающихся, которые фиксируются учителем на доске в виде схемы)
(Приложение№ 1)        

игромания

курение        алкоголизм

ведущие к бездне

правонарушения        токсикомания

2. Обучающиеся самостоятельно определяют тему занятия.

Учитель: Какие из перечисленных причин встречаются наиболее часто и являются легальными? (алкоголизм и курение). Я сегодня с вами хочу поговорить об явлении, которое наносит ущерб не только собственному здоровью, но и социально - опасно для окружающих. Как вы думаете, о чем пойдет речь о курении или об алкоголизме? ( При необходимости объяснить термин социально - опасный)

Обучающиеся отвечают - об алкоголизме.

На нашем занятии присутствуют гости, которые помогут нам сделать правильные выводы и получить компетентную информацию о затронутой теме. Это Ботыгина СВ. - педагог -психолог, Анисимова А.Н. - социальный педагог, Земских М.Б. - медицинский работник МБОУ, Кисленко Е.С. - инспектор по делам несовершеннолетних г. Шенкурска.

П. Выявление границ" знания" и" незнания" обучающихся об алкоголизме.

4


1.Учитель: Что вы знаете об алкоголизме?

(заполняется столбик) ЗНАЕМ

УЗНАЛИ (Заполняется при рефлексии)

1. грязная одежда

2. трясущиеся руки

3. отечное лицо

4. неприятный запах от человека

5. бродяжничают

6. имеют различные заболевания и др.

Учитель:

Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в

банках и бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален. Национальный

совет по алкоголизму утверждает, что ежегодно от алкоголя погибает 98 тысяч человек - в

это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы,

самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем. Не один другой наркотик не

может похвастать таким массовым уничтожением молодых людей обоего пола, каждый

пятый из которых является у нас бытовым пьяницей.

Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители

облегченно вздыхают, когда узнают, что их чада" всего лишь" пьют. Иные родители даже

поощряют своих детей к выпивке. Пологая, что"не запретный" плод будет менее сладок.

Однако, как правило, все  происходит как раз наоборот. За последние годы заболеваемость

алкоголизмом среди подростков выросла в 5раз.

Чем же грозит человеку увлечение алкоголизмом?

2. Работа в парах.

Для начала сформулируем определение понятий алкоголь и алкоголизм.

Из групп слов попробуйте составить определения (задание на карточках)

(Приложение №2)

алкоголизм


вещество вредное для здоровья


заболевание

алкоголь


вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков

которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке

характеризующееся  влечением к ним и приводящее к психическими физическим расстройствам.

Проверка : (сличение с эталоном) слайд 4

Алкоголь - это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине,

шампанском, водке.

5


Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующее влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

3.        Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом
алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и отечной багровой
физиономией. Это верно, но в тяжелой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не
подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением. Так
что же влияет на формирование алкогольной зависимости?

Социальный фактор; культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные

перегрузки.

Биологический фактор: наследственная предрасположенность, по данным исследований до

30%   детей,   чьи   родители   злоупотребляли   алкоголем,   могут   быть   потенциальными

алкоголиками.

Психологический   фактор:   психоэмоциональные   особенности   личности,   способность   к

социальной адаптации и противостоянию стрессам.

Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1-2 года).

Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе человек. У подростков,

которые начинают употреблять алкоголь, зависимость развивается в 3-4 раза быстрее, чем у

взрослых и может сформироваться в течение нескольких месяцев. Подростковый алкоголизм

носит тяжелый злокачественный характер, приводит к деградации личности.

Один зарубежный исследователь поставил жестокий эксперимент на собственных детях. Он давал им ежедневно по 100 грамм легкого виноградного вина. Сразу после приема дети становились оживленными, задорными, очень бойкими.но довольно скоро их охватывала вялость, а затем сонливость. Занимались они с трудом, почерк у них портился, они становились неуклюжими. При вычислении они допускали множество ошибок, им сложно было заучивать тексты, еще сложнее своими словами пересказать прочитанное. В школе поведение их ухудшалось, становилось более беспечным, а успеваемость неуклонно снижалась. Как мы видим, привыкание к алкоголю в детском возрасте происходит очень быстро, а последствия катастрофические. Подросток тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло - все перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учете врача - психиатра или помещаются в психиатрическую клинику.

4.        Обратите внимание на экран:

По данным Центра социологических исследований Минобразования России употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодежи с 11-24 лет. Средний возраст начала употребления алкоголя - с 13 лет. Около 40% детей впервые познакомились с алкоголем в возрасте от 11 до 14 лет, в том числе:

  • на дискотеках и в клубах - 32%
  • в компаниях -52,3%
  • в учебных заведениях - 5,8%
  • в одиночестве - менее 4%

Цифры ужасающие. Так почему же начинают пить подростки? Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.

5. Задание. Почему начинают пить подростки: (расставьте цифры в порядке убывания)

(Приложение №3)

6


  • поднять настроение
  • преодолеть чувство скованности, стеснения
  • не отставать от других, чувствовать себя "своим"
  • так принято, по традиции
  • забыть о неприятностях
  • ощущение бессмысленности жизни
  • острые ощущения
  • от скуки

6.        Очень часто молодых людей в пьянство втягивают друзья и знакомые. Давление
ровесников - это принуждение, которому вы должны противостоять. Принуждение,
подражание кому - либо способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на
принятие собственных решений и умению действовать самостоятельно. Существуют
различные виды давления, которые принуждают вас делать то, что порой не хочется.

Виды давления:

  • давление друзей, делается в дружеской форме. "Не хочешь попробовать?"
  • косвенное, искушающее давление; приглашение человека попробовать алкоголь без прямого давления. "Саша приглашает на вечеринку,   большинство ребят там будут пить и курить"
  • давление "дразнилок" и "кличек". "Давай не будь курицей (идиотом, маменькиным

сыночком) Попробуй."

  • тяжелое давление. "Давай лучше выпей, или ты мне больше не друг"," Боишься? - Ты трус"

Нужно  смело  и уверенно  сказать  "нет"  Ребята предложите свои варианты отказа от предложения друзей выпить, (ответы детей)

7.        Действительно, при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение
повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными,
разговорчивыми. Многие прошли через эту, на первый взгляд, такую безобидную стадию. Но
сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем.

Алкоголь оказывает пагубное влияние на все клетки организма человека. Проникнув в организм, алкоголь начинает вести свою разрушительную работу. Давайте рассмотрим физиологические аспекты алкоголизма.

Алкоголь воздействует на организм разными способами. Он обрушивается на органы пищеварения и кровообращения, на головной и спинной мозг. Твои кровеносные сосуды расширяются, ты чувствуешь прилив тепла. Сигналы из того участка мозга, который управляет твоими движениями, попадают к местам назначения весьма искаженными, и степень их искаженности зависит от количества выпитого. В результате язык начинает заплетаться, в глазах двоиться, ходить прямо ты уже не сможешь, а руки трясутся. Но, словно всего этого недостаточно, некоторые колесики в твоей голове перестают вертеться, а именно эти колесики отвечают за здравый смысл - вот почему упившийся Вова или Петя рассказывает древний анекдот, сам умирает со смеху, и в конце концов, его бросают в углу наедине с собой.

Алкоголь убивает. Тысячи человек умирают ежегодно только лишь от алкогольного отравления. Для того чтобы отправиться на тот свет, вам вовсе не обязательно напиваться до

7


бесчувствия, вполне достаточно дозы, которую не выдержит сердце или с которой не справится печень! Степень опьянения зависит от твоих габаритов, количества алкоголя , его крепости, от скорости, с которой ты его выпил, от количества пищи в твоем желудке, от того насколько хорошо в тот день работал твой организм. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

8 .Задание:

Ребята перед вами макет внутренних органов человека. Давайте отметим органы, которые являются мишенями для поражения алкоголем (отмечают фишками - кругами) (Приложение №4)

  • ЦНС (центральная нервная система) - нарушения психики, координации
  • ССС (сердечно - сосудистая система) - гипертония, инсульт
  • Репродуктивная система - дети с патологиями
  • Печень - цирроз, дистрофия
  • Пищеварительная система - гастриты, язвы

Ребята что это означает? (ответы детей)

Алкоголь разрушает практически все органы человека.

9. Ролевая игра.(Правильность ответов оценивают специалисты системы профилактики, медработники, педагог психолог, социальный педагог) Обучающиеся делятся на 4 группы:

  1. группа - медицинские работники. Обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на здоровье;
  2. группа - спортсмены. Обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на физическую подготовку человека;

3        группа - психологи. Обсуждают вопрос об отрицательном воздействии алкоголя на психику
человека;

4        группа - социальные работники. Обсуждают вопрос об отрицательном воздействии
алкоголя на семью и воспитание детей ;

Вот каковы последствия алкоголизма. Давайте подумаем , как избежать употребления спиртных напитков, попытаемся найти способы решения жизненных проблем без употребления алкоголя.

III. Рефлексия. Учитель: В начале занятия мы с вами определили, заполняя таблицу, то что мы знали об алкоголизме. Сейчас заполним второй столбик таблицы, что мы узнали на этом занятии.

(заполняется столбик) ЗНАЕМ

УЗНАЛИ (Заполняется при рефлексии)

1. грязная одежда

1. алкоголь повреждает практически все органы

2. трясущиеся руки

2. алкогольная зависимость - это болезнь, которая сложно поддается лечению

3. отечное лицо

3. решающую роль в формировании алкоголизма играют три фактора: социальный, биологический, психологический

4. неприятный запах от человека

4. алкоголь содержится в вине, шампанском, водке, пиве

5. бродяжничают

5.     узнали     виды     давления,     которые

8


используются для вовлечения подростков в распитие спиртных напитков

6. имеют различные заболевания и др.

6. узнали методы противостояния давлению

7. употребление алкоголя подростками приводит к быстрому привыканию

Учитель: Завершить наше мероприятие хочется словами Джека Лондона

"Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно лёгкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъём, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей".

И помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: Как дела, подросток?

Классный час на тему: Как дела, подросток? Цель Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного н...

Семинар для классных руководителей Подросток

Информация для проведения семинара...

Классный час «Преступление и подросток»

В данной разработке затронуты вопросы о видах юридической ответственности при нарушениях. Ведь тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток ...

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

классный час - "Я - Подросток"

Цель: подвести  подростка к знанию: особенностей возраста, правил гигиены, основ здорового  питания, видов физической нагрузки для совершенствования тела.Задачи:образовательные: познакомить ...

Классный час "Когда подросток преступает закон"

Методическая разработка классного часа об ответственности несовершенолетних за правонарушения и преступления....

Классный час в 5-8 классах классный час «Подросток и алкоголь»

Сценарий классного часа по теме: «Подросток и алкоголь» по профилактике употребления психоактивных веществ. Направленный на профилактику негативных проявлений в молодежной среде, пропаганд...